Конспект классного часа МАТ не НАШ ФОРМАТ для ДЕКАДЫ «ШКОЛА – ТЕРРИТОРИЯ БЕЗ СКВЕРНОСЛОВИЯ»
Пояснительная записка
1.
Автор (ФИО, должность)
Ясас Ольга Геннадьевна – педагог дополнительного образования БОУ г. Омска «СОШ № 109 с УИОП»,
Захарова Елена Сергеевна – учитель информатики БОУ г. Омска «СОШ № 109 с УИОП»
2.
Название ресурса
Классный час «Мат не наш формат»
3.
Вид ресурса
Конспект
4.
Предмет, УМК
русский язык, русская литература
5.
Цель и задачи ресурса
Цель: сформировать у подростков негативное отношение к сквернословию.
Задачи:
предметные
- обучить основам анализа и оценки собственной речи;
- расширить словарный запас и кругозор подростков;
метапредметные
- сформировать у подростков установку на красивую и грамотную речь;
личностные
- воспитать чувство ответственности за речевое поведение.
6.
Возраст учащихся, для которых предназначен ресурс
Для учащихся 11-13 лет
7.
Программа, в которой создан ресурс
Microsoft Office Word 2007
8.
Методические рекомендации по использованию ресурса
Данный классный час рекомендован для проведения в комплексе декады «ШКОЛА – ТЕРРИТОРИЯ БЕЗ СКВЕРНОСЛОВИЯ».
Сценарий классного часа реализуется в комплексе «конспект и презентация на данную тему»
9.
Источники информации
1. Умные мысли, мудрые высказывания великих и известных http://russiahousenews.info/art-story/umnie-misli-mudrie-viskazivaniya-velikih
2. Энциклопедия современного языка - http://ojargone.ru/
Декада «Школа – территория без сквернословия»
Название мероприятия
Ответственный
День
В школе размещаются плакаты с цитатами о правильной речи,
о рус. языке, о речевом поведении
Заместители директора по воспитательной работе
День
В школьном радиоэфире Радиопередача «Говорить по-русски правильно!» Выпуск первый с участием учеников начальных классов
Руководитель Пресс-службы
День
Вечер поэзии в старших классах «Вначале было слово»
Курирующий завуч
День
В школьном радио эфире Радиопередача «Говорить по-русски правильно!» Выпуск второй с участием учеников средней школы
Руководитель Пресс-службы
День
Конкурс плакатов
«Великий и могучий»
Кл. руководители
Учителя ИЗО
День
В школьном радиоэфире Радиопередача «Говорить по-русски правильно!» Выпуск третий с участием учеников старших классов
Руководитель
Пресс-службы
День
Классный час
«МАТ НЕ НАШ ФОРМАТ»
(сценарий прилагается)
Кл. руководители
Зам. директора по ВР
День
Мастер – класс с приглашением профессиональных актёров
МО учителей рус. языка и лит-ры
День
Конкурс дикторов для проведения школьных радиопередач (4, 8, 10 кл.)
Пресс-служба,
жюри.
День
Подведение итогов декады
Зам. директора по воспитательной работе
СЦЕНАРИЙ классного часа
«МАТ не наш формат»
для учащихся 5-8 кл.
Авторы:
Ясас Ольга Геннадьевна – педагог дополнительного образования,
Захарова Елена Сергеевна – учитель информатики БОУ г. Омска «СОШ № 109 с УИОП»
Описание материала: Предлагаем Вам методическую разработку по воспитанию уважительного и бережного отношения к русскому языку, культуры речевого поведения.
Методическая разработка «МАТ не наш формат»
Цель: сформировать у подростков негативное отношение к сквернословию.
Задачи:
предметные
- обучить основам анализа и оценки собственной речи;
- расширить словарный запас и кругозор подростков;
метапредметные
- сформировать у подростков установку на красивую и грамотную речь;
личностные
- воспитать чувство ответственности за речевое поведение.
Форма проведения: беседа, КТД.
Оформление кабинета: плакаты, фото, экран, проектор.
Демонстрационный материал: плакаты, рисунки и фото, мультимедийная презентация, карточки.
Предварительная подготовка: подбор необходимой литературы, материалов для оформления, работа с ведущими классного часа, учащимися в роли: корреспондента, юриста (лирическое отступление), подготовка кабинета согласно требованиям СанПиН.
Ход классного часа:
СЛАЙД № 1
ПРОЛОГ
СЛАЙД № 2
Учитель: «Когда типа кумарит, когда в натуре рвёт башню
от голимых глюков о том, какой блин, на хазе напряг – ты один мне в кайф,
крутой, пацанский, отпадный чисто русский базар»
Всем ли понятно о чём идёт речь? Переводим.
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!
И.С. Тургенев
СЛАЙД № 3
Дети, подготовившие цитаты произносят с места, например:
Язык - слуга и господин.
Язык – это очки, без которых нам не разглядеть окружающий мир.
Язык – это тюрьма, из которой нам никогда не удастся сбежать.
Язык – наш друг и наш враг одновременно.
СЛАЙД № 4
Учитель: Любой язык изменяется под влиянием различных факторов: внешних и внутренних. Он как будто следит за нами и фиксирует все самые важные наши проблемы и больные места. Он не даёт ни соврать, ни обмануть самих себя. Общество становится криминальнее и язык вслед за ним. Общество поддаётся чужому влиянию, и язык отражает это. Меняясь, язык начинает влиять на всех людей говорящих на нём. Состояние современного русского языка можно охарактеризовать словами А.С.Пушкина «Кругом невежества убийственный позор».
Мы сами безжалостно портим, уродуем, бездумно искажаем наш «великий и могучий» и к Тургеневским словам хочется добавить: «О терпеливый русский язык!» Невеликий и не могучий язык вряд ли вынес бы всё, что делаем с ним мы, русскоговорящие люди!
Давайте вспомним «про себя», сколько раз уже сегодня вы услышали или произнесли сами некрасивых, нецензурных, а проще сказать матерных слов?
Печальная была бы статистика..
А давайте - наоборот!!!...
СЛАЙД № 5
ИГРА «40 добрых слов»
Правила:
1. Делятся на команды участники.
2. Выдается по одному листу бумаги и карандашу командам для записи ДОБРЫХ СЛОВ.
3. Время для записи слов 3 минуты.
4. После окончания 3-х минут представители каждой команды зачитывают слова по очереди. Повторений добрых слов не засчитываются.
5. Побеждает та команда, у которой больше добрых слов.
СЛАЙД № 6
Виктор Ерофеев на презентации своей книги сказал: «Через 10 лет мы все поголовно будем разговаривать матом. И просто перестанем его замечать». Очень хочется верить, что этого не произойдёт, потому что в молодёжной среде есть ребята, которых искренне заботит актуальная тема, поднятая сегодня.
СЛАЙД № 7
Лирическое отступление читает учащийся.
Мне 16 лет. Что с нами происходит?! На человека, который не ругается матом, смотрят как на ненормального. Ругнуться последними словами в обществе парней и даже девчонок, считается хорошим тоном (даже нормой). Что делать?! Многие из моих сверстников уже не могут объяснить свою мысль, не прибегая к бранным выражениям, словам - паразитам. Ещё немного – и мы деградируем. Давайте бороться! Но как? Люди отзовитесь!!!
(Из Интернет послания школьника)
СЛАЙД № 8
Слово – это энергия, которая несёт огромную информацию.
«Словом можно убить, словом можно спасти». Слово – это дар Божий. Среди православных верующих живёт предание, что пресвятая Дева Богородица особо просит у Господа спасения России, ибо Россия есть Дом Богородицы, один из уделов на земле. Но молясь за православную Россию, Пречистая Дева Мария отказывается поминать в своих молитвах тех, кто ругается матом. И в русском народе издавна матершинников именовали богохульниками.
«Сквернословие – не что иное, как таинственное вибрационное оружие, которое при некоторых обстоятельствах может и погубить» - утверждают Психологи. Внимательно послушав разговоры молодых людей, которые привыкли ругаться матом и используют отдельные нецензурные слова в качестве связующего типа «вот», «значит», можно услышать грубую, лаящую, как бы сказали музыканты, «грязную» речь.
К сожалению, сквернословие и матершина в последние годы получили настолько широкое распространение, что бороться с этим пагубным явлением стало значительно сложнее.
СЛАЙД № 9
ИГРА «Узнай слово»
Правила:
1. Делятся на команды участники.
2. Выдается командам по одной карточке и карандашу.
3. У каждой команды одинаковые слова, перечисленные через запятую (устаревшие русские слова и слова, которые стали нарицательными, употребляемые в современное время в брани).
4. Задание: разделить все слова в карточке на две категории - бранные и небранные.
5. Время на задание - 3 минуты.
4. После окончания 3-х минут представители каждой команды зачитывают слова, давая для каждого толкование по очереди, если одна из команд не согласна, то дает свое толкование слова, доказывая тем самым свое верное решение.
5. Побеждает та команда, у которой больше правильных слов.
ПРИМЕР СЛОВ: акрида, аноха, анчутка, байбак, баланда, бдеть, Параша, швыркать, шваль, хибать, ублюдок, пендюх, кадушка, простофиля, олух, мымра, скотина, сволочь, сука, мать.
СЛАЙД № 10
И так, вопросы для обсуждения, вам, дорогие учащиеся:
? Почему молодые люди употребляют ненормативную лексику?
? В чём необходимость этого явления?
? Чем, по-вашему, можно объяснить столь широкое распространение непарламентских выражений?
? Стоит ли бороться со сквернословием?
? Как осуществлять эту борьбу более эффективно?
Предлагаемые вопросы подросткам обсуждаются командами в течение 3-х минут, а затем, выработав общее мнение, каждая команда предлагает свои ответы.
Выходит учащийся в роли юриста и говорит:
СЛАЙД № 11
Кодекс об административных правонарушениях гл. 20, ст. 20.1 расценивает нецензурную брань как мелкое хулиганство, т.е. нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам или другие действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан - влечёт наложение административного штрафа в размере от 5 до 15 минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до 15 суток.
СЛАЙД № 12
Как хочется верить в то, что мы все вместе сумеем воплотить в жизнь мудрость поэта XVI века Мухамедьяра Махмуда:
ЭПИЛОГ
Язык людской!
Будь в силе и красе,
Будь прям и прав –
Исправимся мы все!
Спасибо всем за участие и стремитесь не только быть красивыми внешне, но и красиво выражать свои мысли!
цђЗаголовок 115