Национальные традиции и национальные идеи на уроках литературы
Национальные традиции и национальные идеи на уроках литературы
Толмачева М.Г., МБОУ «СОШ № 10 с углубленным изучением отдельных предметов».
г. Ангарск
Вряд ли сейчас возможно говорить о существовании единой русской национальной идеи, которая, как формула успеха, помогла бы нашей стране преодолеть существенный идеологический крен и вывести Россию на тот самый заветный путь, который обязательно приведет страну к заветной цели и поможет обрести долгожданное спокойствие, стабильность и благополучие.
Терзания современной школы, раздираемой противоречиями и модернизацией, очевидны всем.
Отсутствие единства нации зримо наблюдается всюду и, по словам Н. Скатова, члена – корреспондента РАН, директора Пушкинского Дома:
«В нынешних условиях следует говорить о некоем синтезирующем идеологическом комплексе, который может сложиться лишь в результате общих усилий, да и то в качестве только определяющего вектора, а не в качестве тезиса, формулы, афоризма». Но первым условием и предпосылкой появления такой идеи должно выступить спасение нации. «Что толку в любых самых хитро придуманных национальных идеях, если самой нации не будет», - пишет автор. Именно поэтому наиболее важное значение в современной школе должно уделяться духовному формированию человека и основ нравственных ценностей.
Сегодня, когда мир вступает в этап глобализации социальных, экономических, технических и информационных процессов, система образования остается тем двигателем развития общества, который требует к себе первоочередного внимания. Именно она способна восполнить пробелы массовой дегенерации культуры и отодвинуть опасность духовного разложения нации. Образование – тот самый важный экономический ресурс, который закладывается в школе, развивается в обществе и используется на протяжении всей жизни.
Сегодня обществу недостаточно только качественного образования, т.к. само по себе оно не является гарантией успеха. Современному человеку необходимо верить в то, что завтрашний день принесет ему стабильность, а основы стабильности может заложить стабильная семья. Если мы воспитаем поколение, умеющее не только развиваться экономически, но и самосовершенствоваться на основе духовно-нравственных основ русской классической литературы, это будет означать, что образование тесно связано с жизнью и её нравственным осмыслением.
Переход к демократии в России сопровождается всеобщим кризисом, порождением национальных конфликтов, нарушений семейных традиций и нравственных норм. «Политика российских властей привела к тому, что в 90-х г.г. XX в. в стране были преданы забвению такие ценности, как патриотизм, коллективизм, взаимопомошь, взаимподдержка, дружба», - пишет Х.Г. Адзиев. Именно эти качества долгие десятилетия культивировала русская классическая литература, а учитель словесности всегда являлся врачевателем человеческих душ. Воспитательный потенциал уроков словесности трудно переоценить, т.к. все позитивные качества, необходимые современной семье, могут формироваться на основе гуманистического воздействия русского Слова.
Пренебрежение ролью гуманитарных наук, отказ от воспитательных функций образования ведёт к технологизации общества. Т. Рузвельту приписывают слова: «Дать образование и не внушить моральных принципов – значит воспитать еще одну угрозу обществу». Роль школы и уроков словесности в создании не только символов духовного знания, но и в формировании архетипов Семьи, Дома, Родины, Чести трудно переоценить.
История семьи связана с социальными, экономическими и политическими явлениями общества и судьбы литературных героев дают возможность убедиться в этом. Чтение «Тихого Дона» М. Шолохова, «Белой гвардии» М. Булгакова, «Доктора Живаго» Б. Пастернака, «Пастуха и пастушки» В.Астафьева и др. произведений литературы XX в. дают возможность не только увидеть процесс обновления общества, но и задуматься над социально-экономическими аспектами индивидуальной, семейной и общественной жизни, над внутрисемейными отношениями и нравственными традициями. Авторы произведений дают возможность подросткам прикоснуться к решению вечных вопросов и вступить в процесс творческого постижения мира, человеческого рода через самостоятельное представление о действительности.
Сравнительный анализ при чтении литературы XIX и XX в.в. дает возможность задуматься над словами В.Г. Распутина: «Нравственный крен общества искоренить будет куда труднее, чем социальный или экономический».
Воспитание национального самосознания напрямую зависит от духовного уровня учителя и культуры его педагогического труда. Задача уроков литературы – пробудить потребность в творческом отношении к труду, чтению, жизни, самообразованию. Чтение хорошей художественной литературы даёт возможность избежать ошибок, извлечь оптимистические и пессимистические, трагические и бессмертные уроки литературы .
Справедливы и поучительны слова русского ученого С. Вендерова: «Русская литература всегда была одной из тех святынь, в общении с которой человек становился чище и лучше». Язык и отечественная словесность составляют тот арсенал, который необходимо использовать для раскрытия внутренних сил народа и начала воспитания семейных отношений. Эстетически образованный человек, воспитанный на основе соборности и духовности русской классики, свою семью тоже будет строить на основе нравственных ценностей.
15