Рабочая учебная программа основы духовно-нравственной культуры народов России
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8 г. ПОРОНАЙСКА
Рассмотрено на заседании МО
Протокол от 31.08.2015 № 1
Руководитель:
Зорина С.А._________
Согласовано.
.2015
Зам. директора по УВР
Стецко Е.Ю_________ Утверждаю.
Приказ от ____2015 №
Директор МБОУ СОШ № 8 г. Поронайска
Сафенкова Е.Н. _______
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ
5 КЛАСС
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ 1 ГОД
СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ
ПОД РЕДАКЦИЕЙ ВИНОГРАДОВОЙ Н. Ф.
УЧИТЕЛЬ: ЕЛИСЕЕВА В.И.
Поронайск, 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования» на основе примерной образовательной программы по учебному предмету « Основы духовно-нравственной культуры народов России» автор Н.Ф. Виноградова, с учётом Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторы: А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков, Основной образовательной программы ФГОС МБОУ СОШ № 8 г. Поронайска (стандарт основного общего образования по Основам духовно-нравственной культуры народов России).
Данная рабочая программа составлена на основе следующих нормативных актов
Конституция РФ (ст.13, 14)
Закон «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012, Закон СО «Об образовании»
Закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ст. 5)
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования»
Письмо Министерства образования и науки РФ от 19.04.2011 г. № 03-255 «О введении государственного образовательного стандарта общего образования»
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М. , 2011
Приказ Министерства образования и науки РФ от 25 мая 2015 г. № 08-761 «Об изучении предметных областей «ОРКСЭ» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Примерный учебный план для общеобразовательных учреждений Сахалинской области на 2015-2016 учебный год
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов.
Приказ Минобрнауки РФ от 31.03.2014 № 253 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год".
Основной образовательной Программы ФГОС МБОУ СОШ № 8 г.
Учебного плана МБОУ СОШ № 8 г. Поронайска 2016 учебного года.
Цель курса: «Основы духовно-нравственной культуры народов России» призван обогатить процесс воспитания в школе не только новым содержанием (ознакомление с традиционными религиями Российского государства), но и новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований. Исходя из этого особое значение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность.
Задачи курса:
совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремиться к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию;
углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования;
осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека имеет истоки в повседневной жизни, народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах;
становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в том, что отношение общества определяется не его принадлежностью к определённому этносу, не религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к Родине, уважения к народам, населяющим её, к их культуре и традициям;
организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур; пятиклассники продолжают работать с рубриками учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков», «По страницам священных книг»;
отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде (рубрика учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы);
последовательное введение новых терминов и понятий, культуроведческого и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика)
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» продолжает формирование первоначальных представлений о светской этике, традиционных религиях России, их роли в культуре, истории и современности нашей страны и всего мира. Материал учебника дает возможность расширить и систематизировать знания о великой российской культуре, о нравственных ценностях, которые являются основополагающими для нашей многонациональной страны.
В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности. Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний обучающихся сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе.
Таким образом, характеризуя данный учебный предмет, следует подчеркнуть его интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию.
Учебный курс разбивается на следующие основные разделы:
1.Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением российской культуры в мировом сообществе (раздел «В мире культуры»).
2.Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории страны (разделы «Нравственные ценности российского народа», «Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир»).
3.Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада различных религий в формирование законов и правил жизни в обществе (раздел «Религия и культура»).
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в основной школе является частью всего учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего, «Обществознания», «Литературы», «Истории», «Изобразительного искусства».
Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их возрастными и познавательными возможностями: у детей 10-12 лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Пятиклассники могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.).
ВЕДУЩИЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ, ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ:
Форма обучения: урок.
Типы уроков:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний (УИПЗНЗ);
Комбинированный урок (КУ);
Урок комплексного применения знаний (УКПЗ);
Урок обобщения и систематизации знаний (УОСЗ)
При изучении курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Используются следующие методы:
словесные;
наглядные,
практические, проблемно-поисковые и методы самостоятельной работы;
репродуктивные;
индуктивные и дедуктивные.
Применение перечисленных методов обучения в их оптимальном сочетании при изучении курса обеспечит практическую направленность учебного процесса, будет способствовать созданию реальных возможностей для получения учащимися новых знаний и совершенствования универсальных учебных действий, создаст условия для применения их в практической деятельности, исключит формальный подход и механическое усвоение фактов и теоретических сведений.
ФОРМЫ И ВИДЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Беседа. При организации и проведении беседы на уроке учителю необходимо владеть способами установления, поддержания и активизации механизмов обратной связи. В основе беседы лежит хорошо продуманная система логически связанных вопросов, которые по содержанию и форме соответствуют уровню развития учащихся и особенностям изучаемой темы. Беседа может быть репродуктивного или эвристического характера. В первом случае предполагается сознательное усвоение и последующее воспроизведений учащимися знаний. Беседа эвристического характера нацелена на стимулирование и мотивацию учебной деятельности учащихся, на создание проблемных ситуаций.
Интервью. Эта форма учебной деятельности может быть использована как в урочной, так и во внеурочной деятельности учащихся в качестве пролонгированного домашнего задания (например, взять интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников, представителей педагогического коллектива школы). Также в формате интервью может осуществляться рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы. Вопросы для интервью должны быть разработаны самими учащимися, а полученные ответы могут использоваться в дальнейшем, например, в качестве материала для создания проблемных ситуаций. Также результаты проведения интервью по особо важным разделам курса могут лечь в основу большого итогового проекта, который предполагается презентовать по окончании обучения.
Драматизация (театрализация). Эта форма организации учебной деятельности обладает большой привлекательностью для младших школьников, т.к. по своей сути близка к игре, а также предоставляет им возможности для самопрезентации. Однако необходимо помнить, что необходимый педагогический эффект драматизации достигается при условии активного участия детей в деятельности на всех этапах: написание сценария, распределение ролей, режиссура, сценография, костюмирование и т.д., каждый из которых может быть поручен определенной творческой группе. Драматизация может быть включена в урок в качестве иллюстративного фрагмента или презентации выполнения домашнего задания, либо стать результатом долгосрочной проектной работы учащихся.
Составление словаря терминов и понятий способствует систематизации и усвоению материала курса. При составлении понятийного словаря учащиеся должны не просто осмыслить изучаемое явление и отобрать или сформулировать наиболее удачное определение понятия, но и мотивировать свой выбор, объяснить, почему данное понятие является значимым, определяющим для данной культуры.
Составление галереи образов. Эта работа направлена, прежде всего на формирование образного восприятия изучаемого материала, на установление внутренних связей курса не только на теоретическом, но и на визуальном уровне. Еще одна важная задача, решаемая организацией такой работы – формирование культурной эрудиции учащихся. Содержанием Галереи образов может стать самый разнообразный наглядный материал: фотографии, иллюстрации, репродукции картин, фотографии и изображения культовых сооружений, фотографии музейных экспозиций, костюмы, ритуальные и бытовые предметы, характерные для рассматриваемой религиозной культуры.
Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе – требование современной методики и ориентация на интересы и возможности учащихся. Информатизация является также и средством оптимизации процесса обучения.
В сети Интернет учащиеся могут найти необходимый иллюстративный материал практически для каждого урока, самостоятельно его оформить. Обратившись за помощью к сети Интернет и средствам мультимедиа, учитель и дети получают возможность отбора материала, наиболее адекватного для восприятия конкретного класса.
Обращение на уроке к пространственным искусствам – живописи, скульптуре, архитектуре позволяет максимально сконцентрировать внимание учащихся на ключевых характеристиках изучаемого, осуществить процесс «свертывания» информации. Рассматриваемые сюжеты и образы должны быть репрезентативны и выражать основные идеологические, эстетические и этические доминанты изучаемой духовной культуры, которые реконструируются в результате эстетической рефлексии учащихся.
Задания на дом в процессе изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» должны иметь творческий, поисковый или проблемный характер. Желательно, чтобы каждый учащийся выполнил 2-3 творческие и 3-4 поисковые работы, т.е. задания этого типа, предлагаемые в поурочном планировании, могут быть распределены равномерно на протяжении изучения курса.
Для осуществления образовательного процесса используются элементы следующих технологий: ИКТ, игровая, проектная, личностно-ориентированное обучение, здоровьесберегающие технологии, интерактивная технология
Основным средством обучения является учебник, который построен в полном соответствии с программой обучения. Вместе с тем, учитель может использовать разнообразные средства ИКТ, что обогатит содержание и методы проведения уроков.
ФОРМЫ, СПОСОБЫ, СРЕДСТВА ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
Система оценки результатов обучения выстроена на основе положения «о системе оценивания обучающихся» приказ № 161-о от 31.08.2012 по МБОУ СОШ № 8 г. Поронайска.
При преподавании курса ОДНКНР предполагается безотметочная система оценивания уровня подготовки обучающихся. Оценка результатов предусмотрена в рамках последнего, завершающего раздела курса, в форме «Зачтено» - «Незачтено» в графе «Оценка за год».
«Зачтено» ставится в случае:
Посещения учебных занятий не менее 30%
Выполнения не менее 5 индивидуальных творческих работ
Выполнения 3 коллективных творческих работ учащихся и их обсуждения в классе.
При оценивании достижений обучающихся во время изучении курса ОДНКНР предлагается качественная взаимооценка в виде создания и презентации творческих проектов. Результаты подготовки и защиты творческих продуктов и проектов учитываются при формировании портфолио обучающихся.
Результаты индивидуальной и групповой проектной деятельности (обязательно для всех обучающихся) представляются в форме творческой работы любого вида.
Проверка теоретических знаний по предмету предполагает ответы на вопросы, тесты с выбором правильного ответа, отгадывание кроссвордов по изученным темам, творческие проекты, исследовательская деятельность которых основана на теоретическом материале.
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
1. Культуроведческий принцип;
2. Принцип природосообразности;
3. Принцип диалогичности;
4. Принцип краеведения;
5. Принцип поступательности.
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся является важнейшей составляющей многих предметов. В процессе изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» школьники получают возможность систематизировать, расширять и углублять полученные знания и представления об окружающем мире, о прошлом и настоящем родной страны, духовно-нравственной культуре, осмысливать свою идентичность как члена семьи, школьного коллектива, региональной общности, гражданина страны.
Срок реализации рабочей учебной программы 1 год
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Базисный учебный план на изучение ОДНКНР в основной школе отводит 1 учебный час в неделю, в количестве 17 часов за учебный год в первом полугодии,
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОДНКНР
В соответствии с ФГОС основного общего образования содержание данного предмета определяет достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Личностные результаты представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:
Осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству;
Чувство привязанности и любви к малой Родине, гордости за своё Отечество, российский народ, историю России (элементы гражданской идентичности);
Принятие норм нравственного поведения;
Проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога;
Стремление к развитию интеллектуальных, нравственных и эстетических потребностей;
Вторая группа результатов определяет социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
Понимание особой роли многонациональной России в современном мире
Формирование ценностей многонационального народа России
Воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, семье;
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета:
способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения предмета, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разной форме;
овладение методами познания, логическими операциями и действиями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
способность решать творческие и проблемные задачи, развивать логическое мышление;
Умение строить свою совместную деятельность в соответствии с поставленной задачей и культурой коллективного труда.
Предметные результаты нацелены на решение образовательных задач:
овладение целостными представлениями о том, как складывалась культура общества и каким должен быть человек, чтобы о нем говорили «культурный, духовно богатый», понимание того, что необходимо уважать других людей, терпимо относиться к их культуре и вероисповеданию;
овладение представлениями о том, какую роль играет семья в жизни человека, что семейные ценности являются неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры общества, и о том, какой вклад в духовное величие российской культуры внесли традиционные религии разных народов;
умение различать основные религии народов России, описывать памятников культуры, используя основные и дополнительные источники информации;
Расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
ОСНОВНОЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
Критерии результатов усвоения курса Инструментарий
Предметные результаты:
- знание и принятие ценностей;
- понимание светской и религиозной морали для выстраивания конструктивных отношений;
- осознание и принятие нравственной нравственности и духовности в жизни. Тесты, контрольно-измерительные материалы.
Составление словарей терминов и понятий.
Защита проектов.
Метапредметные результаты Творческие работы.
Участие в конференциях, диспуты.
Ролевые игры, тренинги.
Личностные качества Карта наблюдений, диагностика качеств личности.
Портфолио.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Наименование тем Количество часов В том числе практических и контрольных
1 В мире культуры 2 1.1 Величие многонациональной российской культуры 1 1.2 Человек – творец и носитель культуры 1 2 Нравственные ценности российского народа 7 2.1 «Береги землю родимую, как мать любимую». 1 2.2 Жизнь ратными подвигами полна. 1 2.3 В труде - красота человека 1 2.4 «Плод добрых трудов славен» 1 2.5 Люди труда 1 2.6 Бережное отношение к природе. 1 2.7 Семья- хранитель духовных ценностей 1 3 Религия и культура 5 3.1 Роль религии в развитии культуры 1 3.2 Культурное наследие христианской Руси 1 3.3 Культура ислама 1 3.4 Иудаизм и культура. 1 3.5 Культурные традиции буддизма 1 4 Как сохранить духовные ценности 2 4.1 Забота государства о сохранении духовных ценностей. 1 4.2 Хранить память предков 1 5 Твой духовный мир. 1 5.1 Твой духовный мир 1 Итого: 17 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. В мире культуры. 2 час.
Величие российской культуры.
Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К.Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р.Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.).
Человек – творец и носитель культуры.
Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа.7 час.
«Береги землю родимую, как мать любимую».
Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.).
Жизнь ратными подвигами полна.
Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом.
В труде – красота человека.
Тема труда в фольклоре разных народов (сказках,легендах, пословицах).
«Плод добрых трудов славен…».
Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии.
Люди труда.
Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.).
Бережное отношение к природе.
Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России.
Семья – хранитель духовных ценностей.
Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.
Раздел 3. Религия и культура. 5час.
Роль религии в развитии культуры.
Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества.
Культурное наследие христианской Руси.
Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря.
Культура ислама.
Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь.
Иудаизм и культура.
Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.
Культурные традиции буддизма.
Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности. 2 час.
Забота государства о сохранении духовных ценностей.
Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями.
Хранить память предков.
Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.
Раздел 5. Твой духовный мир. 1 час.
Что составляет твой духовный мир.
Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС – 17 ЧАСОВ
№
урока Тема урока Тип урока Планируемые результаты Характеристика деятельности учащихся Вид контроля Оборудование Дата
Предметные МетапредметныеЛичностные План Факт
Раздел 1. Вмире культуры. 2 час
1 Величие
многонациональной российской
культуры УИПЗНЗ)овладение целостными представлениями о том, как складывалась культура общества и каким должен быть человек, чтобы о нем говорили «культурный, духовно богатый», понимание того, что необходимо уважать других людей, терпимо относиться к их культуре и вероисповеданию;
овладение представлениями о том, какую роль играет семья в жизни человека, что семейные ценности являются неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры общества, и о том, какой вклад в духовное величие российской культуры внесли традиционные религии разных народов;
умение различать основные религии народов России, описывать памятников культуры, используя основные и дополнительные источники информации;
Расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения предмета, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разной форме;
овладение методами познания, логическими операциями и действиями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
способность решать творческие и проблемные задачи, развивать логическое мышление;
Умение строить свою совместную деятельность в соответствии с поставленной задачей и культурой коллективного труда.
Осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству;
Чувство привязанности и любви к малой Родине, гордости за своё Отечество, российский народ, историю России (элементы гражданской идентичности);
Принятие норм нравственного поведения;
Проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога;
Стремление к развитию интеллектуальных, нравственных и эстетических потребностей;
Вторая группа результатов определяет социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
Понимание особой роли многонациональной России в современном мире
Формирование ценностей многонационального народа России
Воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, семье;
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Учебный диалог: чтение и обсуждение текста учебника. Рассматривание и анализ иллюстративного материала: «Что мы можем сказать о профессии этих людей? Чем они прославили Россию?» Восприятие и оценка информации, представленной в видеофильме. Выделение главной мысли рассказа учителя о жизни и творчестве Шолом-Алейхема. Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему «Словесный портрет выдающегося деятеля культуры России» Устный опрос Учебник, ПК, мультмедийный проектор 2 Человек – творец
и носитель
культуры КУ овладение целостными представлениями о том, как складывалась культура общества и каким должен быть человек, чтобы о нем говорили «культурный, духовно богатый», понимание того, что необходимо уважать других людей, терпимо относиться к их культуре и вероисповеданию;
овладение представлениями о том, какую роль играет семья в жизни человека, что семейные ценности являются неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры общества, и о том, какой вклад в духовное величие российской культуры внесли традиционные религии разных народов;
умение различать основные религии народов России, описывать памятников культуры, используя основные и дополнительные источники информации;
Расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения предмета, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разной форме;
овладение методами познания, логическими операциями и действиями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
способность решать творческие и проблемные задачи, развивать логическое мышление;
Умение строить свою совместную деятельность в соответствии с поставленной задачей и культурой коллективного труда.
Осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству;
Чувство привязанности и любви к малой Родине, гордости за своё Отечество, российский народ, историю России (элементы гражданской идентичности);
Принятие норм нравственного поведения;
Проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога;
Стремление к развитию интеллектуальных, нравственных и эстетических потребностей;
Вторая группа результатов определяет социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
Понимание особой роли многонациональной России в современном мире
Формирование ценностей многонационального народа России
Воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, семье;
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Чтение и обсуждение текста учебника «Человек- творец и носитель культуры». Конструирование схем: «Человек-носитель культуры», «Человек-творец культуры» . Восприятие и оценка информации, представленной в рассказе учителя «Что такое этика?». Учебный диалог: обсуждение высказывания Аристотеля об этике. Совместная деятельность в группах: объяснение значения пословиц и поговорок разных народов. Работа с рубриками «Жил на свете человек» и « Для любознательных» Оценка сообщений Учебник, ПК, мультмедийный проектор Раздел 2. Нравственные ценности российского народа.7 час.
3 «Береги землю
родимую, как мать
любимую» УИПЗНЗ)овладение целостными представлениями о том, как складывалась культура общества и каким должен быть человек, чтобы о нем говорили «культурный, духовно богатый», понимание того, что необходимо уважать других людей, терпимо относиться к их культуре и вероисповеданию;
овладение представлениями о том, какую роль играет семья в жизни человека, что семейные ценности являются неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры общества, и о том, какой вклад в духовное величие российской культуры внесли традиционные религии разных народов;
умение различать основные религии народов России, описывать памятников культуры, используя основные и дополнительные источники информации;
Расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения предмета, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разной форме;
овладение методами познания, логическими операциями и действиями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
способность решать творческие и проблемные задачи, развивать логическое мышление;
Умение строить свою совместную деятельность в соответствии с поставленной задачей и культурой коллективного труда.
Осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству;
Чувство привязанности и любви к малой Родине, гордости за своё Отечество, российский народ, историю России (элементы гражданской идентичности);
Принятие норм нравственного поведения;
Проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога;
Стремление к развитию интеллектуальных, нравственных и эстетических потребностей;
Вторая группа результатов определяет социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
Понимание особой роли многонациональной России в современном мире
Формирование ценностей многонационального народа России
Воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, семье;
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Объяснение значения пословиц и поговорок о Родине и патриотических чувствах. Чтение текста «Нюргун Боотур- стремительный» и составление словесного портрета героя. Оценка образца словесного портрета, представленного учителем. Совместная деятельность в парах: чтение и обсуждение башкирской легенды об Урале-батыре. Рассматривание иллюстраций к текстам, анализ и оценка выразительных средств. Учебный диалог «Обсудим вместе»: сравнение эпических героев. Устный опрос Учебник, ПК, мультмедийный проектор 4 Жизнь ратнымиподвигами полнаКУ овладение целостными представлениями о том, как складывалась культура общества и каким должен быть человек, чтобы о нем говорили «культурный, духовно богатый», понимание того, что необходимо уважать других людей, терпимо относиться к их культуре и вероисповеданию;
овладение представлениями о том, какую роль играет семья в жизни человека, что семейные ценности являются неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры общества, и о том, какой вклад в духовное величие российской культуры внесли традиционные религии разных народов;
умение различать основные религии народов России, описывать памятников культуры, используя основные и дополнительные источники информации;
Расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения предмета, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разной форме;
овладение методами познания, логическими операциями и действиями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
способность решать творческие и проблемные задачи, развивать логическое мышление;
Умение строить свою совместную деятельность в соответствии с поставленной задачей и культурой коллективного труда.
Осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству;
Чувство привязанности и любви к малой Родине, гордости за своё Отечество, российский народ, историю России (элементы гражданской идентичности);
Принятие норм нравственного поведения;
Проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога;
Стремление к развитию интеллектуальных, нравственных и эстетических потребностей;
Вторая группа результатов определяет социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
Понимание особой роли многонациональной России в современном мире
Формирование ценностей многонационального народа России
Воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, семье;
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Работа с информацией, представленной в тексте. Выделение главной мысли рассказа-дополнения учителя. Работа с рубрикой «Картинная галерея»: описание героя картины. Чтение и оценка информации из текстов об участии в Великой отечественной войне представителей разных народов России.
Устный опрос Учебник, ПК, мультмедийный проектор 5 В труде - красота
человека КУ овладение целостными представлениями о том, как складывалась культура общества и каким должен быть человек, чтобы о нем говорили «культурный, духовно богатый», понимание того, что необходимо уважать других людей, терпимо относиться к их культуре и вероисповеданию;
овладение представлениями о том, какую роль играет семья в жизни человека, что семейные ценности являются неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры общества, и о том, какой вклад в духовное величие российской культуры внесли традиционные религии разных народов;
умение различать основные религии народов России, описывать памятников культуры, используя основные и дополнительные источники информации;
Расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения предмета, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разной форме;
овладение методами познания, логическими операциями и действиями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
способность решать творческие и проблемные задачи, развивать логическое мышление;
Умение строить свою совместную деятельность в соответствии с поставленной задачей и культурой коллективного труда.
Осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству;
Чувство привязанности и любви к малой Родине, гордости за своё Отечество, российский народ, историю России (элементы гражданской идентичности);
Принятие норм нравственного поведения;
Проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога;
Стремление к развитию интеллектуальных, нравственных и эстетических потребностей;
Вторая группа результатов определяет социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
Понимание особой роли многонациональной России в современном мире
Формирование ценностей многонационального народа России
Воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, семье;
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Чтение и определение главной мысли текста. Объяснение значения пословиц(поговорок). Совместная деятельность в парах: чтение и анализ текста татарской сказки «Звездочка Зухра». Чтение и анализ текста «Микула Селянинович». Коллективная оценка выполнения задания, обобщение: «Почему Микула Селянинович стал героем народных былин?». Анализ сказки К.Д.Ушинского «Два плуга», выделение главной мысли. Устный опрос Учебник, ПК, мультмедийный проектор 6 «Плод добрыхтрудов славен» КУ овладение целостными представлениями о том, как складывалась культура общества и каким должен быть человек, чтобы о нем говорили «культурный, духовно богатый», понимание того, что необходимо уважать других людей, терпимо относиться к их культуре и вероисповеданию;
овладение представлениями о том, какую роль играет семья в жизни человека, что семейные ценности являются неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры общества, и о том, какой вклад в духовное величие российской культуры внесли традиционные религии разных народов;
умение различать основные религии народов России, описывать памятников культуры, используя основные и дополнительные источники информации;
Расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения предмета, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разной форме;
овладение методами познания, логическими операциями и действиями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
способность решать творческие и проблемные задачи, развивать логическое мышление;
Умение строить свою совместную деятельность в соответствии с поставленной задачей и культурой коллективного труда.
Осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству;
Чувство привязанности и любви к малой Родине, гордости за своё Отечество, российский народ, историю России (элементы гражданской идентичности);
Принятие норм нравственного поведения;
Проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога;
Стремление к развитию интеллектуальных, нравственных и эстетических потребностей;
Вторая группа результатов определяет социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
Понимание особой роли многонациональной России в современном мире
Формирование ценностей многонационального народа России
Воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, семье;
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Чтение и определение главной мысли текста. Объяснение значения пословиц(поговорок). Совместная деятельность в парах: чтение и анализ текста татарской сказки «Звездочка Зухра». Чтение и анализ текста «Микула Селянинович». Коллективная оценка выполнения задания, обобщение: «Почему Микула Селянинович стал героем народных былин?». Анализ сказки К.Д.Ушинского «Два плуга», выделение главной мысли. Устный опрос Учебник, ПК, мультмедийный проектор 7 Люди труда КУ овладение целостными представлениями о том, как складывалась культура общества и каким должен быть человек, чтобы о нем говорили «культурный, духовно богатый», понимание того, что необходимо уважать других людей, терпимо относиться к их культуре и вероисповеданию;
овладение представлениями о том, какую роль играет семья в жизни человека, что семейные ценности являются неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры общества, и о том, какой вклад в духовное величие российской культуры внесли традиционные религии разных народов;
умение различать основные религии народов России, описывать памятников культуры, используя основные и дополнительные источники информации;
Расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения предмета, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разной форме;
овладение методами познания, логическими операциями и действиями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
способность решать творческие и проблемные задачи, развивать логическое мышление;
Умение строить свою совместную деятельность в соответствии с поставленной задачей и культурой коллективного труда.
Осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству;
Чувство привязанности и любви к малой Родине, гордости за своё Отечество, российский народ, историю России (элементы гражданской идентичности);
Принятие норм нравственного поведения;
Проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога;
Стремление к развитию интеллектуальных, нравственных и эстетических потребностей;
Вторая группа результатов определяет социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
Понимание особой роли многонациональной России в современном мире
Формирование ценностей многонационального народа России
Воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, семье;
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Чтение и работа с текстами учебника. Обсуждение проблемы: «Как может проявиться любовь к Родине в мирное время?». Учебный диалог: «Является ли учеба трудом? Какие качества должны быть у ученика, чтобы его труд был успешным?». Анализ и оценка ситуаций из жизни сверстников. Защита проектов Учебник, ПК, мультмедийный проектор 8 Бережное
отношение кприроде КУ овладение целостными представлениями о том, как складывалась культура общества и каким должен быть человек, чтобы о нем говорили «культурный, духовно богатый», понимание того, что необходимо уважать других людей, терпимо относиться к их культуре и вероисповеданию;
овладение представлениями о том, какую роль играет семья в жизни человека, что семейные ценности являются неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры общества, и о том, какой вклад в духовное величие российской культуры внесли традиционные религии разных народов;
умение различать основные религии народов России, описывать памятников культуры, используя основные и дополнительные источники информации;
Расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения предмета, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разной форме;
овладение методами познания, логическими операциями и действиями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
способность решать творческие и проблемные задачи, развивать логическое мышление;
Умение строить свою совместную деятельность в соответствии с поставленной задачей и культурой коллективного труда.
Осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству;
Чувство привязанности и любви к малой Родине, гордости за своё Отечество, российский народ, историю России (элементы гражданской идентичности);
Принятие норм нравственного поведения;
Проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога;
Стремление к развитию интеллектуальных, нравственных и эстетических потребностей;
Вторая группа результатов определяет социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
Понимание особой роли многонациональной России в современном мире
Формирование ценностей многонационального народа России
Воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, семье;
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Оживление и использование имеющихся знаний: ответ на вопрос «Как древние люди относились к природе?». Анализ информации, представленной в рассказе-обобщении учителя. Совместная работа в группах: анализ информации, представленных в текстах. Просмотр и оценка видеофильма. Анализ иллюстраций. Обсуждение и формулирование вывода по материалам урока. Защита проектов Учебник, ПК, мультмедийный проектор 9 Семья –
хранитель
духовных
ценностей УКПЗ овладение целостными представлениями о том, как складывалась культура общества и каким должен быть человек, чтобы о нем говорили «культурный, духовно богатый», понимание того, что необходимо уважать других людей, терпимо относиться к их культуре и вероисповеданию;
овладение представлениями о том, какую роль играет семья в жизни человека, что семейные ценности являются неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры общества, и о том, какой вклад в духовное величие российской культуры внесли традиционные религии разных народов;
умение различать основные религии народов России, описывать памятников культуры, используя основные и дополнительные источники информации;
Расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения предмета, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разной форме;
овладение методами познания, логическими операциями и действиями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
способность решать творческие и проблемные задачи, развивать логическое мышление;
Умение строить свою совместную деятельность в соответствии с поставленной задачей и культурой коллективного труда.
Осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству;
Чувство привязанности и любви к малой Родине, гордости за своё Отечество, российский народ, историю России (элементы гражданской идентичности);
Принятие норм нравственного поведения;
Проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога;
Стремление к развитию интеллектуальных, нравственных и эстетических потребностей;
Вторая группа результатов определяет социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
Понимание особой роли многонациональной России в современном мире
Формирование ценностей многонационального народа России
Воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, семье;
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Учебный диалог на основе иллюстративного материала. Коммуникативная деятельность: «Послушаем друг друга»(традиции в моей семье). Чтение и анализ текста стихотворения «Бабушкины сказки». Обсуждение проблемы: «Отражение в фольклоре народов России семейных ценностей». Анализ информации, представленной в материалах рубрики «Картинная галерея». Составление описательного рассказа по картине. Совместная деятельность в группах: чтение и анализ народной сказки. Учебный диалог: обсуждение темы, идеи и главной мысли народных сказок. Чтение текстов и анализ главной мысли. Учебный диалог: «Любовь-главная семейная ценность». Анализ текстов и иллюстраций в учебнике: семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Оценка информации, представленной учителем в рассказе о Петре и Февронии Муромских: «О каких семейных ценностях повествует история Петра и Февронии?». Совместная деятельность в парах: чтение и выделение главной мысли притчи «Хлебец с маслом». Самооценка выполненной работы. Учебный диалог: «В чем состоит ценность человеческого общения?». Коммуникативная деятельность: послушаем друг друга, рассказ о традициях своей семьи. Тестирование Учебник, ПК, мультмедийный проектор Раздел 3. Религия и культура. 5час.
10 Роль религии вразвитии культуры УИПЗНЗ)овладение целостными представлениями о том, как складывалась культура общества и каким должен быть человек, чтобы о нем говорили «культурный, духовно богатый», понимание того, что необходимо уважать других людей, терпимо относиться к их культуре и вероисповеданию;
овладение представлениями о том, какую роль играет семья в жизни человека, что семейные ценности являются неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры общества, и о том, какой вклад в духовное величие российской культуры внесли традиционные религии разных народов;
умение различать основные религии народов России, описывать памятников культуры, используя основные и дополнительные источники информации;
Расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения предмета, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разной форме;
овладение методами познания, логическими операциями и действиями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
способность решать творческие и проблемные задачи, развивать логическое мышление;
Умение строить свою совместную деятельность в соответствии с поставленной задачей и культурой коллективного труда.
Осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству;
Чувство привязанности и любви к малой Родине, гордости за своё Отечество, российский народ, историю России (элементы гражданской идентичности);
Принятие норм нравственного поведения;
Проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога;
Стремление к развитию интеллектуальных, нравственных и эстетических потребностей;
Вторая группа результатов определяет социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
Понимание особой роли многонациональной России в современном мире
Формирование ценностей многонационального народа России
Воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, семье;
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Оживление имеющегося опыта и знаний на тему: «О каких религиозных праздниках мы уже знаем? Что мы можем рассказать о православном храме, мечети, синагоге и пагоде?». Восприятие и анализ информации, представленной в рассказе учителя. Разыгрывание сценок: «»Коляда», «Святки».
Устный опрос Учебник, ПК, мультмедийный проектор 11 Культурное
наследие
христианской Руси. КУ овладение целостными представлениями о том, как складывалась культура общества и каким должен быть человек, чтобы о нем говорили «культурный, духовно богатый», понимание того, что необходимо уважать других людей, терпимо относиться к их культуре и вероисповеданию;
овладение представлениями о том, какую роль играет семья в жизни человека, что семейные ценности являются неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры общества, и о том, какой вклад в духовное величие российской культуры внесли традиционные религии разных народов;
умение различать основные религии народов России, описывать памятников культуры, используя основные и дополнительные источники информации;
Расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения предмета, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разной форме;
овладение методами познания, логическими операциями и действиями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
способность решать творческие и проблемные задачи, развивать логическое мышление;
Умение строить свою совместную деятельность в соответствии с поставленной задачей и культурой коллективного труда.
Осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству;
Чувство привязанности и любви к малой Родине, гордости за своё Отечество, российский народ, историю России (элементы гражданской идентичности);
Принятие норм нравственного поведения;
Проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога;
Стремление к развитию интеллектуальных, нравственных и эстетических потребностей;
Вторая группа результатов определяет социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
Понимание особой роли многонациональной России в современном мире
Формирование ценностей многонационального народа России
Воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, семье;
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Обсуждение вопросов: «Что мы знаем о христианской вере? Когда Древняя Русь приняла христианство?». Чтение и обсуждение текста учебника «Откуда на Русь пришло христианство?». Учебный диалог: анализ информации, представленной в текстах учебника. Чтение и выделение главной мысли текста о Ярославе Мудром. Защита проектов Учебник, ПК, мультмедийный проектор 12 Культура
ислама КУ овладение целостными представлениями о том, как складывалась культура общества и каким должен быть человек, чтобы о нем говорили «культурный, духовно богатый», понимание того, что необходимо уважать других людей, терпимо относиться к их культуре и вероисповеданию;
овладение представлениями о том, какую роль играет семья в жизни человека, что семейные ценности являются неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры общества, и о том, какой вклад в духовное величие российской культуры внесли традиционные религии разных народов;
умение различать основные религии народов России, описывать памятников культуры, используя основные и дополнительные источники информации;
Расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения предмета, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разной форме;
овладение методами познания, логическими операциями и действиями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
способность решать творческие и проблемные задачи, развивать логическое мышление;
Умение строить свою совместную деятельность в соответствии с поставленной задачей и культурой коллективного труда.
Осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству;
Чувство привязанности и любви к малой Родине, гордости за своё Отечество, российский народ, историю России (элементы гражданской идентичности);
Принятие норм нравственного поведения;
Проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога;
Стремление к развитию интеллектуальных, нравственных и эстетических потребностей;
Вторая группа результатов определяет социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
Понимание особой роли многонациональной России в современном мире
Формирование ценностей многонационального народа России
Воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, семье;
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Чтение и обсуждение текста учебника «Возникновение ислама». Учебный диалог: «Золотой век исламской культуры». Анализ информации, представленной в рассказе учителя о великом персидском и таджикском поэте Фирдоуси. Чтение и обсуждение текста учебника о мечети. Рассматривание иллюстраций, оценка информации, представленной в видеофильме. Защита проектов Учебник, ПК, мультмедийный проектор 13 Иудаизм и
культура КУ овладение целостными представлениями о том, как складывалась культура общества и каким должен быть человек, чтобы о нем говорили «культурный, духовно богатый», понимание того, что необходимо уважать других людей, терпимо относиться к их культуре и вероисповеданию;
овладение представлениями о том, какую роль играет семья в жизни человека, что семейные ценности являются неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры общества, и о том, какой вклад в духовное величие российской культуры внесли традиционные религии разных народов;
умение различать основные религии народов России, описывать памятников культуры, используя основные и дополнительные источники информации;
Расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения предмета, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разной форме;
овладение методами познания, логическими операциями и действиями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
способность решать творческие и проблемные задачи, развивать логическое мышление;
Умение строить свою совместную деятельность в соответствии с поставленной задачей и культурой коллективного труда.
Осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству;
Чувство привязанности и любви к малой Родине, гордости за своё Отечество, российский народ, историю России (элементы гражданской идентичности);
Принятие норм нравственного поведения;
Проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога;
Стремление к развитию интеллектуальных, нравственных и эстетических потребностей;
Вторая группа результатов определяет социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
Понимание особой роли многонациональной России в современном мире
Формирование ценностей многонационального народа России
Воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, семье;
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Чтение и обсуждение текста учебника «Как все начиналось». Практическая работа: нахождение на карте Палестины и других мест, связанных с ранней историей иудаизма. Беседа-повторение пройденного по вопросам «Что такое Ветхий Завет?», «Частью какой книги он является?», «Последователи каких религий признают Ветхий Завет священной книгой?». Анализ информации, представленной в материале рубрик «Жил на свете человек» и «Картинная галерея», составление повествования по сюжету картины. Беседа по тексту и иллюстрациям учебника «Дом окнами на Восток». Игра-экскурсия «Иудейская история в произведениях живописи» Защита проектов Учебник, ПК, мультмедийный проектор 14 Культурные
традиции буддизма КУ овладение целостными представлениями о том, как складывалась культура общества и каким должен быть человек, чтобы о нем говорили «культурный, духовно богатый», понимание того, что необходимо уважать других людей, терпимо относиться к их культуре и вероисповеданию;
овладение представлениями о том, какую роль играет семья в жизни человека, что семейные ценности являются неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры общества, и о том, какой вклад в духовное величие российской культуры внесли традиционные религии разных народов;
умение различать основные религии народов России, описывать памятников культуры, используя основные и дополнительные источники информации;
Расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения предмета, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разной форме;
овладение методами познания, логическими операциями и действиями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
способность решать творческие и проблемные задачи, развивать логическое мышление;
Умение строить свою совместную деятельность в соответствии с поставленной задачей и культурой коллективного труда.
Осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству;
Чувство привязанности и любви к малой Родине, гордости за своё Отечество, российский народ, историю России (элементы гражданской идентичности);
Принятие норм нравственного поведения;
Проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога;
Стремление к развитию интеллектуальных, нравственных и эстетических потребностей;
Вторая группа результатов определяет социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
Понимание особой роли многонациональной России в современном мире
Формирование ценностей многонационального народа России
Воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, семье;
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Обсуждение проблемы:какие народы России исповедуют буддизм. Анализ информации, представленной в рассказе учителя «Буддизм в России», составление плана пересказа. Практическая работа с картой: нахождение мест, связанных с ранней историей буддизма. Анализ и оценка информации, представленной в текстах учебника. Составление плана пересказа текста «Буддийский монастырь». Просмотр и обсуждение видеофильма «Искусство танка» Защита проектов Учебник, ПК, мультмедийный проектор Раздел 4. Как сохранить духовные ценности. 2 час.
15 Забота
государства о
сохранениидуховных
ценностей УИПЗНЗ)овладение целостными представлениями о том, как складывалась культура общества и каким должен быть человек, чтобы о нем говорили «культурный, духовно богатый», понимание того, что необходимо уважать других людей, терпимо относиться к их культуре и вероисповеданию;
овладение представлениями о том, какую роль играет семья в жизни человека, что семейные ценности являются неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры общества, и о том, какой вклад в духовное величие российской культуры внесли традиционные религии разных народов;
умение различать основные религии народов России, описывать памятников культуры, используя основные и дополнительные источники информации;
Расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения предмета, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разной форме;
овладение методами познания, логическими операциями и действиями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
способность решать творческие и проблемные задачи, развивать логическое мышление;
Умение строить свою совместную деятельность в соответствии с поставленной задачей и культурой коллективного труда.
Осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству;
Чувство привязанности и любви к малой Родине, гордости за своё Отечество, российский народ, историю России (элементы гражданской идентичности);
Принятие норм нравственного поведения;
Проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога;
Стремление к развитию интеллектуальных, нравственных и эстетических потребностей;
Вторая группа результатов определяет социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
Понимание особой роли многонациональной России в современном мире
Формирование ценностей многонационального народа России
Воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, семье;
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Оценка информации, представленной в рассказе учителя «Забота государства о сохранении духовных ценностей. Чтение и обсуждение главной мысли текстов учебника. Составление плана пересказа текста «Храм Христа Спасителя»; чтение и выделение главной мысли текста «Охраняется государством». Конструирование вывода по теме. Устный опрос Учебник, ПК, мультмедийный проектор 16 Хранить память
предков УКПЗ овладение целостными представлениями о том, как складывалась культура общества и каким должен быть человек, чтобы о нем говорили «культурный, духовно богатый», понимание того, что необходимо уважать других людей, терпимо относиться к их культуре и вероисповеданию;
овладение представлениями о том, какую роль играет семья в жизни человека, что семейные ценности являются неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры общества, и о том, какой вклад в духовное величие российской культуры внесли традиционные религии разных народов;
умение различать основные религии народов России, описывать памятников культуры, используя основные и дополнительные источники информации;
Расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения предмета, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разной форме;
овладение методами познания, логическими операциями и действиями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
способность решать творческие и проблемные задачи, развивать логическое мышление;
Умение строить свою совместную деятельность в соответствии с поставленной задачей и культурой коллективного труда.
Осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству;
Чувство привязанности и любви к малой Родине, гордости за своё Отечество, российский народ, историю России (элементы гражданской идентичности);
Принятие норм нравственного поведения;
Проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога;
Стремление к развитию интеллектуальных, нравственных и эстетических потребностей;
Вторая группа результатов определяет социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
Понимание особой роли многонациональной России в современном мире
Формирование ценностей многонационального народа России
Воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, семье;
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Учебный диалог: обсуждение статьи Д.С.Лихачева «Память». Оценка информации, представленной в рассказе-объяснении учителя. Выделение главной мысли рассказа. Чтение и анализ текста учебника «Творить благо». Коммуникативная деятельность: послушаем дуг друга, выскажем свое мнение: можем ли мы принять участие в благотворительности? Составление портрета героя художественного полотна (Репин. Портрет С.И.Мамонтова). Учебный диалог: оценим жизненные истории Устный опрос Учебник, ПК, мультмедийный проектор Раздел 5. Твой духовный мир. 1 час.
17 Что составляет твой духовный мир.
УОСЗ овладение целостными представлениями о том, как складывалась культура общества и каким должен быть человек, чтобы о нем говорили «культурный, духовно богатый», понимание того, что необходимо уважать других людей, терпимо относиться к их культуре и вероисповеданию;
овладение представлениями о том, какую роль играет семья в жизни человека, что семейные ценности являются неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры общества, и о том, какой вклад в духовное величие российской культуры внесли традиционные религии разных народов;
умение различать основные религии народов России, описывать памятников культуры, используя основные и дополнительные источники информации;
Расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения предмета, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разной форме;
овладение методами познания, логическими операциями и действиями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
способность решать творческие и проблемные задачи, развивать логическое мышление;
Умение строить свою совместную деятельность в соответствии с поставленной задачей и культурой коллективного труда.
Осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству;
Чувство привязанности и любви к малой Родине, гордости за своё Отечество, российский народ, историю России (элементы гражданской идентичности);
Принятие норм нравственного поведения;
Проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога;
Стремление к развитию интеллектуальных, нравственных и эстетических потребностей;
Вторая группа результатов определяет социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
Понимание особой роли многонациональной России в современном мире
Формирование ценностей многонационального народа России
Воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, семье;
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Анализ информации, представленной в объяснении учителя «Что такое этикет и зачем он нужен?» Практическая работа «Учимся быть образованными». Учебный диалог: обсудим вместе, заполним устно таблицу, дополним ее. Совместная деятельность в группах: анализ информации, представленной в дидактических текстах К.Д.Ушинского. Составление описательного рассказа по картине П.А.Федотова «Свежий кавалер». Сюжетная игра «Разговор с младшим братишкой (сестренкой) об этикете» Устные ответы, участие в беседе Учебник, ПК, мультмедийный проектор ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Обоснование выбора учебно-методического комплекта для реализации данной программы:
учебно-методический комплект под редакцией Виноградовой Н. Ф. соответствует федеральному образовательному стандарту основного общего образования 2010 г.
Список литературы для учителя:
Программа к курсу учебника « Основы духовно-нравственной культуры народов России» Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2015
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2015., В.И. Власенко, А.В. Поляков
Н.Ф.Виноградова. Методические рекомендации. Основы духовно- нравственной культуры народов России. – М.: Вентана-Граф, 2015.
Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов - http:// scool- collection.edu. ruВсемирная история в интернете - http:// www.hrono.ruИстория стран и цивилизаций - http: // www. istorya. ruБиблиотека античной литературы - http:// сyrill.newma.ruКоллекция: мировая художественная культура - http:// artclassic.edu.ruПечатные пособия, в т.ч. картографические издания, иллюстративные материалы, включая портреты выдающихся людей России.
Народы и религии. Энциклопедия / под ред. В.А. Тишков. – М., 2001.Религия в истории и культуре / под ред. М.Г. Писманника. – М., 2000.
История религий в России / под общ. ред. Н.А. Трофимчука. – М., 2002.
Поснов М.Э. История христианской церкви. – М., 2005.
Хопко Ф. Основы православия. – Минск, 1991.
Теологический энциклопедический словарь / под ред. У. Элвела. – М., 2003
Краткая еврейская энциклопедия. Т. 1-11. – Иерусалим, 1976-2005.
Васильев Л.С. История религий Востока: религиозно-культурные традиции и общество. – М., 1983.
Введение в буддизм. – СПб., 1999.
Беляева Е.В. Этика: курс лекций. – Минск, 2004.
Козырев Н.Ф. Религиозное образование в светской школе. – СПб., 2005.
Пиаже Ж. Моральное суждение ребенка / Пер. с фр. – М.: Академический Проект, 2006.
Слободчиков В. И. Антропологическая перспектива отечественного образования. – Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2010.
Адамова А.Г. Духовность как ценностная основа личности // Совершенствование учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении: Сб.науч.тр.Ч.2. – М., 2007.
Карандашев В.Н. Педагогическая психология. – М., 2006.
Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М., 2005.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.); под ред.А. Г. Асмолова. – М., 2008.
Метлик И.В. Религия и образование в светской школе. – М., 2004.
Чепикова Л.В. О преемственности в воспитании нравственной культуры у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Л.В. Чепикова // Воспитание школьников. – 2007.
Образовательные сайты:
http://easyen.ru/современный учительский портал
http://ifmir.info/budd.htmhttp://www.pravoslavie.ru/http://www.muslim.ruhttp://www.buddhism.ruhttp://www.feor.ruhttp://www.proshkolu.ru/tag/37017/http://annaellada.narod.ru/интересныеhttp://ludmilafed.rusedu.net/post/1774/11013http://wikikurgan.orbitel.ruhttp://www.fw.ru – Фонд «Мир семьи»
Яndex-энциклопедии. http://encycl.yandex.ruРубрикон. http://www.rubricon.ru/Мегаэнциклопедия MEGABOOK.RU. http://www.megabook.ru/Литература для дополнительного чтения учащимися и родителями:
Барто, А. Стихи и поэмы: собр. соч.: в 3 т. – М.: Детская литература, 1970.
Домострой / под ред. В. Сенина. – СПб.: Лениздат, 1992.
Михалков, С. Избранные произведения: в 2 т. – М.: Детская литература, 1967.
Морозова, С. А., Элиасберг, Н. И. О самом главном: книга для чтения (для 7-9 классов общеобразовательных школ). – СПб.: Специальная литература, 1998.
Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. М, Педагогика, 1990.
Пословицы русского народа: сборник В. Даля. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957
Материально-техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, флэш-накопители, электронный учебник, тексты тестов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
К концу обучения обучающиеся научатся:
Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и
прослушанных объяснений учителя.
Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.
Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей.
Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.
К концу обучения обучающиеся смогут научиться:
Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.
Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.
Работать с историческими источниками и документами.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ