Доклад к презентации на тему:Развитие образовательных УУД на уроках биологии.(выступление на методическом объединении учителей биологии)

Тема выступления на педогогическом совете школы: «Развитие познавательных УУД на уроках биологии»
Познавательные УУД на уроках биологии
В последние годы активно развивается педагогика на основе требований ФГОС, позволяющая запустить механизм саморазвития и самореализации личности. Учащиеся, добывающие знания самостоятельно, запоминают до 60% учебного материала на уроке, объяснение учителя обеспечивает не более 20% материала, поэтому задачей педагога является организовать работу на уроке так, чтобы обучить детей самостоятельно добывать знания, а затем применять их на практике. Важно грамотно подбирать материал, который должен быть интересен ученику, вызвать у него удивление, желание познать новое. Навыки самостоятельной работы школьников совершенствуются в ходе опытнической, научно-исследовательской и проектной деятельности в урочное и внеурочное время.
В системе ФГОС качество усвоения знаний определяется многообразием и характером универсальных учебных действий. УУД включают четыре основных блока:
Регулятивные
Коммуникативные
Личностные
Познавательные (Слайд 1-5)
Слайд 6
Среди них ведущими выступают познавательные учебные действия. Именно они являются основой всех видов учебно-познавательной деятельности учащихся, реализуются в урочной и внеурочной работе и проявляются в действиях других групп УУД.
В своей работе я хочу показать, как можно формировать универсальные учебные действия на уроках биологии. )
В структуре познавательных УУД различают следующие их подгруппы:
общеучебные,
логические, включая знаково-символические
проблемно-поисковые
(классификация по М.А.Шаталову, Ленинградский областной институт развития образования)
Слайд7
Какие же приемы используются для формирования познавательных УУД Слайд7
Слайд 8
На своих уроках я стараюсь развивать логические УУД, которые способствуют развитию логических операций (определение понятий, обобщение, формулирование вопросов- понятий и вопросов-суждений, выявление и разрешение противоречий) и приемов (анализ, синтез, сравнение)
Для формирования логических УУД использую специально составленные задания:
- метод аналогии, т.е. выбрать подходящие по смыслу понятия
Н-р, корень – питание – корневые волоски – вода – минеральные вещества
- обобщение
Что общего между липидами, белками и углеводами?
Рассмотрите растительную и животную клетку. В чем их сходство и различие?
- найти «лишнее» слово в списке, объяснить свой выбор:
Хлоропласты, вакуоль, оболочка, ядро
- построить логическую цепочку, т.е. упорядочить набор слов
Эритроцит, кровеносная система, гемоглобин, организм
Плод, почка, семя, цветок
- разделить на группы организмы, процессы, понятия (развивается умение структурировать информацию, классифицировать)
Найдите среди названных организмов производителей, потребителей, разрушителей
Дождевой червь, клевер, заяц, голубь, мукор
- большой интерес у ребят вызывают познавательные задачи, такие задачи способствуют познанию учащимися многих биологических законов, пониманию различных факторов и биологических явлений
Для цветков растений характерны различные окраски, но замечено, что цветки растений, цветущих вечером и ночью, имеют чаще венчик белого и желтого цветов. Почему? Слайд 9,10 (поиск лишнего)





Слайд
11



Знаково-символические УУД развиваются при выполнении таких заданий как:
- схематизация учебного материала
·
Зашифруй понятие темы в символы
Составь систему понятий в тетради в виде схемы
Представь фрагмент текста форме таблицы
- моделирование биологических объектов
Слайд 12, 13 (зачитать)
Слайд 14
При изучении тем «Строение клетки», «Органы цветковых растений», «Простейшие» учащимся предлагается изготовить модели, используя любой удобный материал (пластилин, аппликация, вышивка и т.д.)
Слайд 15
Проблемно-поисковые УУД
Проблемные ситуации могут быть с удивлением и с затруднением. Проблемную ситуацию можно создать разными приемами.
- постановка проблемного вопроса
Щенка кормили молоком. Будет ли у него выделяться слюна, если ему покажут мясо?
- сообщение фактов, выдвижение гипотез
Самое маленькое млекопитающее – землеройка съедает за день пищу, превосходящую по массе в 2-4 раза ее собственную массу. А тигр, имеющий массу 250-300 кг, довольствуется 10-12 кг мяса в сутки. Объясните такое несоответствие.
Слайд 16
В блоке познавательных УУД выделяется группа общеучебных универсальных действий.
Особо важными элементами общеучебных УУД являются:
самостоятельное выделение и формулирование цели
поиск и выделение необходимой информации
применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств
умение структурировать знания
Слайд 17
На своих уроках я уделяю внимание работе с текстом учебника.
Обучение приемам поиска информации – одно из самых востребованных на практике действий. Такой метод активизирует логическое мышление, позволяет дифференцировать работу с учащимися. Учащиеся получают памятку для работы с текстом и правила оформления письменного результата.
В ходе обучения биологии использую разнообразные приемы работы с текстом
Например, задания:
1. Прочитайте часть материала «Строение ОДС». Представьте содержание прочитанного в виде схемы, рисунка;
2. Задание «лови ошибку» - учащиеся получают текст со специально допущенными ошибками, которые необходимо исправить. Можно поручить приготовить такие тексты учащимся в качестве творческого задания.
3. Найти место в учебнике, где описываются объект, процесс, явление, представленные визуально: на картинке.
4. Рассказать по опорным словам (развернуть информацию)
5. Сравни объекты, карточки с рисунками, найти общее и различия.
6. Заполни «слепой текст» терминами из изученного материала. (Клетка заполнена полужидкой , в которой находятся , , и др. внутриклеточными образования)
Слайд 18. 19. 20. 21. 22 (примеры работы с учебником)
Составление синквейнов дает возможность учащимся формулировать тему нового занятия .Слайд 23
Решение биологических кроссвордов мотивирует учащихся использовать разные методы поиска нужной информации. Слайд 24
Слайд27, 28
Итак, познавательные УУД
- обеспечивают учащимся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели
- создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться».
Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность.