Интегрированный урок (литературное чтение, окружающий мир, музыка) на тему Россия — Родина моя (3 класс)

Интегрированный урок в 3 классе (литературное чтение, окружающий мир, музыка)
Тема урока: «Россия – Родина моя».

Цель: освоить круг доступной детской художественной литературы по заданной теме.
Задачи: 1) систематизировать умения детей в выборе художественных произведений, стихотворений, песен, иллюстраций, фотографий на тему «Россия-Родина моя»;
2) совершенствовать познавательную деятельность в исследовательской работе при составлении проектов;
3) развивать творческие способности, письменную и устную речь при защите проектов;
4) воспитывать интерес к истории России, патриотизм, чувство гордости за свою страну, бережное отношение к родному краю.

Организационный момент.
Учитель: Доброе утро, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Учитель: Садитесь. Замечательно, что вы готовы начать урок.

II. Постановка проблемы и определение темы урока.
Учитель: Ребята, прочтите пословицы на доске и определите тему нашего сегодняшнего урока.
Пословицы: «Родина любимая мать родимая».
«Родина мать, умей за нее постоять».
«Без любви к человеку нет любви к родине».
«Где родился, там и пригодился»
Дети: Мы будем говорить о Родине, о России, о родном крае.
Учитель: Сегодня наш урок мы посвятим теме «Россия – Родина моя».
С малых лет вы слышали слова: РОССИЯ, РОДИНА, ОТЕЧЕСТВО, ОТЧИЗНА, РОДНОЙ КРАЙ (слова написаны на табличках). Задумывались ли вы над смыслом этих слов? Что они значат для нас с вами? Как вы относитесь к своей Родине, родному краю?

III. Актуализация знаний.
Учитель: Прочтите известные слова римского философа-мудреца Луция Аннея Сенеки: «Любят Родину не за то, что она велика, а за то, что она своя». Ребята, как вы понимаете эти мудрые мысли?
Дети: (Рассуждения детей).
Учитель: В исполнение детей прозвучит песня «Все, что сердцу дорого»
Музыка: Юрий Чичков
Слова: Михаил Пляцковский

Всё, что сердцу дорого,
В песню так и просится.
И рассвет малиновый,
И под небом рощица.
Поглядишь с пригорочка -
Видно речку синюю,
/Видно даль бескрайнюю,
Что зовут Россиею.-2р./

Припев:
Родина, Родина, милые края,
Поле васильковое, песня соловья.
/Нежностью, радостью светится она.
Родина, Родина - на Земле одна.-2р./

Всё, что сердцу дорого,
Взгляду открывается,
И на слово тихое
Эхом отзывается.
Вдаль бежит тропиночка,
В травах чуть заметная.
/За собой зовёт она,
Как мечта заветная.-2р./

Припев.

Всё, что сердцу дорого,
Все цветы и радуги -
Это наша Родина,
От Саян до Ладоги.
Это наша Родина,
С юга и до севера,
/Со снежком рассыпчатым
И цветеньем клевера.-2р./

Припев.

Учитель: Да, действительно! Все сердцу дорого и цветы, и радуга! От востока до запада, от юга и до севера! Все родное и значимо для каждого русского человека!
Ученик: Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой.
Мы Родиной нашей,
Мы Родиной милой зовем.

IV. Практическое применение знаний.
Учитель: Ребята, откройте географические атласы на стр. 12-13, а также посмотрите на физическую карту России. Скажите, чем особенна наша страна? Чем богата?
Дети: Много полезных ископаемых; огромное разнообразие животного и растительного мира; на территории нашего Отечества большое количество рек, озер, морей.
Учитель: С чего начинается Родина для каждого из нас? Ребята, послушайте исторические данные о происхождении названия нашей страны. Почему нашу страну называют Русью? Откуда произошло слово «Родина»?
Ученица: Слово родина произошло от древнего слова род, которое обозначает
группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас потомок какою-либо древнею рода. Родить, родители, родич, родня, родословная, народ, Родина – это слова одного корня. Родина - это и Отечество, и страна, и место рождения человека.
В стародавние времена ее называли Русью. «Русь» - произошло от слова «русло», так как в нашей стране много рек, ручьев, озер. Людей, живших по берегам и руслам этих рек, стали звать россами, а страну, где они жили и живут, называют Россией.
Учитель: Итак, обратимся к физической карте Росси. Назовите самые крупные реки нашей страны.
Дети: Дон, Волга, Северная Двина, Печора, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Колыма.
Учитель: А теперь озера.
Дети: Ладожское озеро, Онежское озеро, озеро Байкал.
Ученик: За ясные зори, умытые росами,
За русое поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали Россией.
Учитель: Дети, к нашему уроку вы хорошо подготовились, создали творческие проекты. Сейчас вашему вниманию предлагается защита некоторых работ.
(Демонстрация и оценивание проектов).
Ученик: Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем,
и березки у дороги, по которой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом,
И душистый, золотистый хлеб
За праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Край, в котором мы живем,
И рубиновые звезды -
Звезды мира над Кремлем.
(Презентация «Москва – столица России»).
Ученик: Нет тебе на свете равных
Стародавняя Москва!
Блеском дней вовеки славных
Будешь ты всегда жива!
Расширяясь, возрастая,
Вся в дворцах и вся в садах,
Ты стоишь, Москва святая,
На своих семи холмах
Учитель: Родина. Россия. Москва. Русская береза, наш российский флаг, герб, гимн – все это важно и дорого для каждого россиянина! Наш родной край, где мы родились, пошли в детский сад, в школу, где проходит наша жизнь. Каждое утро, каждый день, каждая встреча с вашими одноклассниками, друзьями, близкими несет в вашу жизнь радость, счастье, что- то новое, интересное.
Ученик: Утром солнышко встает,
Нас на улицу зовет.
Выхожу из дома я –
Здравствуй, улица моя!
Я пою и в тишине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
-Ты скорей, дружок, расти!
Отвечаю травам я,
Отвечаю ветру я,
Отвечаю солнцу я
-Здравствуй, Родина моя!

V. Итог урока.
Учитель: Давайте же будем беречь и любить нашу прекрасную Родину! А что значит беречь Родину? А что может каждый из вас сделать, чтобы родной край стал еще краше и богаче?
Ученица: Берегите Россию -
Нет России другой.
Берегите ее тишину и покой.
Это небо и солнце.
Этот хлеб на столе.
И родное оконце
В позабытом селе...
Берегите Россию -
Без нее нам не жить.
Берегите ее, чтобы вечно ей быть!