Интегрированный урок (литературное чтение/внеклассное чтение, музыка, ИЗО) 3 класс. Тема урока:«Здравствуй, гостья-зима! » (по произведениям великих писателей и поэтов о зиме)
Интегрированный урок
(литературное чтение/внеклассное чтение, музыка, ИЗО)
Тема: «Здравствуй, гостья-зима! » (по произведениям великих писателей и поэтов о зиме)
Цели: 1. расширение читательского кругозора; через искусство слова, искусство музыки и живописи помочь учащимся увидеть красоту зимней природы; формирование читательской самостоятельности
2. развитие устной речи, интереса к учению, любовь к красоте художественного слова, внимание, познавательный интерес, выразительное и эмоциональное чтение, умение сравнивать
3. воспитание любви к поэзии, бережного отношения к природе, чувства прекрасного, чувства коллективизма, взаимопомощи.
Оборудование: репродукции, карточки, музыкальная пьеса П.А.
Чайковского «Времена года».
Тип урока: нестандартный урок (интегрированный)
Методы: наглядные, словесные, практические, частично-поисковые,
создание проблемной ситуации
План:
Мобилизующий этап (психологический настрой)
Сообщение целей урока
Аналитическая беседа
Физминутка
Задание на дом
Итог урока. Рефлексия.
Ход урока:
1. Мобилизующий этап (психологический настрой)
Цель: включение ребенка в работу
Мы приветствуем гостей,
Дорогих учителей
Всех знакомых, незнакомых
И серьезных, и веселых!
2. Сообщение темы и цели урока
- Дорогие ребята, сегодня у нас урок необычный. Я приглашаю вас в литературную гостиную. Занимайте свои места. А о чем будет вестись сегодня речь, вы узнаете, отгадав загадку:
Тройка – тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица, белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром (зима)
- Мы будем вести беседу о зиме. А чтобы узнать тему урока, вы поможете мне, найдя слова в запутанных буквах (дети подчеркивают и зачитывают)
1 группа а б л ь с з и м а м а с е г д л ч у (зима)
2 группа п е с я г о с т ь я м а р к х н о я (гостья)
3 группа у м з й з д р а в с т в у й к о ч (здравствуй)
- Молодцы! Тема сегодняшнего урока «Здравствуй, гостья-зима!»
- Сегодня мы с вами окажемся в зимнем царстве, где увидим всю красоту зимней природы. Мы будем говорить не только об искусстве слова, но и об искусстве живописи и искусстве музыки.
- Закройте глаза и шепотом произнесите слово «зима». Какое чувство возникло у вас? (радостное, светлое).
«Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна».
(сопровождается музыкой П. И. Чайковского)
- На землю медленно падают прозрачные снежинки и наполняют весь воздух поразительной тишиной. Мы любим зимушку.
- Нигде в мире нет такой зимы, как у нас. Зима воспета в народных песнях, музыке различных композиторов. На полотнах живописцев изображены картины родной природы, зимние пейзажи. Зиме посвящается много рассказов, стихов. В многочисленных сборниках собраны рассказы и стихи о зиме (выставка книг)
- Мы с вами организовали выставку. Сегодня к уроку вы подготовили произведения разных писателей и поэтов: А.С. Пушкина, И.З. Сурикова, А.П. Чехова, С.А. Есенина, Ф.И. Тютчева.
- Не только в былинах, песнях, сказках, стихах, рассказах говорится о зиме, но и пословицах, загадках, скороговорках.
- Прочитайте пословицы, как вы их понимаете?
Мороз невелик, да стоять не велит.
Февраль – месяц лютый: спрашивает, как обутый
3. Аналитическая беседа.
- Сегодня мы увидим, как великие писатели и поэты любят это прекрасное время года – зиму. Перед нами стоит задача показать, как описывают поэты и писатели красоту зимней природы.
- Чтобы мы смогли хорошо читать, отвечать на уроке, выполним дыхательную гимнастику (изображают ветерок, дуют на ленточки)
(Учитель читает стихотворение наизусть)
«Вот север тучи нагоняя,
Дохнул, завыл,
И вот сама –
Идет волшебница - зима».
- Мы должны сначала представить себе зиму так, как мы ее видим, чувствуем.
а) - Как писатели называют зиму? Какие образные выражения можно употребить, сказав о зиме? (чудесница, чародейка, волшебница, старуха, невидимка)
- Как описывают авторы приход зимы? Как это сказано у А.С. Пушкина? (пришла, рассыпалась)
- Послушайте стихотворение А.Асылбекова «Зима» (читает ученик)
- Обратите внимание, что зима изображена как живое существо. Как называется такой прием в литературе? (олицетворение)
- Какое настроение вызывает у вас приход зимы? (чувство радости, ожидание чуда). Не у всех людей одинаковые чувства.
- Постарайтесь передать интонацией голоса следующее предложение: «Зима идет»
- как произнесет эти слова человек, которому безразличен
приход зимы?
- как произнесет тот, кому не нравится приход зимы?
- как произнесете эту фразу вы, дети, которые соскучились по
снегу, катанию на лыжах, санках, играм в снежки?
б) – Все люди по- разному воспринимают приход зимы, но первый снег не может оставить равнодушным никого, потому что все кругом сразу же преображается, становится светлым, чистым, праздничным.
- Послушайте, как писал о первом снеге великий русский писатель А.П. Чехов. (ученик читает отрывок из произведения А.П. Чехова «Первый снег»).
- Приходилось ли вам когда–нибудь наблюдать, как падал первый снег?
- Найдите в тексте слова, которые помогут представить, как первый снег преобразил землю. Каким можно назвать снег? (пушистый, как сахар - белый). Обратитесь к тексту, если есть затруднения.
- Какие слова можно подобрать, чтобы описать, как идет снег? (идет, валит, сыплет, падает)
- Ведь не только писатели пишут о первом снеге, но и поэты. (ученик читает стихотворение И.З. Сурикова «Белый снег»)
Вывод: Какое чувство вызывает у вас появление первого снега?
в) - Снег покрыл не только землю, но и деревья (репродукция картины). Деревья стоят голые, но зима подарила им прекрасные зимние шубки.
- Вспомните, как поэты изобразили красоту леса в стихах (ученик читает стихотворение Ф.И. Тютчева «Чародейкою Зимою»).
- Какое стихотворение позволяет увидеть всю красоту деревьев одетых в зимний наряд? (ученик читает стихотворение С.А. Есенина «Белая береза»).
- Почему поэт березу сравнивает с невестой? (дерево с белой корой)
Вывод: Какие ассоциации вызывают у вас зимние деревья?
4. Физминутка
А сегодня у зимы – новоселье,
Мы с тобой приглашены на веселье.
Чтобы сильным стать и ловким,
Приступаем к тренировке.
Дом построим из сугроба.
А какой вышины?
Вот такой вышины.
Белый коврик у порога.
А какой ширины?
Вот такой ширины.
Погляди-ка, потолки ледяные
Высоки-превысоки, кружевные!
Мы по лестнице шагаем.
Выше ноги, топ-топ.
Двери комнат отворяем,
Справа - хлоп, слева - хлоп.
- Здравствуй, зима!
Ты хозяйке поклонись-ка:
- Здравствуй, зима!
- Зима приносит нам радость и огорчение. Какая же зима без снежной бури и вьюги.
- Кто помнит, в каком стихотворении описана снежная буря? (ученик читает стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер»)
- С помощью каких сравнений поэт дает нам возможность представить картину бури? (завоет как зверь, заплачет как дитя, зашумит соломой, застучит как путник).
- Как завывание бури влияло на настроение поэта? Как долго бушевал буран? Как он затихал?
- Да, прошла еще ночь. Утих буйный ветер, и наступило ясное тихое зимнее утро.
Кто готов прочитать отрывок их стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро»?
- Какое настроение вызывает у вас это стихотворение?
Вывод: Итак, у зимы два настроения: «злая старуха» и «прекрасная волшебница»
Задание в группах (составление буриме)
(дети рассаживаются за два стола по группам: «Солнышко» и «Снежинка»)
- Вам известны многие произведения о зиме. Используя свои знания, выполните следующие задания:
«Солнышко»
- По данным строчкам из стихотворения И. Никитина составить четверостишие.
«Снежинка»
- Вставить пропущенные слова в стихотворение А.С. Пушкина.
- Мы говорили, что и музыке удается прекрасно изображать природные явления. Вы заметили, что весь урок сопровождала музыка. У гениального русского композитора П.И. Чайковского написано даже большое музыкальное произведение, где каждая отдельная музыкальная пьеса посвящена одному месяцу года. Это произведение так и называется: «Времена года».
- Послушайте произведение П.И. Чайковского, какие чувства пробудила в вас музыка?
- Что заставило испытать такие чувства? (приход зимы)
- Посмотрите, можно передать свои ощущения с помощью слов, с помощью музыки
- А как еще можно передать свои ощущения, чувства? (с помощью рисунка).
- Если бы вам довелось нарисовать картину, как бы вы изобразили зиму? (обсуждение)
- Я предлагаю вам закончить работу, начатую на прошлом уроке ИЗО. Мы говорили о холодных и теплых тонах, о линии горизонта, рисовали фон и деревья.
- Давайте закончим пейзаж.
- Нарисуйте снег и покажите разный характер зимы, передайте в своих рисунках свои ощущения и представления.
Самостоятельная работа учащихся (под музыку П.И. Чайковского).
Вывод: Как вы думаете, что помогло вам нарисовать вашу картину? (стихи, музыка)
5. Задание на дом.
На доске предложена рекомендованная литература по теме «Зима».
- Выберите то произведение, которое вы не читали и приготовьте к следующему уроку внеклассного чтения
6. Итог.
- Дорогие ребята, мы сегодня побывали в литературной гостиной. Вы видели много картин, беседовали о чувствах, эмоциях, которые вызывало то или иное произведение, слушали музыку. Мы увидели всю красоту зимней природы. Все это пронесли через свою душу.
- Что понравилось на уроке? Что нового узнали?
- Давайте еще раз вспомним, какими словами мы используем, когда говорим о зиме, и о том, что с ней связано (ключевые слова)
- Составьте пятистишие о зиме (памятки по работе с пятистишиями лежат на столе)
Рефлексия.
- У вас на столах лежат снежинки разной формы и цвета. Давайте сейчас украсим елочку снежинками.
- Если урок вам понравился и вы были активны на уроке, то выберите резную блестящую снежинку.
- Если урок вам понравился и вы работали не в полную силу, то выберите снежинку белого цвета.
- Если урок вам не понравился и вы были неактивны, то выберите снежинку синего цвета.
(дети выбирают снежинки и украшают ими елочку)
- Молодцы! (выставление оценок)
- Как прекрасен этот мир! Посмотри! Необъятно пространство! Течет время бесконечно. Мир вокруг нас прекрасен. Красота его бездонна! Вот разгадка всей вселенной!
КГУ «ОСШ №27 г.Темиртау» учитель нач.классов Корепанова О.В.
15