Конспект урока по теме: Жанровые особенности сказа П.П.Бажова «Серебряное копытце». Главная идея произведения.
Урок литературного чтения в 4 классе
по общеобразовательной программе «Школа России».
Тема: Жанровые особенности сказа П.П.Бажова «Серебряное копытце». Главная идея произведения.
Задачи:
Продолжить знакомство с жизнью и творчеством П. П. Бажова.
Обогащать словарный запас; развивать внимание учащихся; учить составлению портретной характеристики героев; раскрыть понятие сказа как эпического жанра литературы, выявить его особенности в сопоставлении со сказкой.
Воспитывать чувство внимания друг к другу, к животным, к природе.
Оборудование:
Учебник «Родная речь» (авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова)
Презентация к уроку
Компьютер, проектор, экран
Тест - краб
Карточки для работы в группах, в парах
Изображения героев сказа на листах формата А 3
Цветные карандаши, фломастеры
Тип урока: Изучение нового материала.
Ход урока:
Организационный момент
Утро доброе, ребята
Вам, и мне, и всем гостям!
Может, будет сложновато,
Но мы справимся, друзья.
В добрый путь и в добрый час
Позову я вас сейчас!
Актуализация знаний.
-На прошлом уроке вы познакомились с удивительным уральским сказочником…Слайд 1.
- Что вы запомнили о его жизни? (высказывания детей)
- Какие дополнительные сведения об авторе узнали? (рассказывает заранее подготовленный ученик)
- А кто из вас знает, что за легенда лежит в основе произведения «Серебряное копытце»? Слайд 2. (выступает учащийся, наиболее успешно справившийся с исследовательской работой на предыдущем уроке)
- Вспомните, какие эпические жанры литературы вы знаете, (былины, мифы, повести, рассказы…). Слайд 3. Подумайте, в каком жанре писал свои произведения П.П.Бажов.
3. Постановка учебной задачи.
- Назовите однокоренные слова. ( Клик.)
- Какие особенности сказки знаете?
- Особенности сказа?
- Что хотите узнать? Сформулируйте задачу урока. (Узнать особенности сказа – зафиксировать на доске)
- Дома вы перечитали «Серебряное копытце». Можете назвать идею произведения?
(Учитель должен заранее спрогнозировать ответы: о доброте, о взаимопонимании, трудолюбии и т.д.)
(ответы фиксировать на доске)
- Предположения разные. Какая задача урока из этого следует? (Определить главную мысль, идею сказа – на доску) Слайд 4.
- Задачи определили, тема нашего урока: Жанровые особенности сказа. Главная идея произведения.
4. Работа по теме урока.
- Как будем решать поставленные задачи? (читать, выполнять задания, рассказывать, слушать…)
- Давайте попробуем найти жанровые особенности сказа. Для этого выполните 1 задание в парах.
Карточка «Работа в парах».
Работа в парах.
Отметь признаки сказки.
Описание реальных событий с элементами сказки, вымысла.
Главная тема – жизнь и быт рабочих Урала.
Главные герои – рабочие, мастера, добытчики.
Есть сказочные герои и события.
Рассказчик.
Вымысел
Сказочные предметы
Троекратный повтор
- Что осталось неотмеченным?
Выслушать варианты ответов с последующим соотнесением с эталоном.
Слайд 5.
-Как вы поняли, какое самое главное отличие сказа от сказки? (Сказка – вымысел, а сказ основан на реальных событиях, участником которых был сам рассказчик.)
- Итак, мы нашли жанровые особенности сказа. Первая задача урока решена?
- Насколько внимательно вы читали сказ, узнаем, выполнив следующее задание.
Слайд 6. Фронтальная работа с текстом и иллюстрациями.
- К какому фрагменту текста относится иллюстрация? (клик)
- Вы знаете, что сказка и сказ не обходятся без народной мудрости – пословицы.
– Подумайте, какие из пословиц не соответствуют содержанию сказа?
Слайд 7.
Дети читают пословицы вслух, поясняют смысл любой из пословиц, (их три)
5.Физкультурная минутка для глаз. Слайд 8.
6. Продолжение работы по теме урока.
Работа в группах с последующей проверкой по эталону.
1 группа
В какой последовательности происходят события в сказе? Пронумеруй.
Даренка и Кокованя отправляются в лес.
Кокованя забирает к себе Даренку.
Старик рассказывает про козлика Серебряное копытце.
Даренка и кошка остаются одни.
Кокованя вернулся.
Козлик появился.
Камни драгоценные.
Проверка. Слайд 9.
2 группа
Подготовься к устному рассказу о козлике Серебряное копытце по тексту. Выпиши нужные слова.
Козлик этот ______________________________________________________________.
У него на правой _______________ ноге копытце. Ростом он не выше ____________, ножки ___________________________, головка ______________ . А рожки у козлика ___________________________. Шерстка у него летом __________________ , а зимой _____________________________ . Кормится __________________________________ .
- Кто может дополнить рассказ?
3 группа
Какие по характеру были Кокованя и Даренка? Подчеркни.
Добрые, трудолюбивые, веселые, корыстные, заботливые, мудрые, ласковые, серьезные, бескорыстные, дружные, завистливые.
Проверка. Слайд 10.
4 группа
О чем сказ Бажова? Выбери самую точную формулировку.
А) Человек должен любить животных.
Б) Очень важно быть скромным.
В) Трудолюбие, доброта и бескорыстие обязательно будут вознаграждены.
Проверка. Слайд 11.
- В чем же заключается главная идея произведения?
Идея заключается в том, чтобы прочитав произведения Бажова Павла Петровича, каждый из нас стал добрее, мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы захотелось беречь природу, которая нас окружает.
- Ваши прогнозы подтвердились? (вернуть к предположениям)
-Вы справились с поставленными задачами?(…)
- Какие жанровые особенности сказа узнали? (реальность с вымыслом, есть рассказчик, своеобразная речь)
- Спасибо за вашу работу! Я хочу подарить вам самоцветы, хотя и не уральские! (каждой группе вручаются «самоцветы» из блестящей самоклеящейся бумаги разных цветов. См. лист самооценки.)
7. Закрепление.
- Насколько хорошо вы познакомились с произведением, узнаете, выполнив тест. Приложение 2.
1 и 2 группы работают с тестом, а 3 и 4- выполняют творческое задание (раскрашивают изображения героев сказа - это могут быть рисунки детей, нераскрашенные). Потом поменяетесь ролями.
Готовые рисунки прикрепить на доску.
- Чего не хватает? (самоцветов).
8. Рефлексия.
- Возьмите лист самооценки, заполните его, выберите соответствующие камешки и прикрепите на рисунки. (Камешков может быть несколько, смайлик можно закрасить разными цветами)
Лист самооценки
Фамилия -
1. Мне было интересно – зеленый.
2. Мне было трудно – желтый.
3. Я хочу прочитать другие сказы Бажова – красный.
4. Я узнал много нового – синий.
Какого цвета камешек выбрал? (закрась) Оценка за тест -
9. Дома: Слайд 12. Прочитайте и другие произведения П.П.Бажова
-А урок я бы хотела закончить словами П.П.Бажова: «Работа – штука долговековая. Человек умрет, а дело его останется». Слайд 13.
Приложения.
Презентация.
Тест – краб.
Некоторые изображения для творческого задания.
Биография П.П.Бажова.
Легенда в основе сказа.
Задания теста.
Итоги творческого задания.
Мультфильм (9мин 38с) – просмотр на предыдущем уроке после прогнозирования событий.
Приложение 3.
Приложение 4.
Биография Павла Петровича Бажова
П.П.Бажов родился 130 лет назад на Урале, очень любил этот край, хорошо знал, как живут мастеровые, любил слушать уральские сказки.
Давным-давно на месте Уральских гор разливались моря, прямо из воды вставали леса гигантских деревьев. Со временем на месте этих морей и лесов появились Уральские горы, а в горах несметные богатства спрятались, видимо – невидимо. Это и каменный уголь, медные и железные руды, минералы и драгоценные камни.
Даже названия красивых, переливающихся камней (самоцветы) родились именно на Урале.
Со временем земли Урала стали заселять люди, которые, обнаружив в горах богатые руды, драгоценные камни, начали рыть шахты, строить металлургические заводы и фабрики по обработке камней. Рудокопы, шахтеры, камнерезы, металлурги жили в небольших поселках около завода – в заводах, так говорили на Урале.
Тяжкая жизнь рождала у людей желание изменить ее. Вот и придумал народ разных таинственных и волшебных помощников – Хозяйку Медной горы, Голубую змейку, Бабку – синюшку, Огневушку – поскакушку, Серебряное копытце, а потом рассказывали детям о них.
Предания старины сохранились и в семье мастера металлургического завода, где родился П.П.Бажов. Даже фамилия «Бажов» происходит от местного слова – «бажить», т.е. ворожить, предвещать. В ней чудится что – то таинственное и волшебное. Да и прозвище мальчишеское было у Паши – Колдунков. Все детство он провел в городском поселке, что расположен под Екатеринбургом, внимательно слушал вместе с другими мальчишками рассказы дедушки Василия Алексеевича Хмелинина, которого ребята звали просто «дедушка Слышко». Все разговоры дед начинал с этого слова «Слышь–ко, ребята…»
Так и погибли бы эти талантливые сказы деда, если бы не было среди его слушателей памятливого подростка Паши Бажова, который через много – много лет, уже бородатым стариком, бережно перескажет своими словами все то, что он услышал тогда. Ведь начал писать свои сказы П.П.Бажов, когда ему было почти 60 лет! Все, что услышал, запомнил за много лет, бородатый волшебник не просто записал и обработал, он создал своеобразные, необычные, непохожие ни на какие сказочные произведения.
Приложение 5.
Серый лесной уральский «козлик» - это обыкновенная косуля, и сейчас еще встречающаяся в тех местах, где дедушка Кокованя увидел оленя Серебряное Копытце. Этот олень – самый поэтичный образ из сказов Бажова. Существует древнеславянская легенда о золоторогом олене с серебряным копытом, который якобы дважды является на землю: предвещая весну и предвещая зиму.
Серебряное Копытце – это Лось, которому поклонялись древние финно-угры. Рогатые лосиные головы символизируют небо. Лосиные головы могут заменяться утиными, потому что лосиный рог очертаниями напоминает летящую утку. Великий Лось нес на своих рогах солнце финно-угров. Шаманы на камланиях призывали Лося на землю. Коснуться копытами земли Лось не мог – земля была слишком скверна для него. Поэтому на капищах шаманы укладывали на земле священные блюда, на которые и вставал Лось. Блюда были из драгоценных металлов, чаще всего – из серебра. Серебряные блюда из Малой Азии и Ближнего Востока в большом количестве выменивались на пушнину жителями Урала через татарских купцов. Уральские находки драгоценных блюд и чаш составили основную и лучшую часть коллекции иранского серебра в Эрмитаже. От этого серебра и стали серебряными копытца оленя дедушки Коковани. А блюда на то и нужны, чтобы в них что-то складывать. Например, при камланиях - подношения Лосю: монеты, драгоценные камни, самоцветы. Поэтому в сказе Бажова драгоценные камни и брызжут во все стороны при ударах серебряного копытца.
Финно – угры – группа народов в Западной Сибири, в Центральной и Восточной Европе.
Камлание – ритуал шамана, путешествие в мир духов.
Капище – культовое сооружение, место поклонения богам.
Шаман – колдун, человек, наделённый особыми способностями общаться с духами и сверхъестественными силами, входя в экстатическое состояние.
Источник информации: Википедия , Мифологическая энциклопедия.
Приложение 6.
Тест – краб на понимание прочитанного.
1.Как звали деда, который удочерил сиротку?
а) Ваня б) Кокованя в) Валя
2. Как звали сиротку, которую взял к себе Кокованя?
а) Мария б) Дарья в) Настя
3. Как звали отца Дарёнки?а) Григорий б) Георгий в) Гаврила
4.Сколько лет было Даренке?
а) 8 б) 6 в) 7
5 .Как звали кошку Дарёнки?
а) Барсик б) Мурзик в) Мурёнка
6.Какого цвета была кошка Мурёнка?
а) серая б) белая в) бурая
7.Сколько мешков сухарей взял с собой в балаган Кокованя?
а)5 б)3 в)2
8. Кого хотела увидеть Дарёнка в лесу?
а) лису б) козлика в) волка
9. В какое время года Дарёнка увидела козлика?
а) летом б) зимой в) весной
10. Сколько раз Серебряное копытце показывалось Дарёнке?а) 1 б) 2 в) 3
11.Из скольких веточек были рога у козлика?
а)5 б)2 в)6
12.На какой ноге у козлика серебряное копытце?
а) левая передняя б) правая передняя в) обе передние ноги
13.Какого цвета были камни, которые находили люди на покосном лужке?
а) зелёные б) фиолетовые в) голубые
14 -15 вопросы добавлены позже.
Приложение 7.