Конспект урока по литературному чтению Сказ П.П. Бажова Серебряное копытце (4 класс)


Конспект урока литературного чтения
Тема: Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни
Цель: анализ литературного произведения сказки П.П. Бажова «Серебряное копытце».
Задачи:
Образовательные:
систематизировать, закрепить и проверить знания учащихся по сказке П.П. Бажова «Серебряное копытце»;
отрабатывать навыки правильного выразительного чтения;
обогащать словарный запас учащихся;
совершенствовать умение анализировать произведения
работа над жанром «сказ»
Развивающие:
совершенствовать навык беглого чтения
развивать память, речь, мышление
развивать умения характеризовать поступки героев
Воспитательные:
воспитывать чувство внимания друг к другу, к животным, к природе
Ход урока.
Орг .момент.
Мы держим с тобою, приятель, в руках
«Уральские сказы» о дивных горах.
Здесь много случалось историй.
Тут были и радость, и горе.
Озера и реки здесь – как зеркала,
Нам песню споет пожилая ветла
И много расскажет нас басен
Уральский лес чуден, прекрасен.
А горы до неба почти достают,
Красива природа – покой и уют.
И добрые люди здесь сказки хранят,
Которые о волшебстве говорят.
2.Постановка цели урока.
-Перед вами, ребята, волшебная шкатулка. Что такое шкатулка? Для чего она нужна?
В старину в ней хранили дорогие для памяти письма, бумаги, драгоценности. Шкатулки берегли, ими дорожили, они составляли семейную ценность. А в нашей шкатулке находятся сказки. С давних времён сказки бережно хранились в людской памяти. Сказки любили. Её любят и сегодня! В народном творчестве сказки - самое большое чудо. Сказки - это драгоценность, и шкатулкой для них становится наша память.
Вы поняли, что сегодня мы вновь заглянем в сказку. В каждой сказке есть волшебник. Итак……..
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. Он писал сказки. А звали его…(Слайд №1)
Дети: Павел Петрович Бажов.
Насупленные брови, добрые, внимательные глаза, большая серая борода – на фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Свои произведения Бажов называл сказами. А чем по вашему отличается сказ от сказки? (Сказка – вымысел, а сказ основан на реальных событиях, участником которых был сам рассказчик.)
В его сказах встречаются люди, которые могли бы жить рядом с нами: старик Кокованя, Дарёнка, Данилушко, но рядом с обычными – сказочные: Медной горы Хозяйка, Великий полоз, ящерки. «Серебряное копытце» это сказ. Почему это сказ? Так как в нём умело переплетаются фантастика, элементы вымысла и реальности.
На этом уроке мы должны понять, какими хочет видеть мудрый сказочник нас с вами, и что нравится в людях Бажову, рассмотреть характеры героев и их взаимоотношения.
Творчество Павла Бажова неразрывно связано с жизнью горнозаводского Урала. Неисчерпаемые богатства здешних недр. Именно здесь появилось слово “САМОЦВЕТЫ”. Так называют драгоценные и полудрагоценные камни. Трудно указать такой камень, которого не находили бы в Уральских горах. Урал – Родина малахита, орлеца, мрамора, яшмы и др. камней.
А какие сказы Бажова вы читали?
3.Проверка домашнего задания.
Дома вы познакомились со сказом « Серебряное копытце».
В сказе вам встретилось немало незнакомых слов. Сейчас мы с вами проведём небольшую словарную работу.
Артель – бригада, коллектив с одной целью работы.
Сиротка – ребёнок, оставшийся без родителей.
Приказчик – начальник
Козлик – молодой олень.
Балаган – избушка, в которой можно переночевать в лесу.
Солонина – солёное мясо.
Покосные ложки – место, где косят траву.
Ребята, а попробуйте назвать идею произведения!
( заранее спрогнозировать ответы: о доброте, о взаимопонимании, трудолюбии и т.д.)
Идея заключается в том, чтобы прочитав произведения Бажова Павла Петровича, каждый из нас стал добрее, мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы захотелось беречь природу, которая нас окружает.
4.Работа по теме урока
1. Характеристика главных героев.
- Назовите главных героев сказки П.П. Бажова «Серебряное копытце». Опишите их по плану.
План.
Где герой живёт?
Какие поступки совершает?
Чем занимается герой?
Какой характер у героя?
Как вы относитесь к герою?
Ребята , у нас перепуталось описание героев.
Кокованя и Даренка(Летом промывал пески, махонькая, носишко пуговкой, 6 лет, добывал золото, зимой охотился, ласковая, хозяйственная ,похлёбку да кашу варила, совершает добрый поступок, смелая и весёлая, вежливый, мудрый, внимательный, любит кошку)
а)Кокованя (Летом промывал пески, добывал золото, зимой охотился, совершает добрый поступок, вежливый, мудрый, внимательный).
б)Дарёнка (Махонькая, носишко пуговкой, 6 лет, сиротка, ласковая, хозяйственная, в избе прибирала, похлёбку да кашу варила, смелая и весёлая, любит кошку).
А теперь расположите картинки по порядку , найдите отрывок и прочитайте его выразительно
2.Работа в парах.
Восстановите текст. Взаимопроверка.
Так и стали жить вместе, дед кокованя, сиротка Дарёнка да кошка Мурёнка.
Жили – поживали , добра много не наживали, а на житьё не плакались,
и у всякого дело было. Кокованя с утра на работу уходил, Дарёнка в избе прибирала, похлёбку да кашу варила, а кошка Мурёнка на охоту ходила – мышей ловила . К вечеру соберутся, и весело им.
Оцените по ключу:
Без ошибок-8б
1-2 ошибки-6б
3-4 ошибки-4б поставьте балы в оценочный лист
3. Фронтальная работа с текстом и иллюстрациями.
- К какому фрагменту текста относится иллюстрация? Что на ней изображено?
Посмотрите на слайд.
4. Физминутка для глаз.
5. Выразительное чтение отрывка сказки.
- Ребята, мы очень много говорили о сказке «Серебряное копытце» и, наверное, у каждого из вас есть отрывок, который особенно нравится и хочется прочитать ещё раз.
- Ваше мнение, помогло ли чтение ваших товарищей почувствовать настроение сказки? (Отвечают ребята)
6. Физминутка
7.Работа с пословицами
- Вы знаете, что сказка и сказ не обходятся без народной мудрости – пословицы.
– Подумайте, какие из пословиц не соответствуют содержанию сказа?
Богатство не синоним счастья.
Желаешь себе добра – делай добро другим.
Без семьи, без детей, без друзей нет смысла жизни.
Каких только чудес не бывает на свете.
Чёрствое сердце не знает благодарности.
8.Легенда о козлике.
А знаете ли вы , какая легенда лежит в основе произведения?
Серый лесной уральский «козлик» - это обыкновенная косуля, и сейчас еще встречающаяся в тех местах, где дедушка Кокованя увидел оленя Серебряное Копытце. Этот олень – самый поэтичный образ из сказов Бажова. Существует древнеславянская легенда о золоторогом олене с серебряным копытом, который якобы дважды является на землю: предвещая весну и предвещая зиму.
Серебряное Копытце – это Лось, которому поклонялись древние финно-угры. Рогатые лосиные головы символизируют небо. Лосиные головы могут заменяться утиными, потому что лосиный рог очертаниями напоминает летящую утку. Великий Лось нес на своих рогах солнце финно-угров. Шаманы на камланиях призывали Лося на землю. Коснуться копытами земли Лось не мог – земля была слишком скверна для него. Поэтому на капищах шаманы укладывали на земле священные блюда, на которые и вставал Лось. Блюда были из драгоценных металлов, чаще всего – из серебра. Серебряные блюда из Малой Азии и Ближнего Востока в большом количестве выменивались на пушнину жителями Урала через татарских купцов. Уральские находки драгоценных блюд и чаш составили основную и лучшую часть коллекции иранского серебра в Эрмитаже. От этого серебра и стали серебряными копытца оленя дедушки Коковани. А блюда на то и нужны, чтобы в них что-то складывать. Например, при камланиях - подношения Лосю: монеты, драгоценные камни, самоцветы. Поэтому в сказе Бажова драгоценные камни и брызжут во все стороны при ударах серебряного копытца.
9.Подведение итогов.
-Почему Кокованя и Дарёнка так хотели увидеть серебряное копытце?
Я никак не могу определиться, может быть, каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо; или герои были бедными ,надеялись продать драгоценные камни,. и зажить богато?
-Почему всё-таки произошло чудо с Дарёнкой и Кокованей?
У Коковани с Дарёнкой не было корыстных побуждений. Серебряное копытце испытывает, искушает героев богатством, но они не поддаются искушению, не жадничают, прекрасно понимают, что богатство не синоним счастья.
-За что же герои были награждены? (они награждены за доброту, за любовь, за душевность и ласку.)
-Сказка ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок.
-А какой урок извлекли вы?
-Какие выводы сделанные на этом уроке вам пригодятся в жизни?
5 Рефлексия
- А вы верите в чудеса?
- Герои сказки заслужили это чудо. Они говорили добрые слова, совершали добрые дела.
- Каждое доброе дело и слово, как драгоценный камень. Поэтому и была усыпана избушка драгоценными камнями. Мы тоже можем совершить чудо.
Я уверена, ребята, что мудрый сказочник Бажов для этого и писал свои книги, чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живем.
Добрый волшебник с Урала,
Павел Петрович Бажов,
Чтоб нам грустно не стало,
Сказочный отпер засов.
Только засов отворился,
В сказку открылася дверь:
Запах лесов заструился, -
В мир ты волшебный поверь.
Чтоб Огневушка смешная К кладам открыла нам путь,
Или змея голубая, -
Книги прочесть не забудь.
..6.X. Д/З: описать волшебных животных (кошка Муренка, Серебряное Копытце) и сделать иллюстрацию.