Технологическая карта урока литературного чтения по ФГОС Школа России П.П.Бажов Серебряное копытце

Урок литературного чтения в 4 классе
Тема: П.П. Бажова «Серебряное копытце». Герои художественного произведения и авторское отношение к ним.
Тип: Изучение нового материала
Задачи:
Учить определять учебную задачу урока, составлять план ответа;
Учить характеризовать героев произведения, выражать своё отношение к их поступкам.
Планируемые результаты
Предметные:
находить в тексте на основе выборочного чтения описание героев, их речевые характеристик;
характеризовать героев произведения на основе составленного плана.
Метапредметные:
определять учебную задачу урока;
составлять план урока;
анализировать текст, находить необходимую информацию для создания высказывания.
Личностные:
проявлять интерес к творчеству П.П. Бажова;
оценивать поступки героев;
осознавать ценность семьи, доброго отношения друг к другу.
Межпредметные связи: Изобразительное искусство, темы «Чудесный мир», «Создание панно»
Ресурсы урока: Учебник, с. 180-192
Ход урока

Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности обучающихся

Актуализация необходимых знаний

Предлагает назвать основные мотивы народной сказки в литературной сказке П.П. Бажова «Серебряное копытце».
Предлагает найти доказательство в самом тексте произведения.
Называют основные мотивы народной сказки: постоянные элементы композиции; троекратные повторения; постоянные эпитеты; синонимические повторы; сказочные атрибуты; мифологические представления; путешествия в волшебный мир; особый тип героя; наличие испытаний, трудной задачи.
Приводят примеры из текста.

Мотивация познавательной деятельности

Предлагает назвать главных героев произведения и объяснить, почему они являются главными.
Предлагает рассказать, какое чудо произошло с главными героями.
Предлагает высказать предположение, почему Коковане и Дарёнке так хотелось увидеть Серебряное копытце.
Предлагает составить план характеристики героя.
Говорят, что главными героями являются Кокованя и Дарёнка, все события происходят вокруг них.
Рассказывают , что именно они увидели Серебряное копытце.
Отвечают, что им хотелось увидеть чудо своими глазами.
Составляют план характеристики с помощью учителя:
1.Место героя в произведении; 2.Семья и окружение; 3.Внешность;4.Речь; 5.Поступки;6.Отношение к людям;7.Отношение окружающих к герою;8.Отношение автора.

Организация познавательной деятельности.

Предлагает работая в паре или в группе, сравнить героев и заполнить таблицу:
Заполняют таблицу:


Кокованя
Дарёнка

Место в сюжете



Положение



Внешность



Речь



Поступки и особенности поведения



Отношение к другим героям



>°Отношение автора





Предлагает назвать черты характера героев, выбрав из написанных на доске: эгоистичный ласковый, добрый, смелый, вежливый, отзывчивый, злой, злопамятный, умный, мудрый, сердечный, скромный, застенчивый, упрямый, трудолюбивый, честный, самолюбивый, справедливый, простой, внимательный, жадный.
Предлагает рассказать о главных героях на основе таблицы, найти черты сходства.
Предлагает найти описание других главных героев сказа – кошки Мурёнки, Серебряного копытца.
Предлагает ответить на главный вопрос урока: почему Коковане и Дарёнке так хотелось увидеть Серебряное копытце и почему это чудо свершилось?

Кокованя
Дарёнка

Место в сюжете
Главный герой
Главный герой

Положение
Одинокий
Сирота

Внешность
Старик большой и бородатый
По шестому году, маленькая, носишка пуговкой

Речь
Добрая. ласковая, весёлая
Добрая. ласковая, весёлая

Поступки и особенности поведения
Охотник. Летом пески промывает, золото добывает, а зимой по лесам за козлом бегает. Мастер сказки сказывает.
В избе прибирала, похлёбку да кашу варила, кукле платье шила, любила сказки слушать.

Отношение к другим героям
По-доброму, понравиась кошка Мурёнка, стрелять козла не будет.
Любит кошку, заботится о ней.

Отношение автора
Автору нравится герой
Автору нравится герой


Называют качества героев.
Рассказывают о главных героях, говорят, что их роднит любовь к природе, доброта и одиночество.
Находят и зачитывают описание животных.
Отвечают, что Кокованя и Дарёнка тонко чувствуют природу, для них Серебряное копытце- настоящее чудо, увидев его, они станут счастливыми.

Подведение итогов

Предлагает ответить , какие вопросы на с. 192 учебника относятся к теме урока, ответить на них , оценить результат своего труда.
Предлагает посмотреть фрагмент мультипликационного фильма «Серебряное копытце» и ответить, что отличает его от сказа.
Отвечают на вопросы учебника: 2,3, 4, 5, 7.
Сравнивают мультфильм и сказ, делают выводы.

Дополнительный материал: Книга и мультфильм «Серебряное копытце»

Диагностика достижения планируемых результатов: Выписать из текста слова и выражения, характеризующие Дарёнку, составить план её характеристики и подготовить рассказ по плану.

Дополнительные творческие задания: Нарисовать иллюстрации к сказу «Серебряное копытце»

Самоанализ

достижения
сложности
предложения






Заголовок 215