ИГРА ЧТО? ГДЕ? КОГДА? ПОЧЕМУ? по биологии и географии для старшеклассников
ЧТО? ГДЕ? КОГДА? ПОЧЕМУ?
Правила игры аналогичны правилам телеигры.
Цель игры: Углубить, расширить, закрепить знания ребят об окружающей природе ; способствовать дальнейшему росту знаний и умений учащихся.
Оборудование: кубик с цифрами, песочные часы, конверты с вопросами, метроном, игровое поле с секторами, изображение совы, музыка из телепередачи "Что? Где? Когда?", фонограмма фанфар, фонограммы песен.
Как все взаимосвязано в природе, разумно и неразделимо !
Вот ландыши: они не в поле бродят,
А с тенью лип нерасторжимы
И с колокольчиком лиловым,
И с флейтой иволги,
И свистом соловьиным,
И с влажным воздухом медовым.
Срубите лес-и, как в безлунной бездне,
Все-все-до муравьиной кучи,
До ежика, до светлячка-исчезнет.
Над пустошью лишь тени бросят тучи...
Храните лес, чтоб эхо в нем гудело,
Чтоб в ручеек Аленушка глядела.
ВОПРОСЫ ПЕРВОГО РАУНДА
1. В Индии цветок этого травянистого растения священен. Так в волосяном убранстве каждой уважающей себя невесты должен быть вплетен этот символ чистоты. Плод растения - ягода. Стебель травы иногда достигает 10 метров в высоту, и 40 сантиметров в диаметре. На одном таком стебельке висит как правило по 300 плодов общим весом 500 кг. Название плода в переводе с арабского означает “палец”. По латински растение называется «musa sapientum», что означает «фрукт мудрого человека». О каком растении идёт речь? /О банане/.
2. Эта "страна бегемотов" знаменита тем, что название ее столицы переводится как "поселение на спине крокодила". Как называется эта страна и её столица? /Столица называется Бамако, а страна -- это всем известная Мали/.
3.Это тропические морские рыбы, населяющие прибрежные воды на глубине приблизительно 100 метров. Предпочитают районы с крутыми обрывами и небольшими отложениями кораллового песка. До середины XX века рыбы считались вымершими 65 млн. лет назад. Первый живой экземпляр рыб нашла в декабре 1938 года HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%B6%D0%BE%D1%80%D0%B8_%D0%9A%D1%83%D1%80%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B5-%D0%9B%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%80" \o "Марджори Куртене-Латимер" Марджори Куртене-Латимер (1907-2004), куратор музея в городе HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82-%D0%9B%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D0%BE%D0%BD" \o "Ист-Лондон" Ист-Лондон (ЮАР). Профессор Смит охарактеризовал эту рыбу как «живое ископаемое», что впоследствии стало общепринятым. Местные жители называли её «комбесса». Как эту рыбу называем мы? /Латимерия или целокант/.
4. Это небольшой зверек. Тело длиной 18—22 см, хвост — такой же, масса до 520 г. Хвост покрыт роговыми чешуйками, а вдоль верха ещё и жёсткими волосами, образующими киль. У самого основания хвост как бы перетянут (имеет наименьший диаметр). За перехватом (в первой трети длины хвоста) следует грушевидное утолщение. В нём расположены специфические (мускусные, пахучие) железы, маслянистый мускус которых выдавливается через многочисленные отверстия, расположенные на нижней стороне утолщения. За утолщением хвост сильно сжат с боков. В прошлом это насекомоядное животное являлось ценным промысловым видом. До третьей четверти XVII века его добывали исключительно из-за мускусного запаха. На Руси высушенными хвостами животного перекладывали бельё; позднее секрет мускусных желез стал применяться в парфюмерии как закрепитель запаха духов. Только позднее животных стали добывать ради меха, причём он ценился выше бобрового. Как называется это животное? /Выхухоль/.
5. Местные жители называют это растение «апоной», что в переводе обозначает «сковородка для птиц». И действительно листья растения напоминает этот кухонный инвентарь. Ну а птицы, даже очень крупные могут передвигаться по этим листьям как посуху. Открывателем этого удивительного растения 1832 году стал немецкий естествоиспытатель Эдуард Пеллинг. А другой немецкий ботаник Роберт Шомбургк, увидевший изумительные цветы этого растения в акватории реки Бербис в 1836 году, дал ей название в честь английской королевы Виктории в этом же году вошедшей на престол. Как называется это растение? /Виктория регия/.
6. Алмаз как известно самый крепкий из известных человечеству минералов и вообще веществ, хоть и схож своей кристаллической решеткой с графитом. По шкале Мооса его твердость равна 10. В природе встречаются алмазы самых разнообразных цветов и оттенков: желтые, зеленые, голубые, синие, молочно-белые, черные и даже красные. Алмазы какого цвета самые редкие? / Самый дорогой и редкий минерал — красный алмаз/.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА. /ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ/.
Звучит песня "Ландыши" слова Фадеева О., музыка Фельцман О. 1.К какому семейству относятся ландыши? /Ландыши — многолетние травянистые растения, относятся к семейству спаржевых/. 2.В какой стране 1 мая празднуют "День ландыша"? /Во Франции, главным образом в Париже, 1 мая празднуют “День ландыша”/. 3. Каково научное название ландышу дал Карл Линней? / Научное (латинское) название рода было дано Карлом Линнеем на основе латинского названия растения, Lilium convallium («лилия долин»)/. 4. Букет каких цветов на старинных портретах держит в руках великий астроном Николай Коперник. /Великий астроном Николай Коперник, который к тому же был и искусным врачевателем, на некоторых старинных портретах изображен с букетиком ландышей в руке/. 5.Какой цветок в болгары называют слезой девушки? /Ландыш/.
ВОПРОСЫ ВТОРОГО РАУНДА
1. Пальма Ceroxylon quindiuense (Киндиойская восковая пальма) является национальным деревом одной из стран Южной Америки. Она растет только на высокогорных участках в долине Кокора и является самым высоким однодольным растением в мире. В высоту пальма может достигать пятидесяти метров, а срок жизни может даже превысить 120 лет. Регулярная вырубка пальм ради воска заставила правительство принять указ о запрете вырубки, с наказанием вплоть до казни. Воск этой пальмы обеспечивает среду обитания, многих жителей фауны, а именно желто-ушастого попугая, вид которого находится под угрозой исчезновения. В долине живут и другие жители фауны, такие как: очковой медведь, горный тапир, колибри. Также, воск со ствола использовали для изготовления свечей, внешняя часть стебля использовалась для строительства домов. Местные фермеры занимаются в основном разведением коров и коз, а также выращиванием кофе. В какой стране национальным деревом является Киндиойская восковая пальма ? /В Колумбии/.
2. Средой обитания этих грызунов являются степные и лугостепные зоны. Встречается практически во всем Северном полушарии. В среднем длина тела животного не превышает 38 сантиметров. Хвост небольшой, примерно в два раза короче, чем туловище. Шерсть пушистая, чаще всего имеет серо-коричневый окрас. Если сравнивать их с другими животными, то внешне он очень похож на белку. Живут колониями. Они обустраивают себе туннели и норы глубиной до 3 метров. Туннели могут быть очень запутанными, а их общая длина достигает порой 15 метров. Такие условия оптимально подходят для комфортной жизни. Питается животное пищей растительного происхождения. Это семена, зерна, орехи и разные травы. Еще один любопытный факт об этом виде животных: сон этого грызуна во время зимней спячки является самым крепким сном в мире. Кто они? /Суслики/.
3. Эта птица настолько красива, необычна и редка, что многие зоопарки мира хотели бы заполучить в свою коллекцию. За двух маленьких птиц в 80-е годы XX века Советский Союз получил трехтонного индийского слона и шимпанзе. Гнездится она только на полуостровах Ямал, Гыдан и Таймыр. Они гнездятся стаями возле хищных птиц таких как соколы, орлы. Почему то хищные птицы не нападают на казарок. Пернатые гнездуются так странно что бы избежать нежеланную встречу с другими, более страшными хищниками: песцами. Как называется этот самый маленький гусь? /Краснозобая казарка/.
4. Филипп Кусто в книге «Чтобы не было в море тайн» так писал об этой рыбе: «Они выглядят очень грозно, от них буквально веет грубой силой. Маленькие глаза всегда насторожены, и мне доводилось видеть, как их обладатель с места развивает страшную скорость». Максимальная длина тела 270 см, масса тела до 400 кг. Обитают в прибрежье на глубине до 100 м, но обычно на ме́ньших глубинах, в расщелинах скал, пещерах в коралловых рифах, возле больших камней и у затонувших кораблей. Молодь и взрослые особи отмечены в эстуариях. Ведут одиночный образ жизни. Активно защищают свою территорию, и могут нанести серьёзные травмы человеку. В начале жизненного цикла все особи представлены исключительно самками, и только часть взрослых рыб меняет пол и становится самцами. Как называются эти рыбы? /Групер/.
5. Эта разновидность кварца, переливающаяся множеством оттенков фиолетового, начиная с сияющего сиреневого и заканчивая чувственным темно-лиловым. В древности его почитали как «драгоценный камень богов». Этот притягательный самоцвет был окутан множеством интригующих мифов и легенд на протяжении всей истории. Название взято из греческого языка и в переводе означает «не пьяный». Согласно древнегреческим преданиям, камень мог удерживать владельца от «отравляющей силы» Диониса, римского бога виноделия, помогая оставаться с ясной головой. Пурпурно-лиловый цвет традиционно считался королевским, и самоцвет часто украшал самых богатых и могущественных монархов и правителей. В средневековье англичане уважали камень за его величественную натуру и использовали на гербах и знаках отличия, символизирующих власть. Как называется эта разновидность кварца? /Аметист/.
6. Это самый удивительный гриб в мире! Помимо своего странного вида, этот гриб обладает умением… ходить. Ну, не ходить, конечно, но - передвигаться. Конечно, даже самая неспешная из улиток по сравнению с плазмодием - скороход… но, тем не менее, это единственный "ходячий" гриб! Каково второе название плазмодия? /Другое его название – слезевик/.
Подведение итогов. Награждение победителей.
ЛИТЕРАТУРА:
Акимушкин И.И. "Причуды природы" М., Юный натуралист 1992.
Большая энциклопедия растений. Издательство "ОЛМА ПРЕСС" Москва 2005.
Источник: http://national-travel.ru/america/flora-fauna/kuvshinka-viktoriya-regiya.htmlКозлов М.А., Олигер И.М. "Мир животных. Зоологическая энциклопедия". Санкт-Петербург "Золотой век" "Азбука - классика" 2004.
Оксфордская иллюстрированная энциклопедия. Том 2. "Мир природы" Москва издательский дом "ИНФРА-М" 2001.
Орлова Н. "Я познаю мир: Детская энциклопедия: Драгоценные камни и минералы". М.; ООО "Издательство Астрель"; 2000. 6.