Выработка у школьников индивидуальных умений и навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями


Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР» по Карагандинской области.
МИНИ-ПРОЕКТ
«Выработка у школьников индивидуальных умений и навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями».

Выполнили слушатели:Амиров А.П. Ступницкая О.В. Мукажанов Р.К.
Научный руководитель:Абдыкалыков.К.
Дата сдачи работы:05.02.2016г.
Караганда – 2016
1.Краткое обоснование проекта.
Глава государства Н.Назарбаевым в своем обращении к народу Казахстана Стратегия «Казахстан-2050» провозгласил новый политический курс состоявшегося государства»: «Здоровье нации – основа нашего успешного будущего».
В современном обществе не у кого не возникает сомнения, что нужно повышать двигательную активность, улучшать двигательный режим наших школьников. Недостаток движений, особенно у детей и подростков ухудшает состояние здоровья, физическое развитие, двигательную подготовленность в целом. Особую тревогу, вызывает здоровье детей и подростков, по статистическим данным более 2х млн. детей и подростов состоят на диспансерном учете по поводу хронических заболеваний. Только за период обучения в младших классах в раз возрастает число больных детей с вегето-сосудистой дистонией, в 10-12 раз близорукостью, в 5 раз эндокринными заболеваниями и нарушением обмена веществ, в 4 раза – болезнями желудка и кишечного тракта, в 2 раза мочеполовой системой. К 8му классу болезни органов зрения наблюдаются у 30%, нервно-психические расстройства у 40% детей. Поэтому помимо уроков физической культуры необходимо сформировать у школьников потребность к самостоятельным занятиям. Важно обеспечить детей знаниями о своих возможностях, представления о соответствующих результатах направленного обучения и, наконец, практическими умениями решать поставленные цели.
По словам психолога С.Л.Рубинштейна: «произвольное действие человека - это осуществление цели, и, прежде чем действовать, надо осознать цель, для достижения которой действие предпринимается». Поставленные цели для школьников, регулярно заниматься физическими упражнениями должны быть эмоционально окрашены, достижение их должно приносить ощутимые, конкретные результаты. Учитель должен подобрать методы и приемы. В частности, методы убеждения – беседы, лекции, информации, объяснения и т. п. Применяя эти методы, учитель формирует социально значимые мотивы возникновения привычки к занятиям физической культурой, развивает к ним интерес, вооружает учащихся необходимыми теоретическими знаниями в области физической культуры и спорта.
Также необходимо предусмотреть определенную очередность, последовательность применения средств.
Средства для реализации этой цели – соответствующие физические упражнения.
В нашей Республике разработаны основные концептуальные документы, определяющие главные стратегические цели и задачи сохранения и укрепления здоровья населения: Закон РК «Об образовании», Закон РК «О правах ребенка», «Государственная программа развития до 2050 года», «Программа оздоровления населения РК средствами физической культуры и спорта».
Изученный, накопленный, теоретический и практический материал позволяет разработать программу «Воспитание здорового образа жизни на 2016-2017 годы».
2.Актуальность.
 Сохранение и укрепление здоровья детей на сегодняшний день является приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Здоровье – основной показатель всей жизнедеятельности человека. Знания, умения, навыки, развитие физических и психических качеств – только средства для поддержания организма в рабочем, здоровом состоянии. 
3.Цель проекта.
Формирование у школьников осмысленного отношения к зоровому образу жизни, ответственности за свое здоровье.
Подготовить учащихся к самостоятельным занятиям физическими упражнениями,
направленных на развитие физических и морально-волевых качеств.

4. Задачи:
1.Определение особенностей двигательного развития учеников нашей школы.
2.Поиск и активизация работы по повышению физической подготовленности, двигательной активности и укрепления здоровья учащихся.
3.Подбор, изучение и корректировке тестов для определения степени развития двигательных качеств у школьников.
4.Воспитание положительных черт и особенностей в общении и коллективном взаимодействии средствами и методами спортивно-рекреационной деятельности.
5.Достижение учащимися методологической компетентности в данной области знаний как основа самореализации личности и развития её творчества.
5.Ожидаемые результаты
Выработка у школьников индивидуальных умений и навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями, возможности сохранения здоровья, успешного обучения и развития, повышению качества обученности за счет более полной реализации возможностей.
6.Этапы:
1.Формирование
2.Навыки
3.Умение
Принципы:
1. Научности (использование научно – обоснованных и апробированных программ, технологий и методик);
2. Доступности (использование здоровье сберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей);
3. Сознательности (осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью);
4. Систематичности (реализация лечебно – оздоровительных , профилактических мероприятий постоянно, систематично, а не от случая к случаю);
5. Целенаправленности (подчинение комплекса медико – педагогических воздействий четко определенной цели);
6. Оптимальности (разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки);
7. Адресности (медико – педагогическое воздействие на детей подготовительной и СМГ);
7.Критерии оценки эффективности проекта
Признаки, свидетельствующие о том, что реализация проекта положительно повлияла на положение дел в проектной области и помогла преодолению проблемы или снижению ее напряженности.
8.Пользователи результатов проекта
Указываются основные заинтересованные в результатах проекта организации и группы людей.

9.Сроки реализации проекта в течение учебного года.

10.Риски проекта
Предполагаемые трудности реализации проекта. Пути преодоления
Многие родители полагают, что физическим воспитанием детей должна заниматься лишь школа. Более того, в занятиях физкультурой они порой видят препятствие, мешающее учебе. Но даже и тогда, когда родители сознают значение физического воспитания,они далеко не всегда умеют рационально
организовать самостоятельные занятия детей.
Если бы мы своевременно развивали у учащихся положительные результаты
самостоятельных занятии физическими упражнениями, то наши дети получили
бы правильное физическое развитие.
11. Ожидаемый результат.
Использование средств активизирующих формирование навыков
Формирование умений осуществлять планирование, самоорганизацию к самоконтролю
Дифференциация и индивидуализация заданий в развитии навыков самостоятельности
Инструктивная направленность и формирование у школьников навыков самостоятельности
Навыки самостоятельности


Укрепление здоровья, физическое самосовершенствование
Конкретная постановка задачи, указывающая на характер и цель предстоящей деятельности
Определение учащимися недостатков и положительных сторон своей деятельности, самостоятельное оценивание выполнения заданий
Последовательность заданий позволяет учащимся от индивидуальной самостоятельной работы переходить к заданиям, формирующим инструкторские навыки
Как правило, выполнение заданий инструктивной направленностю способствует накоплению знаний, формированию и практической отработке умений и навыков
Подбор методов и средств, стимулирующих процесс занятий физическими упражнениями
Индивидуальности подход в учете реальных знаний, умений и навыков
Самостоятельное планирование и организация деятельности осуществляется с учетом цели и задания
Задание учащимся по оцениванию и комментированию техники выполнения упражнений другими


Что же конкретно должна включать деятельность учителя при подготовке к работе по обучению школьников навыкам и умениям самостоятельных занятий? Во-первых, следует определить, чему учить школьников. Что мы имеем в виду? Возьмем, к примеру, программу для IV класса: в ней сказано: «Выполнение утренней гимнастики. Контроль над амплитудой и скоростью движений». В связи с этим учителю нужно четко себе представить, какими знаниями и умениями должен обладать ученик, чтобы выполнить требование программы (в дальнейшем мы раскроем содержание знаний и последовательность обучения учащихся умениям и навыкам по этому разделу программы в каждом классе). Во-вторых, учителю нужно решать, в какое время урока удобнее сообщать учащимся необходимые им сведения, когда учить навыкам и умениям самостоятельных занятий. В-третьих, очень важно наметить способы поэтапно контроля над освоением учащимися материала «Навыки и умения самостоятельных занятий».
Примерно по такой же схеме должна протекать и деятельность учителя при выполнении этого раздела. Сначала следует дать школьникам знания, необходимые для самостоятельного выполнения конкретных упражнений, убедить ребят в значимости, важности и полезности этих занятий. Затем необходимо довести до учащихся знания о самом процессе самостоятельности деятельности. Сказанное вовсе не означает, что нужно «выдать» школьникам сразу все сведения по определенному виду самостоятельной деятельности, а потом переходить непосредственно к обучению. Вначале сообщаются общие знания, создается представление о содержании, характере работы. На последующих этапах знания углубляются, расширяются, уточняются.
Несколько слов о самостоятельном выполнении упражнений. Чтобы самостоятельно выполнять, например, утреннюю гимнастику или развивать физические качества, ученик должен уметь контролировать свои движения. Это представляет определенную трудность: при отсутствии внешнего контроля, оценки он должен руководствоваться своими ощущениями, главным образом мышечным чувством, которое Сеченов недаром называл «темным» мышечным чувством. Если ребят специально не учить этому, они испытывают большие затруднения при различении пространственных, временных и динамических параметров движения. Как их научить этому? Прежде всего, обращая внимание учащихся на оценку таких положений, т.е. когда ученик упражнение, учитель не должен спешить сам оценивать правильность выполнения, следует попросить сделать это ученика (тем самым сосредотачивается внимание на этом вопросе). Причем такая работа должна носить систематический характер.
Значительно повышает результативность такой работы использование предметных ориентиров. При этом, когда ученик выполняет движение по ориентирам, он может проконтролировать себя на основе не только мышечных ощущений, но и зрительно-мышечных, т.е. ученик, выполняя упражнение по ориентирам, видит результат своих действий и сопоставляет, сравнивая его с мышечными ощущениями. По степени сложности наиболее просты для детей зрительные ориентиры, потом идут слуховые и на последнем месте – мышечно-двигательные. Поэтому для формирования правильных мышечных представлений на первых же этапах обучения нужно соединять зрительные и мышечные ощущения, слуховые и мышечные и т.п. (например, бег по разметкам, выполнение движений под счет, с добавлением намеченных предметов и т.п.).
Учить думать при выполнении упражнений, самостоятельно подбирать упражнения можно, давая школьникам соответствующие возрасту задания. Например, школьники делают наклоны касаясь – следует спросить ребят, какие разновидности наклонов они знают (наклоны в стороны, назад, наклоны с различными положениями рук и т.п., т.е. учить школьников подбирать сходные, типичные упражнения, развивать творчество, критическое отношение). Ведь самостоятельность близка к двум свойствам личности: критичности (критическое отношение к известному) и творчеству.
Самостоятельные занятия могут включать в себя различное содержание: выполнение упражнений, направленных на развитие физических качеств, отработка элементов техники двигательных навыков, повторение, совершенствование навыков и умений, физкультурно-оздоровительные мероприятия (утренняя гимнастика, закаливающие процедуры, физкультпаузы и т.п.). Чтобы самостоятельные занятия были целенаправленными, следует придерживаться требований учебной программы, поскольку в учебной программе представлены те виды самостоятельных занятий, которые уже отработаны в разных школах страны, являются итогом длительной работы, проверены опытом, соответствуют возрастным возможностям учащихся.
В отличие от деятельности учащихся, связанной с простым выполнением, повторением указаний, заданий учителя, самостоятельная деятельность требует ясного понимания ими смысла того, что они делают. Поэтому учителю следует обратить внимание на то, чтобы учащиеся сознательно подходили к выполнению каждого задания, особенно такого, в котором присутствуют элементы самостоятельности. Для этого учителю необходимо точно разъяснить школьникам смысл, значение и содержание занятий.
Успех в обучении школьников умению самостоятельно заниматься зависит от организации самостоятельных занятий в определенной системе, от соблюдения постепенного, поэтапного усложнения конкретных заданий. Только в этом случае можно добиться видимых результатов.
Важно не только обучать учащихся воспроизведению каких-либо движений самостоятельно, но и знакомить их с основными положениями, правилами самостоятельных занятий. Только тогда учащиеся в соответствии с теми условиями, в которых они будут заниматься, смогут правильно подобрать упражнения, спланировать свои занятия. Следует также помнить – задавать упражнения для самостоятельного выполнения можно лишь тогда, когда они достаточно отработаны на уроке под наблюдением учителя.
Определяя сложность того или иного задания, учитель должен учитывать индивидуальные особенности учащихся, их склонности, способности с тем, чтобы, с одной стороны, задание было посильно, доступно для них, а с другой стороны – имело определенную трудность, требующую известного напряжения для преодоления.
Для того чтобы оценивать результаты любой деятельности, в том числе и самостоятельной, необходимо научиться сопоставлять достигнутые результаты с поставленной целью. Если результат деятельности совпадает с целью, можно говорить о высокой оценке деятельности. Если при этом наблюдается значительное расхождение, говорят о низкой оценке деятельности. Низкая оценка деятельности должна вести к поиску причин, приведших к неудаче, и их анализу, чтобы внести коррективы в дальнейшую работу. Все это представляет собой сложную задачу. Поэтому, начиная с младших классов, нужно приучать учащихся анализировать свои действия. Практически это может выглядеть следующим образом: оценивая деятельность учащихся, допустим, по развитию силы рук, учитель предлагает ребятам найти причины, почему тот или иной ученик имеет высокую или низкую подготовленность. Это будет способствовать формированию у школьников критического отношения к своей деятельности, позволит им внести соответствующие коррективы в самоподготовку.
Очень важными моментами являются вопросы организации самостоятельной деятельности. Они тоже многоплановы: от элементарных – организация самостоятельных занятий при выполнении утренней гимнастики (гигиенические условия, меры безопасности, подготовка инвентаря и т.п.) – до таких, как организация выбранных средств, способов выполнения. Начинать обучение этому нужно с простых элементов, например при организации условий проведения учебных и внеклассных занятий систематически привлекать в помощь учеников. Причем использовать их не как простых исполнителей, а советоваться с ними по различным вопросам.
Наиболее сложной задачей, которая должна решаться в старших классах, является выбор цели занятий. Для этого школьники должны знать предъявляемые к ним в соответствующих видах требования, собственный исходный результат, потенциальные возможности и, сопоставляя эти компоненты, намечать конкретные цели, а на следующем этапе подбирать средства и планировать их. Что значит планировать средства? Это значит определить очередность их применения, время выполнения, правильное их соотношение и т.п. Ведь использование даже одного набора средств, но в разных сочетаниях дает различный эффект.
Самостоятельность – это всегда в какой-то мере творчество. С этих позиций самостоятельная деятельность различается по уровню творческого подхода. Есть виды самостоятельной деятельности, когда ученику достаточно воспроизвести то, что ему показал или о чем рассказал учитель, - это наиболее простой, низкий уровень. Второй уровень самостоятельной деятельности – когда известное, хорошо знакомое, освоенное ученик применяет в других ситуациях, отличных от обычных, в иной обстановке. И наконец, третий (высший) уровень творческого подхода заключается в том, что на основе своих знаний, прежнего опыта ученик находит иные способы выполнения задания, придумывает другие средства, приводящие в конечном итоге к той же цели кратчайшим путем, творчески подходит к организации условий своей деятельности, к использованию снарядов и т.п.
Причем нужно отметить – неправильным является представление, что овладение школьниками навыками и умениями самостоятельных занятий и использование их на уроках и дома облегчают труд учителя. Изменяется характер труда: он требует от учителя более глубокого, творческого подхода к делу. Уменьшается доля механической работы (например, меньше приходится подсчитывать). На передний план выступают более сложные задачи. Организовать условия для самостоятельной работы учащихся. Больше внимание уделять контролю, исправлению ошибок, индивидуальной работе с занимающимися, т.е. деятельность учителя остается нужной и необходимой, но содержание ее меняется – деятельность переходит на другой, более высокий уровень.
Для анализа отношения школьников к своему здоровью, пониманию ими важности физического совершенствования нами было проведено анкетирование среди учащихся 6-8 классов.
Анкета составлена с целью изучения отношения учащихся к здоровому образу жизни и самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
Вопросы для анкетирования.
1.Что такое физическая культура?
А) Умение пробежать быстрее всех и подтягиваться больше всех.
Б) Хобби выходных дней.
В) Здоровый образ жизни.
Г) Набор доступных физических упражнений и видов спорта, направленных на укрепление здоровья.
2. Делаете ли вы утром зарядку?
А) Да, регулярно.
Б) Да, но нерегулярно.
В) Нет.
3. Что необходимо для занятий физкультурой?
А) Красивый спортивный костюм.
Б) Фитнесклуб.
В) Желание.
Г) Бассейн.
4. Кто может заниматься физической культурой?
А)Школьники и студенты.
Б)Умеющие бегать и плавать.
В) Любой человек, допущенный врачом.
Г) Зачисленный в спортивную школу или спортивное общество..
5. Посещаете ли вы какую-либо спортивную секцию?
А) Да, регулярно.
Б) Да, но нерегулярно.
В) Нет.
6. Для чего занимаются физической культурой?
А) Для подготовки себя к службе в армии.
Б) Для укрепления своего здоровья и физических возможностей.
В) Приобрести навыки и умения для дальнейшей трудовой и жизненной деятельности.
Г) Чтобы быть самым сильным в школе.
Д) Все перечисленные пункты.
Е) Все перечисленные пункты, кроме «г».
7. В чём занимаются на физкультуре?
А) В короткой спортивной форме.
Б) В длинной спортивной форме.
В) Какая есть в наличии.
Г) Зависит от места занятий и вида спорта.
Д) Форма не обязательна.
8. Что нужно делать при неудачном выполнении упражнения?
А) Попросить товарища выполнить за тебя.
Б) Не делать упражнения.
В) Попросить помощи у классного руководителя, родителей, товарищей.
Г) Тренироваться, исправлять ошибки с помощью преподавателя.
 Первая серия вопросов – отношение к самостоятельным занятием физическими упражнениями. На вопрос «Делаете ли вы утром зарядку?», ответили положительно 55,1%, 22,9%, 15,6%, «да, но нерегулярно» - 33,6%, 46,8%, 43,5%; «нет» - 10,3%, 30%, 40,9%. Цифры не утешительные, особенно нас беспокоит нежелание учащихся заниматься утренней зарядкой в среднем и старшем звене. Давно доказано, что высокая функциональная подготовка организма человека и надежность отдельных его систем, гармоничность развития двигательных качеств, как основа физического, духовного здоровья достигается лишь при многолетних систематических занятиях физическими упражнениями с соблюдениями определенных режимов физических нагрузках
На вопрос «Посещаете ли вы какую-либо спортивную секцию?» школьники ответили: «Да и имею хорошие результаты» - 55,3%, 45,1%, 23,4%; «Да, но нерегулярно» - 11,8%, 5,7%, 19,2%; «Нет» - 31,5% 50,2%, 58,4%. Ответы детей убеждают, что ни школа, ни родители не сумели еще воспитать у детей положительного отношения к физической культуре, потребность в систематических занятиях.
Всесторонее развитие, особенно в школьные годы может стать главным стимулом для начала систематических занятий спортом. Физическая культура, являясь одним из опорных звеньев всестороннего развития, способствует накоплению двигательного опыта, вооужает школьников основами знаний о человеке, о его физических возможностях и способностях.

Глоссарий
КУ – контрольные упражнения.
Коррекция – редактирование.
ФУ – физические упражнения.
ИН – инструктивная направленность.
Интерпретация – оброботка материала.
ФП – физическая подготовленность.
Литература
1.Закон об образовании РК.
2.ФК и спорт в общеобразовательной школе
3.Москва “Просвещение” 1999 год
4.Психолого – педагогические основы ФВ.
5.М.И. Станкин Москва “Просвещение” 1997 год
6.Физическая культура в школе №5 1998 год
7.Есипов Б.П. «Самостоятельная работа учащихся на уроках». – М.: Учпедгиз, 1961.
8.Зимняя И.А. «Основы педагогической психологии» - М, 1980.
9.Кралевич А.Н. «Педагогические аспекты овладения обобщёнными способами самостоятельной учебной деятельности». / Мн. – 1989.
10.Орлов В.Н. «Активность и самостоятельность учащихся» - 1998.
11.Пидкасистый П.И. «Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении».- М., 1996.