Статья Реализация здоровьесберегающих технологий в системе работы воспитателя школы-интерната с младшими школьниками».
Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя:
от здоровья и жизнерадостности детей зависит
их духовная жизнь, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы.
В. А. Сухомлинский
Здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав гражданина, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Здоровьесбережение нации является одним из приоритетных направлений социально-экономической политики нашего государства. В числе оздоровительных мероприятий особое значение придаётся системе здравоохранительного образования. Образовательные учреждения должны формировать уровень здоровья будущего гражданина. Это очень важная и актуальная для нашего времени задача.
Поэтому темой своей самообразовательной деятельности я выбрала «Реализация здоровьесберегающих технологий в системе работы воспитателя школы-интерната с младшими школьниками».
Не секрет, что в последние годы возрос процент детей с отклонениями в здоровье. Здоровье закладывается в детские годы. Известно, что начальный этап систематического обучения является наиболее ответственным периодом в жизни ребенка и во многом определяет как успешность дальнейшего обучения, так и состояние здоровья. Ученые-физиологи относят к школьным факторам риска, негативно влияющим на здоровье детей:
- интенсификацию учебного процесса;
- несоблюдение физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
- отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни,
- недостаточное использование средств физического воспитания и спорта.
Ориентация учебно-воспитательного процесса в течение школьного дня «только на знания» негативно влияет на здоровье детей. Как избежать этого? Как сделать так, чтобы благая цель - дать детям максимально качественные знания - не заслонила другую, не менее важную, – сохранить и укрепить их здоровье?В сложившейся ситуации здоровьесбережение – это уже не некое модное нововведение, а необходимость. Понятие « Здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учебного заведения по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся, рассматривается как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья учащихся. Ответственными за реализацию здоровьесберегающей программы являются представители администрации школы, учителя, воспитатели, классные руководители, психолог, медсестры и другие работники школы.
В осуществлении мер, направленных на сбережение и укрепление здоровья школьников, велика роль воспитателя. Воспитатель должен эффективно использовать средства, методы и приемы здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе и активно вовлекать их в систему работы в условиях педагогики оздоровления. Таким образом, владея современными педагогическими знаниями, воспитатель планирует свою работу в тесном взаимодействии с учителями, учащимися и их родителями, с медицинскими работниками, учитывая приоритеты сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.
В своей работе я ставлю следующие задачи:
Образовательные (направлены на приобретение знаний и представлений о здоровом образе жизни, факторах, влияющих на здоровье, обучение двигательным умениям и навыкам, распространение информации по профилактике вредных привычек).
Воспитательные (направлены на формирование нравственного сознания и поведения, волевых качеств, трудолюбия, устойчивых мотивов самовоспитания, эстетическое и эмоциональное развитие личности).
Оздоровительные (направлены на укрепление физического здоровья и профилактику заболеваний, содействие правильному физическому развитию, включение в активную двигательную деятельность, повышение с помощью средств физической культуры умственной работоспособности, снижение отрицательного воздействия чрезмерной нагрузки на психику).
Прикладные задачи (направлены на формирование умений и навыков, необходимых для сотрудничества со сверстниками и обеспечения жизнедеятельности, физкультурных занятий, пребывания на природе, в быту).
Программа здоровьесбережения школьника включает следующие компоненты:
Соблюдение режима дня.
Рациональное питание.
Оптимальная двигательная активность.
Соблюдение санитарно-гигиенических норм.
Обеспечение знаниями о сущности здоровья человека, о факторах, его укрепляющих или ослабляющих.
Профилактика заболеваний, закаливание.
Предупреждение вредных привычек (или отказ от них) и формирование полезных произвольных и непроизвольных привычек здорового образа жизни.
Повышение психоэмоциональной устойчивости.
Рассмотрим каждый их данных компонентов.
Соблюдение режима дня очень важно для ребенка младшего школьного возраста. Ребенок учится планировать и организовывать свою деятельность, чередовать работу и отдых. По моим наблюдениям, младшие школьники очень любят соблюдать различные правила, следовать знакомому порядку. Предсказуемость определенных событий вызывает у них чувство спокойствия и уверенности. Можно даже привлечь их к составлению распорядка дня, учесть в какой-то мере их пожелания.
Режим дня должен быть вывешен в классном уголке и доступен ученикам.
Режим дня строится с учетом учебного плана школы, возрастных особенностей детей, режима питания. Обязательными компонентами являются прием пищи, активный отдых, самоподготовка, досуговая деятельность.
Нежелательно, чтобы в режиме дня происходили следующие сбои:
недосыпание;
несвоевременный прием пищи;
недостаточное пребывание на свежем воздухе;
учебные перегрузки.
В целях укрепления здоровья школьники должны пребывать на свежем воздухе каждый день. Минимальная гигиеническая норма нахождения на свежем воздухе 4 часа. Время на самоподготовку у разных классов разное: младшие школьники могут заниматься от 30 до 90 минут. В ходе занятий обязательно делать перерывы 10-15 минут. Завершает школьный день досуговая деятельность. Воспитатель обеспечивает контроль над сменой видов деятельности школьников в течение дня.
Еще один важный компонент – рациональное питание. В нашей школе осуществляется 5-ти разовое питание. Разрыв между приемами пищи - 3 – 4 часа. Питание горячее. Согласно гигиене питания, школьник должен есть часто, но не переедая. Я слежу за соблюдением этих правил.
Перед приемом пищи систематически провожу краткую беседу о пользе определенных продуктов, важности своевременного и здорового питания. Всего несколько слов перед каждым обедом – и дети получают полезную информацию о витаминах, белках и жирах, узнают, почему надо есть овощи, чем вредны чипсы, какой продукт может заменить любимые конфеты, зачем человек пьет воду. Именно в школе ребенок может приобщиться к культуре питания, полюбить здоровую пищу.
Не все дети с удовольствием едят каши или салаты, но хороший воспитатель знает, как преодолеть эту проблему. Может помочь беседа, разъяснение, личный пример, взаимовлияние детей, соревновательный элемент, поощрение, игровые приемы. Здоровому питанию может быть посвящено и отдельное воспитательное мероприятие. С успехом прошел у нас познавательный час на тему «Как полюбить полезную пищу». Ребята сами предложили интересные способы, которые могут помочь сделать нелюбимую кашу вкусной и красивой, а скучную морковку – веселой. Каждый понедельник мы начинаем с санитарной минутки, на которой проводим практические занятия (как правильно чистить зубы, ухаживать за волосами, одеждой и др.)
Важную роль в развитии ребенка младшего школьного возраста играет потребность в движении. Движение как форма физиологической активности, присуща практически всему живому и играет важную роль в развитии психики и интеллекта человека. Двигательная активность имеет тесную связь с формированием личности и самосознания ребенка. Достаточное движение должно быть обеспечено и во время самоподготовки, и во время отдыха.
Отдых школьника должен быть активным. И хорошо, что наши дети не склонны к лежанию на диване, как мы, взрослые. Нужно просто не мешать, а умело направлять их энергию в нужное русло.
Активный отдых – это многоплановая деятельность учащихся: это подвижные игры, физкультурно-оздоровительные занятия, физический труд, экскурсии, прогулки, свободная деятельность, ручной труд, изобразительная деятельность, музыкальные занятия, ознакомление с окружающим миром, кружковая работа. Прогулка – активный отдых, организованный на воздухе и заключающийся в играх малой и средней подвижности. Прогулка оказывает благоприятное влияние на функциональное состояние центральной нервной системы учащихся. Проведение прогулки требует такой же продуманности и подготовки, как и все другие виды деятельности. Ее нужно сделать содержательной и интересной. Это требует разнообразия в проведении прогулки, учета физической нагрузки, рационального чередования занятий. Чередование занятий повышает интерес именно к коллективной прогулке, где воспитатель решает сразу две задачи: обеспечить интересное проведение времени и содействовать укреплению здоровья детей.
Структура прогулки может быть следующей:
1. Наблюдение за природой, погодными явлениями.
2. Труд на участке.
3. Коллективные игры.
4. Самостоятельная деятельность детей.
5. Индивидуальная работа с детьми.
Я регулярно провожу
- природоведческие экскурсии («В саду живут витамины», «По следам пернатых»);
- обществоведческие экскурсии («Труд работников школы для детей», «Город, в котором я живу»);
- прогулки-практикумы («Красный, желтый, зеленый», «Правила безопасного поведения в природе»);
- творческие прогулки («Есть в осени первоначальной…», «Удивительное - рядом»;
- следопытские прогулки: («Найди клад») и др.
Нравятся детям спортивные часы, подвижные игры, соревнования и спортивные праздники. Выделяются дети, обладающие высокими физическими возможностями. Задача воспитателя – заметить такого ребенка и содействовать раскрытию его способностей. Но к конкурсам и соревнованиям важно привлекать и учащихся с ослабленным здоровьем, физическими недостатками, обеспечивая им равные шансы на победу. Полезна гимнастика на свежем воздухе.
Нет сомнений в важности соблюдения санитарно-гигиенических норм во всех классных комнатах, где проводят часть времени дети. Контроль освещенности помещения, соблюдение температурного режима, своевременная влажная уборка, проветривание, озеленение кабинета и рекреаций – необходимые условия сохранения детского здоровья. Ответственность лежит на взрослых, но дети охотно помогают. Они приучаются содержать в чистоте себя, свою одежду и свой второй дом: регулярно моютруки, пользуются сменной обувью, поливают цветы, вытирают пыль.
Программа здоровьесбережения предполагает обеспечение учащихся знаниями о сущности здоровья человека, о факторах его укрепляющих и ослабляющих. Часть информации они получают на уроках, а я, как воспитатель, расширяю их познания в этой области. Например, в занимательной форме рассказываю о различных видах спорта и великих спортсменах, истории олимпийского движения, врачебных специальностях, лекарственных растениях, видах закаливания, обучаем оказанию первой помощи.
Нельзя забывать и о профилактике заболеваний учащихся, их закаливании. Поэтому воспитатель внимательно следит за тем, чтобы одежда детей соответствовала погоде. Закаливанию способствуют ежедневные прогулки на свежем воздухе, проветривание. Я считаю важной профилактику переутомления зрительной системы. Регулярно напоминаю детям о необходимости сохранять правильную позу при выполнении домашних заданий. По силам им освоить простейшие приемы самомассажа, точечного массажа, релаксации, дыхательной гимнастики.!!! Большое внимание в работе с детьми уделяю предупреждению вредных привычек и формированию полезных.
Навыки и привычки, имея общие черты, существенно отличаются друга от друга. Навык - это усвоенный способ действия, умение хорошо, быстро выполнить действие, а привычка - это еще и потребность, стремление выполнять данное действие.
Ребенок, привыкнув ежедневно чистить зубы и умываться перед сном, испытывает тягостное чувство, если ему приходится лечь спать неумытым. Девочка, имеющая привычку мыть посуду и убирать комнату, всегда найдет время и способ выполнить эту работу.
Нужно отметить, что привычка часто возникает на основе навыка. Навык как бы прокладывает путь привычке, облегчает ее возникновение. Если ребенок научился хорошо ходить на лыжах, он с удовольствием будет проводить на лыжах свой досуг - это станет его привычкой.
Полезные привычки и гигиенические навыки лучше закрепляются тогда, когда они осознаны. Что касается вредных привычек, то дети должны быть информированы в соответствии с возрастом о непоправимом вреде, наносимом курением, алкоголизмом, наркоманией. Я стараюсь формировать у своих воспитанников стойкое негативное отношение к подобным привычкам, активно пропагандирую ЗОЖ. Когда говорят о вредных привычках, то имеют в виду именно эти явления, но есть и другие привычки, называемые вредными: привычка грызть ногти, выщипывать волосы и т.п. Они имеют несколько другую природу. В некоторых случаях воспитателю требуется помощь психолога.
Повышение психоэмоциональной устойчивости не менее важно, чем укрепление физического здоровья.
По материалам многочисленных исследований, особо опасны для здоровья не активные эмоции, а пассивные – отчаянье, тревога, боязливость, депрессия. Именно поэтому, одной из составляющих здоровья считается позитивное мышление, которое достигается упорными тренировками. Школьника важно учить радоваться даже малой своей победе, а еще больше чужой удаче. Обучение только тогда может быть эффективным, когда ученик испытывает радость не только от процесса обучения в целом, но и от каждого положительного результата. Создание комфортной атмосферы в школе и классном коллективе, толерантных отношений всех участников образовательного процесса способствует сохранению их здоровья.
Задача воспитателя – пополнять свои знания о здоровьесберегающих технологиях, активно внедрять их в свою практику, делиться опытом с коллегами.Анализируя опыт своей работы, намечаю следующие перспективы на будущее:
обязательно буду продолжать свою педагогическую деятельность в этом направлении;
планирую оказывать помощь родителям в воспитании у детей культуры здорового образа жизни;
считаю, что сотрудничество с коллегами дает новый толчок в воспитательной работе. С этой целью буду презентовать собранные материалы из личного опыта на занятиях МО и заседаниях педагогических советов.