Особенности взаимодействия учителя с младшими школьниками в практике современного урока
Особенности взаимодействия учителя с младшими школьниками
в практике современного урока
Урок – это культурологический феномен человечества. Как явление культурологического порядка он видоизменился, пережил «взлеты» и «падения». Учитель – живой представитель одного из пластов культуры, не робот, не модель, не компьютер. Он несет в себе индивидуальное представление в культуре, передавая мысли и традиции социальной группы, которую он представляет. Учитель строит свой урок в соответствии со своим представлением о красоте, гармонии, порядке. Поэтому, несмотря на единые требования к современному уроку, уроки разных учителей очень отличаются. Большую роль здесь играет общая культура самого учителя.
В основе технологии современного урока лежат три постулата.
Первый: «Урок – это открытие истины, поиск истины и осмысление истины». Путь к истине – это путь расширения и обогащения духовного мира личности ребенка, приобретение способности осознавать и определять свое отношение к миру как таковому.
Современный урок – это организованное педагогом духовное общение группы, содержанием которого являются научные знания, а ключевым результатом- интеллект каждого субъекта урочного общения, его духовное обогащение.
Второй: Урок – это часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно проходить на уровне высокой общечеловеческой культуры. Современный урок- 45-минутное мгновение жизни, которое является продолжением домашней, уличной, как части истории личностной судьбы ребенка. Урок проживает не только ребенок, но и учитель, как человек современной культуры, поэтому существуют и культурологические нормы его деятельности на уроке, этика взаимодействия учителя и ученика.
Педагог должен иметь смелость жить на уроке, а не пугать детей, быть открытым ко всем проявлениям жизни.
Третий: «Человек как субъект осознания истины и субъект жизни на уроке всегда остается высшей ценностью». Гуманизация воспитания – ключевой элемент нового педагогического мышления, который требует изменения отношений в системе «учитель-ученик» – установления атмосферы доверия, уважения к личности ребенка и сотрудничества с ним.
Но гуманизация останется пустым звуком без профессионализма учителя. Только умение работать с детьми, педагогическое мастерство обеспечат реальность гуманизма. Педагог должен демонстрировать перед детьми на уроке самые высокие образцы культуры общения.
Чтобы реализовать на уроке конкретные культурные нормы общения, педагог должен использовать систему пяти простых организационных правил:
1. Доводить педагогическое требование до своего логического конца, удерживая в поле зрения каждого ребенка и максимально воплощая выполнению предложенной нормы взаимодействия.
2. Сопровождать педагогическое требование инструкций, которая раскрывает легкий способ выполнения необходимого.
3. Раскрывать позитивную программу действий на каждое мгновение взаимодействия, придавая требованию позитивный характер, избегать негативных требований, требований не делать чего-нибудь.
4. Не предъявлять детям таких требований, которые им не под силу на данном этапе их развития.
5. Авансировать успех деятельности на уроке.
Современный урок – это урок, который возник благодаря стремлению гуманизировать действительность, признать человека как высшую ценность, придать ей максимум свободы для индивидуального развития.