Из опыта работы Система работы с одаренными детьми в образовательнрм учреждении

Система работы с одаренными детьми в образовательном учреждении.
Посохова Татьяна Михайловна
учитель географии
МБОУ «Троицкая СОШ» Губкинского района

Александр Македонский выбрал из всего табуна коня Буцефала, которого его отец Филипп забраковал и посчитал негодным. Плутарх по этому поводу пишет: «Пример этого коня указывает нам на то, что много природных дарований гибнет по вине наставников, которые коней превращают в ослов, не умея управлять возвышенными и свободными существами». В словах Плутарха отмечена важная роль воспитания в развитии детской одарённости. Известно, что воспитателем Александра Македонского был Аристотель, которого для своего сына выбрал Филипп. Он не ошибся в главном в воспитателе своего сына.
В Проекте Национальная Образовательная Инициатива «Наша Новая Школа» говорится, что одним из важнейших направлений деятельности современной школы является создание системы поддержки талантливых детей. Наша страна нуждается в национальной системе личностного развития интеллектуально одаренных людей, обладающих такими качествами, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. В условиях глобального рынка, в котором участвует и Россия, такие качества востребованы не только отдельными гражданами, но и целыми творческими коллективами, предприятиями и регионами.
В МБОУ «Троицкая СОШ» обучается 570 учащихся. В педагогическую практику внедряются современные образовательные методики и технологии: метод проектов, проблемно-диалогическая технология, коллективный способ обучения, технология разноуровневого обучения, технология критического мышления, здоровьесберегающая технология профессора В.Ф. Базарного.
Работа с одаренными детьми в школе строится в рамках школьной программы «Наше будущее». Цель программы: создание условий для выявления и сопровождения одаренных учащихся.
В школе проходит целенаправленная работа по развитию учащихся, налажена система сопровождения одаренного ребенка учителями, родителями, администрацией школы.
Стремимся в полной мере овладеть методикой индивидуального сопровождение одаренных школьников.
Выстроена просветительская работа с родителями одаренных школьников. Создана необходимая творческая среда для выявления одаренных ребят в школе, готовятся педагогические кадры для работы с одаренными детьми, организовано индивидуальное сопровождение одаренного ребенка классным руководителем, учителем-предметником, психологом школы, родителями.
Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие - один из важнейших аспектов деятельности нашей школы.
Шесть лет назад я как учитель географии, как классный руководитель активно включилась в работу по реализации данной программы.
В.С. Юркевич
Одаренный ребенок
иллюзии и реальность
книга для учителей и родителей пишет: Одаренные дети - это особые дети, и наши обычные мерки к ним никак не подходят. Но, к моему великому сожалению, почему-то именно в этой проблеме большинство педагогов и детских психологов считают себя специалистами - во всяком случае настолько, что берутся создавать школы для одаренных, развивать одаренность, консультировать одаренных, не имея специальной на это подготовки.
В чем тут дело? Почему с такой легкостью не берутся за развитие олигофренов - дело уж не менее благородное и нужное? Нет, здесь всякий понимает, что нужна особая (и, надо сказать, очень серьезная) подготовка. Почему же не так с одаренными детьми?
Работа с одаренными детьми требует от учителя, воспитателя определенных качеств: кропотливости в сфере повышения уровня собственного интеллекта, мобилизации духовных сил, способности стимулировать творческую активность учащихся, умения направлять различные виды творческой деятельности учащихся. Можно проверить свои возможности в этой области с помощью теста по определению склонности к работе с одаренными детьми:
В 2010 году я обучалась на курсах в Москве в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования по теме: «Исследовательская деятельность педагога как ресурс развития образования». Психолог, выступая перед слушателями предложила нам тест, который когда то – придумал американский психолог П. Торранс, прославившийся своими исследованиями творческой одаренности.
Ниже даны личностные и деловые качества, которые учитель встречает у своих учеников.
Предлагаю учителям отметить знаком + те качества, которые вам нравятся в учениках, а
знаком - то, что не нравится:
1. Дисциплинированный.
2. Неровно успевающий.
3. Организованный.
4. Выбивающийся из общего темпа.
5. Эрудированный-
6. Странный в поведении, непонятный.
7. Умеющий поддержать общее дело (коллективист).
8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).
10. Занятый своими делами (индивидуалист).
11. Быстро, на лету схватывающий.
12. Не умеющий общаться, конфликтный.
13. Общающийся легко, приятный в общении.
14. Иногда тугодум, не может понять очевидного.
15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мы ели.
16. Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству.
А Торранс, качества, отмеченные четными цифрами, относит к детям одаренным.
 Одарённость – стечение трёх характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности  и настойчивости.     Одарённый человек, словно яркая звёздочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нём,  чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду.  Кто-то  сказал: «Судьба ребёнка зависит от опыта и взглядов конкретного педагога, традиций ОУ, жизненных амбиций родителей».   На самом деле, работа с одарёнными или талантливыми детьми диктует определённые требования к личности педагога:
- желание работать нестандартно,
- поисковая активность, любознательность;
- знание психологии подростка и психологии одарённых детей;
 - готовность педагога к работе с одарёнными детьми.  
Меняется жизнь – меняется школа, чем быстрее меняется школа, тем быстрее и основательнее изменения в жизни. Вызов времени требует инноваций. В Федеральном компоненте государственного стандарта отмечается: "участие школьников в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы”; творческое решение учебных и практических задач; создание собственных произведений, проектов, в том числе с использованием мультимедийных технологий.   Другими словами, от школы ждут не "нашпигованных” знаниями выпускников, а людей, способных на протяжении всей жизни добывать и применять новые знания, следовательно, быть социально мобильными.  
Проблемы учителя географии при работе с талантливыми детьми, одаренными: невостребованность предмета; отсутствие материальной базы для опытов, экспериментов, лабораторных исследований, отсутствие приборов; сложность освоения программы по географии из-за сокращения часов.
Слабое развитие способности учащихся получать, интерпретировать, оценивать и принимать увеличившиеся потоки информации об общественной жизни.
 В течение последних 6 лет активно работаю как учитель, как руководитель МО над методикой выявления талантливых детей, а также над развитием системы поддержки одаренности при изучении курса географии в школе, как на уроках, так и во внеурочное время. Что же включает в себя система работы с одаренными и мотивированными детьми.
 1.     Выявление одарённых и талантливых детей:     анализ особых успехов и достижений ученика.     Создание банка данных по талантливым и одарённым детям.     Диагностика потенциальных возможностей детей.     Психолого – педагогическое сопровождение детей. Использование тестов, анкет, тренингов. Тест Р.Резапкиной (модификация методики Карта интересов А.Голомштока, проведенная в 8-10 классах, позволила определить детей с выраженной направленностью в учебной деятельности – география и геология
2. Личностно-ориентированное обучение – обучение, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности, способствует развитию одаренности школьников. В октябре в нашем районе в НМЦ прошел Cеминар в рамках реализации ФГОС второго поколения» на тему. «Образовательные технологии: осознанный выбор». Деловая продуктивная игра. Но мы не непросто играли а искали способы методы, технологии, которые позволяют нам развивать на уроках творческую мысль, совершенствовать географическое образование, совершенствовать его практическую направленность.
Личностно – ориентированный урок. Наш выбор. Урок на котором не бывает равнодушных. Каждый может получить похвалу, а значит желание трудиться дальше. Это уроки:
Ролевые и деловые игры;
Уроки взаимного обучения;
Уроки открытых мыслей
Уроки соревнования
Урок – поиск
Урок - эврика
Урок - мини исследование
Пресс – конференции и брифинги
Урок – творчества
Урок – практикум
Урок наблюдение
Урок – эксперимент
Урок – экскурсия
Мозговой штурм
Пойми меня
Волшебный конверт
Интегрированные уроки
Музейные уроки
Аукцион знаний
Урок спектакль
Географический хоккей
Общественный смотр знаний
Урок – кооперативное обучение
Урок – групповая дискуссия
Урок - консультация
Урок – спектакль
Урок- диспут
Урок – дебаты
Урок – восхождение
Урок – полевое исследование
3.Помощь одарённым учащимся в самореализации их творческой направленности:     включение в учебный план школы факультативных, элективных курсов. Однако по географии таких курсов в нашей школе нет, так как нет социально – экономического профиля. И поэтому ряд лет я веду курсы по выбору:
– 6 кл. Земля - наш дом; Обычное и необычное в природе.
- 7 кл. Имя на карте. Мир этнографического музея. (Всероссийский открытый конкурс Педагогические инновации – 2010 диплом 2 степени.
- 8 кл. Города России Белгородоведение.
- 9 кл. Природные достопримечательности России. Памятники природы. (конкурс идей и инноваций- диплом)
10 кл. Глобальная география. (Всероссийский конкурс исследов и творческих работ «Портфолио» дипломы за темы- Проблемы стихийных бедствий. Проблема здоровья человека
4 .Внеклассная работа. Являясь руководителей двух творческий объединений я имею возможность работать с мотивированными, успешными детьми, выявляя при этом талантливых и одаренных и продвигая их развитие и совершенствование.
Кружок «Я исследователь» 1-е классы. Чему я учу этих малышей, которые еще не умеют ни читать ни писать. Но умеют ощущать, думать, творчески мыслить. (пример с БЕЛЕМНИТЫ). Ларец ощущений. Они знают все методы исследования, и мы их уже применяем: «Подумай самостоятельно», «Спроси у другого человека», «Посмотри в книгах», «Посмотреть телевизор», «Получить информацию к компьютера». «Понаблюдать», «Провести эксперимент», «Связаться со специалистом».
На занятиях кружка мы учимся наблюдать, проводить эксперименты, вырабатывать гипотезы, делать умозаключения, задавать вопросы, выделять главное и второстепенное, работать с книгой. Мы планируем поучаствовать в конкурсе «Я исследователь» с работой «Вода – источник жизни»
Являюсь создателем и бессменным руководителем школьного этнографического музея «Русская горница». На методических материалах музея ее учащиеся ведут поисково-исследовательскую работу, что усиливает интерес к этнокультурной составляющей географического образования. Школьный музей соединяет разные формы внеклассной работы, позволяющей выделить общую тенденцию: стремление к системности в работе, к массовому приобщению учащихся к истории, искусству, к углубленному изучению народной культуры, интеграции к творческому развитию отдельной личности, способствует проявлению одаренности.
Кружок «Истоки» веду много лет. Школьный этнографический музей создавался членами кружка . Сегодня музей стал методической базой работы, которую проводят члены кружка. Это музейные уроки, встречи, экскурсии, исследовательская, поисковая, экспедиционная работа. Это лекторско – экспозиционная работа.
5. Традиционным видом работы с одарёнными детьми является проведение предметных недель. Применяются  самые разнообразные методы и формы их проведения:  конкурсы, олимпиады, КВН, интеллектуальные игры и марафоны, заседание  клуба знатоков.
6..Секция НОУ «Эрудит». Развитие. Работа секции включает в себя:
1.Организация исследовательской деятельности.     Организация и участие в интеллектуальных играх и марафонах, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.     Вовлечение учащихся в систему дополнительного образования.  
Проектная деятельность, наряду с оптимизацией учебного процесса, формирует умения добывать информацию, принимать нестандартные решения, интегрировать знания из разных областей и применять их на практике. На протяжении нескольких лет я занимаюсь с учащимися проектно – исследовательской деятельностью внеклассной системы и учащиеся нашей школы подготовили и успешно защищали немало интересных и оригинальных работ. Вот некоторые темы проектов, которые участвовали в конкурсах: «Экология поселка Троицкий»; «Троицкие умельцы»; «Судьба моей семьи в судьбе моей страны»; «Уголок России – отчий дом»; «География народных промыслов России»; «Влияние горнорудной промышленности на компоненты природного комплекса, на примере Лебединского ГОКа»; «Проблемы городов Центральной России», «Природное наследие». 
Огромную роль в развитии одаренных учащихся играют дистанционные конкурсы и проекты. Работы учащихся размещаются на сайтах: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ],  www. 1september.ru; www. festival.1september.ru, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Следует отметить, что в результате включения школьников в открытый образовательный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий, у них формируются навыки работы с информационными технологиями и предпосылки для получения непрерывного образования с помощью дистанционного образования в течение всей жизни. Очевидно, что участие в конкурсах подобного рода, расширяет кругозор учащихся, способствует развитию их самостоятельности и творческих способностей. Участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах обеспечивает развитие креативности участников. Ученики Татьяны Михайловны принимали участие в1 и 2-ом Всероссийских конкурсах «IT- Эффект» по созданию мультимедийных ресурсов по географии.
 7.     Поощрение одарённых детей:     публикации в СМИ. 5.     Работа с родителями одарённых детей:     совместная практическая деятельность одарённого ребёнка, родителей и учителя.     Поддержка и поощрение родителей талантливых детей (вручение грамот и благодарственных писем на общешкольном родительском собрании и в рамках заключительного этапа конкурса «Ученик года», итоговой линейки 30 мая.
8.     Работа с педагогическим коллективом МО учителей географии    обучающие семинары по вопросам работы с одарёнными детьми: «Организация  исследовательской работы с учащимися», «Создание ситуации успеха, атмосферы понимания  на уроке и во внеурочное время».     Повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию.     Подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор новых поступлений, использование возможностей Интернет.
9.     Взаимодействие ОУ с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одарённости:  Центр туризма. Школа юннатов. Краеведческий музей г.Губкина., Школа экологии при районной библиотеке. Станция юных натуралистов  
Результативность участников географических конкурсов и олимпиад подтверждает, что интерес и склонности к изучению географии есть, и много талантливых и одаренных детей. Система работы с одаренными детьми на уроках географии и во внеурочное время эффективна.
Качество знаний обучающихся по географии (77% в 2012 году) подтверждает успешность выбранных форм, методов и средств учебно-воспитательной работы для решения обозначенной проблемы



Библиографический список:
1.Андреев В.И Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития /В.И.Андреев – М., Просвещение, 1988
2.Антонова И.Г. Одаренные дети и особенности педагогической работы с ними. Научно – практический журнал «Одаренный ребенок» №1 2011г.
3.Бабурин В.Л. Деловые игры по экономической и социальной географии: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1995.-143 с
4.Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. – Москва, 1999
8..Галеева Н.Л., Мельничук Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках географии /Н.Л.Галеева, Н.Л.Мельничук - М., Просвещение, 2006.
9..Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения /В.В.Давыдов – М.Педагогика, 1986
15