Система работы с одаренными младшими школьниками
Система занятий «Умка»
для выявления и развития одаренных детей в начальной школе
Галина Николаевна КОЗЕЛ,
учитель начальных классов,
ГУО «Массолянский
учебно-педагогический комплекс
детский сад--общеобразовательная школа».
ВВЕДЕНИЕ
Современное общество предъявляет к современной личности всё более высокие требования: человеку необходимо не только получить нужные знания и навыки, но и уметь творчески применить их. Поэтому одна из задач современной школы -- развитие творческих способностей, творческого мышления обучающихся; формирование полноценной, самостоятельно мыслящей, способной принимать решения личности.
В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие мышления ребенка, что приводит к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в произвольные, регулируемые процессы. Младший школьник обычно мыслит конкретными категориями. Развитию же теоретического мышления предшествует развитие способности к абстрагированию, обобщению. К моменту перехода в среднюю школу дети должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить общее и частное, устанавливать закономерности. Поэтому в начальной школе особое внимание необходимо уделять развитию логического мышления и творческих способностей обучающихся.
СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ «УМКА»
Система занятий «Умка» разработана для учащихся начальной школы и направлена на решение проблем формирования интеллектуальных способностей ребенка. Система носит комплексный характер: способствует расширению мировоззренческих представлений обучающихся; ориентирована на подготовку обучающегося начальной школы к переходу в среднее звено.
Цель программы:
Планомерное развитие интеллектуальных способностей, формирование у школьников устойчивого интереса и положительной мотивации к обучению.
Задачи:
Формировать умения и навыки выполнения логических и творческих заданий различной направленности; навыки самостоятельной деятельности, определения цели, планирования этапов работы, самоконтроля, самоанализа, самооценки.
Развивать мыслительные процессы и индивидуальные способности учащихся, культуру устной и письменной речи, самостоятельность творческого мышления учащихся в исследовательской деятельности и умение применять полученные знания на практике.
Воспитывать коммуникативную культуру, внимание и уважение к своим товарищам, толерантность к чужому мнению.
Система рассчитана на 34 часа (из расчета 1 час в неделю), из них 4 часа -- курс «Введение в школьную жизнь», 4 часа -- диагностика и выявление одаренности, 4 часа -- оценка уровня сформированности устойчивой потребности к мыслительному процессу, 2 часа -- праздники «Мы школьниками стали» и «Прощание с Букварем».
Система занятий «Умка» основана на изучении научных трудов по общей психологии, психологии способностей и одаренности (Л. Б. Ермолаевой--Томиной, Э. Ландау, А. З. Зака, Ф. Гэлтона, Г. Айзенка, Н. В. Талызиной), на умении планировать учебно-познавательную деятельность в соответствии с функциональными системами и сензитивными (оптимальными) периодами развития ребенка, изучении и использовании в деятельности современных достижений педагогической и психологической науки и практики.
Предпочтение отдается методам и приемам обучения, стимулирующим сложные познавательные процессы, способствующие самостоятельной деятельности учащихся, ориентированной на их творчество. В основе системы лежит личностный подход к формированию умения решать логические, нестандартные, творческо--поисковые, словесно--дидактические, пространственно--комбинаторные и другие познавательные задачи.
Для достижения поставленных задач используются следующие методы обучения:
Словесные: беседа, дискуссия, рассказ, объяснение, работа с книгой.
Наглядные: таблица, демонстрация, рисунки, технические и интерактивные средства обучения, интернет-ресурсы.
Практические: упражнения, индивидуальная самостоятельная работа по заданиям, метод программированного обучения.
Индуктивный и дедуктивный методы.
Частично-поисковый или эвристический метод.
Исследовательский метод.
Контроль: устный индивидуальный и фронтальный, взаимоконтроль, тесты, выполнение творческих заданий, конкурсы эрудитов, стендовые презентации творческих работ с логическими заданиями, созданными детьми в командах.
Система предусматривает проведение учебных занятий в различной форме:
Индивидуальная самостоятельная работа.
Работа в парах.
Групповые формы работы.
Дифференцированная работа (пояснить).
Фронтальная проверка и контроль (это форма работы?).
Самооценка выполненной работы. (это форма работы?).
Дидактическая игра.
Соревнование.
Конкурс.
Занятие 1. Выявление уровня одаренности детей младшего школьного возраста
Ход занятия
1. Вводная беседа.
Учитель. Ребята, в этом году мы начинаем занятия по развитию творческих способностей. Наши занятия будут носить не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Главное не то, «Какую отметку я получил сегодня на занятии?», а «Чему я научился сегодня?»
Не отчаивайтесь, если ответ на вопрос не приходит в голову сразу. Следуйте правилу: «Не получилось сегодня -- обязательно получится завтра, надо только захотеть!» А оценить свои успехи вы сможете сами, и в этом вам помогут условные значки.
Красный флажок -- отлично.
Желтый флажок -- хорошо.
Зеленый флажок -- только часть заданий выполнена так, как хотелось.
Синий флажок -- не получилось так, как хотелось.
Для занятий у каждого из вас обязательно должны быть: рабочая тетрадь, цветные карандаши, простой карандаш, ручки с цветными пастами, линейка, спички или счетные палочки.
Порядок работы на занятиях будет следующим:
Чтобы подготовиться к работе, выполним «мозговую гимнастику».
Во время разминки вы должны будете как можно быстрее дать правильные ответы на вопросы, которые рассчитаны на проверку сообразительности, быстроты реакции, памяти. Имейте в виду, что многие из заданий -- с подвохом. Будьте внимательны!
Затем сделаем несколько упражнений, способствующих развитию памяти, внимания, воображения, мышления.
Во время «весёлой переменки» мы поиграем.
Затем решим несколько логических, творческо--поисковых задач.
Выполним графический диктант.
И наконец, подведем итоги занятия, оценим себя.
Я верю, что у вас все получится!
2. «Мозговая гимнастика».
Качание головой (упражнение стимулирует мыслительные процессы). Инструкция. Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. (Выполнять 30 секунд).
«Ленивые восьмерки» (упражнение активизирует структуры мозга, отвечающие за запоминание, повышает устойчивость внимания).
Инструкция. Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
«Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь).
Инструкция. «Наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.
«Зоркие глазки» (упражнение служит для профилактики нарушений зрения).
Инструкция. Глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
«Стрельба глазами» (упражнение служит для профилактики нарушений зрения).
Инструкция. двигайте глазами вправо- влево, вверх- вниз по 6 раз.
3. Разминка.
Сколько: (дать ответы)
Дней в неделе, из них выходных?
Пальцев на правой ноге?
Задних и передних лап у гуся?
Времен года, осенних месяцев?
Месяцев в году, кроме летних?
Гномов у Белоснежки?
Глаз и бровей у человека?
Букв в названии нашей страны?
Углов у квадрата?
Хвостов у двух котов?
Выявление уровня развития познавательных процессов
Задание № 1.
Инструкция. В образце подряд записаны цифры. Каждой цифре соответствует свой рисунок. Рассмотрите их. После того, как я скажу: «Начали!», вы должны заполнить все свободные клеточки под цифрами так, как это сделано в образце. Будьте внимательны, цифры записаны не по порядку. На выполнение задания вам дается 2 минуты. Когда я скажу «Стоп!», вы положите ручки и закончите выполнение задания.
Образец:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Это 2 варианта таблицы? Или каждый ребенок должен заполнить обе таблицы?
2
1
· 2.
((проверьте, пожалуйста, правильность фигур. Дайте, пожалуйста, пример выполнения задания)
Инструкция. Прочитайте слова и схематично зарисуйте в предложенные фигуры предметы, которые они обозначают.
домино сачок дом
стол люстра
дерево
буква самолёт
дельтаплан
5. Веселая переменка.
Учитель. А сейчас давайте отдохнем. Отдых у нас будет активным и полезным. Упражнение рассчитано на координацию движений. Вначале левой рукой дотроньтесь до правого уха, а потом правой рукой -- до кончика носа; затем быстро поменяйте положение рук: правая рука -- левое ухо, левая рука -- нос. (5 раз).
6. Продолжение работы.
Задание № 4. (Выполняется для проверки уровня развития слуховой памяти и слухового восприятия.)
Инструкция. Внимательно слушайте пословицы и записывайте только названия чисел.
Семь бед -- один ответ.
Два сапога -- пара.
На все четыре стороны.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Обещанного три года ждут.
Как свои пять пальцев.
Задание № 5.
Инструкция. Подумайте, какой длины должен быть отрезок проволоки, чтобы сделать такую дугу. Начертите отрезок. (дать правильный ответ)
Задание №6 (задание для проверки понимания взаимного расположения предметов на плоскости).
Инструкция. Нарисуйте огурец слева от свеклы, но справа от моркови.
(дать пример выполнения задания)
Задание № 7.
Инструкция. Нарисуйте недостающую матрешку.
(дать пример правильного выполнения задания)
7. Графический диктант.
Отгадайте загадку:
Я под шапкою цветной
На ноге стою одной,
У меня свои повадки.
Я всегда играю в прятки. (Гриб).
1, 1, 1, 1, 5, 3, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 3, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 3, 5, 1, 1, 1, 1.
А как дети из этого задания видят, что нужно прорисовать еще 2 клетки внутри ножки гриба? И нижнюю линию? (выделено красным цветом)
8. Итоги занятия. Рефлексия.
Какую работу мы выполняли на уроке?
Какие задания понравились больше? Почему?
Что не получилось выполнить с первого раза? Почему?
9. Самооценка учащимися своей деятельности
Раскрашивание флажков в соответствующий цвет. Подсчет результатов. (опишите, пожалуйста, процесс: кто выдает флажки? Как дети определяют, в какой цвет раскрашивать флажок? По какому принципу происходит подсчет результатов).
Анализ работы
На основании полученных результатов по заданиям 1--4 определяется количество:
заполненных клеточек под цифрами за две минуты -- показатель концентрации внимания, его устойчивости в монотонной работе; (привести в баллах или цифрах что считается высоким, средним, низким показателем концентрации внимания)
правильно заполненных клеточек -- показатель умения распределять внимание; (привести в баллах или цифрах что считается высоким, средним, низким показателем умения распределять внимание)
выполненных рисунков -- показатель яркости и силы воображения; (как оценивается?)
точно изображенных и раскрашенных рисунков -- показатель полноты восприятия, уровень развития зрительной памяти, (привести в баллах или цифрах что считается показателем высокого, среднего, низкого уровня развития зрительной памяти)
толстых линий и линий на изображении -- показатель точности восприятия; (привести в баллах или цифрах что считается высоким, средним, низким показателем точности восприятия)
точек в записи -- показатель способности подмечать малозаметные детали при восприятии; записанных числительных – показатель развития слуховой памяти. (привести в баллах или цифрах что считается высоким, средним, низким показателем)
В задании №5 следует обратить внимание на правильность начерченного отрезка -- показатель развитости воображения и умения преобразовывать данную фигуру.
Что и как определяется в задании № 6?
В задании №7 следует обратить внимание на правильность нарисованной матрешки -- показатель умения подметить существующую закономерность и применить её для выполнения предложенного задания.
Результаты выполнения перечисленных заданий заносятся в таблицу.
1. Пожалуйста, приведите форму таблицы.
2. Приведите пример заполнения этой таблицы – не очень понятно, в каком виде туда заносятся данные.
3. Если есть блок упражнений для выявления одаренных детей, логично предположить, что по результатам его выполнения можно будет выявить одаренных детей. По каким критериям оценивается степень одаренности ребенка? При каком количестве баллов/очков??? ребенок считается одаренным или неодаренным?
Занятие 2. Мышление и логика.
1. Разминка (дать правильные ответы)
Сколько раз надо отмерить, чтобы один раз отрезать?
Чему ровна сумма двух последних цифр нынешнего года?
Каким по счету является «ь» в названии первого месяца осени?
Катались два брата на двухколесных велосипедах, а их сестра – на трехколесном. Сколько всего было колес?
Названия каких месяцев заканчиваются на «т»?
Какие птицы могут быть почтальонами?
Какое число будет в следующую субботу?
Что у зайца позади, а у цапли впереди?
Какое число было 5 дней назад?
Наибольшее двузначное число?
2. Развитие концентрации внимания
Задание № 1.
Инструкция. Не водя рукой по линиям, а лишь следя глазами, определите, какие цифры соответствуют буквам. (укажите, пожалуйста, правильные ответы)
Задание № 2.
Инструкция. Сосчитайте, сколько на рисунке пятиугольников. (правильный ответ. Прямоугольник к этому заданию относится?)
Задание № 3.
Инструкция. Раскрасьте ту Бабу-Ягу, которая живет в этой избушке. (правильный ответ)
3. Логически--поисковые задания
Задание № 1.
Инструкция. В пустых квадратиках расставь числа 31, 32, 33, 34, 35, 36 так, чтобы сумма чисел на всех сторонах треугольника была одинаковой и равнялась 100. (правильный ответ)
Задание № 2.
Закончите рассуждения: (фронтальная работа) что значит фронтальная работа?
На скамье сидели Света, Марина и Даша. Света справа от Марины, Марина направо от Даши. Следовательно, посередине была (ответ)
Гена умнее Васи, Артем умнее Гены. Следовательно, самый умный (ответ)
Тимур не любит ходить в школу, когда там делают прививки. Сегодня он вернулся в хорошем настроении. Следовательно, (ответ)
Проверка заданий. Выполнение на доске рисунка. Показ на луче вариантов решений. (пример рисунка)
5. Логические задачи на развитие способности рассуждать.
Работа в группах.
Инструкция. Перед вами 2 группы заданий. Прочитайте их, выберите для себя одну группу задач, которая больше понравилась, и решите их.
І группа.
Задание № 1.
«Сколько учеников в вашем классе?»
· спросил Гриша у Феди. Федя, подумав немного, ответил: «Если отнять от наибольшего двузначного числа, записанное двумя восьмерками, и к полученному числу прибавить наименьшее двузначное число, то как раз и получится число учеников в нашем классе». Сколько учеников в этом классе, сосчитайте и напишите. (ответ)
Задание № 2.
В три палатки завезли разное количество мороженого. Причем в третью завезли столько, сколько в первые две вместе. А в первую завезли больше, чем во вторую. Сколько коробок мороженого привезли в каждую палатку, если всего привезли 10 коробок? (ответ)
ІІ группа.
Задание № 1.
Маша и Таня имеют по одной собачке, Жучку и Полкана. Какая собака у Тани, если у Маши Жучка? Подпиши собакам их клички.
Задание № 2.
Лиза, Галя и Нина живут в разных домах. Первый дом -- высокий каменный, второй -- высокий деревянный, третий -- невысокий каменный. Подпиши, кто, в каком доме живет, если Галя и Нина живут в высоком, а Нина и Лиза -- в каменном. (ответ)
8. Графический диктант.
1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 10, 2, 3, 5, 3, 2, 14, 1, 1, 1, 1.
Изображение 001Рисунок 13Изображение 001Изображение 005Рисунок 16Изображение 005YђЗаголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 6Заголовок 815