Проектная работа Тема: «Сенсорное воспитание детей младшего школьного возраста посредством дидактических игр».


Государственное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Институт развития образования Республики Татарстан»
Проектная работа
Тема: «Сенсорное воспитание детей младшего школьного возраста посредством дидактических игр».
Выполнила:
Ильина Анастасия Александровна
должность воспитатель
место работы МАДОУ №1 «Родничок»
г. Казань – 2014г
Введение
 Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.
 Сухомлинский В.А.  
Дошкольный период - это один из важных критических периодов развития, характеризующийся высокими темпами психофизиологического созревания. Малыш появляется на свет с уже вполне сформировавшимися органами чувств, но ещё не способными к активному функционированию; умению пользоваться своими ощущениями он должен научиться.  Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится с произведениями искусства: живописью, музыкой, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками – многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает.    Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Полноценное сенсомоторное развитие осуществляется только в процессе  воспитания.
          Сенсомоторное   развитие дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и развитие моторной сферы.
          Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.  Сенсомоторное развитие является одной важной частью единого планомерного развития и воспитания
дошкольников.
          Психологическая наука и практика (В. Н. Аванесова, Э. Г. Пилюгина, Н. Н. Поддьяков, А. П. Усова, А. В. Запорожец,  и др.) убедительно доказали, что знания, получаемые словесным путем и неподкрепленные чувственным опытом, неясны, неотчетливы и непрочны, порой весьма фантастичны, а это означает, что нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.          Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.  Сочетание сенсорных и моторных («моторика» — движение) задач, как указывала Е. И. Радина, является одним из главных условий умственного воспитания.   Моторика — основа развития, своего рода “локомотив”  всех психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление, речь). Роль и участие движения в возникновении ощущений и восприятий  очень важна, так как    возникающие ассоциации формируют зрительный  опыт с опытом тактильно-двигательным.   И.П. Павлов  выразил это простыми словами: "Глаз "учит" руку, рука – "учит" глаз". С помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности.   Сенсомоторное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и  восприятий.
          Выдающие зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декорли), а также известные представители отечественной дошкольной психологии и педагогики (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и другие) справедливо считали, что сенсомоторное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсомоторного  развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.            Актуальность нашего проекта заключается в том, что сенсомоторное воспитание способствует интеллектуальному развитию детей, успешной готовности детей к обучению в школе, овладение детьми навыками письма и другими навыками ручной умелости, а главное их психоэмоциональному благополучию.
Процесс восприятия лежит в основе интеллектуального развития ребёнка и создаёт прочный фундамент для развития его познавательной и личностной сферы, необходимость для успешного освоения школьной программы и социальной адаптации в детском коллективе;
*Успешность познавательного развития определяется уровнем развития сенсорных процессов;
*Дидактические игры способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей;
*Дидактические игры – выполняют функцию – контроль над состоянием сенсорного развития детей;
*Педагогами установлено, что усвоение сенсорных эталонов цвета включено в общую систему образования и воспитания в детском саду.
Проблемный вопрос:
Какие необходимо создать условия для эффективного использования дидактических игр как средство формирования представлений о сенсорном воспитании
Цель проекта: создание условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах.
Задачи:
-Проанализировать литературу по данной теме;
-Создать условия, обеспечивающие эффективность использования дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах;
-Подобрать и апробировать комплекс дидактических игр;
-Выявить уровень сформировавшихся представлений о сенсорных эталонах;
-Разработать рекомендации для родителей;
-Выступить с темой проекта на педсовете;
-Оценить результаты проделанной работы.
Тип проекта
По составу участников: групповойПо срокам реализации: долгосрочный : 1 год
По целевой установке: практико-ориентировочный 
Форма представления: презентация
Результативность проекта:
• Разработка системы сенсорного развития детей раннего возраста;
• Дети могут получить представления о форме, величине, цвете предметов;
• Группировать предметы по заданному признаку;
• Могут освоить навыки действия с предметами домашнего обихода и игрушками, могут определять их положение в пространстве;
• Родители могут получить необходимые психолого-педагогические знания по сенсорному развитию детей раннего возраста, принимать активное участие в изготовлении пособий и оборудования по сенсорному развитию.
Условия реализация проекта:
- Внедрение и апробирование условий, обеспечивающих
эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей раннего и дошкольного возраста;
- Разработка дидактического материала и дидактических игр;
- Разработать методические рекомендации для родителей;
- Возможность использования проекта педагогами.
Направления нашей работы:
-формирование представлений о сенсорных эталонах (свойствах предметов)
-обучение способам обследования предметов
-развитие аналитического восприятия (выделение элементов: цвет, форма, величина)
Противоречие:
Заключить между задачей формирования представлений о сенсорных эталонах и недостаточно выявленными педагогическими условиями, обеспечивающими успешность её решения.
Участники проекта: дети дошкольного возраста, родители и воспитатели.
Гипотеза:
В ходе работы над темой была выдвинута гипотеза исследования: мы предположили, что сенсорное развитие младших дошкольников посредством дидактической игры будет идти эффективней при организации следующих психолого-педагогических условий:
- подбор комплекса дидактических игр, соответствующих по цели развитию сенсорных способностей у детей, с постепенным переходом от простого к сложному;
- просвещение педагогов и родителей в области сенсорного развития детей;
- создание развивающей среды в группе детского сада.
Этапы реализации проекта
I этап: информационно-аналитический.
Включает:
• Планирование системы развивающих игр на развитие сенсорного и моторного восприятия.
Реализация:
• Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков;
• Пополнение сенсорной зоны новым оборудованием, играми;
• Изучение индивидуальных особенностей и потребностей детей.
II этап: творческий.
Включает:
• Изготовление игр на развитие сенсорики и моторики;
• Оформление стендов для родителей по теме проекта;
• Консультации для родителей.
Реализация:
• Приобретение и создание с помощью родителей дидактических игр на развитие сенсорно-моторных навыков;
• Проведение собрания с родителями на тему: «Сенсорное развитие детей раннего возраста»;
• Знакомство детей с дидактическим материалом и играми;
• Проведение игр-занятий.
III этап: заключительный.
Включает:
• Подведение итогов.
Реализация:
• Самооценка, выводы.
Основное содержание проекта
Основным условием правильного воспитание ребенка дошкольного возраста является обеспечение достаточного разнообразия внешних воздействий, организация зрительного и слухового мира (Л.А. Венгер, Ш.А. Абдуллаева, Э.Г. Пилюгина, Н.П. Сакулина и др.). Для выполнения этого условия необходимо: соответствующее оборудование помещения и особенно окружающего ребенка пространства, постоянное общение взрослого с ребенком, систематическое проведение специальных занятий.
В нашем дошкольном учреждении сенсорное развитие детей осуществляется в различных формах образовательной деятельности. Одной из таких форм являются дидактические игры. Такие игры учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющих, принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение. Основная особенность дидактических игр – обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила дает возможность более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания детей. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, но не открыто, а реализуются через игровую задачу. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операции.
Проект предлагает разнообразные формы, методы и приёмы работы с детьми:
повторно воспринимать окружающие предметы и их свойства, упражнять в их узнавании и различии;
оформлять чувственное впечатление, уточнять названия предметов и их характерные свойства (форма, величина, цвет). Ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному описанию;
делать первичные обобщения, группировать предметы по общим свойствам;
соотносить, сравнивать жизненные свойства предмета с имеющимися мерками, сенсорными эталонами (форма предметов с геометрическими фигурами).
Дидактические игры и упражнения проводятся с помощью материалов сенсорного уголка в группе или в сенсорной комнате детского сада.
Для реализации нашего проекта, в группе созданы дидактические ширмы со съемными фигурами различного цвета и собрано большое количество пособий и материала для определения цветового спектра. Сенсорная комната также обеспечена всем необходимым для успешного развития детей. Многие дидактические игры и пособия являются авторскими разработками и созданы своими руками, так например игра «Чудесные прищепки», «Волшебные бусы», «Цветовая мозаика», «Чудесные цветы», «Разноцветные крышечки», «Спрячь мышку», «Цветовой коврик» и т. д.
Для развития всех органов чувств у ребенка в группе подобран материал, который создала сама природа. Дети выкладывают узоры по образцу из различных видов круп, шишек, небольших веточек, ракушек, камушков. Составляют композиции из природного материала. Естественно, что работа предваряется разговором, связанным с растениями, семенами. И одновременно дети знакомятся со свойствами многих материалов, и развивают тактильные и пальцевые ощущения. Иногда используется бросовый материал, например цветные крышки от бутылок.
Так как одна из целей сенсорного развития – изучение предметного мира и свойств предметов, которые окружают младших дошкольников. Закономерно проведение игр-экспериментирований, которые направлены на развитие всех видов восприятия: тактильного, слухового, обонятельного, зрительного, как в группе так и на территории детского сада.
Планомерность обучения детей — один из важнейших принципов решения комплекса образовательной деятельности МАДОУ №1 «Родничок». Только при правильном планировании процесса обучения можно успешно реализовать программу всестороннего развития личности ребенка. Поэтому были разработаны планирование и методики проведения образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста. В конце года была проведена диагностика уровня развитие детей в 1 младшей группе по теме «Сенсорное воспитание детей посредством дидактических игр и пособий» на 2013-2014 уч. Результаты были успешными: дети с низким уровнем развития поднялись до среднего, а некоторые из детей - сразу на высший уровень.
Результаты проведения диагностики уровня развитие детей в 1 младшей группе по теме «Сенсорное воспитание детей посредством дидактических игр и пособий» на 2013-2014уч.года
00
Было выяснено из бесед с родителями, что дома они мало обращают внимание детей на качественные признаки предметов. Поэтому возникла необходимость подготовить ряд консультаций, памяток, информационных бюллетеней по данной проблеме для родителей. На протяжении всей работы большое внимание уделялось детям с низким уровнем развития. Для них использовались игры с более упрощенным вариантом. Родителями этих детей давались советы. Постепенно дети стали активны на занятиях, охотно выполняли задания. В конце года была проведена итоговая диагностика. Результаты были успешными: дети с низким уровнем развития поднялись до ср
По результатам нашего исследования, успешным результатом, способствовало то, что сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста осуществлялось как непосредственно в образовательной деятельности, так и в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов.
Таким образом, можно сделать вывод,  что для сенсомоторного  развития необходимо руководство со стороны взрослого, который включает ребенка в деятельность и формирует действие и  восприятие:
выделяет эталоны словом; слово обобщает, т. е. вносит то, что даетчувственный опыт, и что сам ребенок не может выделить в предмете, явлении.
учит обследовать объект по-разному в зависимости от целей обследования и самих обследуемых качеств.
          Осваивая под руководством взрослых эталонные значения качеств на основе предшествующего собственного сенсорного опыта, ребенок поднимается на новый, более высокий уровень знаний — обобщенных, систематизированных.
          Знание эталонов позволяет ребенку анализировать действительность, самостоятельно видеть знакомое в незнакомом и выделять особенности незнакомого, накапливать новый сенсорный и двигательный  опыт. Ребенок становится более самостоятельным в познании и деятельности.
Заключение:
В игровой деятельности происходит наиболее интенсивное развитие всех психологических функций, в том числе и сенсорное развитие. Значит, в учебно-воспитательный процесс необходимо включать дидактические игры, упражнения для развития сенсорной сферы ребенка, основная задача которых ознакомление младших дошкольников со свойствами предметов, что поможет обеспечить накопление представлений о цвете, форме и величине предметов.
Определена сущность понятия «сенсорного развития» дошкольника, под которым понимается развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.п. Установлено, что традиционно усвоение сенсорных эталонов включено в общую систему образования и воспитания детей в детском саду и осуществляется в ходе умственного, физического, трудового, эстетического воспитания, во время непосредственно организованной деятельности педагога с детьми по коммуникации, познанию, математике, изобразительной деятельности, физкультуре и т.д.
Проанализированы психологические особенности детей младшего дошкольного возраста и определены этапы формирования сенсорных процессов, на каждом из которых решаются свои задачи: дети учатся отождествлять и идентифицировать предметы; обучаются находить идентичные предметы по цвету, форме, величине учатся соотносить их с эталонами; выбирать предметы определенного цвета, формы, величины по словесной инструкции взрослого, учатся самостоятельно называть цвета; обучаются приемам обобщения и классификации предметов по признаку; обучаются передавать цвета предмета в продуктивной деятельности (травка зеленая и т.д.).
Рассмотрены средства, методы и формы сенсорного развития у детей младшего дошкольного возраста. Основными методами являются обследование предмета, в качестве основных форм формирования выступают: дидактические игры. Выделены условия обеспечивающие эффективность проведения дидактических игр и формирования представлений о сенсорных эталонах. Этими условиями являются: последовательность и систематичность их проведения с постепенным переходом от простого к сложному; индивидуальный подход с учетом возрастных особенности детей, развивающая среда.
Развитие сенсорных способностей посредством дидактических пособий и игр способствовало накоплению у детей сенсорного опыта. Это позволило детям действовать не только под руководством педагога, но и самостоятельно.
По ходу изложения теоретического и экспериментального материала подчеркивалось, что сенсорное развитие происходит в процессе самой разнообразной практики. Содержание дидактических пособий, их структура, игровые действия и правила направлены на то, чтобы помочь систематическому и планомерному развитию ребенка. Игры просты и доступны, они позволяют детям самостоятельно упражняться в усвоении способов сенсорных действий. На сенсорной основе выстраивается сложная структура всестороннего развития детей.
А так же, было выяснено из бесед с родителями, что дома они мало обращают внимание детей на качественные признаки предметов. Поэтому возникла необходимость подготовить ряд консультаций, памяток, информационных бюллетеней по данной проблеме для родителей. На протяжении всей работы большое внимание уделялось детям с низким уровнем развития. Для них использовались игры с более упрощенным вариантом. Родителями этих детей давались советы. Постепенно дети стали активны на занятиях, охотно выполняли задания. В конце года была проведена итоговая диагностика. Результаты были успешными: дети с низким уровнем развития поднялись до среднего, а некоторые из детей - сразу на высший уровень.
Успешным результатом способствовало то, что сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста осуществлялось как непосредственно в образовательной деятельности, так и в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов. Но, главное были созданы соответствующие условия и развивающая среда в МАДОУ №1 «Родничок».
Список литературы:
Зворыгина, Е. В. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Е.В.Зворыгина // – М.:Просвещение, 1995.
Башаева, Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук /Т.В. Башаева // - Ярославль : Академия развития, 1997.
Запорожец, А.В. Развитие восприятия в раннем дошкольном детстве /А.В.Запорожец // - М.: Просвещение, 1996.
Запорожец А.В.Формирование восприятия у дошкольников – М.: Просвещение, 1990.
Подъякова, Н.Н. Сенсорное восприятие в детском саду / Н.Н.Подъякова // – М.: Просвещение, 2001.
Новосёлова, С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / С.Л. Новоселова // – М.: Просвещение, 1985.
Приложение.
Занятие 1. «Соберем бусы для куклы».
Цель: развивать сенсорное восприятие детей. Яркие красочные бусы, в виде фруктов и животных, развивает творческие способности и моторику рук. Вызвать желание помочь кукле, собрать бусинки на нитку.
Материал: деревянные бусы с отверстием внутри, шнурки и кукла.
Ход занятия: воспитатель показывает детям куклу и читает стихотворение.
Этой куклы кто не знает? Лучше куклы не найдешь.
Сразу глазки открывает, только на руки берешь.
Я надену кукле бусы, платье новое сошью.
Не вести же мне к бабусе в старом куколку мою.
Воспитатель: «Ребята, наша кукла очень расстроена. У нее порвались бусы, и все бусинки рассыпались, давайте поможем кукле. Соберем бусинки на шнурки. Посмотрите, у нас есть шнурки, разноцветные животные и фрукты».
Воспитатель показывает детям, как нужно нанизать бусины на шнурки, и предлагает детям сделать это самостоятельно. Вот какие красивые бусы получились!
«Теперь наша кукла очень рада, ребята, и благодарит вас за помощь! »
Занятие 2. «Цветные счетные палочки».
Цель: способствовать развитию речи, памяти, внимания; различению цвета, размера; продолжать учить понятия «больше - меньше».Материал: цветные счетные палочки.
Ход занятий:
Для начала надо познакомить ребенка с палочками. Выложить перед ним набор и дать ему возможность изучить их.
Игры:
• Выкладывание по образцу и самостоятельно простейших изображений: «стул», «домик», «цветочек», «дорожки»;
• Сравнение палочек по длине, по высоте, количеству (одна, много) ;• Выкладывание квадратов, прямоугольников, треугольников.
Занятие 3. «Логические блоки Дьенеша».
Цель: способствовать ускорению процесса развития у детей простейших логических структур мышления и математических представлений; научить детей решать логические задачи на разбиение по свойствам.
Материал: блоки Дьенеша.
Ход занятий:
Для начала надо познакомить ребенка с блоками. Выложить перед ним набор и дать ему возможность изучить фигуры.
Игры:
• Найди все фигуры такого же цвета, как эта (показать например фигуру желтого цвета) ; затем можно попросить детей показать все блоки треугольной формы;
• Дай мишке все синие фигуры, зайчику – желтые, а мышке – красные; затем распределяем фигуры по размеру, форме, толщине.
• Составь плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня.
• Все фигуры складываются в мешок. Попросить детей на ощупь достать фигурку и характеризовать ее по одному или нескольким признакам. Либо назвать форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.
Занятие 4. «Большой, поменьше, маленький».
Цель: продолжать развивать умение различать геометрические фигуры по величине, развивать разговорную речь, мышление, память, умение различать основные цвета.
Материал: набор геометрических фигур.
Ход занятия:
Игра проводится с 2-3 детьми. Воспитатель показывает набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) разных цветов, и предлагает показать сначала большую фигуру, поменьше, потом маленькую. Усложнить игру можно вопросами: «Покажи маленький треугольник красного цвета»; «Большой круг желтого цвета» и т. д.
Занятие 5. «Воздушные шары».
Цель: продолжать знакомить детей с шестью цветами путем подбора по образцу: «красный», «оранжевый», «желтый», «зеленый», «синий», «фиолетовый»; учить подбирать предметы одинакового цвета.
Материал: наклеенные на картон узкие полоски цветной бумаги шести цветов, круги такого же цвета.
Ход занятия:
Детям раздаются цветные карточки с полосками, и дети, говорят какого цвета у них нитки от шарика. Воспитатель предлагает найти по цвету потерявшийся воздушный шар.
Игру можно усложнить, поменяв у детей ниточки от воздушных шаров.
Занятие 6. «Чудо-дерево».
Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук; расширить и закрепить представления о временах года.
Материал: зайчик, картинки с иллюстрации времена года, макет дерева, листочки, цветочки, снежинки и яблоки.
Ход занятия:
К ребятишкам в гости приходит зайчик, и хочет проверить знают ли дети, как называются времена года. Дети должны не только отгадать загадку, но и отыскать нужную картинку, соответствующую отгаданной загадке.
Дел у меня не мало: я белым одеялом всю землю укрываю, в лед реки убираю, белю поля, дома, зовут меня… (зима).
Я раскрываю почки в зеленые листочки, деревья одеваю, посевы поливаю. Движением полна, зовут меня… (весна) .Я соткана из зноя, несу тепло с собою, я реки согреваю, купайтесь, приглашаю. И любите за это вы все меня, я… (лето).
Несу я урожай, поля вновь засеваю, птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, но не касаюсь сосен и елочек я… (осень).
Если дети затрудняются в отгадывании загадок, воспитатель приходит на помощь. Выслушиваются ответы детей, уточняются признаки, по которым дети определяют время года, и воспитатель предлагает детям нарядить дерево.
Игру можно усложнить, по мере фантазии воспитателя.
Самооценка и выводы:
• В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр;
• У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию;
• Родители получили методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по приобретению и изготовлению дидактических игр;
• В ходе проекта с помощью родителей были изготовлены игры и пособия:
-«Деревянные бусины»;
-«Цветные счетные палочки»;
-«Логические блоки Дьенеша»;
-«Вкладыши»;
-«Воздушные шары»;
-«Чудо – дерево»;
-«Большой, поменьше, маленький»;
-Оборудован дидактический стол.
Перспективы развития проекта
• Дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста;
• Дополнение системы дидактическими играми и материалами;
• Продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию.
Самооценка и выводы:
• В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр;
• У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию;
• Родители получили методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по приобретению и изготовлению дидактических игр;
• В ходе проекта с помощью родителей были изготовлены игры и пособия:
-«Деревянные бусины»;
-«Цветные счетные палочки»;
-«Логические блоки Дьенеша»;
-«Вкладыши»;
-«Воздушные шары»;
-«Чудо – дерево»;
-«Большой, поменьше, маленький»;
-Оборудован дидактический стол.
Самооценка и выводы:
• В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр;
• У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию;
• Родители получили методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по приобретению и изготовлению дидактических игр;
• В ходе проекта с помощью родителей были изготовлены игры и пособия:
-«Деревянные бусины»;
-«Цветные счетные палочки»;
-«Логические блоки Дьенеша»;
-«Вкладыши»;
-«Воздушные шары»;
-«Чудо – дерево»;
-«Большой, поменьше, маленький»;
-Оборудован дидактический стол.
Перспективы развития проекта
• Дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста;
• Дополнение системы дидактическими играми и материалами;
• Продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию.