Конспект урока по ОРКСЭ модуль Основы исламской культуры на тему Семья в исламе 4 класс


Модуль: "Основы исламской культуры"
Класс: 4.
Тема урока: Семья в исламе.

Цель урока: дать представление о мусульманской семье, о семейных ценностях мусульман, о роли семьи в жизни человека.Задачи урока:
Познакомить учащихся с особенностями и традициями исламской семьи, ее ценностями, раскрыть содержание обязанностей членов мусульманской семьи.
Расширить знания учащихся о семье.
Развивать у учащихся уважение к семейным ценностям.
Воспитывать ответственное отношение к созданию своей будущей семьи.
Планируемые результаты:
Учащиеся должны уметь:
Систематизировать и обобщать материал о семье, семейных отношениях, ценностях семьи.
Вести диалог, слушать, обобщать, делать выводы.
Пояснять, что важнее для создания счастливой семьи.
Знать:
Традиции исламской семьи, особенности воспитания в исламских семьях.
Обязанности мужа и жены в мусульманских семьях.
Виды деятельности: учебный диалог, устный рассказ на тему, работа в группах, дискуссия, работа с учебником.
Оборудование: мультимедиа, учебники, толковые словари, цитаты и пословицы, сказка «Талисман» (приложение), рисунки детей
Ход урока
Орг. момент.
Играет тихая классическая музыка. На слайде счастливая улыбающаяся семья и слова: «……- где человек должен учиться творить добро…»
В. Сухомлинский.
Учитель: Добрый день, ребята! Я рада снова видеть вас! Давайте улыбнемся друг другу и тем самым настроимся на работу на сегодняшнем уроке. Обратите свое внимание на доску. Как вы думаете, какое слово здесь пропущено? (Семья)
2. Сообщение темы и цели урока
Учитель: Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (О семье)Учитель: Сегодня, на уроке мы с вами поговорим не только о семье в целом, но и об особенностях и традициях в мусульманской семье.
Мотивация учебной деятельности.
Учитель: Вашим домашним заданием было нарисовать рисунок на тему «Моя семья». Давайте покажем друг другу кого вы изобразили на своих рисунках?
Учащиеся поднимают вверх свои рисунки и оглядываются по сторонам, чтобы посмотреть работы одноклассников.
Учитель: У вас получились замечательные рисунки! Молодцы! А бабушки и дедушки будут являться членами семьи? (Да)
Учитель: Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли мы задумываемся о том, что оно обозначает? Какое определение вы бы дали понятию «семья»? Учащиеся высказывают свои предположения.
Учитель: Давайте проверим, правильно ли мы с вами дали определение понятию семья. Для этого обратимся к словарям, которые лежат на ваших партах.
Учащиеся работают со словарями и сравнивают определения, которые даны в словарях и то, которое они дали сами. Делают вывод: Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.
Учитель: Ребята, правильно мы дали с вами определение понятию «семья»?
4. Изучение нового материала.
Учитель: Ребята, как вы понимаете тему урока? Какую роль играет семья в вашей жизни? Учащиеся высказывают свои мнения.
Учитель: Семья играет особую роль в нашей жизни. Именно в семье многие люди узнают о традициях своего народа, своей страны, об основах веры.
Ислам рассматривает семейную жизнь как обязательство перед Богом, а много детей – это благословение Всевышнего. Семейная жизнь у мусульман ограждена от посторонних взоров. С особым уважением мусульмане относятся к женщине. Пророк Мухаммад сказал, что «рай находится под ногами наших матерей». Как вы понимаете это выражение? Ответы учащихся.
1) Рассказ учителя об основах мусульманской семьи. Учащиеся слушают рассказ учителя, по ходу дополняя его, основываясь на собственном опыте.
Учитель: Главной ценностью для мусульманина является его семья. Существуют определенные отношения между родителями и детьми. Мусульманин с большим уважением и почтением относится к старшим, родственникам и родителям. Вот, что говорит ислам:
Если одновременно позовут тебя отец и мать, то прежде подойди к матери.
Слушайте слово старших.
Уважайте женщин, они ваши матери, жены и сестры.
Мусульмане не должны встречать своих детей хмурыми, сердитыми и говорить им грубые слова. Дети в исламе являются частичками сердец. Важное место в исламе, рассматривая семейные отношения, отводится вопросам материального благополучия детей. Ислам объявляет расходы на семью и детей наилучшим способом траты денег.
Самым дорогим для детей являются их родители, теплота и материнская любовь, отцовская доброта и забота. Ничто не может заменить родителей. В исламе покинуть детей, оставить их без средств существования, обречь их на нужду и гибель большое преступление. Поэтому даже если мужчина разводится с женой, он обязан заботиться о ее материальном благополучии. Если же случается, что отец забывает свои родительские обязанности, то это относится к числу тягчайших грехов и влечет за собой суровое наказание. Мать же, давшая жизнь ребенку никогда не оставит его. Дети в исламе всю свою жизнь чувствуют заботу своих родителей, так как только в семье, в родительском доме они получают поддержку, любовь и теплоту родных сердец.
Сознательный родитель беспокоится за развитие своего ребенка, он изучает его окружение, друзей, интересы и потребности. Если он видит, что сын или дочь общается с сомнительными подростками, злословит, посещает непристойные места, то в этом случае он, тактично и решительно, возвращает свое чадо на путь истинный.
Принимая во внимание все вышесказанное; можно сделать вывод, если в семье детям уделяется серьезное внимание, то дети становятся настоящими людьми, которыми гордятся не только их родители, но все общество.
Серьезное внимание в исламе отводится вопросам отношения детей к своим родителям. Это отношение основывается на почитании, уважении, к своим родителям. Хорошее отношение к родителям рассматривается как одно из достоинств человека. В Коране отводится высокое место родителям, где сказано, что если один из них или оба состарятся, лишатся сил, то не кричи на них, не груби, а говори им достойные слова и проявляй по отношению к ним смирение и милосердие. В Коране дается наставление мусульманам, что они должны думать о своих родителях, заботиться о них, делать им приятное, радовать их своими делами, материально поддерживать, не перечить, не обижать, не оставлять одних, не ослушиваться. Особую почтительность в исламе отводится матери. Благородные чувства, любовь, верность своему родительскому очагу, родителям украшают нашу жизнь, делают нас счастливыми и уверенными.
Дети должны помнить, что самое святое - это родители.
Мусульманин не ограничивается проявлением доброты по отношению к своим родителям, жене, детям, но точно также относится и к своим родственникам, поддерживая с ними крепкие родственные связи. В Коране проявления доброты, уважения к родственникам в семейных отношениях ставится на второе место после родителей.
Выбор брачного партнера производится чаще всего (но не обязательно) родителями, особенно если речь идет о девушке. Молодым людям позволительно выразить свое предпочтение, они могут сказать, чего бы им более всего хотелось, они могут принимать активное участие в самом выборе, но обычно они не отправляются на самостоятельные поиски супруга. Согласно исламу, предложение может исходить как от семьи юноши, так и от семьи девушки, но обычно предложение делает юноша. Это происходит благодаря контактам его родителей, других родственников или близких друзей с родителями девушки; брак не может состояться без согласия и одобрения ее отца или опекуна, выдающего девушку замуж. В зависимости от традиций общества, в котором живут будущие супруги, они могут или не могут видеть друг друга до брака, хотя ислам дает им это право. Однако, если они встречаются до брака, это должно происходить в присутствии других людей, поскольку ислам запрещает мусульманину и мусульманке, не состоящим в браке или в родстве находиться друг с другом наедине.
В исламе разрыв связей с родственниками является большим грехом. Объясняется же это тем, что причиной разрыва родственных связей является несправедливость, которая порождается завистью, высокомерием, невежеством.
Мусульманин сохраняет связи со своими родственниками и ни богатство, ни жена, ни дети не могут отвлечь его от проявления заботы и доброты по отношению к своим родственникам и близким и оказания им уважения и помощи. Человек в исламе проявляет высшие нравственные качества по отношению к своим родственникам и не ждет, что ему ответят тем же.
Семья в исламе считается фундаментом общества. Поэтому следует заботиться о ее укреплении, чтобы на основе семьи возникла прочная социальная структура, способная противостоять любым испытаниям.
2) Работа с учебником. Знакомство с текстом.
Учитель: Сейчас вы разделитесь на 4 группы и каждая группа получит вопрос, на который необходимо найти ответ в тексте учебника.
Учащиеся делятся на группы и получают свой вопрос, на который они должны ответить после работы с текстом учебника.1 группа. Как мусульмане относятся к семье?2 группа. Как распределяются обязанности в мусульманской семье?3 группа. Что вы узнали о традициях исламской семьи?4 группа. Перечислите ценности мусульманской семьи.
3) Дискуссия.
Учитель: Прочитайте пословицу: " Счастлив тот, кто счастлив у себя дома".Учитель: Как вы понимаете смысл данной пословицы? Можно ли эту пословицу отнести к исламской семье? Учащиеся высказывают свои мнения.Учитель: Согласны ли вы с тем, что семья - это счастье человека? Ответы учащихся.
4) Работа со сказкой. Постановка задачи перед учащимися.Учитель: Прослушайте внимательно сказку «Талисман» (Приложение) и предположите, что мог ответить незнакомец? Как вы думаете, существует ли на самом деле талисман семейного счастья? Какими должны быть муж и жена, чтобы всю свою жизнь они прожили в согласии и счастье?
В чем заключается счастье семьи: в детях, богатстве, здоровье или в чем-либо еще?
Учащиеся слушают сказку, предлагают свои варианты ответов, выбирают более точный ответ и учитель зачитывает концовку сказки.
5. Рефлексия.
Учитель: Перед вами изображение счастливой исламской семьи.
Учитель: Перечислите «сокровища» счастливой семьи.
Ученики называют, например, любовь, уважение, доверие, взаимопонимание…
6. Итог урока.
Учитель: Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, о чем мы говорили на уроке и подведем итог. Какое значение имеет брак в исламе? Как относятся мусульмане к семье? Как распределяются обязанности в мусульманской семье? Учащиеся отвечают на вопросы.
7. Домашнее задание.
Учитель: Ребята, к следующему уроку подготовьте небольшой рассказ о членах вашей семьи, о том, какие у них обязанности, о традициях вашей семьи.
Приложение
Сказка «Талисман»
Принц с принцессой праздновали еще свой медовый месяц. Счастливы они были чрезвычайно, и только одна мысль не давала им покоя: им очень хотелось знать, будут ли они так же счастливы всю свою жизнь. Поэтому и стали они мечтать о талисмане, который оградил бы их от всяческих огорчений в супружестве. А были они наслышаны об одном человеке; жил этот человек в лесу, и все уважали его за мудрость. В любой беде и во всяком затруднении мог он дать дельный совет. Отправились к этому мудрецу принц с принцессой и рассказали ему обо всем, что у них было на душе. Выслушал их мудрец и сказал:
— Ступайте странствовать по белу свету, и как встретятся вам счастливые и всем довольные муж с женой, попросите у них лоскуток исподнего, а как раздобудете такой лоскуток, носите его всегда как талисман. Это средство испытанное.
Сели принц с принцессой на коней и отправились в путь; вскоре услыхали они от людей об одном знатном рыцаре, который будто бы жил со своей женой счастливее всех других. Поехали они к нему в замок и стали сами супругов расспрашивать, правда ли они так довольны своей жизнью, как говорит про то молва.
— Все правда, — ответили те, — одно только горе: детей у нас нет!
Стало быть, здесь искать талисман было нечего, пришлось принцу с принцессой отправиться дальше на поиски счастливых и всем довольных супругов.
И вот приехали они в город, где, по слухам, был один честный горожанин, который жил со своей женой в мире, любви да согласии. К нему-то они и пошли и точно так же спросили, правда ли он так счастлив в браке, как о том рассказывают.
— Да, уж что правда, то правда! — ответил муж. — Живем мы с женой душа в душу, вот только детей у нас многовато, а с ними много у нас и забот и горя!
Стало быть, и у него искать талисман было нечего, и принц с принцессой отправились дальше, расспрашивая повсюду, не слыхал ли кто про счастливых и довольных супругов. Но такие все не объявлялись.
Однажды, едучи полями и лугами, увидали они и неподалеку от дороги пастуха, который весело играл на свирели. И видят, что к пастуху идет женщина с грудным младенцем; другого ребенка, мальчика, она ведет за руку. Как только пастух заметил женщину, он пошел к ней навстречу, поздоровался, взял малютку и. стал целовать и ласкать его. А собака пастуха, прыгая и лая от радости, подбежала к мальчику и лизнула ему ручонку. Меж тем жена пастуха достала глиняный горшок, который принесла с собой, и сказала:
— Иди-ка, отец, поешь. Муж сел на землю и принялся за еду, но первый кусок он отдал малютке, а второй разделил с мальчиком и собакой. Все это видели и слышали принц с принцессой. Подошли они поближе и заговорили с мужем и женой:
— Уж вы-то, наверное, самые что ни на есть счастливые и довольные супруги?
— Да, уж что правда, то правда, — ответил муж. — Слава Богу. На свете нет ни одного принца с принцессой счастливее нас.
— Знаете что, — сказал тогда принц, — помогите нам, вы об этом не пожалеете! Дайте нам по лоскуточку от рубашки, которую вы носите на теле!
При этих словах пастух с женой как-то чудно переглянулись. А пастух сказал:
— Видит Бог, мы бы рады дать вам не то что по лоскутку, но и целую сорочку, будь она у нас. Но у нас и тряпки-то никакой в доме нет.
Пришлось принцу с принцессой отправиться дальше несолоно хлебавши. Под конец долгие напрасные скитания им наскучили, и они повернули домой. Когда принц с принцессой проезжали мимо хижины мудреца, они упрекнули его за то, что он дал им такой плохой совет, и рассказали про свое путешествие.
Улыбнулся на это мудрец и сказал:
— Неужели вы и вовсе понапрасну съездили? Разве не вернулись вы домой умудренные опытом?
— Да, — ответил принц, — я узнал, что счастье и довольство своей судьбой — редкий дар на этом свете!
— А я, — сказала принцесса, — поняла: чтобы быть счастливым, нужно только одно — быть счастливым!
Протянул тут принц принцессе руки, и поглядели они друг на друга с такой нежной любовью! Благословил их мудрец и сказал:
— В вашем собственном сердце отыскали вы истинный талисман! Храните его бережно, и тогда злой дух неудовлетворенности никогда не овладеет вами.
Ганс Христиан Андерсен