Рабочая программа Загладин Н.В. Всеобщая история. История Нового времени XIX-начала XX века, 8 класс


Пояснительная записка к рабочей программе по Всеобщей истории. Истории Нового времени (8 класс).
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник Загладин Н.В. Всеобщая история. История Нового времени XIX-начала XX века, 8 класс. - М.: «ТИД «Русское слово» - РС», 2008 г.
Количество часов: 29, в неделю 2ч.
Программа охватывает период с начала XIX по начало XX вв., от образования республики во Франции до событий Первой Мировой войны.
Курс отражает роль Нового времени в складывании узнаваемой картины современного мира, уделяет внимание феноменам истории, которые вошли в современную цивилизацию. Задачи предмета – показать черты Нового времени, его особенности. Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, что позволяет уделить необходимое внимание наиболее важным проблемам истории XIX по начало XX вв, проследить динамику этого периода и обозначить его основные этапы.
Курс включает историю Европы, Азии и Америки, при этом основное внимание уделяется Европе, при возможности акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России.
Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.
Задача курса - показать отличительные черты Нового времени, его влияние и связь с современным миром, с тем, чтобы помочь ученикам понять и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям.Основные цели курса:
сформировать у учащихся целостное представление об истории Нового времени как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;
осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;
охарактеризовать наиболее яркие личности Нового времени, их роль в истории и культуре;
показать развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы моралиВ ходе изучения курса имеется возможность вести работу по формированию у учащихся:
умения связно пересказать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;
умения сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;
умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
умения полемизировать и отстаивать свои взгляды;
умения самостоятельно анализировать исторические источники как письменные, так и вещественные и изобразительные;
умения работать с исторической картой;
умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.
Содержание программы по Всеобщей истории. Истории Нового времени для 8 класса (14 недель, 29 часов, 2 ч/нед)
История Нового времени
Первая империя во Франции. Наполеон Бонапарт. Священный союз. Европейские революции Х1Х в. Гражданская война в США. А. Линкольн. Формирование идеологии либерализма, социализма, консерватизма. Национальные идеи и образование единых государств в Германии и Италии. О. фон Бисмарк. Социальный реформизм во второй половине XIX – начале XX в. Народы Юго-Восточной Европы в ХIХ в. Провозглашение независимых государств в Латинской Америке в ХIХ в.
Монополистический капитализм. Создание колониальных империй и начало борьбы за передел мира. Обострение противоречий в развитии индустриального общества.
Кризис традиционного общества в странах Азии .а рубеже Х1Х - ХХ вв. Начало модернизации в Японии.
Международные отношения в Новое время.
Первая мировая война: причины, участники, основные этапы военных действий, итоги.
Технический прогресс в Новое время. Возникновение научной картины мира. Изменение взгляда человека на общество и природу. Духовный кризис индустриального общества на рубеже XIX - ХХ вв.
Культурное наследие Нового времени.
Учебно-тематический план
№ Наименование разделов Количество часов
Введение 1
Раздел 1 Реакции и революции в европейском и мировом развитии 9
Раздел 2. Европа на пути промышленного развития. Социальные и идейно-политические итоги 3
Раздел 3. Ведущие страны мира в середине XIX- начале XX вв. 4
Раздел 4. Восток в орбите влияния Запада. Латинская Америка в конце XIX- начале XX вв. 6
Раздел 5. Обострение противоречий на международной арене в конце XIX – начале XX вв. 3
Раздел 6. Наука, культура и искусство в XIX – начале XX вв. 3
Итого 29
Календарно-тематическое планирование по Всеобщей истории. Истории Нового времени для 8 класса (14 недели, 28 часов, 2 ч/нед)
№ урока Тема урока Дата по плану Дата по факту Основные
понятия и термины Форма текущего и итогового контроля Корректировка
1 Мир в эпоху Нового времени модернизация Раздел 1. Реакции и революции в европейском и мировом развитии (9 часов)
2 Наполеон и его империя Реставрация, коалиция, контрибуция, континентальная блокада. Вопросы к § 1. 3 Народы против Французской империи Оккупация, национальное самосознание Вопросы к § 2. 4 Поход в Россию и крушение Французской империи Венский конгресс, Священный союз, Великие державы. Вопросы к § 3.
5 Священный союз и революционное движение в Европе в 1820-1830-х гг. Реакция, интервенция, сейм. Вопросы к § 4. 6 Победа освободительного движения в Латинской Америке. Экспансия, резервация. Вопросы к § 5. 7 Европейские революции первой половины XIX в. Федерация, самоопределение Вопросы к § 6. 8 Начало воссоединения Италии и объединения Германии. Вопросы к § 7 9 Франко-прусская война и Парижская коммуна. Коммуна Вопросы к § 8 10 Обобщение по теме «Реакция и революции в европейском и мировом развитии». Контрольный тест Раздел II Европа на пути промышленного развития. Социальные и идейно-политические итоги
11 Рост промышленного производства и зарождение рабочего движения в первой половине XIX ввПромышленный переворот, пролетарий, лендлорды, гнилые местечки, чартисты, профсоюзы, тори, виги. Вопросы к § 9. сочинение от имени европейца горожанина «Мой день» 12 Индустриальные страны во второй половине XIX- начале XX вв. Капитал, монополия, картели, синдикаты, тресты, концерны, дивиденды, вывоз капитала. Вопросы к § 10. 13 Консервативные, либеральные и социалистические идеи в XIX в. Марксизм, фракция.
Вопросы к § 11. Раздел 3. Ведущие страны мира в середине XIX- начале XX вв. (4 часа)
14 Великобритания и ее доминионы. Метрополия, доминионы, конфедерация Вопросы к §12 15. Гражданская война в США 1861-1865 Американская мечта, аболиционисты, гражданская война, Вопросы к §13 16 Индустриальные страны континентальной Европы Рантье, экстремисты, протекционизм, автономия, аннексия Вопросы к §14, 15 17 Япония на пути модернизации Экстерриториальность, модернизация общества. Вопросы к §16. Раздел 4 Восток в орбите влияния Запада. Латинская Америка в конце XIX- начале XXвв (6 часов)
18 «Опиумные войны» и закабаление Китая индустриальными странами Политика самоизоляции, полуколонии, тайпины, ихэтуани. Вопросы к §18 19 Индия под властью англичан. Сипаи, джихад. Вопросы к §17. 20 Османская империя и Персия в XIX- начале XX вв. Восточный вопрос, младотурки, шариат. Вопросы к § 19
лабораторная работа 21 Колониальный раздел мира и его последствия. Протекторат, традиционализм, конфуцианство. Вопросы к § 20, 21. 22 Латинская Америка во второй половине XIX- начале XX ввАграрно-сырьевая ориентация экономики, Вопросы к § 22, подготовка к к/р. 23 Повторительно-обобщающий урок по теме «Становление индустриальной цивилизации» Контрольная работа. Раздел 5 Обострение противоречий на международной арене в конце XIX – начале XX вв (3 часа)
24 Военно-политическое союзы и международные конфликты на рубеже XIX – XX вв. Пацифизм, милитаризм, реваншизм. Вопросы к §23 25 Начало Первой Мировой войны Ультиматум, морская блокада Вопросы к §24 26 На фронтах Первой мировой войны Вопросы к §25-26. Раздел 6. Наука, культура и искусство в XIX – начале XX вв (3 часа)
27 Технический прогресс и развитие научной картины мира Атеизм. Вопросы к §27. Доклады учащихся 28 Культурное наследие XIX – начала XX ввМассовая культура. Вопросы к §28. Доклады учащихся. 29 Итоговое повторение курса обобщение курса, контрольная работа. Основные требования к знаниям и умениям учащихся 8-го класса по истории Нового времени:
1.Хронологические знания и умения:
знать и называть хронологические рамки истории Нового времени;
знать и называть этапы и даты основных событий Нового времени;
оперировать историческими датами, выявлять синхронность и диахронность событий и явлений.
2. Знание фактов, характеристика, описание (реконструкция):
излагать основные события политической истории Нового времени; характеризовать политических и государственных деятелей, деятелей культуры;
называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий Нового времени;
излагать основные факты и события внешней политики государств Европы и Востока в XIX-XX вв; характеризовать отношения народов (торговые и культурные связи);
проследить эволюцию хозяйственной деятельности человека в индустриальном обществе.
представлять социальную структуру европейского и восточного обществ; ее изменение от раннего Нового времени к началу XX; знать характерные черты различных групп населения и классов, описывать образ их жизни и быт; наиболее значительные социальные движения и выступления, и революции в странах Европы, Азии и Америки;
представлять формы политической власти в государствах.
знать и называть основные достижения культуры народов эпохи Нового времени; характеризовать и оценивать выдающиеся памятники культуры и их творцов;
3. Работа с исторической картой и другими источниками:
читать историческую карту, определять местоположение историко – географических объектов (показывать на исторической карте территории, границы государств, города, места сражений и др.); сопровождать показ словесным описанием.
уметь в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации
учиться проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках; высказывать суждение о назначении, ценности источника;
сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Анализ, сравнение, оценки:
выявлять общее и особенное в историческом развитии различных регионов мира в эпоху Нового времени;
выявлять общее и особенное в жизни различных групп и классов;
выявлять общее и особенное в исторических явлениях, процессах Нового времени (социальные движения – восстания, войны и пр.);
давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения; спорить и отстаивать свои взгляды.
Учебно-методические материалы по курсу.
Загладин Н.В. Новая история XIX-начала XX века, 8 класс. - М.: «ТИД «Русское слово» - РС», 2006-2009
И.А.Ермакова Рабочая тетрадь к учебнику Н.В.Загладина «Всеобщая история. История нового времени», 8 класс, «Русское слово» 2011г.
Соловьев К.А. Универсальные поурочные разработки по новой истории 8 класс.- М.: ВАКО, 2009
Е.Е. Вольнова. «Новая история. XIX – начало XX века. Учебно-методические материалы.8 класс»
А.Н.Фукс, О.Г.Пивоварова. «Новая история. XIX – начало XX века. Поурочные методические разработки. 8 класс»
С.В.Агафонов. «Схемы по Новой истории. XIX – начало XX века. 8 класс»
И.А. Ермакова. «Тестовые задания по Всеобщей истории. История Нового времени (XIX – начало XX века).8 класс»