Взаимодействие с семьями воспитанников в рамках введения ФГОС ДО


Взаимодействие с семьями воспитанников в контексте ФГОС Недбальская Ирина Владимировна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МКДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 17» г. Михайловска, Почетный работник общего образования Согласно статье 5 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации« 29.12.2012 № 273-ФЗпункт 3 «… в РФ гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с ФГОС дошкольного образования… » пункт 4 «… в РФ реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами местного самоуправления соответственно социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни… »«Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников». ФГОС дошкольного образования состоит из трех групп требований: ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:Использование в образовательном пространстве форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-педагогическим особенностямВозможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельностиПостроения взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процессОрганизация должна создавать возможности для предоставления информации о программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательный процесс, а также широкой общественности. Изменение педагогического воздействияпедагог-ребёнок ребёнок-взрослые-сверстники«Детство обеспечивается – и это главное – поддержкой семьи как ключевого института развития и социализации ребенка» Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях: - Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями. - Повышение педагогической культуры родителей. - Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.
Основные задачи работы:установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;объединить усилия для развития и воспитания детей;создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. Принципы взаимодействия с родителями:1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.2. Индивидуальный подход.3. Сотрудничество, а не наставничество.4. Готовимся серьезно.5. Динамичность. Нормативное обеспечение деятельности ДОУ по взаимодействию с семьей- Положение о взаимодействии ДОУ с семьей.- Образовательная Программа ДОУ.- Годовой План работы дошкольной образовательной организации. Традиционные формы взаимодействия с семьёй- коллективные формы взаимодействия воспитателя с родителями (проведение родительских собраний, игр с педагогическим содержанием, организация Школы молодого родителя);- групповые (групповые консультации, тренинги, практические занятия);- индивидуальные (консультирование, беседа, переписка) формы работы;- совместные с родителями и детьми досуговые мероприятия, спортивные соревнования. Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителейИнформационно-аналитические (Проведение социологических срезов, опросов «Почтовый ящик», «Индивидуальные блокноты».)Познавательные (Семинары-практикумы. Тренинги. Проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме. Мини-собрания. Игры с педагогическим содержанием. Педагогический брифинг. Устные педагогические журналы. Исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры. Педагогическая библиотека для родителей.)Досуговые (Совместные праздники, досуги. Выставки детско-взрослых работ.Кружки, секции, клубы.)Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные, информационно-просветительские (Информационные проспекты. Альманахи.Журналы и газеты, издаваемые для родителей и родителями. Открытые просмотры образовательной деятельности с детьми. Стенгазеты.Фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки, а также аудиозаписи бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов и др.) Критерии оценки эффективности работы ДОУ по взаимодействию с семьей в соответствии с ФГОС ДО  1. Изменение характера вопросов родителей к воспитателям, руководителю ДОУ, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать.2. Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей.3. Изменение микроклимата в неблагоприятных семьях в положительную сторону.4. Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие родителей в клубах, объединениях, семейных конкурсах, праздниках, субботниках, организуемых в ДОУ. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности.5. Положительное общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в ДОУ. Солнышко – Развлекательный и помогающий развитию ребенка сайт. 7я.ру – здесь можно прочитать о воспитании и психологии ребенка, об образовании детей, о семейных отношениях, о любви, а также как отдыхать всей семьей, как вести хозяйство. Ребенок.ру – на форуме обсуждаются волнующие родителей вопросы.Сайт Материнство на форумах обсуждается тема кормления, прививок и т.д.Интернет-магазин игрушек www.toys-for-kids.ru поможет спокойно, в домашней обстановке, обдуманно сделать выбор. «Академия родителей» – сайт для любящих мам и пап, где собрана различная информация, о воспитании и развитии детей. Семейка – ежедневный интернет-журнал для всей семьи.SADIC.RU детский садик, все о детях, всё о детских садикахПортал Детский сад.Ру ориентирован на молодых родителей, прежде всего на мам.Сайт Воспитатель ориентирован на воспитателей детских садов и молодых родителей. Подборка сайтов (рекомендации для родителей) Ожидаемые результаты сотрудничества ДОУ с родителями- создание детско-взрослого сообщества (семейный клуб);- активное участие родителей в образовательном процессе ДОУ;- обобщение опыта ДОУ по взаимодействию с семьями и опыта семейного воспитания;- укрепление и обновление материально-технической базы;- эффективная реализация образовательной программы;- организация дополнительных образовательных услуг. Наряду с достижениями коллектива ДОУ в ходе введения ФГОС ДО, существует и ряд вопросов, требующих дальнейшего решения:продолжается изучение и освоение применения педагогических технологий в работе с дошкольниками;идет поиск новых, современных форм включения родителей в образовательный процесс ДОУ, в том числе посредством создания совместных образовательных проектов; - отсутствие реестра примерных образовательных программ дошкольного образования затрудняет разработку образовательной программы ДОУ в полном объеме. Модель взаимодействия с семьями воспитанников1. Информационно-аналитический блок:Цель – определение формы и методов дальнейшей работы педагогического коллектива.Сбор и анализ сведений о родителях и детяхИзучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи отвечать на запросы дошкольного учреждения.2. Практический блок:Цель – планирование, организация и проведение мероприятий.Вовлечение родителей и детей в общее интересное делоНепосредственное общение взрослых и ребенком.3. Контрольно-оценочный блок:Цель – анализ эффективности проводимых мероприятий.ОпросАнализ эффективности работыКонтроль.  Направления работы:1. Методическая работа по оказанию помощи педагогам во взаимодействии с семьей.2. Практическая работа (учет социального положения семьи, образовательного уровня родителей, проблем семьи, запросов семьи, составление плана взаимодействия с семьями воспитанников). Председатель Правительства Российской ФедерацииДмитрий Анатольевич Медведев: «Это не должно быть повторением школьного стандарта. Надеюсь, это даст системе дошкольного образования прочность, доступность и современность…»