Проект кружковой работы по духовно-нравственному воспитанию Росточек с детьми старшего дошкольного возраста
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок» с. Белый Яр Алтайский район
Проект кружковой работы по духовно-нравственному воспитанию «Росточек»
Составила воспитатель: Сидорова Т.Г.
2015г.
Введение
Актуальность: педагоги не могут чувствовать себя непричастными к проблемам общества, которое поручило им ответственную задачу: выпускать в жизнь хорошо воспитанных и образованных людей. Взрослые, которые повинны в том, что дети мало знают о своей семье, о её корнях, о Родине, народной культуре нельзя не признать: это мы их так воспитали. Поэтому возникла необходимость в том, чтобы помочь осуществить духовно-нравственное воспитание в дошкольном возрасте. Необходимо развить духовно-нравственную культуру детей старшего дошкольного возраста, через лучшие традиции нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство. Родина, природа…Перспективность: исходным звеном духовно-нравственного воспитания дошкольников является система конкретных знаний. Объект: содержание духовно-нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте. Предмет: проект программы по духовно-нравственному воспитанию «Росточек» для детей старшего дошкольного возраста. Цель: заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творчески потенциалом, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми.Задачи:
Приобщить детей к духовно-нравственным традициям русского народа.
Воспитать гуманное отношение детей к себе и окружающему миру.
Способствовать общему развитию детей, прививать любовь к Родине, семье, своему роду.
Приобщать детей к культурному наследию, праздникам, традициям, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.
Гипотеза: внедрение проекта кружка «Росточек» по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста в воспитательно-образовательный процесс.Проект программы кружка позволит:
Расширить кругозор детей путём формирования знаний и представлений о семье, Родине, природе, культуре.
Расширить и активизировать лексический запас, способствовать устной монологической речи.
Прививать интерес к народному творчеству через народные праздники народную музыку. Работа с родителями: очень важна работа с родителями. Необходимо, чтобы они шире использовали образцы устного народного творчества в собственной речи, имели навыки рассказывания сказок, чтения потешек, песенок. Необходимо привлекать родителей в проведении, подготовке фольклорных праздников (пошив костюмов, изготовление атрибутов), совместных экскурсий. Ожидаемый результат: дети больше узнают о себе, своей семье, о её родословной, народных традициях, культуре. Практическая значимость: проект программы кружка по духовно-нравственному воспитанию «Росточек» может быть использован не только в детском саду, но и в работе с обучающимися начальных классов для обогащения знаний по окружающему миру. Основные методы и приёмы:
Беседы
Фото-слайды
Продуктивная деятельность (лепка, рисование, аппликация, оригами)
Проектная деятельность
Игры
Чтение русских народных сказок, былин, песенок, потешек; чтение рассказов о семье.
Экскурсии
Пояснительная записка
Каждому человеку необходимо знать свою семью, историю и культуру народа, к которым он принадлежит, природу, которая его окружает, своё место в окружающем мире.В современных условиях, когда происходит глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится духовно-нравственное воспитание. В последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа, в этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной традиции. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, свою семью, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду. К родным местам, к родной культуре. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма. Под духовно-нравственным воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам народной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. Успешно заниматься духовно-нравственным воспитанием можно только тогда, когда точно знаешь, что под ним разумеется, прежде всего, это воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения к природе, к людям, которые живут рядом, к предкам…Духовно-нравственное воспитание должно учить детей понимать и себя, и все, что происходит вокруг. Основная задача проекта по кружковой работе – помочь осуществить духовно-нравственное воспитание в старшем дошкольном возрасте детей детского сада. Проект кружковой работы по духовно-нравственному воспитанию «Росточек» разработан как дополнение к образовательной деятельности. Он призван решать задачи, постановленные выше, и предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Предусмотрено, что в качестве учебного методического материала для работы с детьми старшего дошкольного возраста будет использоваться следующая литература:
Русский традиционный календарь, Азбука-классика Санкт-Петербург, 2007
Лыкова И.А., Шипунова В.А. Народный календарь (времена года). Издательский дом «Цветной мир», М.: 2013
Князева О.А. Приобщение детей к истокам народной культуры.
Кузьмин И.А., Сильвестрова И.П. «Истоки «Воспитание на социокультурном уровне».
Алешин К.Н. Патриотическое воспитание дошкольников. – М., 2004
Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. – Мозаика – синтез, М.: 2006
Куклы в народных костюмах. – Издательство ООО «Де Агостини», М.: 2012
Майорова Н.Н. Русская история. – Воскресный день М., 2010
Лыкова И.А. Ладушки. Энциклопедия детского фольклора. – Белый город М., 2012
Куколки из сундука. Изд. дом «Цветной мир»
Берстенева Е., Догаева Н. Кукольный сундучок. Белый город М., 2010
Энциклопедия «4000 увлекательных фактов». – Махаон М., 2006
Содержание работы
Тематический блок «Я и моя семья». Задачи: помочь ребенку раскрыть сущность человека, осознать свою индивидуальность, особенность, неповторимость; воспитывать любовь к своей семье, близким; формировать интерес к семейным традициям.
Средства реализации.
«Я и мое имя.
Мои первые книжки («О том, что я люблю», «Про маму, папу и меня» и другие).
Изготовление альбома «Моя семья»
«Настроение в семье» (семейные традиции, увлечения).
Построим генеалогическое дерево.
2.Тематический блок «Мир вокруг»
Задачи: установить простейшие закономерности: обратить внимание детей на причины, связи, отношения явлений живой и неживой природы; воспитывать бережное отношение к растениям и животным родного края.
Средства реализации
1.Мир удивительных открытий. Что значит живое и неживое?
2.Животные родного края.
3.Растения родного края.
4.Тайны природы (солнечное и лунное затмение, полярная ночь и так далее)
5.Я природу берегу, я природе помогу.
3.Тематический блок «Рукотворный мир»
Задачи: через деятельность ребенка раскрыть мотивы, потребности, цели, способности человека и необходимость их преемственности; формировать представление о том, что человек – творец и хозяин рукотворного мира; подвести детей к мысли, что и они могут быть созидателями.
Средства реализации
1.Человек – созидатель и преобразователь рукотворного мира.
2.В гостях у мастеров (посещение выставок, экскурсия в музей).
3.Знакомство со стариной (строения, мебель, посуда)
4.Я тоже многое могу! (художественно-продуктивная деятельность)
4.Тематический блок «Народный календарь»
Задачи: формировать представление у детей о традиционном русском календаре; дать знания о каждом месяце года, его названии, приметах.
Средства реализации
1.Откуда пришел календарь?
2.Как в старину люди жили по календарю.
5.Тематический блок «Культура»
Задачи: познакомить детей с системой обычаев, включающей праздники, обряды, традиции в одежде, еде, формах досуга и отдыха; воспитывать любовь и бережное отношение к родному языку; развивать способности к индивидуальному творческому самовыражению в различных видах творчества; приобщать к музыкальной культуре, воспитывать эстетический вкус.
Средства реализации
1.Русские народные праздники
6.Тематичский блок «Гражданство»
Задачи: познакомить детей с символами государства, республики: флаг, герб; расширять знания о географическом положении страны и места, где живет ребенок. Способствовать пониманию, что география объединяет людей, живущих в разных регионах страны; воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти погибших воинов.
Средства реализации
1.Символика государства Российского
2. Россия – родина моя.
3.Моя малая Родина.
4.Защитники Родины (на современном этапе). Русские богатыри – защитники земли русской.
7.Тематический блок «Мир сказок».
Задачи: продолжать знакомить детей с русским народным творчеством; продолжать воспитывать желание познавать культуры, обычаи своего народа через художественную литературу.
Средства реализации
1.Чтение русских народных сказок, былин.
2. Чтение русских народных песенок, потешек3. Народные загадки. Содержание тематических блоков интегрируется с образовательными областями образовательной программы ДОУ: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.