Лекция на тему Профилактика девиантного поведения в молодежной среде
«Профилактика девиантного поведения в молодежной среде»
Общая характеристика подросткового возраста
Самое большое число лиц с девиантным поведением выявляется именно в подростковом возрасте. Чтобы лучше понять специфику отклоняющегося поведения подростков, необходимо рассмотреть то общее, что характерно для представителей данного возраста.
Психологи и педагоги США, считая возраст 12 лет разграничительной линией между детством и отрочеством, указывают, что с 13 лет начинается знаменитый возраст тинэйджеров. Отечественные ученые начало подросткового возраста также относили к 12-ти годам, но современные исследователи склоняются к мнению, что подростковый возраст всё же следует считать с десяти лет. Таким образом, в настоящее время отмечается тенденция к его «омоложению»: подростковый возраст охватывает период от 10 - 11 до 14 - 15 лет.
Подростковые годы характеризуются интенсивным физическим развитием человека, большими психологическими сдвигами, для них характерен ряд кризисных состояний, глубокие качественные изменения в деятельности личности, в восприятии ею жизненных явлений.
Сложности подросткового возраста являются серьезной проблемой.
Её первая объективная сторона – в значительных различиях между требованиями, предъявляемыми обществом к детям и к взрослым, различиях в их обязанностях и правах. Подростку приходится в относительно короткий период осваивать взрослую жизнь во всей её сложности.
Усложнение социального бытия несовершеннолетних протекает в период физиологической перестройки организма. Подростки становятся эмоционально неустойчивыми, ранимыми. При неблагоприятных обстоятельствах такого рода реакции легко фиксируются и приобретают патологические формы.
Второй объективной основой сложности подросткового возраста является исключительно быстрый темп происходящих в этом периоде изменений, смысл, а главное необходимость которых для подростка не всегда ясны.
Несовпадение ускоренного физического и раннего полового развития с отставанием социальной зрелости (ограниченность выполнения общественных функций и полная материальная зависимость от родителей) создает большие психологические и межличностные трудности.
Подростки, особенно склонные к самоанализу, не принимают себя в новом качестве, стесняются своего нового облика.
Третьей объективной основой является накопление дефектов воспитания, которые ранее не проявлялись вследствие недостаточной самостоятельности ребенка и относительно небольшой сферы его активности и общения.
Эмоциональное «Я» подростка имеет несколько вариантов неблагоприятного развития: акцентуация тревожности, агрессивности, эмоциональной неустойчивости, чрезмерной аффективности, апатичности. В этом возрасте особо остро чувствуется одиночество и непонимание со стороны окружающих. Это создает благоприятный фон для возникновения повышенной тревожности и обостренного самолюбия, чувства обиды и несправедливости. Именно взрослые провоцируют у подростка комплекс неполноценности, выраженную чувствительность и мнительность.
Дефектом развития эмоциональной сферы, отчетливо проявляющемся в подростковом возрасте, является и поверхностность чувств, их быстрое угасание, а так же бедность эмоциональной жизни: узость круга явлений, событий окружающего, которые способны вызвать эмоциональный отклик.
Наиболее распространенный вариант неблагополучного развития личности – это агрессивное поведение, природные основы которого коренятся в холерическом типе темперамента, которому присущи большая раздражительность, беспокойство, трудности приспособления к ограничениям, необузданность и стремление к первенству любой ценой. Для их переживаний характерна амбивалентность: одновременное наличие противоположных чувств – ненависти и любви, привязанности и враждебности, благодарности и гнева. Внутренний дискомфорт может усилиться, если такой подросток находится в неблагоприятной семейной атмосфере, в которой практикуются унижения и оскорбления – это мобилизует его враждебность, закладывает фундамент неполноценной личности.
Другим источником агрессивного поведения могут быть такие негативные переживания, как чувство беспомощности, одиночества, страха и тревожности, фрустрации, депрессии, паники.
Вариантом неблагоприятного развития социального и эмоционального Я может быть деформация мотивационно-смысловой сферы личности, системы ценностей типа «Дураков работа любит», «Тише едешь – дальше будешь» и т.д. В результате этого излишняя самоуверенность, догматичность взглядов, стереотипность мышления возводятся в ранг высокопочитаемых качеств, а творчески мыслящая личность, имеющая нестандартный подход к решению проблем, встречает непонимание и неприятие. Деформации в ценностно-мотивационной сфере отражают, с одной стороны, отсутствие интереса к обучению или производительному труду, с другой – демонстрируют гипервлечение к отдыху, проведению досуга, обладанию модной одеждой.
Итак, ошибки, допущенные в общении с несовершеннолетним, могут способствовать возникновению стойких психологических барьеров.
Четвертая причина сложностей подросткового возраста связана с психологическими сдвигами, происходящими в ходе полового созревания. Именно в подростковом возрасте половая принадлежность приобретает для человека реальное социальное значение. Процесс полового созревания подростка влечёт за собой бурное и неравномерное развитие организма. Эта неравномерность может проявиться как в развитии костно-мышечной системы и соматической телесной организации, так и в развитии сердечно-сосудистой системы и внутренних органов подростка. В одном случае это приводит к соматическим диспропорциям (высокий рост при маленькой голове, узкой грудной клетке, длинные конечности и т.д.), что болезненно воспринимается подростком. В другом случае неравномерность развития сердечно-сосудистой системы может привести к артериальному давлению, головным болям. И, пожалуй, самое заметное на поведение подростка способна оказать повышенная активность эндокринной системы, так называемая «гормональная буря», вызванная ускоренным половым созреванием, и как следствие этого - эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость, неуравновешенность, неадекватность реакции, выливающихся в неоправданную резкость и повышенную конфликтность, что само по себе способно затруднить его отношения с окружающими.
Пятая объективная основа сложностей связана с постепенным изменением взаимоотношений подростка в семье. Ученые единодушно отмечают огромное влияние на формирование отклоняющегося поведения детей и подростков семьи и семейных отношений.
В психологической литературе подростковый возраст нередко рассматривается как период конфликтов. Во многом это справедливо. При анализе любого конфликта следует учитывать различия в положении возможных участников. Действительно, подростковый период труден как для подростка, так и для взрослых, причем трудности возникают именно в сфере их взаимоотношений. Современные исследования показывают сложность отношений подростка ко взрослым, отчуждение между подростком и родителями, которое выражается в ссорах, дефиците общения, отдалении подростка от семьи, неодобрении родителями его друзей, является фактором риска возникновения психических нарушений и поведенческих отклонений.
Главное, что тяготит подростка во взаимоотношениях с взрослыми, - это чувство внутренней несвободы, ограничения в деятельности. Конфликт между подростком и взрослыми возникает именно потому, что подросток чувствует себя взрослым, а близкие, в свою очередь, его таковым не считают. Когда же в семье конфликтная обстановка, у несовершеннолетнего возникает девиантная реакция, направленная против родителей, которые, по мнению подростка, виноваты перед ним. Протестные формы поведения возникают в ответ на обиду, ущемленное самолюбие, недовольство требованиями или отношениями близких. Причиной протеста могут быть конфликты между родителями или их равнодушное отношение к подростку, несправедливое или болезненное для его самолюбия наказание, запрещение чего-либо, что значимо для подростка.
Однако следует заметить, что безнадзорность, попустительство со стороны родителей, ослабление социального контроля являются, в свою очередь, внешними условиями, допускающими возможность бесконтрольного поведения, которое переходит во внутреннюю неспособность личности к самоограничению.
Таким образом, отклонения в поведении могут быть связаны с изменениями, происходящими в личности подростка. Поскольку психофизическое, умственное, социальное, эмоциональное развитие отличается качественным своеобразием, оно во многом определяет все дальнейшие особенности взросления и поведения подростка.
Сколько бы противоречий подросткового возраста не выделяли ученые, все сходятся в том, что это возраст социализации (врастания в мир человеческой культуры и общественных ценностей) и индивидуализации, т.е. открытия и утверждения своего уникального и неповторимого «Я».
1.2. Теоретические подходы к объяснению девиантного поведения
1.2.1. Социально-психологические подходы к объяснению девиантного поведения
Отклоняющееся поведение занимает свою собственную нишу в ряду психических феноменов. В социальных науках отклоняющимся называют поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.
По справедливому замечанию Ж. Годфруа, вопрос «Какое поведение можно считать нормальным?» является центральным для объяснения человеческого поведения, в том числе отклоняющегося.
В большинстве наук принято деление явлений на нормальные и аномальные. Под нормальным поведением принято понимать нормативно-одобряемое поведение, характерное для большинства людей и не связанное с болезненными расстройствами. Аномальное же поведение условно делят на нормативно-неодобряемое, патологическое, нестандартное. Конечно, границы между этими понятиями весьма размыты.
Исходным для изучения любых девиаций является понятие нормы. Существуют различные подходы к оценке поведенческой нормы и отклонения.
Нозоцентрический подход рассматривает поведение с позиции психопатологии, с позиции поиска и обнаружения симптомов болезни. В рамках данного подхода целесообразно различать, с одной стороны, психические расстройства а, с другой, крайние варианты нормы (акцентуации), при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены. Как следствие появляется избирательная уязвимость к определенным психогенным воздействиям при высокой устойчивости к другим.
Нормоцентрический подход предполагает оценку деятельности человека с позиции ее соответствия социальной норме.
Социальные нормы соответствуют ценностям общества и служат фундаментом общественной жизни, под их воздействием происходит освоение тех или иных социальных ролей, которые детерминируют ролевое поведение индивида.
Социальную норму часто определяют как требование общества к личности, в котором определены характер, объем, границы возможного и допустимого в ее поведении. Социальная норма закрепляет поведение, позволяющее выражать типичные социальные связи и отношения, в которых выделяют нормы официальные и неофициальные; юридические, религиозные, этические и эстетические; «нормы-правила» и «нормы-ожидания»; институциональные и не институциональные нормы.
Термин «девиантное поведение» используется не только для обозначения действий конкретного человека, но и для описания определенных социальных явлений. Если в первом случае речь идет об отклоняющемся поведении личности, то во втором о социальном отклонении.
Ряд авторов определяют социальные отклонения как такие нарушения социальных норм, которые характеризуются определенной массовостью, устойчивостью и распространенностью при сходных социальных условиях.
Исходя из вышесказанного, очевидно, что в любом случае в социально отклоняющемся поведении взаимодействуют три группы явлений: социальные нормы, свойства личности и особенности конкретной ситуации. Кроме того, каждая из перечисленных групп «обрастает» внешними и внутренними обстоятельствами.
Итак, под девиантным поведением буквально понимается поведение, отклоняющееся от нормы. Хотя, как говорили Я.И. Гилинский и В.С. Афанасьев: «Уже написаны тысячи томов, посвященных проблемам девиантного поведения, но до сих пор не совсем ясно, что же это такое».
Девиантным поведением называют «отступление, отказ постоянно следовать, совершая поступки, общепринятым социальным нормам»; «поведение, противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам, преступное или аморальное поведение, результат асоциального развития личности»; «отклонение от групповых норм, которое приводит к изоляции, лечению, исправлению или наказанию нарушителя».
Некоторые авторы рассматривают девиантное поведение как «поступок, действие человека, не соответствующее официально установленным или фактически сложившемся в данном обществе (социальной группе) нормам и ожиданиям» и как «социальное явление, выражающееся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившемся в данном обществе (социальной группе) нормам и ожиданиям».
Однако, учитывая относительный характер социальной нормы, субъект может быть несогласным с рядом этих норм в силу своей незаурядности, нешаблонности мышления, гениальности. В данном случае речь идет о девиантном поведении позитивной направленности, которое также относят к социальным отклонениям.
Среди отклонений негативной направленности выделяют антисоциальные и асоциальные отклонения. При антисоциальной направленности личности регулятивное влияние общепринятых норм, правил и ценностей на характер и форму внешних поведенческих проявлений значительно ослабевает.
При антисоциальной направленности личности социально-нормативная регуляция поведения оказывается полностью блокированной, а базовые общечеловеческие ценности – девальвированными. При этом определяющую роль играют собственные внутренние критерии оценки, желания и потребности субъекта.
В.Н. Кудрявцев и В.С. Нерсесянц также подразделяют социальные отклонения на две группы:
1. Неосторожное поведение - ошибки, небрежность, незнание нормы, заблуждение.
2. Сознательное поведение – представляет наибольшую опасность для общества. Данная группа, свою очередь, может быть разделена на две подгруппы:
1) экстравертное поведение - ориентировано на внешнюю среду. Может быть: целевым - корыстные и иные целенаправленные противоправные и аморальные поступки; аффективным - насильственные преступления, ссоры в семье и пр.;
2) интровертное поведение, ориентированное субъектом на самого себя - алкоголизм, наркомания, суицид и др.
Переходную форму представляет собой хулиганство – несмотря на то, что оно физически осуществляется вовне, мотивы его нередко связаны с внутренними конфликтами личности. И то, и другое поведение вступает в конфликт с социальными нормами и средствами социального контроля.
Следует заметить, что нет единой классификации поведенческих отклонений. Это объясняется несколькими обстоятельствами: во-первых, междисциплинарным характером проблемы поведенческих девиаций; во-вторых, многообразием форм человеческого поведения и неопределенность самого понятия «норма».
Как показывает практика, процессы социально-экономических и политических преобразований в современной России неизбежно приводят к появлению в подростковой среде новых видов отклоняющегося поведения. Подростки, являясь наиболее уязвимыми внешнего воздействия социума, моделируют свое поведение, воспринимая вновь появляющиеся, зачастую искусственно создаваемые в обществе установки как нормы.
Поэтому социология и психология девиантного поведения исследуют девиации, исходя «не столько из специфики личности девианта, сколько из закономерностей процессов социального взаимодействия и культуры, условий социальной среды, социальной структуры, системы социального контроля и социализации».
В настоящее время не существует единого подхода к изучению и объяснению девиантного поведения. Для понимания сущности и причин возникновения девиантного поведения следует рассмотреть различные подходы к объяснению указанной проблемы.
Рассмотрим социально-психологические подходы к объяснению девиантного поведения.
Социологические теории рассматривают девиантное поведение в контексте общественных процессов и норм, утвержденных внутри данного общества. Социальные девиации подчиняются социальным закономерностям, они зависят от времени и общества, их можно прогнозировать, в ряде случаев ими можно управлять.
Наиболее известными представителями данного направления являются О. Конт, Г. де Тард, А. Кетле, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс, Р. Мертон.
Родоначальником социологии девиантного поведения по праву считается французский социолог Эмиль Дюркгейм. Исследование проблем преступности в трудах Э.Дюркгейма занимает значительное место, а его анализ самоубийств считается классическим социологическим исследованием. Он рассматривал социальные отклонения преимущественно как следствие нормативно-ценностной дезинтеграции общества. Его идеи получили дальнейшее развитие в работах исследователей, признающих в качестве ведущих причин девиантного поведения противоречия между классами и различными социальными силами, например новаторскими и консервативными.
Р. Мертон выделил пять возможных типов отклоняющегося поведения:
1) подчинение – происходит путём принятия индивидом целей и средств их достижения;
2) инновация – возникает на базе конфликтов, вызванных неудачей в достижении целей;
3) ритуализм – осуществляется за счет отказа от целей ради подчинения общепринятым стандартам;
4) ретретизм – представляется как отрицание целей и средств;
5) мятеж – предполагает попытку введения нового социального порядка на основе освобождения от господствующих стереотипов.
Н.Дж. Смелзер, в свою очередь, выделяет три компонента девиации: человек, которому свойственно определенное поведение; норма, которая является критерием оценки девиантного поведения; некий другой человек или социальная группа, реагирующие на поведение. Девиация, по мнению Смелзера, определяется соответствием или несоответствием поступков социальным ожиданиям.
Гофманн выделяет три стигмы: физическая стигма – хромота, слепота, увечья; люди с недостатками воли – алкоголики, наркоманы, душевно больные; расовая стигма.
Стигматизация, по сути, объясняет заклеймение человека. Гофман, таким образом, дихотомически разделил людей на «нормальных» и «стигматизированных», чей внешний вид и образ жизни отклоняются от общепринятых норм той или иной социальной общности.
Известной в отношении психологического характера происхождения девиантности является теория девиантного поведения американского психолога Говарда Кэплана, проверенная на изучении аддиктивного, делинквентного поведения и ряда психических расстройств. Кэплан изучал взаимосвязи между девиантным поведением и пониженным самоуважением. Поскольку высокое самоуважение ассоциируется с положительными, а низкое с отрицательными эмоциями, мотив самоуважения это «личная потребность максимизировать переживание положительных и минимизировать переживание отрицательных установок по отношению к себе». Люди, сильнее других страдающие от самоуничижения, испытывают большую потребность в том, чтобы своим поведением изменить это состояние.
Пониженное самоуважение связано у несовершеннолетних практически со всеми видами девиантного поведения нечестностью, принадлежностью к преступным группам, совершением правонарушений, употреблением наркотиков, пьянством, агрессивным, суицидальным поведением и различными психическими нарушениями.
Относительно прямой связи пониженного самоуважения со всеми видами девиантного поведения И.С. Кон предлагает четыре гипотезы:
Девиантное поведение способствует снижению самоуважения, потому что вовлеченный в него индивид невольно устраивает и разделяет отрицательное отношение общества к своим поступкам, а тем самым и к себе.
Низкое самоуважение способствует росту антинормативного поведения: участвуя в антисоциальных группах и их действиях, несовершеннолетний пытается тем самым повысить свой психологический статус, найти такие способы самоутверждения, которых у него не было в семье и школе.
При некоторых условиях, особенно при низком начальном самоуважении, девиантное поведение способствует повышению самоуважения.
Кроме девиантности важное влияние на самоуважение оказывают другие формы поведения, значимость которых с возрастом меняется.
Известный американский психолог Э. Сатерленд в своей теории дифференцированной связи также рассматривает проблему девиантности. Её сущность в том, что линия поведения личности обуславливается влиянием её ближайшего окружения. Процесс восприятия норм, оценок и установок двух видов, противоречащих друг другу, Э. Сатерленд назвал «дифференцированной связью» - то, что усваивается в связи с преступным образом поведения, конкурирует с тем, что усваивается в связи с антипреступным образом поведения.
Среди ведущих психологических концепций, раскрывающих сущность отклоняющегося поведения личности, наибольший интерес представляет концепция австрийского психиатра и психолога В. Франкла. В его понимании специфические человеческие характеристики это, прежде всего, духовность, свобода и ответственность. Духовное бытие человека предполагает осмысленное существование в форме свободного самоопределения в мире ценностей, за что он несет ответственность перед своей совестью и Богом. Проблемы поведения так или иначе связаны с проявлениями бездуховности. По В. Франклу, отклоняющееся поведение возникает потому, что люди подавляют свою духовность, уходят от ответственности за поиск смысла. Оказать помощь человеку с девиантным поведением, значит помочь ему осознать свое духовное Я и принять ответственность за свою судьбу.
Представляет интерес и клиентцентрированная психология К. Роджерса. Ключевое место в ней занимают понятия самости и самоактуализации. Самость или Я-концепция это совокупность представлений человека о себе, которые являются результатом опыта и непрерывно изменяются в течение жизни. Самоактуализация стремление личности к росту и развитию в соответствии с изначально заложенными в ней потенциальными возможностями. Тенденция к самоактуализации является признаком личностного благополучия человека. Самоактуализирующаяся личность имеет ряд специфических характеристик: открытость новому опыту, веру в свой организм, внутренний локус контроля (самостоятельность, независимость, ответственность), стремление существовать. Нормальная (здоровая) личность относительно близка к идеалу самоактуализирующейся личности.
У аномальной личности процесс самоактуализации заблокирован и существует лишь в возможности. Основная преграда, по мнению К. Роджерса, коренится в системе так называемых условных ценностей. Условные ценности приводят к тому, что человек относится положительно к себе и другим людям только в случае их соответствия каким-то условным идеалам. Понятие самоактуализации личности является ключевым также для А.Маслоу. Согласно его взглядам, человек как целостная система действует в соответствии с врожденными потребностями, которые реализуются под влиянием социальных условий.
Творчество Э.Фромма близко рассматриваемым идеям. По его мнению, стремясь к гармонии с собой и природой, человек вынужден преодолевать экзистенциальные противоречия. Это дихотомия жизни и смерти; конфликт между стремлением к реализации всех возможностей и недостаточная для этого продолжительность жизни; противоречие между чувством одиночества и связанности с другими людьми.
Итак, экзистенциально-гуманистическая психология делает акцент на высших проявлениях человеческой личности, таких, как ее духовное бытие и самоактуализация.
Индивидуальная психология Альфреда Адлера помогает понять психологические причины многих форм отклоняющегося поведения. А.Адлер считал основным фактором, определяющим развитие индивидуальности, главную жизненную цель.
Ее конкретное содержание может быть чрезвычайно многообразно: стремление к власти, красоте, богатству, известности, образованности и т. д.
В общем виде это цель достижения превосходства над другими, возникающая, по мнению Адлера, впервые в 4-5 лет как реакция на чувство, неполноценности. Чувство неполноценности усиливают два основных фактора: врожденные дефекты (ослабленность здоровья, физические недостатки, слишком маленький рост) и неправильное воспитание ребенка в семье (сверхпотворство, недостаток любви к ребенку).
При недостаточной или извращенной компенсации чувство неполноценности переживается особо остро и переходит в комплекс неполноценности – совокупность установок, представлений или поступков, выражающих в замаскированном виде чувство неполноценности. Комплекс неполноценности одновременно является как причиной серьезных проблем, так и внутренним стимулом для личностного развития.
Благодаря анализу социально-психологических концепций мы убедились, насколько сложна и многообразна изучаемая проблема - девиантное поведение личности. Отклоняющееся поведение может быть следствием духовных проблем, может быть связано с внутриличностными конфликтами и неадекватными психологическими защитами, может быть результатом семейной дисфункции, и, наконец, нежелательное поведение может быть просто привычкой действием, которое неоднократно повторялось и вознаграждалось внешней или внутренней выгодой.
Таким образом, социологические и близкие к ним социально-психологические теории рассматривают девиантное поведение как результат социальных процессов, сложных взаимоотношений между обществом и конкретной личностью. Следует признать, что социальные условия действительно определяют характер социальных девиаций (масштаб распространения данных явлений в обществе или социальной группе). Но их оказывается явно недостаточно для объяснения причин и механизмов отклоняющегося поведения конкретной личности.
1.2.2. Биологические подходы к объяснению девиантного поведения
Теории, объясняющие девиантное поведение с точки зрения биологических причин, вероятно, появились одними из первых. Первоначально исследователи обращали внимание преимущественно на конституциональные особенности. В XIX в. итальянский врач-психиатр и криминалист Чезаре Ломброзо предложил биосоциологическую теорию, в которой связал преступное поведение человека с его анатомическим строением. Объектами пристального внимания были: череп, мозг, нос, уши, цвет волос, татуировка, почерк, чувствительность кожи, психические свойства преступника. Используя антропометрический метод, исследователь выделил примерно 37 характеристик врожденного преступного типа, в их числе: выдающаяся нижняя челюсть, сплющенный нос, редкая борода, приросшие мочки ушей. Позднее теория Ч. Ломброзо, хотя и вошла в историю научной мысли, но была признана научно несостоятельной.
Не менее яркими представителями данного направления выступают У. Шелдон и Э. Кречмер, которые обосновали связь между типами темперамента (и поведения), а также типами соматического строения человека. Согласно им по психофизической конституции людей можно разделить на три типа: эктоморфный (худощавый), мезоморфный (атлетический) и эндоморфный (тучный).
Особое место среди биологических теорий занимает эволюционный, подход, основанный на законах естественного отбора и наследственности, предложенных Чарльзом Дарвином. Сторонники эволюционного подхода рассматривают различные аспекты человеческого поведения как проявление видовых наследственных программ, в то время как его критики считают необоснованным перенос законов поведения животных на психологию человека.
Этологический подход Конрада Лоренца, развивающий идеи Дарвина, объясняет различные феномены человеческого поведения, например, агрессию, прежде всего врожденным инстинктом борьбы за существование. «Агрессия, проявления которой часто отождествляются с проявлениями инстинкта смерти, это такой же инстинкт, как и все остальные, и в естественных условиях так же, как и они, служит сохранению жизни и вида».
Сила агрессии, по мнению К. Лоренца, зависит от количества накопленной агрессивной энергии. В среде людей, в отличие от среды животных, широко распространено насилие в отношении представителей своего собственного вида. Утверждая, что агрессивность является врожденным, инстинктивно обусловленным свойством всех высших животных, и, доказывая это на множестве убедительных примеров, К.Лоренц приходит к следующему выводу: «У нас есть веские основания считать внутривидовую агрессию наиболее серьезной опасностью, какая грозит человечеству в современных условиях культурно-исторического и технического развития».
Современные исследования биологических детерминант поведения человека активно осуществляются в нескольких отраслях: биологии, медицине, криминологии, физиологии и особенно генетике. С именами Фрэнсиса Гальтона и Грегора Менделя связано начало развития психогенетики. Их работы положили начало многочисленным исследованиям наследственных детерминант интеллекта. Личностные характеристики и поведение изучались в гораздо меньшей степени.
В рамках биокриминологии предпринимались целенаправленные попытки установления связи между девиантным поведением и наследственными особенностями человека. Одним из доказательств данной связи считаются результаты генетических исследований У. Пирса, которые привели к выводу, что наличие лишней Y-хромосомы у мужчин определяет их предрасположенность к криминальному поведению. В то же время критики данного подхода замечают, что девиантность носителей лишней Y-хромосомы может быть следствием не хромосомной аномалии, а связанных с ней индивидуальных особенностей, таких, как высокий рост, быстрое созревание, низкий интеллект. Несмотря на то, что ген, отвечающий за какой-либо конкретный вид поведения, еще не выявлен, корреляция между наследственностью и поведением признается многими специалистами.
Среди биологических детерминант отклоняющегося поведения называют так же влияние гормонов (в частности, тестостерона). Другими биологическими факторами девиантного поведения могут быть: повреждения головного мозга (особенно лобных долей), органические заболевания мозга, определенные свойства нервной системы.
Несмотря на наличие фактов, подтверждающих существование биологических основ отклоняющегося поведения, они действуют только в контексте определенного социального окружения. Более того, социальные условия сами по себе вполне могут вызывать биологические изменения в организме, определяя, например, реактивность нервной системы или гормональный фон.
В целом отклоняющееся поведение личности является результатом сложного взаимодействия социальных и биологических факторов, действие которых, в свою очередь, преломляется через систему отношений личности.
1.2.3. Типы девиантного поведения
Одной из форм научного анализа психологической реальности является классификация ее проявлений. Многочисленные попытки исследователей систематизировать поведенческие отклонения пока не привели к созданию единой классификации типов девиантного поведения.
Существует типология девиантного поведения, предложенная Р.Мертоном. Согласно данной типологии, девиация происходит в результате разрыва между культурными целями и социально одобряемыми средствами их достижения.
Это определение лежит в основе типологии девиантных поступков Р.Мертона:
конформизм – единственный тип недевиантного поведения;
инновация предполагает согласие с одобряемыми данной культурой целями, но отрицает социально одобряемые способы их достижения (рэкет, шантаж);
ритуализм предполагает отрицание целей данной культуры;
ретритизм – человек одновременно отвергает и цели, и социально одобряемые средства их достижения (бродяги, наркоманы);
бунт – стремление заменить старые цели и средства на новые.
Е.В. Змановская придерживается собственной классификации поведенческих отклонений, основанной на виде нарушаемой нормы и негативных последствиях отклоняющегося поведения.
Она выделяет три основные группы отклоняющегося поведения:
антисоциальное (делинквентное) поведение – противоречит правовым нормам, угрожает социальному порядку и благополучию окружающих людей. Оно включает любые действия или бездействия, запрещенные законодательством.
У взрослых людей делинквентное поведение проявляется преимущественно в форме правонарушений, влекущих за собой уголовную или гражданскую ответственность и соответствующее наказание.
У подростков (от 13 лет) преобладают следующие виды делинквентного поведения: хулиганство, кражи, грабежи, вандализм, физическое насилие, торговля наркотиками.
В детском возрасте (от 5 до 12 лет) наиболее распространены такие формы, как насилие по отношению к младшим детям или сверстникам, жестокое обращение с животными, воровство, мелкое хулиганство, разрушение имущества, поджоги.
асоциальное (аморальное) поведение - поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Оно может проявляться как агрессивное поведение, сексуальные девиации (беспорядочные половые связи, проституция, совращение), вовлеченность в азартные игры на деньги, бродяжничество, иждивенчество.
В подростковом возрасте наиболее распространены уходы из дома, бродяжничество, школьные прогулы или отказ от обучения, ложь, агрессивное поведение, субкультуральные девиации (сленг, шрамирование, татуировки).
аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение - поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности.
Саморазрушительное поведение выступает в следующих основных формах: суицидальное поведение, пищевая зависимость, химическая зависимость (злоупотребление психоактивными веществами), деятельность с выраженным риском для жизни (экстремальные виды спорта, существенное превышение скорости при езде на автомобиле).
Мы видим, что различные виды отклоняющегося поведения личности располагаются на единой оси «деструктивное поведение», с двумя противоположными направлениями – на себя или на других.
Л.М. Балабанова, Ц.П. Короленко в зависимости от способов взаимодействия с реальностью и нарушения тех или иных норм общества девиантное поведение разделяют на пять типов: делинквентное, аддиктивное, патохарактерологическое, психопатологическое и девиантное поведение на базе гиперспособностей. По их мнению девиантным поведением считается любое по степени выраженности, направленности или мотивам поведение, отклоняющееся от критериев той или иной общественной нормы:
1) аддиктивное поведение – тип девиантного поведения, основанный на формировании стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ с целью развития и поддержания интенсивных эмоций.
Основным мотивом личностей, склонных к аддиктивным формам поведения, является активное изменение неудовлетворяющего их психического состояния. Такому индивиду не удается обнаружить в реальной действительности какие-либо сферы деятельности, способные привлечь надолго его внимание, увлечь, обрадовать или вызвать яркую эмоциональную реакцию.
У лиц с аддиктивными формами поведения можно выделить такие психологические особенности, как:: сниженная переносимость трудностей наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций; скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством; внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами; стремление говорить неправду и обвинять других; стремление уходить от ответственности в принятии решений; стереотипность и повторяемость поведения; зависимость и тревожность.
Базисной характеристикой аддиктивной личности является зависимость. Зависимое поведение имеет множество подвидов, дифференцируемых преимущественно по объекту аддикции. К ним можно отнести:
химическую зависимость - курение, токсикомания, наркозависимость, лекарственная зависимость, алкогольная зависимость;
нарушение пищевого поведения - переедание, голодание, отказ от еды;
гэмблинг – игровую зависимость (компьютерная зависимость, азартные игры);
сексуальные аддикции - зоофилия, фетишизм, трансвестизм, вуайеризм, некрофилия;
религиозное деструктивное поведение - религиозный фанатизм, вовлеченность в секту.
Наряду с зависимостью основным в таком поведении является стремление к уходу от реальности, страх перед обыденной, наполненной обязательствами, неспособность быть ответственным за что-либо.
Аддиктивная установка, как правило, приводит к тому, что объект зависимости становится целью существования, а употребление – образом жизни. Жизненное пространство сужается до ситуации получения объекта. Всё остальное – прежние моральные ценности, интересы, отношения – перестает быть значимым. Желание «слиться» с объектом настолько доминирует, что человек способен преодолеть любые преграды на пути к нему, проявляя незаурядную изобретательность и упорство. При этом критичность к себе и своему поведению значительно снижается, усиливается защитно-агрессивное поведение, нарастают признаки социальной дезадаптации.
Пожалуй, одним из самых негативных проявлений аддиктивной установки является анозогнозия – отрицание болезни или ее тяжести. Нежелание аддикта признавать свою зависимость осложняет его взаимоотношения с окружающими и существенно затрудняет оказание помощи, а в ряде случаев делает зависимость непреодолимой.
2) делинквентное поведение понимается как отклонение от юридических норм. Применительно к субъектам подросткового возраста некоторыми авторами делинквентное поведение определяется как «асоциальные поступки, обычно не приводящие к уголовной ответственности, - систематические прогулы школьных занятий, нарушение общественных норм поведения, мелкие хулиганство, мелкое воровство, попрошайничество и прочее», другие делинквентом считают «субъекта, чье отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях представляет собой уголовно наказуемые действия».
Известно, что правонарушения делятся на преступления и проступки. Суть проступка заключается не только в том, что он не представляет существенной общественной опасности, но и в том, что отличается от преступления мотивами совершения противоправного действия.
У делинквентов в рамках волевого сознательного действия в силу индивидуально-психологических особенностей нарушается или блокируется процесс предвосхищения будущего результата деликта (проступка). Такие индивиды легкомысленно, часто под влиянием внешней ситуации, совершают противоправное деяние, не представляя его последствий. Нередко делинквентные действия опосредуются ситуационно-импульсивными или аффектогенными мотивами. Реализуются такие мотивы, как правило, без этапа предварительного планирования и выбора адекватных объектов, целей, способов и программы действий для удовлетворения актуальной потребности.
Различие делинквентного и криминального поведения коренится не в возрасте, с которого наступает уголовная ответственность, а в степени осознания индивидом своих противоправных поступков и действий, их значимости и вредоносных последствий для окружающих. Основой делинкветного поведения является психический инфантилизм.
А.А. Гусейнов и И.С. Кон, рассматривая преступное поведение, понимают под ним «действия или деятельность, грубо попирающие нравственные идеалы и ценности, вызывающие моральные и физические страдания людей, разрушающие природную и культурно-историческую среду, содержащие угрозу миру на планете; преступление отличается от проступка мерой, в какой нарушаются правовые и нравственные требования», и в этой связи преступным поведением можно считать девиантное поведение криминальной направленности.
Итак, делинквентное поведение как форма девиантного поведения личности имеет ряд особенностей:
во-первых, это один из наименее определенных видов отклоняющегося поведения. Например, круг деяний, признаваемых преступлениями или правонарушениями, различен для разных государств в разное время;
во-вторых, делинквентное поведение регулируется преимущественно правовыми нормами – законами, нормативными актами, дисциплинарными правилами;
в-третьих, оно признается одним из наиболее опасных форм девиации, поскольку угрожает основам социального устройства – общественному порядку;
в-четвертых, такое поведение личности активно осуждается и наказывается в любом обществе;
в-пятых, делинквентное поведение по своей сути означает наличие конфликта между личностью и обществом – между индивидуальными стремлениями и общественными интересами.
3) под патохарактерологическим типом девиантного поведения понимается поведение, которое обусловлено патологическими изменениями характера, сформировавшимися в процессе воспитания. К ним относятся так называемые расстройства личности и акцентуации характера. У многих лиц наблюдается завышенный уровень притязаний, тенденции к доминированию и властвованию, упрямство, обидчивость, нетерпимость к противодействию.
Дисгармоничность черт характера приводит к тому, что изменяется вся структура психической деятельности человека. В выборе своих поступков он часто руководствуется не реалистичными и адекватно обусловленными мотивами, а существенно измененными «мотивами психопатической самоактуализации». Сущностью данных мотивов является ликвидация личностного диссонанса, в частности рассогласования между идеальным «Я» и самооценкой.
Психопатологический тип девиантного поведения основывается на психологических симптомах и синдромах, являющихся проявлениями тех или иных психических расстройств и заболеваний. Разновидностью этого типа является саморазрушающее поведение. Агрессия направляется на себя, внутрь самого человека. Аутодеструкция проявляется в виде суицидного поведения, наркотизации, алкоголизации. В рамках данного вопроса считаю необходимым рассмотреть агрессию и аутоагрессию как клинические формы девиантного поведения.
Проблема агрессивного поведения рассматривается в разных аспектах: в психологии личности, социальной психологии, детской психологии и т.д. Однако, как заметил Н.Д. Летинов, данная проблема ещё неизведанна.
Агрессия – физическое или вербальное поведение, направленное на причинение вреда кому-либо. Агрессия может проявляться в прямой форме, когда человек с агрессивным поведением не склонен скрывать это от окружающих. Он непосредственно и открыто вступает в конфронтацию с кем-либо из окружения, высказывает в его сторону угрозы или проявляет агрессивность в действиях. В косвенной форме агрессия скрывается под маской неприязни, ехидства, сарказма или иронии и оказании, таким образом, давления на жертву.
В личностном опроснике Баса-Дарки, предназначенном для диагностики агрессивных и враждебных реакций, рассматриваются следующие виды агрессивных действий: физическая агрессия (нападение); косвенная агрессия (злобные сплетни, шутки, взрывы ярости); склонность к раздражению; негативизм; обида; подозрительность.
Условно можно говорить о конструктивной и неконструктивной формах агрессии (по терминологии Э. Фромма доброкачественной и злокачественной).
4. Особым типом отклоняющегося поведения считают девиации, обусловленные гиперспособностями. Речь идет о людях, способности которых значительно превышают среднестатистические нормы. В подобных случаях говорят о проявлениях одаренности, таланта, гениальности в одной из областей человеческой деятельности.
Отклонение в сторону одаренности в одной области часто сопряжено с игнорированием других сфер жизнедеятельности, что приводит к девиациям в обыденной жизни. Такой человек часто оказывается малоприспособленным к обычной, «приземленной» жизни. Он не способен правильно понимать и оценивать поступки и поведение других людей, оказывается наивным, зависимым и неподготовленным к повседневным трудностям.
Если при делинквентном поведении наблюдается противоборство во взаимодействии с реальностью, при аддиктивном - уход от реальности, при патохарактерологическом и психопатологическом - болезненное противостояние, то при поведении, связанном с гиперспособностями, - игнорирование реальности.
Индивид расценивает обычный мир как нечто малозначимое, несущественное и поэтому не принимает никакого участия во взаимодействии с ним. Вынужденные контакты воспринимаются человеком с гиперспособностями как необязательные, временные и незначимые для его личностного развития. Внешне в обыденной жизни поступки такого человека могут носить чудаковатый характер. Весь интерес сосредоточен у него на деятельности, связанной с неординарными способностями, например, музыкальными, математическими, художественными или иными.
Итак, знакомясь с классификацией поведенческих девиаций, мы смогли наглядно убедиться в многообразии их оснований. Выделение отдельных типов отклоняющегося поведения является условным, хотя и оправданным в целях научного анализа. В реальной жизни отдельные формы и виды нередко сочетаются или пересекаются, а каждый конкретный случай отклоняющегося поведения оказывается индивидуально окрашенным и неповторимым.
1.3. Программа профилактики девиантного поведения подростков
В обществе всегда прилагаются большие усилия в борьбе с нежелательными формами отклоняющегося поведения в целях поддержания стабильности и безопасности. Для этого используются технологии профилактики и коррекции отклоняющегося поведения.
Профилактика – это совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение и нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков. Условиями успешной профилактической работы считают её комплексность, последовательность, дифференцированность и своевременность.
В связи с тем, что поведенческие девиации относятся к группе наиболее опасных и стойких феноменов, профилактика девиантного поведения приобретает особую социальную значимость и актуальность. Далее коснемся вопроса основ профилактики поведенческих девиаций молодежи.
В процессе воздействия на условия и причины, вызывающие девиантное поведение, наиболее эффективна психопрофилактическая работа, проявляющаяся в различных формах.
Первую форму называют организацией социальной среды, т.е. при воздействии на социальные факторы можно предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие может быть направлено на общество в целом, например через создание негативного общественного мнения по отношению к отклоняющемуся поведению.
Объектом работы также может быть семья, социальная группа (школа, класс) или конкретная личность. В рамках данной модели профилактика зависимого поведения у подростков включает, прежде всего, социальную рекламу по формированию установок на здоровый образ жизни и трезвость. Особое значение имеет политика средств массовой информации. Специальные программы, выступления молодежных кумиров, специально подобранные кинофильмы – все это должно иметь качественно иной уровень, чем тот, что наблюдается в настоящее время. Чрезвычайно важна работа в местах, где молодежь проводит свой досуг. Работа с подростками может быть организована также на улице, для чего в ряде стран существует подготовка подростков-лидеров, проводящих соответствующую работу.
Другой формой психопрофилактической работы является информирование – направление психопрофилактической работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео- и телефильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений. Для этого обычно широко используется информация, подтвержденная статистическими данными. Нередко информация имеет запугивающий характер.
Следующая форма психопрофилактической работы – активное социальное обучение социально-важным навыкам. Данная модель преимущественно реализуется в форме групповых тренингов:
1) тренинг резистентности к негативному социальному влиянию, в ходе которого изменяются установки на девиантное поведение, развивается способность говорить «нет» в случае давления сверстников, дается информация о возможном негативном влиянии родителей и других взрослых;
2) тренинг ассертивности основан на представлении, что девиантное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями, поэтому подростков обучают распознавать эмоции, выражать их приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом;
3) тренинг формирования жизненных навыков прививает умение общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты в межличностных отношениях, принимать на себя ответственность, ставить цели, отстаивать свою позицию и интересы. В работе с подростками данная модель представляется одной из наиболее перспективных.
В рамках психопрофилактической работы осуществляется так же организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Эта форма работы связана с представлениями о заместительном эффекте девиантного поведения. Альтернативными формами активности признаны: познание (путешествия), испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная благотворительная).
В семейном воспитании ведущими профилактическими задачами выступают раннее воспитание устойчивых интересов, развитие способности любить и быть любимым, формирование умения себя занять и трудиться. Родители должны понимать, что они формируют потребности личности через вовлечение ребенка в различные виды активности – спорт, искусство, познание. Если к подростковому возрасту позитивные потребности не сформированы, личность оказывается уязвимой в отношении негативных потребностей и занятий.
Итак, в зависимости от используемых методов психопрофилактическая работа может осуществляться в форме тренингов, образовательных программ (например, школьного спецкурса), психологического консультирования, кризисной помощи (телефон доверия), а также психотерапии пограничных состояний и нервно-психических расстройств.
Таким образом, главная задача профилактики девиантного поведения сводится к предупреждению отклонений, где наиболее важным является недопущение первого опыта правонарушения. Комплексное изучение причин отклонений в поведении, создание прогностической программы реальных мероприятий и путей преодоления проблем девиантных школьников является работой по преодолению недостатков семейного и педагогического воспитания.
Такой подход диктует необходимость разработки комплексных мероприятий для оказания психологической помощи всем участникам учебно-воспитательного процесса.
Мы постарались разработать программу профилактики девиантного поведения (включающую упражнения представленные ниже), которая бы помогла снизить риски девиантного поведения у подростков:
1) Упражнение «Я с тобой не согласен».
Цель: вырабатывать умение спокойно и выдержанно аргументировать свою точку зрения.
Инструкция: участники сидят кругом. Ведущий обращается к одному из участников со словами: «Я считаю, что в человеке главное – это внешность». Человек, к которому он обратился, отвечает: «Я с тобой не согласен(на), потому что.».
Ответ должен быть неагрессивным и не переходящим на личности. Участники не должны устраивать диспуты, а спокойно аргументировать свою точку зрения.
Спорные утверждения для упражнения: Я считаю, что главное в человеке – внешность. Я считаю, что главное в жизни – получение образования. Я считаю, что главное в человеке – это его ум. Я считаю, что самыми близкими людьми в жизни являются друзья.
2) Упражнение. «Учимся говорить «Нет!».
Цель: найти выход из трудных ситуаций.
Инструкция: участникам предлагается набор ситуаций, провоцирующих опасное поведение и ролевое проигрывание отказов от опасного поведения. После этого предлагается обсудить все, что записано, и выбрать самый эффективный отказ. Обсуждается, почему эти фразы оказались самыми действенными. Обсуждение качеств человека, который умеет отказаться от сомнительных предложений.
3) Упражнение «Снежинка».
Цель: наглядно продемонстрировать учащимся, что каждый из нас по-своему перерабатывает информацию, видит ее под своим углом зрения.
Инструкция: сверните лист пополам и оторвите правый верхний угол, сверните еще раз пополам и оторвите правый верхний угол, и еще раз сверните пополам и оторвите правый верхний угол. Теперь разверните и посмотрите листы друг друга.
4) Упражнение «Ты Таня – умная, а я Вася – добрый».
Цель: повышение и активизация положительного настроения участников группы, создание условий для повышения самооценки молодежи.
Инструкция: ведущий начинает упражнение – «Я – Таня – умная», далее – следующий участник повторяет имя предыдущего и называет свое имя и качество «Ты Таня – умная, а я Вася – добрый» и так далее по кругу.
5) Упражнение «Ассоциации».
Цель: провести ассоциативный ряд с понятием «плохое и хорошее» настроение, активизация мыслительной деятельности учащихся.
Инструкция: продолжите одним словом предложение: «Хорошее настроение – это»; если настроение – это цвет, то какой это цвет. А плохое?; Если это прикосновение?; Книга, фильм, погода, музыка
6) Игра «Испорченный телефон».
Цель: развитие коммуникативных навыков, умения слушать и слышать другого.
Инструкция: 5-6 человек выходят за дверь. Ведущий одному из игроков сообщает информацию, которую необходимо запомнить и пересказать тому, кто находился за дверью. Затем информация передается от одного к другому, от другого к третьему и т.д.
Присутствующие наблюдают, как при передаче информация искажается. Переданную последнему игроку фразу сравнивают с первоначальной.
7) Упражнение «Коллективный счет».
Цель: развитие коммуникативных навыков, умения слушать и слышать другого.
Инструкция: участники стоят в кругу, опустив головы вниз и, естественно, не глядя друг на друга. Задача группы – называть по порядку числа натурального ряда, стараясь добраться до самого большого, не совершив ошибок.
При этом должны выполняться три условия: во-первых, никто не знает, кто начнет счет и кто назовет следующее число (запрещается договариваться друг с другом); во-вторых, нельзя одному и тому же участнику называть два числа подряд; в-третьих, если нужное число будет названо вслух двумя или более игроками, ведущий требует снова начинать с единицы.
Общей целью группы увеличение достигнутого числа при уменьшении количества попыток.
8) Упражнение «Звезда».
Цель: развитие коммуникативных навыков, навыков самоанализа своего поведения.
Инструкция: ваша задача взяться обеими руками за веревку, и не отпуская её, как можно быстрее сложить звезду, сохраняя полную тишину.
9) Упражнение «Слепой и зрячий».
Цель: развитие умения поставить себя на место другого человека.
Инструкция: на столе лежат 2 ручки. Вызываются 3 добровольца. Одному из них завязывают глаза, чтобы он ничего не видел. Потом ведущий предлагает каждому быстро взять со стола ручку и сесть на место.
После выполнения задания ведущий задает «слепому» участнику тренинга вопросы: «Что ты чувствовал, когда тебе завязали глаза?», «Что ты чувствовал, когда ты не успел взять ручку со стола?».
(Можно проделать упражнение несколько раз с разными участниками).
10) Упражнение «Я и ТЫ».
Цель: создать условия для осознания и понимания необходимости «слышать», «видеть» собеседника в процессе общения.
Инструкция: я вас попрошу в парах, как вы сидите, повернуться друг к друг спиной. Определитесь, кто первый собеседник, кто – второй. Первому собеседнику предлагается в течение 30 секунд рассказывать напарнику о своей жизни. По команде ведущего необходимо поменяться ролями.
Затем собеседники поворачиваются лицом друг к другу. И в течение 30 секунд обмениваются той информацией, которую они услышали от своего собеседника.
11) Инсценировка сказки «Молчание и Молчание».
Однажды там, где нужно было слово, встретились Молчание и Молчание. За один шаг до надвигающейся беды узнали друг у друга две горькие обиды. Взгляды их выражали одиночество, пустоту, и в них было что-то тоскливое.
Вдруг раздвинулась бездна и за спинами встали твердые скалы. Ужаснулись Молчание и Молчание. Они увидели конец своей дороги. Немые губы сжались, и языки мучительно искали слово.
Их силы были на исходе. И осталось – не вместе жить, а вместе умереть. И потянулись руки навстречу, и слово родилось: «Прости!».
12) Упражнение «Выход из конфликта».
Цель: выявление поведения в ситуациях возможных будущих конфликтов.
Инструкция: ведущий предлагает разбиться на пары. Одна пара проигрывает обычное для подростков развитие конфликта. Другая пара проигрывает эту же ситуацию, но с Я-высказываниями:
13) Упражнение: «Вырази свое чувство» (ключевая фраза: «Я . . .»).
Цель: выявление своих чувств и чувств других людей.
Инструкция: ты можешь быть сердитым, огорченным, разочарованным или испытывать другие чувства. Очень важно установить как для себя, так и для других то, что ты испытываешь. Например, если твой десятилетний сын возвращается домой из школы слишком поздно, ты чувствуешь скорее волнение, чем гнев. Зная о твоем волнении, сын быстрее поймет, почему нежелательно позднее возвращение из школы и впредь постарается не допускать такого рода поступков.
14) Упражнение. «Человек в трудной ситуации».
Цель: найти выход из трудных ситуаций
Инструкция: работа в группах по поиску оптимального решения. Обсуждение возможностей выхода из трудных ситуаций. Конструктивные и неконструктивные способы решения трудных ситуаций. Кто может помочь в трудной ситуации.
15) Упражнение. «Антиреклама».
Цель: профилактика курения.
Инструкция: учащимся предлагаем сделать антирекламу для сигарет «Мальборо».
16) Упражнение. «Планируем карьеру до 30 лет».
Цель: определение планов на будущее.
Инструкция: расскажите, как вы представляете свое будущее в 30 лет (положение в обществе, финансовый достаток, семья и пр.).
Каким путем вы до этого дойдете? Кто вам поможет? Опишите, какие трудности вы встретите? Как будете бороться с соблазном употребления наркотиков, алкоголя, табака на пути к своему будущему?
17) Упражнение. «Преодоление препятствий».
Цель: определение планов на будущее.
Инструкция: группа садится в круг. Каждый по очереди читает план карьеры и свои достижения. Группа придумывает ему сложности, а участники рассказывают, как будут их преодолевать.
Михайлова В.П. Юридическая психология: учеб. пособие. – М., 2008. С.115
Колесков А.В., Мячков И.Ф. О психологии и физиологии подростка. – М., 1986. С. 75
Михайлова В.П. Юридическая психология: учеб. пособие. – М., 2008. С.117
Криминальная психология: Учеб. пособие / Авт.-сост. А.И. Ушатиков, О.Г. Ковалев. – М., 2007. С. 190
Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М., 2005. С. 77
Хайрулина Ю.Р. Социализация личности: теоретико-методологические подходы. - Саратов, 1998. С. 14
Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения) : учеб. пособие для студ. высш. уч. заведений. – М., 2008. С. 11
Змановская В.Е., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы: Учебное пособие. – СПб., 2010. С. 16
Годфруа Ж. Что такое психология. – М., 1992. С. 126
Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М., 2005. С. 9
Васкэ Е.В. Эволюция преступности несовершеннолетних в России: Психолого-правовой анализ. – М., 2009. С. 8
Асп Э. Введение в социологию. – СПб., 1998. С. 129
Смелзер Н. Социология. – М., 1994. С. 220
Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения) : учеб. пособие для студ. высш. уч. заведений. – М., 2008. С. 25
Социальные отклонения. Введение в общую теорию / В.Н. Кудрявцев, Ю.В. Кудрявцев, В.С. Нерсесянц – М., 1984. С. 156
Гилинский И.Я., Афанасьев В.С. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: Учебное пособие. – СПб., 1993. С. 6
Сафиуллин Н.Х. Социология девиантного поведения: вопросы теории. - Казань, 2000. С. 24
Криминология: Учебное пособие / Под ред. В.Е. Эминова – М., 1997. С. 74
Смелзер Н. Социология. – М., 1994. С. 652
Гилинский И.Я., Афанасьев В.С. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: Учебное пособие. – СПб., 1993. С. 7
Кудрявцев И.А., Ратинова Н.А. Криминальная агрессия. – М., 2000. С. 99-100
Социальные отклонения. Введение в общую теорию / В.Н. Кудрявцев, Ю.В. Кудрявцев, В.С. Нерсесянц – М., 1984. С. 208
Компев Ю.Ю., Сафиуллин Н.Х. Социология девиантного поведения: вопросы теории. – Казань, 2000. С. 13-15
Дюркгейм Э. Социология. – М., 1995. С. 55
Гилинский Я.И., Афанасьев В. С. Социология девиантного поведения. СПб., 1993. С. 6
Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. – М., 2001. С. 11
Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М., 2005. С. 27
Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. – М., 2001. С. 14
Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М., 2005. С. 30
Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989. С. 252
Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. – М., 1978. С. 57-60
Роджерс К. Взгляд на психотерерапию. Становление человека: Пер с англ. – М., 1994. С. 59
Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения) : учеб. пособие для студ. высш. уч. заведений. – М., 2008. С. 53
Психология индивидуальных различий: Тексты. М., 1982. С. 197
Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. – М., 2001. С. 25
Психология индивидуальных различий: Тексты. – М., 1982. С. 252
Лоренц К. Агрессия. – М., 1994. С. 6
Там же. С. 37
Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб., 1997. С. 231
Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения) : учеб. пособие для студ. высш. уч. заведений. – М., 2008. С. 50
Мертон Р.К. Социальная теория и социальная структура. – М.: Хранитель, 2006. С. 873
Змановская В.Е., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы: Учебное пособие. – СПб., 2010. С. 42
Балабанова Л. М. Судебная патология. – Донецк: «Столкер», 1998. – 432 с.
Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения) : учеб. пособие для студ. высш. уч. заведений. – М., 2008. С. 119
Там же. С. 123
Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения) : учеб. пособие для студ. высш. уч. заведений. – М., 2008. С. 123
Общая психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.-2-е изд., испр. и доп. – М., 1990. С. 96
Криминальная психология: Учеб. пособие / Авт.-сост. А.И. Ушатиков, О.Г. Ковалев. – М., 2007. С. 53
Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989. С. 271
Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения) : учеб. пособие для студ. высш. уч. заведений. – М., 2008. С. 101
Косырев В.Н. Клиническая психология. – Тамбов, 2003. С. 199
Летинов Н.Д. Психическое состояние агрессии // Вопросы психологии. 1972, №6
Кудрявцев И.А., Ратинова Н.А. Криминальная агрессия. – М., 2000. С. 55
Криминальная психология: Учеб. пособие / Авт.-сост. А.И. Ушатиков, О.Г. Ковалев. – М., 2007. С. 54
Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М., 1994. С. 5
Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М., 2005. С. 11
Косырев В.Н. Клиническая психология. – Тамбов, 2003. С. 199
Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков / Под ред. А.Б. Фоминой. - М., 2003. С. 55
Криволап Н.С., Моргункова О.П., Хаткевич О.А. На пути к совершенству. – Минск, 2004. С. 49
Пилипко Н.В. Возможности практической психологии в образовании. – М., 2003. С. 68
Васильев В.В. Психологические эффекты в практике педагога / Учебно-методическое пособие - М., 2004. С. 56
Рожкова М.И. Воспитание трудного ребенка. Дети девиантного поведения. – М., 2003. С. 91
Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. - СПб., 2004. С. 37
13PAGE 15
13PAGE 14115
Заголовок 1Заголовок 315