Взаимодействие с семьями воспитанников старшей группы, компенсирующей направленности (для детей с ОВЗ)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 43, Свердлова, 4»
УТВЕРЖДЕНО СОГЛАСОВАНО ___________
На заседании педагогического совета № 1 Заместителем заведующего
от « » _____________ 20__ __________________________
« » ____________ 20__
Взаимодействие с семьями воспитанников
старшей группы №1«Пчелка»
МБДОУ ДС№43, ул. Свердлова, 4
20__-20__ учебный год
Пояснительная записка
Одним из важнейших направлений коррекционно-воспитательной деятельности учителя-дефектолога в ДОУ является работа с родителями – как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка с ЗПР.
Формы сотрудничества с семьей.
Организация полноценного взаимодействия педагогов и родителей является сегодня одной из важнейших задач, стоящих перед коллективами дошкольных учреждений
Работа сотрудников нашего дошкольного учреждения направлена на повышение педагогической культуры родителей, совершенствование воспитательного потенциала семьи.
Работа педагогов основывается на организации социокультурного и психолого-педагогического сопровождения родителей, оказания им помощи в социализации детей.
Цель: способствовать повышению педагогической компетентности.
Задачи:
- Установить с родителями доверительный деловой контакт.
- Развивать у родителей желание и умение поддерживать ребенка в процессе воспитания и коррекционного обучения,
- Воспитывать у детей и их родителей навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Педагоги:
- оказать квалифицированную педагогическую поддержку родителям;
- привлечь к коррекционно-воспитательной работе всей семьи ребенка;
- еженедельно информировать родителей о лексической тематике недели;
- разъяснить и показать родителям, в чем состоит коррекционно-воспитательная работа детского сада, подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого на занятиях в домашних условиях;
- повысить педагогическую культуру родителей.
Родители:
- увидеть мир с позиции ребенка,
- установить доверительные отношения с ним, учитывать его точку зрения, участвовать в его делах, радостях, горестях,
- развивать навыки сотрудничества с педагогами, осознать свою роль в процессе развития и воспитания ребенка.
Дети:
- увидеть в педагогах и родителях партнеров, людей, готовых оказать ему личную поддержку и прийти на помощь.
- учиться навыкам сотрудничества со взрослыми и со сверстниками.
Этапы создания доверительно-делового контакта с родителями
Объединение усилий воспитателей и родителей в процессе воспитания детей составляют непростую в организации и психолого-педагогическом плане задачу. Условия ее решения заключаются в создании особой формы общения между родителями и воспитателями детского сада, которую можно обозначить как доверительный деловой контакт, создание которого предполагает несколько этапов:
1 этап - это трансляция родителям положительного образа ребенка, благодаря этому с самого начала между воспитателем и родителями складываются доброжелательные отношения с установкой на будущее сотрудничество.
2 этап - трансляция родителям знаний, которые могут быть полезными.
3 этап - ознакомление родителей с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатель поддерживает диалог с родителями, где активная роль принадлежит родителям. Позиция воспитателя в этом диалоге должна быть не судейской, а партнерской.
4 этап - совместные исследования и формирование личности, всестороннее воспитание и развитие ребенка.
Формы и методы, способствующие повышению интереса родителей, как участников процесса развития творческих способностей.
Родители получают информацию о группе.
Буклеты, брошюры
совместную деятельность с детьми
участие в тематических выставках
совместные праздники и досуги детей, родителей и сотрудников детского сада
спортивные соревнования между родителями и сотрудниками детского сада с участием детей
семинар – практикум
Родительский уголок
Система работы учителя-дефектолога с родителями состоит из трех блоков:
1 блок: информационно-аналитический (предполагает сбор сведений о родителях, обще-культурном уровне родителей, наличии у них педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, потребностях родителей в психолого-педагогической информации);
2 блок: познавательный (включает в себя совместную работу с родителями и детьми с ЗПР: изготовление книжек-малышек, семейных газет, выполнение методических рекомендаций учителя-дефектолога, открытые занятия, посещение индивидуальных занятий, родительские конференции, выставки детских работ);
3 блок: наглядно-информационный (предполагает ознакомление родителей с особенностями коррекционно-воспитательного процесса. В группе оформлен постоянно действующий «Уголок дефектолога»).Приобретенные родителями и детьми навыки, умения, способы конструктивного взаимодействия естественным образом переносятся в реальную жизнь, что подчеркивает актуальность психолого-образовательной работы в детско-родительских группах.
Формы организации работы с родителями воспитанников
Наименование С какой целью используется эта форма Формы проведения общения
Информационно-аналитические Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности Проведение социологических срезов, опросов, Анкетирование
Досуговые Установление эмоционального контакта между педагогами. родителями, детьми Совместные досуги, праздники. Участие родителей и детей в выставках
Познавательные Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста и др Формирование у родителей практических навыков воспитания детей Семинары-практикумы, проведение собраний, тематических встреч, Консультации.
Наглядно-информационные:
-Информационно-ознакомительные
-Информационно-просветительские Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей, с задержкой психического развития. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей данной категории. Информационные проспекты для родителей, организация дня открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности, Оформление родительского уголка
Приобретенные родителями и детьми навыки, умения, способы конструктивного взаимодействия естественным образом переносятся в реальную жизнь, что подчеркивает актуальность психолого-образовательной работы в детско-родительских группах.
Список родителей
№ ФИ, ребенка Сведения о матери Сведения об отце Домашний адрес, телефон
1 ФИО:
Дата рождения:
Образование:
Место работы: ФИО:
Дата рождения:
Образование:
Место работы: Адрес:
Домашний телефон:
Сот. телефон матери:
Сот. Телефон отца:
2 ФИО:
Дата рождения:
Образование:
Место работы: ФИО:
Дата рождения:
Образование:
Место работы: Адрес:
Домашний телефон:
Сот. телефон матери:
Сот. Телефон отца:
3 ФИО:
Дата рождения:
Образование:
Место работы: ФИО:
Дата рождения:
Образование:
Место работы: Адрес:
Домашний телефон:
Сот. телефон матери:
Сот. Телефон отца:
4 ФИО:
Дата рождения:
Образование:
Место работы: ФИО:
Дата рождения:
Образование:
Место работы: Адрес:
Домашний телефон:
Сот. телефон матери:
Сот. Телефон отца:
5 ФИО:
Дата рождения:
Образование:
Место работы: ФИО:
Дата рождения:
Образование:
Место работы: Адрес:
Домашний телефон:
Сот. телефон матери:
Сот. Телефон отца:
6 ФИО:
Дата рождения:
Образование:
Место работы: ФИО:
Дата рождения:
Образование:
Место работы: Адрес:
Домашний телефон:
Сот. телефон матери:
Сот. Телефон отца:
7 ФИО:
Дата рождения:
Образование:
Место работы: ФИО:
Дата рождения:
Образование:
Место работы: Адрес:
Домашний телефон:
Сот. телефон матери:
Сот. Телефон отца:
8 ФИО:
Дата рождения:
Образование:
Место работы: ФИО:
Дата рождения:
Образование:
Место работы: Адрес:
Домашний телефон:
Сот. телефон матери:
Сот. Телефон отца:
Перспективный план работы с родителями старшей группы № 1 «Пчелка» на 20__-20__ учебный год
Название мероприятия Цель проведения мероприятия Сроки Ответственные Отметка
Оформление информационных стендов в группе, в холле детского сада Распространение педагогических знаний среди родителей.
Активизация родительского внимания к вопросам воспитания, жизни ребенка в деском саду. Сентябрь - август Утренники и развлечения для детей Демонстрация творческих способностей детей, сформированных творческих умений и навыков.
Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей, работников ДОУ. Сентябрь - май Родительское собрание «Задачи воспитания и обучения детей на учебный год»
Консультация «Развитие детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)» Знакомство родителей с задачами воспитания детей на учебный год, психологическими и возрастными особенностями детей.
Привлечение родителей к участию во всех мероприятиях.
Развитие воспитательного потенциала семьи
Активизация взаимодействия родителей с ребенком с целью развития психических функций Октябрь Выставка творческих семейных работ «Художница осень» Привлечение внимания родителей к детскому творчеству.
Формирование уважительного отношения к детским работам. Октябрь Консультация «Как найти с ребенком общий язык или пять путей к сердцу ребенка» Вовлечение родителей в педагогическую деятельность.
Решение проблем воспитания. Октябрь Консультация «О значении обучения детей дошкольного возраста ПДД в семье» Привлечь родителей к проблеме безопасности детей на дорогах города Ноябрь Конкурс творческих семейных работ «Ёлочка-красавица» Привлечение родителей к работе детского сада.
Развитие творческого взаимодействия родителей и детей. Декабрь Консультация
«Подготовка к Новому Году и проведению с детьми рождественских каникул». Развивать желание проводить активно совместные праздники, получать удовлетворение от подготовленных общим коллективом развлечений, воспитывать сплочённость.
Декабрь Стенгазеты
«Счастливый выходной день» Обмен опытом семейного отдыха.Воспитывать сплоченность.
Установление дружеских отношений среди родителей группы. Январь Стенгазета
«Мой папа, дедушка – самый, самый» Демонстрация уважительного отношения к роли отца, дедушки в воспитании ребенка
Формирование атмосферы общности интересов детей, родителей и коллектива детского сада Февраль Анкетирование «Стиль воспитания ребенка в семье»
Анкетирование детей «Семья глазами ребёнка» Изучить позиции родителей и стиль воспитания ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье Февраль Родительские собрание
Семинар-практикум на тему: «Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности ребенка». Подвести итоги первого полугодия.
Организовать условия, способствующие осознанию родителями собственного стиля взаимодействия с ребенком, барьеров к пониманию детей;
Содействовать формированию потребности совершенствования детско-родительских взаимоотношений. Февраль Конкурс творческих семейных работ «Портрет моей мамочки» Привлечение внимания родителей к детскому творчеству.
Приобщение пап к работе группы, трудовому, этическому воспитанию детей. Март Анкета для родителей по правовому воспитанию Выявить уровень знаний родителей по правовому воспитанию Март Консультация по правовому воспитанию Познакомить родителей с Декларацией прав ребёнка, Всеобщей Декларацией Прав человека, дать знания о правовом воспитании детей. Март Выставка творческих семейных работ по теме«Весенняя фантазия». Привлечение внимания родителей к детскому творчеству
Формирование уважительного отношения к детским работам Апрель Консультация «Взаимодействие детей и животных» Привлечение внимания родителей к потребностям и интересам ребенка
Практическая помощь родителям в воспитании детей Апрель Стенгазета «Мой любимый питомиц» Привлечение внимания родителей к потребностям и интересам ребенка Апрель Выставка творческих детских работ, посвященных «Дню Победы» Привлечение внимания родителей к детскому творчеству
Формирование уважительного отношения к детским работам
Воспитание патриотического отношения у детей Май Проведение субботника по благоустройству территории ДОУ Формирование командного духа среди родителей.
Консолидация усилий работников детского сада и родителей по благоустройству территории детского сада.
Формирование положительных взаимоотношений между коллективом детского сада и родителями. Май Родительское собрание
Консультация
«Влияние театрализованной игры на познавательно-речевое развитие детей» Подведение итогов воспитательно - образовательной работы за учебный год
Познакомить родителей со значением и особенностями театрализованной игры для развитии ребенка Май Анкета для родителей
Уважаемые родители! Просим Вас принять участие в опросе на тему: «Стиль воспитания ребенка в семье».
Из трех ответов на каждый вопрос выберите один.
1. Ребенок капризничает, отказывается есть то, что обычно всегда ел. Вы:
а) дадите ребенку другое блюдо;
б) разрешите выйти из-за стола
в) не выпустите из-за стола до тех пор, пока все не съест.
2. Ваш ребенок, вернувшись с прогулки, расплакался, обнаружив, что потерял во дворе свою старую игрушку – плюшевогомедведя. Вы:
а) пойдете во двор и поищите игрушку ребенка;
б) погрустите вместе с ребенком, так как вам тоже жаль потерянного мишку, он был любимым другом, когда что-то теряешь всегда грустно;
в) успокоите ребенка, приговаривая, чтобы «не ревел из-за пустяков».
3. Ваш ребенок «прилип» к телевизору, вместо того чтобы укладываться спать. Вы:
а) без слов выключите телевизор;
б) спросите, что нужно сейчас ребенку, чтобы начать укладываться в кровать (может оказаться, что нужно просто посидеть рядом с ним);
в) начнете стыдить ребенка за непослушание.
4. Ваш ребенок оставил все игрушки на полу, не пожелав их убрать. Вы:
а) часть игрушек уберете от ребенка в недоступное для него место: «пусть поскучает без них»;
б) предложите свою помощь и участие в уборке, ободрите ребенка, поддерживая его фразой типа «Я не сомневаюсь, что твои игрушки слушаются тебя»;
в) накажете ребенка.
5. Вы пришли за ребенком в детский сад, ожидаете, что он быстро оденется и вы успеете зайти на почту, но он под разными предлогами отвлекается от сборов домой, «тянет время». Вы:
а) отчитываете ребенка, показывая свое неудовольствие;
б) говорите ребенку, что чувствуете раздражение и досаду на него за такое поведение, а хотелось бы, чтобы (далее сообщаете ребенку, чего вы от него хотите);
в) пытаетесь сами быстрее его одеть, отвлекая как-то от шалостей.
Обработка анкеты:
Подсчитать, каких ответов больше – а, б, в).
а) Авторитарный стиль воспитания с дефицитом доверия к ребенку и неприятием его потребностей.
б) Стиль воспитания, при котором признается право ребенка на личный опыт и ошибки и делается акцент на то, чтобы научить его брать на себя ответственность за свои поступки.
в) Стиль воспитания без особых попыток понять ребенка, основные методы – порицание и наказание.
Анкета для родителей «Стили и методы воспитания ребенка в семье»
Перед вами 10 обыденных и часто встречающихся ситуаций, которые могут происходить в жизни с вашим ребенком. Решение предложенных ситуаций вами и определяет стиль вашего воспитания ребенка в семье. Дайте свой вариант ответа на предложенные ситуации и подсчитайте свои очки.
1. Ваш ребенок любит пошалить, хлопот с ним бывает достаточно — то вернется домой с синяком, то с разорванной штаниной...
А. Вы расспрашиваете, что случилось, зашиваете штаны, прикладываете, если нужно, компресс — 3 очка.
Б. Оказываете помощь ребенку, но при этом постоянно внушаете ему, что это может плохо кончится — 0 очков.
B. Вы делаете вид, что ничего не случилось, даете возможность ребенку самому справляться со случившимся — 5 очков.
2. У вашего ребенка есть друзья, но они не слушаются своих родителей и по вашему мнению, они плохо воспитаны...
А. Вы беседуете с их родителями и просите их обратить внимание на поведение их детей — 2 очка.
Б. Вы приглашаете этих детей к себе в дом, стараетесь положительно повлиять на них — 5 очков.
B. Вы объясняете своему ребенку, что эти друзья ему не пара— О очков.
3. Ваш ребенок хочет быть лидером во всех детских играх и, если ему по не удается, он пытается бунтовать...
A. Вы считаете, что умение проигрывать пойдет ему на пользу- 0 очков.
Б. Вы стараетесь ему объяснить, в чем истинная причина поражения – З очка.
B. Вы стараетесь ему подыграть, чтобы он непременно выиграл и не испытывал поражения — 5 очков.
4. Вашего ребенка трудно вечером уложить вовремя спать...
A. Вы постоянно объясняете, как важен для ребенка сон — З очка.
Б. Вы позволяете ребенку не соблюдать режим, но поднимаете его всегда в одно и тоже время — 5 очков.
B. Вы всегда укладываете ребенка в одно и тоже время, не принимая никаких возражений с его стороны – 0 очков.
5. Ваш ребенок обожает телевизор...
А. Вы разрешаете смотреть телевизор столько, сколько он захочет без ограничений, так как считаете, что, несмотря на запреты, он все равно будет смотреть его — 0 очков.
Б. Вы говорите своему ребенку, что ему можно смотреть и что нельзя – 2 очка
В. Вы сами определяете круг передач, которые ребенок может смотреть – 5 очков
6. Ваш ребенок с раннего детства за словом в карман не лезет...
A. Вы объясняете, что такое поведение неприлично – 5 очков
Б. Вы запрещаете своему ребенку вести себя подобном образом – 0 очков
B. Вы поощряете своего ребенка за приличное поведение – 3 очка.
7. Ваш ребенок, который еще так мал, уже интересуется противоположным полом…
A. Вы пытаетесь пресечь интерес любой ценой – 0 балов
Б. Вы оставляете все как есть, считая, что все станет на свои места само собой — 3 очка.
B. Вы абсолютно правдиво объясняете своему ребенку взаимоотношения полов — 5 баллов.
8. Вашему ребенку иногда достается от сверстников...
А. Вы учите своего ребенка давать сдачи обидчикам — 5 очков.
Б. Вы проводите профилактическую беседу с родителями и детьми таких учеников — 3 очка.
В. Вы просите своего ребенка избегать контактов с такими детьми и просите педагога помочь вам в этом — 0 очков.
9. Ваш старший ребенок достаточно часто обижает младшего...
А. Вы не вмешиваетесь в их взаимоотношения, надеясь на то, что старший поймет свои ошибки без подсказки – 0 очков.
Б. Вы наказываете старшего ребенка за это в присутствии младшего — 5 очков.
В. Вы стараетесь уделить больше внимания младшему ребенку независимо от их взаимоотношений со старшим ребенком – 3 очка.
10. Ваш ребенок грубит, дерется с другими детьми, становится злым и бессердечным...
A. Вы тоже ведете себя по отношению к нему подобным образом, чтобы он на себе почувствовал, как плохо он себя ведет – 0 очков
Б. Вы стараетесь влиять на него добром и лаской — 5 очков.
B. Вы ищете причины такой реакции ребенка в окружающих людях и мире: жестокие фильмы, окружение ребенка во дворе и в классе и т. д. — 2 очка.
Анализ результатов теста.
0 — 18 очков. Вы считаете необходимым воспитывать собственного ребенка по своему образу и подобию, считая, что он должен повторить в себе вас. Вы забываете, что ребенок должен развиваться и формировать в себе такие качества, как самостоятельность, независимость, уверенность в себе, способность к творчеству во всех его проявлениях.
Если вы над этим не задумаетесь, это может привести к тому, что ребенок, столкнувшись с взрослым миром, может в нем просто потеряться и не найти себя.
Вы считаете, что опекать ребенка просто необходимо. Ваши методы требуют осмысления и коррекции.
!9 — 35 очков. Надо отметить, что в вопросах воспитания вы стараетесь идти в ногу со временем. Вы считаете, что ребенок должен многое постигать на собственном опыте методом проб и ошибок. Однако, в своих методах воспитания вы не всегда последовательны: доверяя своему ребенку решать самостоятельно некоторые проблемы и принимать какие-то решения, вы иногда как бы спохватываетесь и пытаетесь взять бразды правления в свои руки, что вызывает недоумение вашего ребенка и может привести в подростковом возрасте к конфликтам и ссорам. Помните, что, однажды приняв решение, надо идти последовательно к его реализации.
36 — 50 очков. Вы осознаете, что ребенок не может проживать свою жизнь чужим умом, и создаете все возможные условия для того, чтобы он мог научиться развивать собственную инициативу, логическое мышление, способность к анализу событий и явлений.
Вы не отстраняетесь от воспитания своего ребенка, а идете рядом с ним, наблюдая за тем, как он строит свои отношения с близкими людьми, одноклассниками, педагогами.
Вы учите своего ребенка не только осознавать свои ошибки, принимать их на свой счет, но и создаете условия для их самостоятельного исправления.
Вам нравиться видеть рядом подрастающего умного человека, который старается мыслить самостоятельно и ответственно
Правовое воспитание с детьми Анкета для ребёнка «Семья глазами ребёнка»
Анкетирование проводится воспитателем в начале и в конце учебного года. Опрос проводится индивидуально с каждым ребёнком в группе на фоне эмоционального равновесия, в спокойной, доброжелательной обстановке.
1.С кем ты живёшь? ________________________________________________________________
2.Тебе нравится проводить время дома? Хочешь побыстрее пойти вечером из садика домой?
- Да- Не всегда- Нет
3.Твои родители часто разговаривают с тобой о твоих делах?
- Да- Не всегда- Нет
4.Они часто говорят ласково, чем строго?
- Да- и так, и так- Нет
5.Тебе спокойно дома? Не страшно?
- Да- Не всегда- Нет
6.Родители часто с тобой играют? Гуляют? Читают тебе книжки?
- Да- Не всегда- Нет
7.Кто из членов семьи чаще играет с тобой? ________________________________________________________
8.Если ты что-то сломал, мама поможет тебе починить или будет ругать? А папа?
- Да- Не всегда- Нет
9.Если ты захотел новую игрушку, шоколадку или киндер-сюрприз, родители их сразу тебе купят?
- Да- Не всегда- Нет
10.Если тебя кто-нибудь обидел или ты просто расстроился, ты сразу расскажешь обо всём маме? А папе? Никому не расскажешь?
- Да- Не всегда- Нет- Не захотят слушать совсем
11.Что ты больше всего любишь делать в субботу и в воскресенье? ______________________________
Часто ли ты вместе с родителями куда-нибудь ходишь или играешь в выходные дни?
- Часто- Иногда - Редко
12.Если тебе пора спать, а ты хочешь ещё поиграть, родители разрешают тебе?
- Часто- Иногда - Редко
13.Когда ты вечером ложишься спать, мама или папа целуют тебя и желают спокойной ночи?
- Часто- Иногда - Редко
14.Если ты хочешь, но затрудняешься что-либо сказать, как поступят твои родители?
- Терпеливо выслушают и помогут закончить мысль- Отошлют к другому родителю
Анализ результатов анкетирования
Если в ответах ребёнка преобладают варианты «C», то возможно предположить, что в семье реализуется авторитарный тип воспитания, характеризующийся ограничением свободы, повышенными требованиями к ребёнку, силовыми воздействиями, отсутствием ситуации выбора.
Педагогам, проводившим анкетирование, следует помнить, что результаты позволяют только в общих чертах определить, какой тип воспитания присущ данной семье. Анкета даёт лишь ориентировочное представление о типах семейного воспитания и способах контроля за поведением ребёнка в семье.
Анкета для родителей «Правовое воспитание с детьми»
Цель: Выявить уровень знаний родителей по правовому воспитанию.
1. Какие международные документы о правах ребёнка Вам известны?
2. Считаете ли Вы необходимым защищать права и достоинства ребёнка в нашей стране?
Да, нет (нужное подчеркнуть)
3. Если «Да», то какие права ребёнка нарушаются?
4. Соблюдение каких прав ребёнка обязано взять на себя дошкольное образовательное учреждение?
5. Какие права ребёнка чаще всего нарушаются в семьях детей Вашей группы?
6. Что Вы понимаете под правовым воспитанием детей?
7. Следует ли подключать родителей к правовому воспитанию детей?
Да, нет (нужное подчеркнуть)
8. С какого возраста целесообразно приобщать ребёнка к правовой культуре общества, в частности к осознанию прав человека, в том числе собственных (нужное подчеркнуть)
с раннего возраста
с младшего дошкольного
со среднего дошкольного
со старшего дошкольного
с младшего школьного
9. Можно ли подвести детей старшего дошкольного возраста к пониманию таких слов, как «право», «свобода», «закон», «равноправие», «обязанность», «международный документ»?
10. Какие средства и методы следует использовать, формируя у детей представления о правах человека?
11. Имеете ли Вы опыт воспитания детей с учётом прав человека?
Да, нет (нужное подчеркнуть)
12. Хотели бы Вы повысить уровень своих знаний о правах ребёнка и правовом воспитании детей дошкольного возраста?
Да, нет (нужное подчеркнуть)
Выводы: с положениями Конвенции о правах ребенка знакомы ___% родителей, о существовании Семейного кодекса слышали ____%, об остальных документах, защищающих права детей, имеется неполное представление ____%.
Список использованной литературы:
1. Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. – М.: Академия, 1999. – 159с.;
2. Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности // Дошкольное воспитание. – 2009. - №7. – С.66-70.;
3. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. – М.: Просвещение, 1996.;
4. Ветчинкина Т. Игровая деятельность как средство коррекции речевых нарушений у дошкольника // Учитель. – 2009. - №3. – С.14-15.;
5. Герасимова А.С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред. Б.Ф. Сергеева. – 2-е изд. – М.: Айрис-Пресс, 2004. – 160с.;
6. Двинянинова Ю.А. Творческие игры в старшем дошкольном возрасте // Воспитатель ДОУ. – 2009. - №12. – С.43-47.;
7. Дошкольная педагогика: Учебник / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – Изд-во «Просвещение» - М., 1991.;
8. Лямина Г. Учимся говорить и общаться // Дошкольное воспитание. – 2006. - №4. – С.105-112.
Протокол родительского собрания
Дата__________________________
Присутствовало ________человек
Повестка собрания
1._________________________________________________________________________________________________________
2._________________________________________________________________________________________________________
3._________________________________________________________________________________________________________
4._________________________________________________________________________________________________________
5._________________________________________________________________________________________________________
6._________________________________________________________________________________________________________
7._________________________________________________________________________________________________________
Ход собрания:______________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________