Взаимодействие с семьями воспитанников подготовительной группы компенсирующей направленности (для детей с ОВЗ)


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида № 43, Свердлова, 4»
УТВЕРЖДЕНО СОГЛАСОВАНО ___________
На заседании педагогического совета № 1 Заместителем заведующего
от « » _____________ 20013 Е.Ю. Малаховой
« » ____________ 2013
Взаимодействие с семьями воспитанников
подготовительной группы №1«Пчелка»
МБДОУ ДС№43, ул. Свердлова, 4
2014-2015 учебный год
Одним из важнейших направлений коррекционно-воспитательной деятельности учителя-дефектолога в ДОУ является работа с родителями – как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка с ЗПР.
Работа с детьми с ЗПР в подготовительной группе очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса.
Необходимо учить родителей адекватно оценивать успехи и возможности своего ребенка. Формировать у них потребность развивать своего ребенка не только в детском саду, но и дома.
Формы сотрудничества с семьей.
Организация полноценного взаимодействия педагогов и родителей является сегодня одной из важнейших задач, стоящих перед коллективами дошкольных учреждений
Работа сотрудников нашего дошкольного учреждения направлена на повышение педагогической культуры родителей, совершенствование воспитательного потенциала семьи.
Работа педагогов основывается на организации социокультурного и психолого-педагогического сопровождения родителей, оказания им помощи в социализации детей.
Цель: помочь педагогам установить с родителями доброжелательные отношения, направленные на совместное воспитание и развитие ребёнка, активно участвовать в становлении педагогической компетентности родителей; Привлечь родителей в процесс сотворчества со своим ребенком, обогатить их игровой опыт общения, научить создавать условия, способствующие всестороннему развитию ребенка.
Задачи:
Установить с родителями доверительный деловой контакт.
Развивать у родителей желание и умение поддерживать ребенка в процессе воспитания и коррекционного обучения, способствовать повышению педагогической компетентности.
Развивать у детей и родителей позитивные, бережные взаимоотношения, как основу взаимной поддержки в семье.
Способствовать развитию речи, творческих способностей, эмоционально-волевой сферы детей, закреплению знаний, умений, навыков приобретенных на занятиях.
Воспитывать у детей навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Педагоги:
привлечь родителей к совместной деятельности со своим ребенком,
наладить сотрудничество в процессе воспитания и обучения детей, в целях обеспечения целостности педагогического воздействия.
Родители:
увидеть мир с позиции ребенка,
установить доверительные отношения с ним, учитывать его точку зрения, участвовать в его делах, радостях, горестях,
создавать эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома.
Развивать навыки сотрудничества с педагогами, осознать свою роль в процессе развития и воспитания ребенка.
Дети:
увидеть в педагогах и родителях партнеров, людей, готовых оказать ему личную поддержку и прийти на помощь.
Учиться навыкам сотрудничества со взрослыми и со сверстниками.
Этапы создания доверительно-делового контакта с родителями
Объединение усилий воспитателей и родителей в процессе воспитания детей составляют непростую в организации и психолого-педагогическом плане задачу. Условия ее решения заключаются в создании особой формы общения между родителями и воспитателями детского сада, которую можно обозначить как доверительный деловой контакт, создание которого предполагает несколько этапов:
1 этап- это трансляция родителям положительного образа ребенка, благодаря этому с самого начала между воспитателем и родителями складываются доброжелательные отношения с установкой на будущее сотрудничество.
2 этап- трансляция родителям знаний, которые могут быть полезными.
3 этап- ознакомление родителей с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатель поддерживает диалог с родителями, где активная роль принадлежит родителям. Позиция воспитателя в этом диалоге должна быть не судейской, а партнерской.
4 этап- совместные исследования и формирование личности, всестороннее воспитание и развитие ребенка.
Формы и методы, способствующие повышению интереса родителей, как участников процесса развития творческих способностей.
Родители получают информацию о группе.
Буклеты, брошюры
совместную деятельность с детьми
участие в тематических выставках
совместные праздники и досуги детей, родителей и сотрудников детского сада
спортивные соревнования между родителями и сотрудниками детского сада с участием детей
семинар – практикум
Родительский уголок
Система работы учителя-дефектолога с родителями состоит из трех блоков:
1 блок: информационно-аналитический (предполагает сбор сведений о родителях, обще-культурном уровне родителей, наличии у них педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, потребностях родителей в психолого-педагогической информации);
2 блок: познавательный (включает в себя совместную работу с родителями и детьми с ЗПР: изготовление книжек-малышек, семейных газет, выполнение методических рекомендаций учителя-дефектолога, открытые занятия, посещение индивидуальных занятий, родительские конференции, выставки детских работ);
3 блок: наглядно-информационный (предполагает ознакомление родителей с особенностями коррекционно-воспитательного процесса. В группе оформлен постоянно действующий «Уголок дефектолога»).Таким образом, данная система работы учителя-дефектолога с родителями позволяет:
Оказать квалифицированную педагогическую поддержку родителям;
Привлечение к коррекционно-воспитательной работе всей семьи ребенка;
Еженедельно информировать родителей о лексической тематике недели;
Разъяснить и показать родителям, в чем состоит коррекционно-воспитательная работа детского сада, подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого на занятиях в домашних условиях;
Повышение педагогической культуры родителей.
Приобретенные родителями и детьми навыки, умения, способы конструктивного взаимодействия естественным образом переносятся в реальную жизнь, что подчеркивает актуальность психолого-образовательной работы в детско-родительских группах.
Формы организации работы с родителями воспитанников
Наименование С какой целью используется эта форма Формы проведения общения
Информационно-аналитические Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности Проведение социологических срезов, опросов, Анкетирование
ДосуговыеУстановление эмоционального контакта между педагогами. родителями, детьми Совместные досуги, праздники. Участие родителей и детей в выставках
Познавательные Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста и др Формирование у родителей практических навыков воспитания детей Семинары-практикумы, проведение собраний, тематических встреч, Консультации.
Наглядно-информационные:
Информационно-ознакомительные
Информационно-просветительские Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей, с задержкой психического развития. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей данной категории. Информационные проспекты для родителей, организация дня открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности, Оформление родительского уголка

Приобретенные родителями и детьми навыки, умения, способы конструктивного взаимодействия естественным образом переносятся в реальную жизнь, что подчеркивает актуальность психолого-образовательной работы в детско-родительских группах.
Список родителей
№ ФИ, ребенка Сведения о маме Сведения о папе Домашний адрес, телефон
1 ФИО:
Образование:
Место работы: ФИО:
Образование:
Место работы Адрес:
Сот.телефон:
2 ФИО:
Образование:
Место работы: ФИО:
Образование:
Место работы Адрес:
Сот.телефон:
3 ФИО:
Образование:
Место работы: ФИО:
Образование:
Место работы Адрес:
Сот.телефон:
4 ФИО:
Образование:
Место работы: ФИО:
Образование:
Место работы Адрес:
Сот.телефон:
5 ФИО:
Образование:
Место работы: ФИО:
Образование:
Место работы Адрес:
Сот.телефон:
6 ФИО:
Образование:
Место работы: ФИО:
Образование:
Место работы Адрес:
Сот.телефон:
7 ФИО:
Образование:
Место работы: ФИО:
Образование:
Место работы Адрес:
Сот.телефон:
8 ФИО:
Образование:
Место работы: ФИО:
Образование:
Место работы Адрес:
Сот.телефон:
9 ФИО:
Образование:
Место работы: ФИО:
Образование:
Место работы Адрес:
Сот.телефон:
10 ФИО:
Образование:
Место работы: ФИО:
Образование:
Место работы Адрес:
Сот.телефон:
11 ФИО:
Образование:
Место работы: ФИО:
Образование:
Место работы Адрес:
Сот.телефон:
Перспективный план работы с родителями воспитанников подготовительной группы № 1 «Пчелка»на 2014 - 2015 учебный год
Название мероприятия Цель проведения мероприятия Сроки Ответственные Отметка
Оформление информационных стендов в группе, в холле детского сада Распространение педагогических знаний среди родителей.Активизация родительского внимания к вопросам воспитания, жизни ребенка в деском саду. Сентябрь - август Воспитатели
Учитель-дефектолог Утренники и развлечения для детей Демонстрация творческих способностей детей, сформированных творческих умений и навыков.Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей, работников ДОУ. Сентябрь - май Воспитатели
Муз. руководитель Фотовыставка « Как я провел лето» Обмен опытом семейного отдыха.Высчитывание сплоченности. Сентябрь ВоспитателиУчитель-дефектолог Родительское собрание
Консультация «Кризис 7 лет» Знакомство родителей с задачами воспитания детей на учебный год, психологическими и возрастными особенностями детей.Знакомство родителей с предпосылками успешной адаптации к школе, признаками кризиса 7 лет Сентябрь Воспитатели
Учитель-дефектолог Консультация «Готовим к школе ребенка с ЗПР» Продолжать пополнять педагогические знания родителей для подготовки к школе детей с задержкой психического развития, через использования ряда упражнений Октябрь Учитель-дефектолог Консультация «Подготовка руки к письму» Рассказать родителям о влиянии мелкой моторики на интеллектуальные способности детей с задержкой психического развития Ноябрь Учитель-дефектолог Акция «Накормим птиц зимой» Привлечение внимания родителей к вопросам экологического воспитания Ноябрь ВоспитателиУчитель-дефектолог Родительское собрание
Семинар – практикум «От игры к письму или профилактика специфических нарушений письма у детей в дошкольном возрасте». Оказание помощи родителям в овладении практическими приемами и игровыми упражнениями по профилактике нарушений письменной речи у детей дошкольного возраста.
Декабрь ВоспитателиУчитель-дефектолог Консультация « Зимние забавы. Поделки из снега» Познакомить родителей с зимними играми и забавами, пропагандировать ЗОЖ, сохранение традиций активного зимнего отдыха. Январь ВоспитателиУчитель-дефектолог Спортивный праздник
«Мы богатыри» Привлечение родителей к активному участию в празднике.Соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием   школьников, развивать у детей мотивацию к занятию спортом, формирование спортивных качеств. Февраль Сотрудники ДОУ Выставка детских работ по теме «Родина наша – нет её краше». Привлечение внимания родителей к вопросам патриотического воспитания Февраль ВоспитателиУчитель-дефектолог Спортивный праздник «Широкая Масленица» Привлечение родителей к активному участию в празднике.Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей и работников ДОУ. Февраль Сотрудники ДОУ Выставка детских рисунков «Вот какая мама!» Привлечение внимания родителей к детскому творчеству. Март ВоспитателиУчитель-дефектолог Конкурс творческих семейных работ, посвященный празднику Пасхи Привлечение родителей к работе детского сада.
Развитие творческого взаимодействия родителей и детей. Апрель ВоспитателиУчитель-дефектолог Проведение субботника по благоустройству территории ДОУ Формирование командного духа среди родителей.
Формирование положительных взаимоотношений между коллективом детского сада и родителями. Май ВоспитателиУчитель-дефектолог Родительское собрание Подведение итогов воспитательно-образовательной работы за учебный год Май ВоспитателиУчитель-дефектолог Выпускной вечер Май ВоспитателиУчитель-дефектолог
Муз. руководитель Консультация для родителей подготовительной группы «Кризис семи лет»
Возрастные кризисы – переходные этапы от одного возраста к другому
Описаны следующие возрастные кризисы:
кризис новорожденности;
кризис трех лет - переход от младенчества к дошкольному возрасту;
кризис семи лет – соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом;
кризис 13 лет совпадает с переходом к подростковому возрасту.
Возрастные рамки могут изменяться в зависимости от особенностей развития ребенка (кризис 3-х лет может начаться и в 2,5 года, и в 3,5, а закончиться около 4-х лет или в 3,6; кризис семи лет может начаться в 6, если ребенок в этом возрасте идет в школу).
На этих этапах происходит изменение типа отношения со взрослыми и сверстниками, смена одного вида деятельности другим (игра, которая является основным видом деятельности в дошкольном возрасте, сменяется стремлением учиться, узнавать новое в 7-8 лет).
Возрастные кризисы – закономерные и необходимые этапы развития ребенка. Однако часто кризисы сопровождаются проявлениями отрицательных черт (упрямство, конфликтность, негативизм и т.д.), которые могут закрепиться при неблагоприятном исходе.
Острота протекания кризисов зависит от индивидуальных особенностей ребенка и от поведения взрослых (родителей, педагогов).
В 7 лет ребенок прощается с детским садом, и вот он на пороге еще одной ступеньки детства, впереди новая, школьная жизнь. Там он уже не будет «малышом», потому что становится взрослым!
Однако, чтобы успешно подняться по этой лестнице взросления, ребенок должен многое уметь и, прежде всего, быть готовым к тому, чтобы учиться в школе. В психологии есть термин «школьная зрелость», т.е. ребенок должен «созреть», чтобы успешно преодолеть кризис семи лет, выдержать нагрузки школы, ее мир требований, отношений со сверстниками и учителями, изменение отношений между ним и Вами.
Каковы предпосылки успешной адаптации к школе?
Умственная, интеллектуальная готовность.
К 6-и годам ребенок должен иметь элементарные познания об окружающей действительности, о пространстве, времени, живой и неживой природе. Он должен уметь обобщать, классифицировать, выделять главное, второстепенное. У малыша появляется жажда знаний, игры и развлечения уходят на второй план, усиливается любознательность (ребенок задает вопросы больше философские или касающиеся определенных наук, чем житейские). Ребенок уже интересуется не только конечным результатом проделанной работы, но и способами ее выполнения, умеет сам оценивать свою работу. Также у него должны быть развиты произвольная память и речь.
Эмоционально-социальная (личностная) готовность.
Чтобы успешно заниматься в школе, ребенок должен быть готовым к роли ученика, который имеет свои права и обязанности. Это умение владеть собой и подчинять свои желания необходимости (произвольное поведение) - ребенок постепенно теряет свою трогательную непосредственность. Большое значение имеет умение налаживать контакт со сверстниками, умение уступать и защищаться, подчиняться общим правилам и отстаивать свое мнение. У ребенка должна быть эмоциональная независимость, которая развивается (или угнетается) с Вашей помощью. Готовым к школьному обучению считается ребенок, которого школа привлекает не только внешней стороной (тетради, учебники, красивый ранец), но и возможностью получить новые знания, обрести друзей.
Если уровень школьной зрелости высок, кризис семи лет (на который наслаивается и адаптация к новой жизни), пройдет гладко, его признаки быстро (в течение 3-4 месяцев) пройдут без негативных последствий. Но если ребенок еще «не дорос» до школы лучше повременить, иначе кризис будет проходить бурно, оставляя последствия на всю жизнь.
Признаки кризиса
Повышенная утомляемость, раздражительность, вспышки гнева, замкнутость, плохая успеваемость, агрессивность или, наоборот, излишняя застенчивость, повышенная тревожность (ребенок играет роль шута среди сверстников, выбирает в друзья старших детей, заискивает перед воспитателями, учителями, старается им угодить, чрезмерно вежлив), низкая самооценка. Возможные неблагоприятные последствия
Нежелание учиться, посещать школу; низкая успеваемость; проблемы в общении со сверстниками; закрепленная высокая тревожность в сочетании с неадекватной самооценкой; может развиться невроз, который необходимо лечить с помощью психолога, психиатра.
Советы родителям
Главный совет – будьте внимательны к ребенку, любите его, но не «привязывайте» к себе, пусть у него будут друзья, свой круг общения. Будьте готовы поддержать ребенка, выслушать и ободрить его. Залог успеха – доброжелательные и открытые отношения в семье. Справиться с проблемой легче, когда она только возникла и не привела еще к негативным последствиям.
Заранее проверьте у ребенка уровень школьной зрелости.
Создайте условия для развития интеллекта (игры, развивающие игры и упражнения, познавательные книги), речи (чтение сказок, стихов, беседы).
Поощряйте общение со сверстниками.
Учите ребенка управлять эмоциями (на примере своего поведения; есть специальные игры и упражнения).
Следите за состоянием здоровья (больной, ослабленный ребенок хуже воспринимает новую информацию, не идет на контакт с окружающими).
Психологически готовьте к школе: расскажите, что ему предстоит (с положительной окраской), какие могут быть сложности и как можно с ними справиться, проведите экскурсию по школе).Реально оцените возможности ребенка. При среднем уровне интеллекта, при наличии тяжелых родовых травм, ослабленности, не стоит записывать малыша в спец. класс с повышенной нагрузкой; параллельно со школой водить в секции (повремените полгода).
Источник:
Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. – Ростов – н/Д:, 2005 г.
Психология Дошкольника. Хрестоматия/Сост. Г.А. Урунтаева. – М.: 1997 г.
Готовим к школе ребенка с ЗПР.
Начало школьного обучения — закономерный этап на жизненном пути: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу.
Но многие дети с ЗПР к началу школьного обучения не достигают оптимального уровня развития.
У них выявлены существенные нарушения познавательной деятельности и незрелость эмоционально-волевой сферы, пониженная умственная работоспособность, недостаточное развитие отдельных психических функций, стойкие трудности в усвоении учебных знаний, умений и навыков.
Характерными проявлениями инфантильных черт психики детей с ЗПР являются: эмоциональная поверхностность и непосредственность, неспособность к волевому усилию, недоразвитие мотивации, аффективная возбудимость, двигательная расторможенность или вялость и т. д.
К моменту поступления в школу у большинства детей с ЗПР доминируют игровые мотивы.
Среди вышеназванных нарушений, особое значение в преддверии школьного обучения имеют:
Недостаточная сформированность саморегуляции деятельности.
Особенно ярко это проявляется во время систематических занятий. Для детей характерны следующие особенности: -отсутствие достаточно стойкого интереса к предложенному заданию; необдуманность,-импульсивность и слабая ориентировка в заданиях, приводящая к многочисленным ошибочным действиям; -недостаточная целенаправленность деятельности; -малая активность, безынициативность, отсутствие стремления улучшить свои результаты, , понять причины ошибок.
Однако особенность работы в коррекционном учреждении заключается в том, что занятия ведутся подгруппами (4 – 5 человек). Дети привыкают к малой наполняемости. Педагог имеет возможность добиться продуктивной работы от каждого ребенка.
В школе методика обучения – иная. Один педагог работает с целым классом. Используется уже не так много наглядных методов обучения, в основном идет переход к словесным методам. У учителя уже нет возможности повторять свои инструкции для каждого ребенка индивидуально. Указания, данные учителем всему классу, не всегда «доходят» до наших детей. Им кажется, что если к ним лично не обратились, значит это их не касается.
Слабость речевой регуляции действий.
Дети испытывают затруднения в планировании предстоящих действий, в их речевом оформлении, не всегда подчиняются требованиям словесной инструкции.
Низкий уровень речевого развития в целом.
Известно, что в структуре дефекта детей с ЗПР, нарушения речи играют большую роль. Так, к моменту поступления в школу мы наблюдаем нарушения звукопроизношения, и низкий уровень ориентировки в звуковой действительности речи, несформированность лексико-грамматического строя, чрезвычайно низкий уровень развития связной речи.
Здесь еще раз подчеркнем важность логопедической работы с детьми дошкольного возраста с ЗПР. Несмотря на то, что речь – является высшей психической функцией и входит в структуру ЗПР, дефектолог не в состоянии решить все речевые проблемы детей. Так, например коррекция звукопроизношения вообще не является сферой компетентности дефектолога. А речевые диагнозы наших воспитанников более чем серьезные: алалия, дизартрия и т.д. Однако в штатном расписании дошкольного учреждения для детей с ЗПР логопед вовсе не предусмотрен.
В рамках анализа школьной готовности детей с ЗПР, остановимся еще на некоторых особенностях.
Уровень школьной готовности ребенка с ЗПР во многом зависит от продолжительности коррекционной работы, проведенной на стадии дошкольного возраста. Если ребенок находится в специализированном дошкольном учреждении с младшей или средней группы – результативность коррекционной работы с ним намного выше. Иногда ребенок догоняет сверстников в своём развитии уже по окончании коррекционной группы детского сада, и, пройдя повторное обследование комиссией ГПМПК, идет в обычный класс массовой школы.
Если же ребенок попадает в специализированный сад только на год – подготовить его к школе за это срок чрезвычайно сложно.
Часто дети с ЗПР оказываются не в состоянии освоить программу дошкольного учреждения в положенный срок. Им требуется для ее освоения больше времени, поэтому многие наши дети идут в школу с 8-ми лет.
Итак, как же подготовить ребенка, имеющего задержку психического развития к школе?
Самая большая сложность заключается в том, что такие дети очень быстро теряют интерес к любым занятиям. Для них привлекательна только игровая деятельность, но не учебная.
Ребенок не может сосредоточиться, отвлекается, не знает, с чего начать, что делать дальше, то есть не умеет планировать свою работу.
Отсюда следует, что главной целью подготовки ребенка к школе мы должны ставить формирование способности к учению.
Удобнее всего учить ребёнка планировать свою предстоящую деятельность, когда он выполняет практическое действие.
Мы должны вырабатывать навыки осознанной деятельности, а не бездумной, когда ребёнок просто копирует результат чужого труда, формировать навык самоконтроля.
Значит, приучайтесь работать с ребёнком по такой схеме: сначала вы даёте ребёнку задание (любое, даже очень лёгкое), затем помогаете ему осознать составные части задания, то есть проговариваете вместе с ним, что нужно сделать сначала, как это нужно делать (проговаривание правил выполнения), что будем делать потом. Если ребёнок не может определить последовательность выполнения действий, то вы проговариваете, а ребёнок обязательно повторяет.
Итак, постепенно ребёнок должен научиться выполнять задания по плану и проговаривать все действия (первое время вслух, а в дальнейшем про себя): называем то, что нужно сделать, как будем это делать, по каким правилам. 
Формируем действия самоконтроля следующим образом: по началу выполнения действия ребёнку предлагается оценить, правильно ли выполняется задание, повторить задание, потом проверить, соблюдаются ли правила его выполнения. 
Очень важно учить ребёнка оценивать результат своей работы. Для этого предлагаем ребёнку вспомнить задание, что нужно было делать и по каким правилам, а затем задаём вопрос: «Какие правила ты выполнил, а какие неточно?». Когда ребёнок научится сравнивать свою работу с образцом, давать ей оценку в развёрнутой форме, тогда действие самоконтроля считается сформированным.
Памятка для родителейЧто должен знать будущий первоклассник?
Мнения о том, что должен знать и уметь будущий первоклассник, у разных преподавателей значительно рознятся. Но все же существует определенный минимум требований к знаниям будущего первоклассника.
Что должен знать первоклассник:
четко знать основные цвета и оттенки;
знать и называть геометрические формы: квадрат, прямоугольник, круг, овал, треугольник, ромб, трапеция, параллелограмм, шестиугольник;различать где “лево”, а где ”право”;
делать задания по заданному образцу;
считать от 1 до 20 и в обратном порядке (с 10 до 1);
знать алфавит и различать гласные и согласные буквы;
понимать, где на листе “центр”, “правый верхний угол”, “левый верхний угол”, “правый нижний угол” и “левый нижний угол”;
знать дни недели, а так же “рабочие” и “выходные” дни, месяцы и времена года;
понимать значение понятий «вчера», «сегодня», «завтра»;
четко знать фамилии и имена всех членов семьи, адрес места жительства.
называть числа в прямом и обратном порядке;
правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными;
уравнивать неравное число предметов разными способами (добавить и убавить);
выражать словами, какой предмет больше - меньше, длиннее - короче, выше - ниже, шире - уже;делить фигуры на 2 и 4 равные части.
выражать словами местонахождение предметов относительно других;
различать и называть части суток, их последовательность;
иметь представление о сезонных изменениях в природе;
различать и называть деревья по листьям или плодами;
делить слова на слоги;
составлять слова из слогов;
согласовывать слова в роде, числе и падеже;
пересказывать знакомые сказки и рассказы;
составлять рассказы и сказки по картинкам.
Необходимо, что бы ваш ребенок - имел представление о своей семье, профессиях своих родителей; правильно произносил все звуки родного языка; мог назвать: страну, в которой живет и ее столицу; флаг России; название родного города, села, свой адрес.
Если будущий первоклассник чего-то не знает или возникли затруднения в каких-то моментах, то это лишь значит, что есть чему уделить особое внимание перед поступлением в школу.
Что должен уметь первоклассник:
держать карандаш, кисть и пользоваться ими;
пользоваться глиной, пластилином;
правильно держать ножницы и пользоваться ими;
Физически подготовить ребенка к школьным занятиям тоже можно заранее - прыгать на мягкое покрытие высотой до 40 см; спрыгивать с высоты 40 см; прыгать в длину с места на расстояние не менее 100 см, с разбега – 180 см, в высоту с разбега – не менее 50 см; прыгать через скакалку; перебрасывать надувные мячи; метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-12 м.
Прививайте малышу элементарные правила поведения еще до школы!
Дети должны:
первыми здороваться и вежливо прощаться;
благодарить за оказанную помощь;
говорить тихо, не привлекая к себе внимания, не мешать другим;
вежливо обращаться с просьбой;
не перебивать говорящего, не вмешиваться в разговор старших;
соблюдать порядок, чистоту.
Необходимо передать ребенку начальные знания по поведению на дороге:
различать проезжую часть дороги, тротуар;
понимать значение сигналов светофора;
знать правила дорожного движения;
ходить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны;
не играть на проезжей части дороги.
Консультация для родителей «Подготовка руки к письму»
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям. Объем знаний, который необходимо передать им, неуклонно растет.
В школе на первом этапе, многие дети, как правило, испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное писание букв, нередко встречается «зеркальное» письмо, ребенок не различает «лево», «право», «лист», «страница», «строка», не укладывается в общий темп работы. Известно, что и двигательный акт письма требует тонкой координации движений, а, кроме того, длительной фиксации суставов, связанной со значительной статической нагрузкой.
Несовершенная нервная регуляция движений, слабое развитие мелких мышц руки, низкая выносливость по отношению к статическим нагрузкам, недостаточная сформированность зрительно – двигательной координации произвольного внимания и зрительной памяти у детей этого возраста определяет чрезвычайную сложность овладения навыком письма.
В неменьшей степени это относится и к детям с задержкой психического развития. У многих детей с ЗПР при исследовании обнаруживаются различные формы двигательных нарушений, делают движения неловкими, препятствует их плавности. Поэтому ребенок не может длительное время удерживать карандаш или ручку, по мере нарастания утомления его движения становятся неточными, крупноразмашистыми, либо слишком мелкими.
В ходе коррекции двигательных нарушений у детей дошкольного возраста следует учитывать, что личностная незрелость ребенка с ЗПР проявляется в несформированности учебной мотивации, слабости волевых установок.
Стойкие неудачи при попытках воспроизвести нужное движение или действие могут привести к отказу от занятий.
Поэтому любое задание надо предлагать детям в игровой форме, которая не только вызовет интерес, но и за счет положительной эмоциональной стимуляции будет способствовать повышению психического тонуса, а, следовательно, и улучшению работоспособности в целом.
Весь комплекс упражнений по развитию и совершенствованию тонкой моторики кистей и пальцев рук можно разделить на четыре составляющие:
пальчиковая гимнастика;
работа в тетрадях – отработка элементарных графических навыков;
упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов;
физические упражнения (физкультурные занятия).
Так, начиная со средней группы специалисты группы проводят с детьми различные пальчиковые игры, что стимулирует речевое развитие путем тренировке движений пальцев рук, тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движения, что в дальнейшем облегчит приобретения навыков письма.
Работа в альбомах и тетрадях способствует лучшей ориентировке на листе бумаги и готовит руку ребенка к обучению письму.
Важно, чтобы графические задания имели образно-смысловую значимость. С этой целью для рисования выбираются такие объекты как волны, радуга, клубы дыма, чешуйки у рыб. Здесь можно взять задание и на дорисовывание недостающих деталей у цветов и предметов, обводка лекал, заштриховка и раскрашивание контурных изображений, картинок в альбомах для раскрашивания.
В работе с детьми так же используются в игры с крупой, пуговицами, мелкими камешками, бусинами. Детям предлагаю сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, эти предметы, в более старшем возрасте выкладывания букв из семян, веточек, мелких пуговиц, катаем карандаши с гранями между ладонями.
Воспитатели учат детей работать с ножницами. Ведь умение уверенно пользоваться ножницами играет особую роль в развитии ручной умелости.
Систематическое вырезывание различных фигурок из старых открыток, журналов – полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников.
Работая с раскрасками, трафаретами, ребенок не чувствует усталости, он делает это с удовольствием, свободна, хотя его рука проделывает те же манипуляции что и при письме.
Работа с бумагой, оригами, плетение помогает развитию точных движений и памяти. Так в средней группе дети играли в игру «Умные шнурочки», а в более старшем возрасте выполняем поделки в стиле оригами, плетение ковриков из полосок бумаги, изготавливали открытку для мамы в технике Квилинг.
Потребность в письме у дошкольников выражена в меньшей степени, чем интерес к чтению. Без побуждения и помощи со стороны взрослого 6-7 летние дети практически не усваивают навык письма.
Формирования интереса к графическим упражнениям следует начинать с игровой деятельности, ставя перед ребенком игровые и практические задачи: «Нарисуй узор по клеточкам», «Нарисуй узор по точкам», «Соедини точки» и др. Эти игровые упражнения обеспечивают подготовку руки ребенка и дают возможность в дальнейшем выполнять более сложные задания.
В подготовительной группе (седьмой год жизни) перед детьми ставятся собственно графические задачи, сначала простые (обведения элемента буквы по точкам), затем более сложные (написание элемента буквы самостоятельно). При этом важно обратить внимание ребенка на то, что он уже многое умеет. Обращая внимание на успехи в графической деятельности, тем самым стимулирует интерес ребенка к письменным упражнениям, к занятиям письмом.
Опыт графических движений ребенок приобретает, выполняя различные виды штриховок, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям. При этом необходимо обучения правильным приёмом действий: вести линию с верху вниз и слева на право, штриховать ровно без пробелов, не выезжая за контур.
Упражнения на развитие аналитико – синтетической деятельности предшествуют работе с буквами. Педагог предлагает назвать элементы, из которых составлены изображения «какие элементы?», их пространственное расположение. Анализ образа букв включает в себя умения ребёнка определять количество элементов в букве, давать их характеристику, объяснять пространственное расположение.
Например: в печатной букве А три элемента – две длинные палочки и одна короткая.
Синтез образа букв создает образ буквы из необходимых элементов. Дифференциация образа букв начинается с закрепления образа букв. Она включает в себя следующие игры и упражнения: «Подбери такую же», «Буква в разных нарядах», «Определи на ощупь».Таким образом, в дошкольном возрасте не только можно, но необходимо развивать у ребенка координацию движений, пространственные представления, чувство ритма и “ручную умелость” для подготовки его к овладению графикой письма.
Семинар – практикум для родителей по теме «От игры к письму или профилактика специфических нарушений письма у детей в дошкольном возрасте».
Аннотация. Конспект семинара-практикума с элементами игрового тренинга для родителей воспитанников старшей и подготовительной группы. В ходе семинара-практикума родители узнают, почему некоторые дети испытывают трудности в процессе обучения письму в начальной школе. Получат теоретические знания о том, что такое нарушение письма? Познакомятся с видами нарушений письма и методами профилактики. Получат практические навыки по профилактике нарушений письма, которые смогут использовать в дома для подготовки детей к школе.
Цель: Оказание помощи родителям в овладении практическими приемами и игровыми упражнениями по профилактике нарушений письменной речи у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Актуализировать знания родителей (законных представителей) по проблеме выявления, предупреждения и коррекции специфических нарушений письма у детей в дошкольном возрасте.
Познакомить родителей (законных представителей) с базовыми направлениями в работе по профилактике нарушений письменной речи в дошкольном возрасте.
Обучить родителей практическими приемами и игровым упражнениям по профилактике нарушений письменной речи.
Популяризировать знания в области логопедии по профилактике специфических нарушений письменной речи у детей в дошкольном возрасте.
Оборудование: столы, стулья по количеству участников, конспект, буклеты с методическими рекомендациями. Цветок с лепестками красного и синего цвета с напечатанными вопросами для диалога с родителями.
Основная часть
Ход семинара - практикума:
Организационный момент. Приветствие.
Сообщение темы и цели семинара- практикума
Уважаемые родители, разрешите приветствовать вас на семинаре – практикуме по теме «От игры к письму». Ваши дети скоро пойдут в первый класс. Все мы - и родители, и педагоги - искренне желаем, чтобы этот период для детей прошел безболезненно и успешно. Думаю, что семинар будет вам полезен. Сегодня вы узнаете «Что такое нарушение письма?», познакомитесь с видами нарушений письма и причинами их возникновения, а также вы познакомитесь с приемами и игровыми упражнениями по профилактике нарушений письма.
Вступительная беседа.
В последние годы значительно возросло количество детей, испытывающих трудности в обучении на этапе начальной школы. Около 20% школьников имеют стойкие нарушения в усвоении навыков письма и чтения.
Таким образом, необходимость введения профилактической работы по предупреждению нарушений письменной речи у детей в детском саду очевидна.
Определение.
Что такое «специфическое нарушение письма»?
Специфическое нарушение письма или дисграфия – это стойкое нарушение процесса реализации письма на этапе школьного обучения.
Виды нарушений письма с учетом возраста по С.Ф.Иваненко.
1. «Трудности в овладении письмом» Для нее характерно нечеткое знание всех букв алфавита; Сложности при переводе звука в букву и, наоборот, при переводе печатной графемы в письменную. Трудности звукобуквенного анализа и синтеза.
2. «Нарушение формирования процесса письма» Основным показателем является смешение письменных и печатных букв, написание слов без гласных, слияние нескольких слов в одно или их расщепление.
3. «Дисграфия» Основной показатель - стойкие ошибки одного или разных видов.
4. «Дизорфография» Показатель неумение применять в письме орфографические правила по школьной программе за соответствующий период обучения.
Предпосылки возникновения нарушений письма.
Уже в дошкольном возрасте по целому ряду признаков можно заранее предвидеть, кому из детей в дальнейшем «угрожает» появление дисграфии.
Признаки:
вредности в период внутриутробного развития и родов;
низкий уровень языковых способностей детей, которому предшествуют нарушения речи или задержка речевого развития;
нарушения внимания, памяти, работоспособности;
низкий уровень графо изобразительных способностей;
нарушение ориентировки в пространстве и во времени.
Наличие этих признаков говорит о том, что «Ребенку нужна помощь!»
Таким образом, необходимо еще в дошкольном возрасте предупредить возможность возникновения нарушений письма (дисграфии) у детей путем устранения ее предпосылок.
Проблема очень серьезная. Что делать? Ответ один – Играть!
Согласно клинической психологии в поэтапном игровом развитии формируются механизмы необходимые для успешной учебы.
Практическая часть.
Сейчас я предлагаю вам отправиться в страну детства, а поможет нам в этом волшебный цветок «Речецветик» (Родители делятся на две команды, выбирая лепестки красного или синего цвета).
Развитие зрительного и слухового внимания, памяти и фонематического восприятия – это важная ступенька к приобретению необходимых в будущем умений и навыков. Эти игры существенно облегчат первые школьные годы ребенка.
(Приглашаются по два родителя из каждой команды. Родителям объясняются правила игры) Игра “Услышишь — стой!”
Цели игры: развитие слухового внимания, фонематического слуха, фонематического восприятия.
Назначается запретный звук [С]. Участники становятся в линейку лицом к педагогу на расстоянии 5-6 шагов. Педагог громко называет слова. На каждое слово играющие должны сделать шаг вперед, за исключением того случая, когда в слове есть звук С в любой позиции. В этом случае необходимо пропустить шаг. Проигрывают участники и, первые достигшие логопеда.
(называет слова, родители выполняют правила игры) Кошка, стол, лодка, слон, зубы, шапка, стакан, ворота.
Педагог называет победивших, благодарит, за участие в конкурсе.
А теперь переверните ваши лепестки и прочитайте вопрос№1 на красном лепестке. (Родитель читает вопрос №1)
Скажите пожалуйста, встречались ли вам подобные игры в вашем детстве? Расскажите о играх вашего детства? (Родители делятся опытом собственных игр).
Прочитайте вопрос №1 на синем лепестке. (Родитель читает вопрос №1)
Часто ли ваши дети играют в такие игры во дворе со сверстниками?
Мы с вами вспомнили многие игры нашего детства такие как «Да» и «нет» не говорить; Съедобное – несъедобное; Эти игры направлены на развитие внимания, восприятия, но к сожалению современные дети мало играют в игры такого вида.
Для того чтобы ребенок научился бегло читать, он должен научиться удерживать взглядом порядок букв в слове, затем — строке, абзаце. Для грамотного письма ребёнок должен научиться четко, различать графический образ букв. Для этого и нужно развивать устойчивое произвольное зрительное внимание.
А теперь я предлагаю командам выполнить следующее упражнения.
(командам выдаются карточки с заданиями)
Упражнение «Бусы». Вам нужно проследи глазами по ниточке и собрать слова из бусинок. Родители выполняют упражнение и называют получившиеся слова. Приложение №1
Упражнение «Волшебные точки».
Соедините точки по порядку. Какие буквы у вас получились?
Родители называют буквы . Приложение №2
Прочитайте вопрос №2 на красном лепестке. (Родитель читает вопрос №2)
Как вы думаете, какие возникнут трудности при выполнении этих заданий детьми? Родители высказывают свое мнение.
Я согласна с мнением многих родителей, что основное затруднение у детей вызовет припоминание образа буквы.
Предлагаю вашему вниманию советы по организации запоминания образа букв
написать букву в воздухе, на столе;
выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;
написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;
выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и т. д.;
вырывать, вырезать из бумаги образ буквы;
вылепить из пластилина, теста;
написать на плакате букву разных размеров, разного цвета:
выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.
Так же для формирования навыка правильного письма, прежде всего нужно научить правильно сидеть при письме, правильно держать ручку (ручку держим тремя пальцами – большим, указательным и средним – щепоть, ориентироваться в пространстве (уметь различать правую и левую руку)
В процессе устной речи у нас нет необходимости специально задумываться над звуко – слоговой структурой слов, поскольку все слова усваиваются нами с детства целиком. Это можно хорошо понять при восприятии на слух незнакомой нам иностранной речи – она звучит для нас как бы сплошным потоком, и мы не можем уловить границ между отдельными словами. Примерно в таком же положении находится ребенок, начинающий обучение грамоте.
Если анализ речевого потока ребенку недоступен это приведет к появлению следующих ошибок:
пропуск букв в словах («лто» вместо «лето»);
вставка лишних букв («стлол» вместо «стол»);
перестановка букв («вебра» вместо «верба»);
пропуск слогов в словах («гова» вместо «голова»);
вставка лишних слогов («гололова» вместо «голова»);
перестановака слогов («мотолок» вместо «молоток»);
слияние нескольких слов в одно слово («детиигралиналугу »);
разделение одного слова на части («у тюг», «о кно»).
Приемам анализа речевого потока детей мы учим на занятиях по развитию речи и занятиях по подготовке к обучению грамоте, однако некоторые дети оказываются не в состоянии овладеть навыками анализа в рамках дошкольной программы. Им требуется дополнительное количество тренировочных упражнений.
С этой задачей нам педагогам могут помочь родители. А сейчас мы рассмотрим игры проведение которых доступно каждому из родителей
Игра «Сколько звуков слове?» Я предлагаю поиграть в эту игру команде «красных». Уважаемые родители, вам нужно определить количество звуков и их последовательность в слове «кран».
А теперь задание для команды «синих».
Игра «Образуй слово» Вам нужно образовать слово с помощью наращивания звуков. Какие новые имена можно получить, если добавить один звук к имени Оля? Какие новые слова можно получить из слова «дом», если поменять в нем первый звук.
Эти упражнения помогут ребенку понять, что ни один звук не является в слове случайным добавление или исчезновение одного звука может полностью изменить смысл слова.
А теперь я предлагаю вам следующее задание. (Командам раздаются картинки)
Команда «Красных». Выбрать на картинке фрукты в названии, которых два слога. Приложение №3
Команда «Синих». Выбрать на картинке овощи в названии, которых три слога. Приложение №4
Это упражнение научат ребенка ориентироваться в слоговом составе слов. Поможет избежать затруднений при переносе слов.
Рефлексия. (проводиться в форме игры «Незаконченная фраза»)
Уважаемые родители я прошу вас поделиться своими впечатлениями о сегодняшнем семинаре-практикуме. Закончите начатое мною предложение (родители зачитывают предложения, напечатанные на лепесточках Речецветика и высказывают свое мнение или пожелания).
Синий лепесток №2. «Сегодня я впервые узнал, что:»Красный лепесток №3. «Мне кажется, такие встречи с родителями нужны, потому что:»Синий лепесток № 3. «Я думаю, гораздо полезнее для нас, родителей, будут такие формы работы, как:»Красный лепесток № 4. «Хотелось бы еще узнать о:»Заключение.
Работа по предупреждению специфических нарушений письма очень полезна для детей 5-7 летнего возраста, так как прогнозирование школьных проблем и коррекция трудностей – залог успешного обучения детей в школе. Помогите ребенку развить и реализовать его возможности. И тогда ваш ребенок переступит порог школы уверенным в своих силах, учение будет для него радостью, а не тяжкой обязанностью. Успехов вам и веры в возможности вашего ребенка!
Огромное спасибо за активное участие в семинаре и совместную работу. (Логопед раздает родителям памятки. «Рекомендации родителям по профилактике дисграфии в дошкольном возрасте» ) Приложение №5
Список литературы:
1. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их преодоления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие. / Под ред. Волковой Л.С. - СПб.: Детство-Пресс, 2004. - 208с.
2. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной - М.:
Просвещение, 1968. - 367с.
3. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей - СПб.:Союз, 2001. - 240с
Приложение №1.

Приложение №2.

25908098425
Приложение № 3
144780235585Приложение№4.
Приложение № 5 Рекомендации родителям по профилактике дисграфии в дошкольном возрасте.
Готовя детей в школу, родители учат с ними алфавит, учат считать, некоторые развивают мелкую моторику, а на звуковой анализ слов никто не обращает внимания.
Между тем работать со звуком не менее важно, чем знать азбуку. Например, первоклассник должен ясно слышать, есть ли звук Д в слове «дом». Уметь определять, где он находится – в начале, в середине, в конце слова; какой звук идет раньше – Д или М.
Неумение различать звуки речи, находить тот или иной звук в слове и определять его место относительно других – самая частая причина возникающих проблем с чтением и письмом. Поэтому подготовительная работа должна вестись в комплексе, включая в себя различные направления:Ι. Развитие умения правильно слышать и выделять звуки речи
Ребенку важно уметь:
•определять место заданного звука в слове (вначале, середине, конце);
•делить слова на слоги;
• различать твердые и мягкие согласные;
•различать гласные и согласные звуки;
•различать слова, похожие по звучанию;
•различать слова, отличающиеся одним звуком;
•находить слова, в которых нет заданного звука;
•осознавать основные элементы языка – слово, слог, звук.
ΙΙ. Формирование правильного звукопроизношения
Родители должны сами говорить правильно, называя предметы соответствующими словами, не коверкая их, не подражая речи детей.
Если ребенок после 5 лет произносит отдельные звуки неправильно, родителям необходимо обратиться за консультацией к логопеду. К моменту поступления в школу желательно устранить ошибочное произношение звуков. Иначе ошибки в устной речи спровоцируют появление ошибок при чтении и на письме.
ΙΙΙ. Развитие моторики и графических навыков
Необходимо тренировать:
• пространственное восприятие расположение предметов по отношению к ребенку, между предметами, ориентация в понятиях «слева», «справа», «внизу» и т.д.);
• общую моторику;
• мелкую моторику (игры с мелкими предметами, шнуровки, пальчиковые игры, штриховки и т.д.).
ΙV. Развитие звуко-буквенного анализа.
Ребенка надо научить:
• устанавливать последовательность звуков в словах, обозначать их соответствующими буквами;
•понимать смыслоразличительную роль буквы.
V. Развитие словаря Формировать умения:
•определять количество и последовательность слов в предложениях;
•составлять предложения, рассказ по сюжетным картинкам;
•пересказать текст;
• рассказать сказку.
Консультация для родителей «Зимние игры и забавы»
Это только взрослые могут не любить зиму. Это им кажется, что не очень хорошо, когда светлеет поздно, темнеет рано, на улице мороз, идет липкий снег. А дети наоборот обожают зиму.
Зимние развлечения не только доставляют детям необыкновенную радость, но и приносят пользу для здоровья. Эти игры, не требуют большого количества времени, каких-то незапланированных затрат или определенных умений.
С наступлением зимы в душе возникают особые чувства и желание провести это время года весело и радостно. Ощущение праздника и тепла дают тот заряд эмоций, который сохраняет настроение на высоте.
Чем же занять детей на улице? А игр тут предостаточно!
Самая известная, наверное, уличная зимняя игра – это игра в снежки! Можно играть поодиночке, а можно играть командами или защищать построенную крепость. А можно выбрать определенную цель на стене или на дереве и кидать снежки в нее.
Катание с горки. С горки можно кататься на ледянках, санках, тюбингах, снегокатах. Классический спуск «паровозиком» захватывает дух не только у детей, но и у их родителей. Сбиваясь в кучу-малу, дети быстрее начинают дружить между собой, телесный контакт во время шумной веселой игры сближает.
Лепка снеговика. Самый простой снеговик состоит из трёх снежных шаров. Дальше украшаем его. Вот здесь фантазии нет предела: руки- палочки, еловые веточки, нос-морковка, в роли шляпы может выступить ведро, тарелка, любой ненужный головной убор. Для украшения пойдут пуговицы, ленты, тесьма. А что, если слепленного снеговика раскрасить яркими красками? Снеговик-раскраска никого из детей не оставит равнодушным! Перемешиваем краску с водой. Разливаем полученный раствор по пластиковым бутылкам. В каждой крышке делаем по нескольку отверстий и закрываем ими бутылки. Можно также использовать насадки с пульверизатором. И так, начинаем: покажите детям, как пользоваться бутылками – как их направлять и с какой силой нажимать, чтобы жидкость резкими струями лилась сквозь дырочки, и чтобы спрей разбрызгивал краску. Начните с рисования глаз, бровей и губ снеговика, затем можно «одеть» его во что-нибудь нарядное и яркое.
Цветной краской можно просто рисовать по снегу.
Постройка снежной крепости. Отличное занятие для детей любого возраста. Строить крепость можно при помощи ведерка и лопаток, или же из больших снежных шаров. Крепость можно построить не только из снега, лед тоже подойдет.
Если вы за городом и у вас много чистого снега, то можно попробовать слепить иглу. А попутно рассказать малышам, зачем строили такие дома и где в них жили.
Рисуем снежных ангелов. Дети очень любят валяться в белом и пушистом снеге. Не отказывайте им в этом удовольствии – попробуйте поиграть с ребенком в снежного ангела! Главное — найти во дворе (в парке, в лесу) местечко, покрытое ровным слоем чистого снега. Нашли? Отлично. Для этого ребенок должен аккуратно упасть назад на спину в мягкий и нетронутый снежный сугроб и начать быстро двигать руками и ногами, как будто собирается взлететь. Снег облепит малыша, одежда станет ангельско-белой, а руки станут похожими на крылья. Помогите малышу осторожно встать из снега, не разрушив получившийся след. Посмотрите внимательно на получившийся на снегу след, не правда ли, он похожий на фигурку ангела? Будет ещё веселее, если вы будете делать ангелов вместе.
Можно изобразить на снегу и другие снежные образы. След слона с хоботом можно получить, если лечь в снег на бок и согнув руку так, чтобы след от нее был похож на слоновый хобот.
Попробуйте придумать собственные снежные образы.
Мыльные пузыри зимой- еще одно очень увлекательное занятие. Если вынести их на улицу и надувать на морозе, то получившийся шарик сразу застывает и начинает покрываться красивым узором.
Игра «Следопыты». Замечательная игра для знакомства с окружающим миром. Для начала — найдите картинки со следами на снегу всевозможных животных. Когда изучите их — отправляйтесь на прогулку. Отлично, если будет возможность погулять по лесу на даче. И если вам повезет, тогда вы сможете увидеть следы зайца, белки, птиц или даже лисы.
Зимние игры хорошо подойдут как для двух детей, так и для большой детской компании. Играть в зимние развлечения можно во дворе или в лесу, днём или вечером, с друзьями и с родителями.
Самое главное для таких зимних подвижных игр - это пусть даже небольшая детская компания и хорошее настроение, а также готовность к валяниям в снегу, которые неизбежно сопровождают все зимние игры. Эти игры специально для активных детей и заинтересованных родителей.
Протокол родительского собрания
Дата__________________________
Присутствовало ________человек
Повестка собрания
1.______________________________________________________________________________________________________
2.______________________________________________________________________________________________________
3.______________________________________________________________________________________________________
4.______________________________________________________________________________________________________
5.______________________________________________________________________________________________________
6.______________________________________________________________________________________________________
7.______________________________________________________________________________________________________
Ход собрания:__________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________