ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ БУ «ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ «РОСТОК» С СЕМЬЯМИ ПО РАННЕЙ ПРОФИЛАКТИКЕ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ
Заявка на публикацию
Ф. И. О. автора (ов) (полностью) Денисова Валентина Петровна
Ученая степень или ученое звание (если имеются) нет
Место работы (полное название, адрес, телефон, е-mail), должность Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Росток»
п. Игрим, Березовского района, ХМАО-Югра, Тюменской области
Тел. 8(34674)61193
Е-mail: omo-rostok@yandex.ruМетодист организационно-методического отделения
Ф.И.О. научного руководителя (полностью), его ученая степень и ученое звание (если имеются), место работы (полное название, адрес, телефон, е-mail), должность нет
Название работы «Взаимодействие специалистов учреждения с семьями по ранней профилактике семейного неблагополучия»
Почтовый адрес, телефон автора (дом., сот), е-mail Тюменская область, ХМАО-Югра, Березовский район, п. Игрим, ул. Советская, д. 14
e-mail: dvp-190171@yandex.ru89821554341
е-mail и телефон научного руководителя (сот., дом.) нет
В. П. Денисова,
Методист Бюджетного учреждения ХМАО-Югры
«Центр социальной помощи семье и детям «Росток»
п. ИгримВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ БУ «ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ «РОСТОК» С СЕМЬЯМИ ПО РАННЕЙ ПРОФИЛАКТИКЕ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ
Семьей называется социальный институт, т.е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть их повседневной жизни: сексуальные отношения, деторождение, первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к детям и лицам пожилого возраста. Семья, кроме того, - это сильнейший источник эмоциональных реакций, в благоприятном случае обеспечивающий человеку поддержку, принятие, рекреацию.
Семья считается одним из пяти фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой - самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп — группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовую бригаду, клуб по интересам или спортивную команду, но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает. Наконец, семья - самый распространенный вид социальной организации.
Институт семьи один из старейших в обществе. Сегодня без семьи нельзя решить ни одну из актуальных проблем, идет ли речь о выживании народа, или о производстве материального продукта, либо о строительстве жилья, воспитании и образовании детей и молодежи.
Сейчас «Семья», как малая социально-психологическая группа и уникальный социальный институт, подвержены важным изменениям и модернизации. Меняется ее структура, усложнились функции, видоизменилась типология, усилились деструктивные процессы, появились новые ориентации и мотивы заключения брака, устанавливается современная семейная политика.
По значимости своей роли в обществе семью невозможно сравнить с другими социальными институтами, потому что именно семья - это "колыбель" личности, в которой она формируется, овладевает социальными ролями необходимыми для жизни в обществе.
Семья является определенным убежищем и хранительницей частной формы человеческого образа жизни. Семья дает человеку жизнь, воспитание, первичную социализацию и все то, без чего человек не может полноценно жить и существовать. Особенно важна семья для человека в периоды, когда общество переживает период нестабильности. Но в условиях глобальных процессов, происходящих в мире, институт семьи не всегда может быстро и правильно приспосабливаться к изменяющимся условиям. В этом случае государство призвано позаботиться о семье.
Реформирование государственной экономической системы порождает изменения во всех сторонах функционирования общества и находит отражение во внутрисемейных отношениях, в частности, на распределении ролевых функций между мужем и женой.
О невыполнении институтом семьи основных социальных функций можно судить, в частности, по неспособности обоих работающих родителей обеспечить сносное существование своих детей (неэффективность выполнения функции содержания подрастающего поколения). Повышение преступности среди молодежи, подростков и детей, рост насилия в семье и распространение девиантного поведения говорит о невыполнении функции социализации и воспитания.
Таким образом, современная семья претерпевает изменения, меняет акценты, типы, формы, но и в эпоху социальных перемен она остается фундаментальным социокультурным институтом и ключевой ценностью общества. Вот почему в современных условиях семья особенно нуждается в эффективной социальной защите. Государство не должно стоять в стороне от семьи. Оно должно быть объективно заинтересовано в поддержании и укреплении семьи ради собственного существования и развития. От того, насколько эффективно выполняет свои функции институт семьи, зависит стабильность и интеграция общества.
Перемены в стране в первую очередь влияют на жизнедеятельность семьи, на формирование подрастающего поколения. Проблемы подобного масштаба в состоянии решить лишь государство. Члены семей нуждаются в правовой, психологической и экономической поддержке. Такую защиту и опеку выполняет государство.
Современная государственная социальная политика направлена на сохранение семьи как социального института, помощь каждой конкретной семье. Прежде всего, это профилактические меры, направленные на поддержание стабильности семьи, на социальное развитие семьи и ее членов, социальную помощь и поддержку.
Под социальной защитой понимается целенаправленная деятельность государства, муниципальных и иных органов политической власти, ориентированная на обеспечение достойных условий жизни и всестороннее развитие различных социальных групп граждан, с учетом воздействия негативных факторов и возможности их нейтрализации.
Иными словами, социальная защита семьи подразумевает собой меры социального характера, а именно: меры социального обеспечения, социальной помощи, психологическую, реабилитационную и другую помощь, оказываемую государственными и муниципальными учреждениями, некоммерческими и благотворительными организациями.
Специфика осуществления радикальных экономических реформ в России, сопровождающаяся коренной ломкой социальной инфраструктуры, привела к значительному ухудшению положения семьи и детей, серьезным деформациям в их жизнедеятельности. Резко возросло число малообеспеченных семей, семей с тревожными негативными нарушениями в межличностных отношениях, семей с отрицательным психологическим климатом, неблагоприятной эмоциональной атмосферой.
Применительно к семьям различных категорий клиентов: инвалидов, пенсионеров, военнослужащих, беженцев и т.д. - используются различные технологии социальной работы. Виды и формы социальной помощи, цель которых - сохранение семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи, нуждающейся в поддержке, можно разделить на экстренные, т.е. направленные на выживание семьи (экстренная помощь, срочная социальная помощь, немедленное удаление из семьи детей, находящихся в опасности или оставленных без попечения родителей) и направленные на поддержание стабильности семьи, на социальное развитие семьи и ее членов.
Социальная работа, ориентированная на стабилизацию семейных связей, включает в себя нормализацию отношений между супругами, между родителями и детьми, взаимоотношений всех указанных членов семьи с окружающими.
Деятельность учреждений социального обслуживания в оказании помощи семье рассмотрим на примере бюджетного учреждения «Центр социальной помощи семье и детям «Росток». Данное учреждение ориентировано на оказание социальной помощи семье и детям, его деятельность направлена на конкретные категории населения, нужды отдельной семьи.
«Центр социальной помощи семье и детям «Росток» уделяет особое внимание психологической поддержке семьи, что особенно актуально при наличии у значительной части семей устойчивых настроений неуверенности в будущем, затяжного психоэмоционального стресса, явного ослабления моральных устоев семьи, резкого обострения личных проблем.
В контексте ранней профилактики семейного неблагополучия основными направлениями деятельности специалистов центра, является восстановление функций семьи, оптимизация детско-родительских отношений, создание условий для формирования ответственного родительства, что обеспечивает нормальное воспитание и образование ребенка в семье, восстановления утраченных семейных связей и формирования осознанной родительской позиции. Акцент в деятельности специалистов делается на работу с семейным окружением ребенка с позиции системного подхода.
Проект «Право на счастье» направленный на раннюю профилактику семейного неблагополучия, реализуемый в бюджетном учреждении «Центр социальной помощи семье и детям «Росток», рассчитан на три года.
Проектом охвачены семьи, воспитывающие несовершеннолетних детей, нуждающиеся в социальной помощи и поддержке:
- многодетные семьи;
- неполные семьи;
- одинокие матери, воспитывающие детей;
- замещающие семьи.
Основной целью работы является создание условий для раннего предупреждения кризисных моментов семьи и воздействие на развитие ребенка, активизация жизненного потенциала семьи, направленного на благополучие детей. Решение поставленной цели происходит через выявлять причин и факторов, которые способствуют семейному неблагополучию в семье; организацию психолого – педагогического и правового просвещения родителей; содействие оздоровлению межличностных внутрисемейных отношений и восстановлению и сохранению семейных связей посредством праздничных мероприятий и тематических акций.
Реализация проекта «Право на счастье» через систему запланированных мероприятий способствует: получению психолого-педагогических и правовых элементарных знаний родителей и детей; восстановлению функций семьи; налаживанию детско-родительских отношений; повышению уровня семейной культуры; формированию навыков самопомощи и саморазвития; формированию осознанной родительской позиции; сохранению семьи и родителей для ребенка.
При работе с семьей используются такие формы работы как: организационные - планирование, координирование, информирование; диагностические - анкетирование, тестирование, наблюдение, сбор информации, изучение ситуации в семье; практические - «Школа родительского всеобуча», тренинги, индивидуальные и групповые занятия, праздничные мероприятия, информирование родителей, показ презентаций, социальных роликов, видео-слайдов и аналитические - диагностирование, экспресс-анкетирование, анализ, обобщение.Проект реализуется в несколько этапов:
Организационный этап:
выявление неблагополучных семей (КДН, ОДН, школа, личное обращение, ближайшее окружение);
проверка полученной первичной информации о семье.
Практический этап:
изучение семьи и ее проблем: сбор предварительных данных о семье (ребенке);
изучение ситуации в семье (оценку семейной ситуации как трудной, кризисной либо опасной);
разработка индивидуальной программы развития (ИПР);
проведение коррекционных мероприятий с семьей;
тестирование, анкетирование по результатам участия в мероприятиях;
определение эффективности выполнения ИПР; разработка памяток, буклетов
Аналитический этап:
обобщение результатов ИПР;
анализ и обобщение результатов анкетирования, тестирования за отчетный период;
мониторинг эффективности реализации проекта, внесение коррективов.
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ СОДЕРЖАНИЕ
Таблица 1
Направление работы Содержание Категории участников Формы работы
Социально-педагогическое педагогическое просвещение и педагогическая поддержка родителей, духовно-нравственное воспитание семей. Родители, несовершеннолетние - тематические беседы «Благовест»;
- акция « Пусть сбудутся детские мечты»;
- встречи с духовными людьми, творческими, известными для оказания помощи достичь своей цели, идеи, мечты;
- молодежные группы взаимоподдержки;
- организация досуговой деятельности;
- праздничные мероприятия
Социально-психологическое профилактику семейных разводов, психологическую поддержку и психологическое просвещение родителей. Родители, несовершеннолетние - психологические тренинги;
- консультации, рекомендации;
- родительский всеобуч «Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности ребенка».
- сминар-практикум для родителей детей, которые не посещают детский сад.
Социально-правовое правовое просвещение родителей по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, права, обязанности и ответственность родителей по воспитанию, развитию и обучению детей. Родители - родительский всеобуч;
- консультации, рекомендации
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Таблица 2
№ Тема мероприятия Сроки проведения Категория Ответственный
Социально-правовой блок «Школа родительского всеобуча»
1 Правовой тренинг «Жестокое обращение с детьми» В течение года
Семьи, несовершеннолетние различной категории Специалист по социальной работе
2 Буклет «Жестокое обращение с детьми» 3 Памятка в вопросах и ответах «Семейное право» 4 Правовой тренинг «Почему ребенок совершает правонарушения …» 5 Буклет «Права, обязанности и ответственность родителей» 6 Памятка «Основные права и свободы несовершеннолетних» 7 Диспут «Права и обязанности родителей» 8 Буклет «Административная ответственность» 9 Памятка «Обязанности и ответственность несовершеннолетних» 10 Диспут «Правовая ответственность родителей» 11 Буклет «Дисциплинарная ответственность несовершеннолетних» 12 Памятка «Виды правовой ответственности» Социально-психологический блок «Семейные вечера»
1 Консультации для родителей:
Особенности развития ребенка от рождения до года.
Возрастные особенности детей дошкольного возраста.
Кризисы дошкольного возраста.
Игрушки, которые всегда со мной.
Эмоциональное состояние женщины ожидающей ребенка.
Кризисные периоды в семейной жизни. В течение года
Семьи, ожидающие ребенка.
Семьи, имеющие детей дошкольного возраста.
Семьи, ожидающие ребенка. психолог
2 Тренинговое занятие с родителями: «Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности ребенка». 1 квартал
март Молодые семьи. психолог
3 Семинар-практикум для родителей детей, которые не посещают детский сад 2 квартал
май Молодые семьи. психолог
4 Развивающие занятия с детьми:
«Путешествие в страну красок».
Развивающие занятия по выявленным проблемам «Занимательная логика»
Коррекционно-развивающие занятия 3 квартал
июль
В течение года
по обращению Семьи с детьми психолог
5 Психологический тренинг «Психология семьи» 4 квартал Родители психолог
6 «Благовест» - тематические беседы по духовно- нравственному воспитанию с семьей. Май
Сентябрь
Декабрь Родители всех категорий Психолог
Иерей Евгений
7 «Пусть сбудутся детские мечты»: встречи детей, подростков с творческими, духовными людьми, известными для детей подростков из неблагополучных детей для оказания им помощи достичь своей цели, идеи, мечты. Август
Октябрь
Ноябрь Дети, подростки Психолог
Социально-педагогический блок (для родителей)
1 Консультации: «Семейные ценности».
«Как найти общий язык с ребенком».
«Образ отца».
«Совместные игры родителей и детей». В течение года
по обращению многодетные семьи, неполные семьи, семьи СОП и другие.
2 Праздничное мероприятие «От предков к потомкам» май 3 Праздничное мероприятие «День защиты детей» июнь 4 Праздничное мероприятие «День семьи, любви и верности июль 5. Мероприятия, посвященные Дню матери ноябрь 6. Праздничное мероприятие «Новый год у ворот» Декабрь «Пусть сбудутся детские мечты» блок для детей
1.. Акция «Ромашка-символ верности и любви», посвященная Дню семьи, любви и верности июль Подростки
2 Праздничное мероприятие. День молодежи «Мы из будущего» июль 3 Праздничное мероприятие «Веселый букварь» сентябрь АЛГОРИТМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Схема 1
Add Your Text
Алгоритм профилактики семейного неблагополучия
5. Анализ эффективности результатов; социальное патронирование семьи (по необходимости)
1. Выявление семьи. Установление контактов специалистов с членами семьи, определение социального запроса и сбор социального анамнеза семьи
2. Диагностика внутрисемейной ситуации, выявление сущности семейных проблем и причин их возникновения
3. Определение индивидуальной программы по работе с семьей, степени участия специалистов
4. Формирование механизмов самопомощи и стимулирование семейных ресурсов
Add Your Text
Алгоритм профилактики семейного неблагополучия
5. Анализ эффективности результатов; социальное патронирование семьи (по необходимости)
1. Выявление семьи. Установление контактов специалистов с членами семьи, определение социального запроса и сбор социального анамнеза семьи
2. Диагностика внутрисемейной ситуации, выявление сущности семейных проблем и причин их возникновения
3. Определение индивидуальной программы по работе с семьей, степени участия специалистов
4. Формирование механизмов самопомощи и стимулирование семейных ресурсов
Информационные ресурсы, созданные в рамках проекта, открыты и доступны для всех. Информирование о результатах деятельности проекта осуществляется через следующие каналы:
написание и размещение статьи в СМИ;
распространение памяток и буклетов по профилактике семейного неблагополучия;
использование в работе презентаций по профилактике семейного неблагополучия.
В 2015 г. в рамках «проекта «Право на счастье» охвачено 78 семей (234 человека, 156 несовершеннолетние) по Березовскому району, которые получили консультативную помощь и рекомендации специалистов, принимали участие в праздничных мероприятиях, тренингах, тематических беседах. Всего проведено 43 мероприятия. 98 % семей имеют положительную динамику.
Таким образом, социальная работа с семьями направлена на решение многочисленных проблем социального, психологического, нравственного и педагогического характера с которыми семья сталкивается в повседневной жизни, и которые не в состоянии решить самостоятельно.