Конспект урока на тему «Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными».
Тема нашего урока «СПП с несколькими придаточными».
Сегодня мы познакомимся с многочленными предложениями, рассмотрим разновидности СПП с несколькими придаточными и начертим схемы СПП с несколькими придаточными.
Как мы помним, придаточные части в СПП позволяют раскрыть, дополнить информацию, которая сообщается в главной части.
Давайте обратимся к нашему справочнику полезных советов и составим инструкцию по изготовлению развёрнутого высказывания.
Пункт 1. Возьмите простое предложение, которое выступит в роли главной части.
Пункт 2. Прибавьте к нему придаточную часть с нужным вам значением. И помните, что придаточная часть может присоединяться как ко всему главному предложению, так и к отдельному слову в его составе!
Но что если одного придаточного предложения мало? Если вы хотите сделать высказывание более сложным и развёрнутым?
Пункт 1. Возьмите СПП.
Пункт 2. Прибавьте к нему ещё одну придаточную часть.
Пункт 3. И ещё одну.
Пункт 4. В общем, повторяйте эту процедуру, пока высказывание не станет достаточно развёрнутым.
СПП с несколькими придаточными частями называется многочленным. Можно выделить три основные группы СПП с несколькими придаточными. При построении классификации мы обращаем внимание на такие вопросы: какого вида придаточные? К чему относятся? Как соотносятся между собой?
1. Первой разновидностью многочленных предложений, с которыми мы познакомимся, будут предложения с однородным подчинением. Мы можем изобразить эти предложения так: главное предложение и подчинённые ему близнецы. И сразу же приведём пример:
- Я узнал, что мы делали на уроке и что задали на дом.
При однородном подчинении все части присоединяются к одному предложению или к одному слову в нём. Примерно, как на нашем рисунке.
В нашем примере обе части относятся к одному глаголу «узнал», то есть придаточные ведут себя как однородные члены предложения.
Как видите, однородное подчинение не зря так называется. Более того, на этом сходство не заканчивается. Мы не зря изобразили на нашем рисунке близнецов. Все придаточные при однородном подчинении отвечают на один и тот же вопрос, то есть все придаточные – это части одного вида.
-Узнал (что?) что мы делали на уроке и (что?) что задали на дом. (всё точно также, как при однородных членах предложения). Обе части – придаточные изъяснительные.
Кстати, союзы и, вообще, средства связи в придаточных могут быть разные. Главное, чтобы вопрос был одинаковым.
-Я узнал (что?), что мы делали на уроке и какое правило нужно повторить. (Вопрос одинаковый для обеих частей. Придаточные изъяснительные).
-Я узнал (что?), где найти информацию и как написать реферат. (Средства связи различны, вопрос одинаковый, обе части – придаточные изъяснительные. Значит, это однородное подчинение).
При однородном подчинении может стоять сочинительный союз. При этом ещё больше увеличивается сходство придаточных с однородными членами предложения.
Заметьте, в нашем примере между частями стоит сочинительный союз –и-. И запятая между частями не ставится. Здесь действует то же правило, что и для однородных членов предложения.
Начертим схемы многочленных предложений с однородным подчинением. Возьмём уже знакомое нам предложение:
-Я узнал, что мы делали на уроке и что задали на дом.
[…гл.], (что…) и (что…).
2. Теперь поговорим о неоднородном (параллельном) подчинении.
Рисунок для ассоциации у нас поменяется. Главное предложение останется на месте, но никаких подчинённых близнецов больше не будет.
При неоднородном подчинении придаточные будут отвечать на разные вопросы, то есть это будут придаточные разного вида.
- Чтобы подготовиться к уроку, я узнал, что нам задали на дом.
Я узнал (зачем?), чтобы подготовиться к уроку. (это придаточное цели).
Узнал (что?), что нам задали на дом. (это придаточное изъяснительное).
При этом придаточные всё равно относятся к одному предложению. Правда, придаточные цели относятся к главному предложению целиком, а придаточное изъяснительное относится к глаголу со значением мысли.
Иногда при параллельном подчинении придаточные могут быть даже одного вида, но относиться к разным словам в главном предложении.
-Я узнал, что нам задали на дом, и сказал, что обязательно подготовлюсь. (оба придаточных изъяснительные, но первое относится к глаголу – узнал -, а второе – к глаголу - сказал.) Составим схему:
[..гл., (что…), и гл.], (что…).
- Чтобы подготовиться к уроку, я узнал, что нам задали на дом.
(Чтобы…), […гл.], (что…).
Может вы уже заметили, что однородное и неоднородное подчинение имеют общие черты. И при том и при другом придаточные присоединяются к главному предложению или к определённым словам в нём. Поэтому две эти разновидности связи объединяются при помощи понятия соподчинение.
Считается, что есть такой вид связи – соподчинение. А однородное и неоднородное подчинение его подвиды.
3. Последовательное подчинение серьёзно отличается от соподчинения. Посмотрите на наш рисунок – ассоциацию. Каждое последующее предложение подчинено предыдущему. И действительно, при последовательном подчинении каждое новое придаточное подчинено предыдущему. То есть получается такая цепочка, в котором каждое звено цепляется за другие.
-Я узнал, что мы повторяли тему, которую изучили на прошлой неделе.
Узнал (что?), что мы повторяли тему (какую?), которую изучили на прошлой неделе. (придаточное изъяснительное относится к глаголу из главного предложения, а придаточное определительное относится к существительному из предыдущего придаточного).
Заметим, что при последовательном подчинении придаточные могут быть как одного вида, так и разных видов. Прекрасным примером одинаковых придаточных служит стихотворение в переводе Самуила Маршака «Дом, который построил Джек». Вот как звучит последняя строфа этого стихотворения:
Вот два петуха (какие?),
Которые будят того пастуха (какого?),
Который бранится с коровницей строгою (какой?),
Которая доит корову безрогую,
Лягнувшую старого пса без хвоста (какого?),
Который за шиворот треплет кота (какого?),
Который пугает и ловит синицу (какую?),
Которая часто ворует пшеницу (какую?),
Которая в тёмном чулане хранится
В доме (каком?), который построил Джек.
Мы расставили вопросы, обозначили союзные слова. И получается, что в этом предложении 8 придаточных определительных. Из них 1-ое относится к главному предложению, а остальные к предыдущему придаточному. Это многочленное предложение с последовательным подчинением.
Схемы СПП с последовательным подчинением рисовать довольно легко.
-Я узнал, что мы повторяли тему, которую изучили на прошлой неделе.
[…гл.], (что…), (которую…).
В многочленных предложениях могут сочетаться различные типы подчинения.
-Чтобы подготовиться к уроку, я узнал, что мы повторили тему, которую изучили на прошлой неделе. (пронумеруем предложения. Придаточные под номером 2 и 3 связаны с главной частью при помощи неоднородного параллельного подчинения, а придаточные под номером 3 и 4 связаны по типу последовательного подчинения, они относятся друг к другу). Начертим схему:
(Чтобы…), […гл.], (что…сущ.), (которую…).
Итак, в СПП может быть несколько придаточных частей. Такие СПП называются многочленными. Придаточные в таком предложении могут быть связаны посредством соподчинения, разновидностями которого являются однородное и неоднородное подчинение, при которых части относятся к главному предложению или слову в нём.
При однородном подчинении придаточные будут одного вида. При неоднородном подчинении придаточные разных видов. Придаточные одного вида также могут встречаться при неоднородном подчинении , но относятся в таком случае к разным словам.
Части могут присоединяться друг к другу и при помощи последовательного подчинения, при котором придаточные зависят одно от другого. Это могут быть придаточные как одного вида, так и разных видов.