200 лет великому маринисту Ивану Константиновичу Айвазовскому
Искусство на уроках географии.
200-летию
И.К.Айвазовского
посвящается.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
В этом году нашему великому соотечественнику, феодосийскому художнику - маринисту И.К. Айвазовскому исполнилось 200 лет. Использование его работ на уроках географии, внеклассных мероприятиях позволяет приобщить учащихся к искусству, расширить их кругозор, дает возможность показать, насколько значимы географические события, объекты, которые великий художник запечатлел в своих произведениях, воспитывать чувство патриотизма, красоты, эстетического вкуса.
Иван Константинович любил путешествовать. Многое в его творчестве связано с изображением явлений природы, географических объектов, событий, которые имеют прямое отношение к географической науке. Неслучайно на торжественном заседании по случаю 50-летней творческой деятельности И.К.Айвазовского вице-президент географического общества П.П. Семенов –Тянь-Шанский сказал : «Русское географическое общество давно признало Вас выдающимся географическим деятелем ». В этих проникновенных словах П.П. Семенова -Тянь-Шанского выражено своеобразное понимание значения искусства Айвазовского для науки. Необходимо заметить, что сам П.П. Семенов Тянь-Шанским был большим ценителем искусства и весь свой досуг посвятил собиранию картин старых голландцев. Свою обширную коллекцию он завещал Эрмитажу.
И.К.Айвазовский любил путешествовать и охотно изображал явления природы и географические объекты на своих полотнах. Так, в Феодосии в 1850 году наблюдалось затмение Солнца, и И.К.Айвазовский написал картину, которую подарил Русскому географическому обществу. В 1869 году Иван Константинович отправился на Кавказ и написал целый цикл картин, изображающих природу предгорий Кавказа, Кавказской горной цепи и Закавказья, Кавказское побережье Черного и Азовского морей. Русское общество в 60-е годы имело смутное представление о Кавказе и знакомилось с этим краем в основном по литературным произведениям. Благодаря Айвазовскому появилась возможность увидеть природу этого края.
Иван Константинович был приглашен для участия в торжествах по случаю открытия Суэцкого канала в 1870 году. В результате этого путешествия была написана панорама канала и создан ряд картин, отражающих природу, жизнь и быт Египта с его пирамидами, сфинксами, караванами верблюдов.
В 1879 году И.К. Айвазовский отправился во Флоренцию. Конечной целью его путешествия была Генуя – родина Колумба, обдумывая сюжеты картин, посвященных памяти великого мореплавателя, наш художник желал собрать в ней исторические сведения до мельчайших подробностей. Относительно костюмов вооружения, постройки и оснастки корабля на исходе 15 столетия. Плодом добросовестных и прилежных изысканий Ивана Константиновича Айвазовского в Генуе было множество эскизов, очерков и набросков, воспроизведенных в его картинах, воскресивших в памяти мировое событие открытия Нового Света. По глубокому изучению сюжета, по историческим деталям «Христофор Колумб» Айвазовского может смело встать с «Помпеей» Брюллова . «Спасение Христофора Колумба в юности с горящего корабля», «Буря во время первого путешествия в неведомую страну», « Высадка на берег острова Сан-Сальвадор». Эти картины произвели на зрителей большое впечатление. Две картины купил принц Уэльский. В 1870 году, когда отмечалось 50-летие открытия Антарктиды русскими мореплавателями Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым, Айвазовский написал первую картину, изображающую полярные льды, «Ледяные горы».
В конце своей жизни в 1898 году художник совершил далекое путешествие в Америку, запечатлев на одной из своих картин Ниагарский водопад.
Живя в Феодосии, Айвазовский часть своего времени уделял образованию города. Он был попечителем Феодосийской гимназии со дня его основания, ежегодно вносил определенную сумму для оказания помощи нуждающимся ученикам гимназии. Был дружен с директорами мужской и женской гимназии города. Не было ни одного человека с семилетнего возраста, кто не знал Айвазовского, и школьники при встрече с художником должны были снимать фуражки, об этом неоднократно напоминали им в школе.
Иван Константинович нередко принимал участие в праздниках, которые проводили гимназисты. Часто устраивал угощение для всей гимназии и был при этом очень любезен и гостеприимен. Гимназисты человек 200 парами проходили мимо его, с каждым он здоровался за руку, затем всех усаживал и угощал. Однажды Айвазовский пригласил к себе учениц выпускного класса женской гимназии и заранее каждой из них написал на память пером по маленькому рисунку с изображением моря. Эти рисунки были сюрпризом : придя к столу каждая ученица увидела у себя на салфетке презент.
Айвазовский, как и в городе, в гимназии пользовался большим почетом. За ним гимназия чувствовала как за каменной стеной, способной укрыть и защитить от всяких бед и напастей, которым, как известно подвержена жизнь педагога.
Приведу примеры использования картин Айвазовского при изучении различных тем географии мира.
7 класс география материков и океанов
Тема. Антарктида и Антарктика. Открытие Антарктиды и современные научные исследования. Общие сведения о материке, своеобразие физико- географического положения.
Цель. Познакомить учащихся с открытием и современными исследованиями Антарктиды. Дать знания об особенностях географического положения Антарктиды.
Оборудование. Карта Антарктиды, физическая карта мира, атласы, картина И.К.Айвазовского «Ледяные горы»
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Вводное слово учителя
Вокруг Южного полюса лежит огромная оледенелая Земля. Ледяная стена до 60 метров высотой тянется вдоль ее берега. Под напором внутриматерикового льда этот огромный массив все дальше сползает в море. С неутомимым ожесточением приливы и отливы все время атакуют, его могучую толщу льда постепенно пронизывают трещины. От великого ледяного барьера откалываются гигантские ледяные глыбы и плывут в океанскую даль.
Почти 14 млн. кв. км. занимает эта земля, где нет ни лугов, ни лесов, ни рек, ни озер, самые высокие растения в расселинах скал – мхи, едва превышают 2-3 см. Здесь самые низкие температуры.
На суровой этой земле нет никаких наземных животных. Только тюлени, пингвины, буревестники, чайки, бакланы, крачки населяют окраины материка. Будто остановилась, замерла жизнь на подступах к грозным ледяным барьерам. И кто побывал здесь однажды, тот всегда будет вспоминать великое молчание ледяной пустыни.
Ознакомление учащихся с целью и задачами урока.
Введение понятия Антарктика
Антарктика – это Антарктида с прибрежные океаническими водами и прилегающими островами.
Беседа с учащимися об особенностях плавания в антарктических водах
Трудности:
-низкие температуры;
-частые шторма (неистовые 50 широты);
-плотные туманы;
- айсберги (100 тысяч ледяных плавающих гор).
Отдаленность Антарктиды и суровость природных условий стала причиной того, что материк Антарктида долгое время не был открыт. Хотя еще в глубокой древности появилась гипотеза о существовании некой Terra Australius incognita. Эта неведомая южная земля возникла, как своего рода противовес материкам, тесно сгрудившимся в северном полушарии. Неведомую южную землю настойчиво искали многие мореплаватели, искал ее и знаменитый Джеймс Кук. Льды преградили путь на юг Джеймсу Куку, который написал: « Я обошел океан южного полушария на высоких широтах и совершил это таким образом, что неоспоримо отверг возможность существования материка, который если и может быть обнаружен, то лишь близ полюса в местах недоступных для плавания».
Итак, 16 января 1820 года Антарктида была открыта русскими мореплавателями М. П. Лазаревым и Ф.Ф. Беллинсгаузеном. Экспедиция, проведя 527 дней в море и оставив за кормой около 50 тыс. миль совершила открытие материка, что неоспоримо причислено к событиям выдающимся, какие принято называть великими географическими событиями. Кроме берегов Антарктиды были открыты и нанесены на карту 29 ранее неизвестных островов, определены границы материка, собраны богатейшие ботанические и зоологические коллекции, описаны особенности льда и климата Антарктиды.
К этому знаменательному событию имеет непосредственное отношение наш соотечественник феодосийский художник И.К. Айвазовский. Он написал картину «Ледяные горы»
Огромное расстояние при сложнейших условиях было преодолено на кораблях «Мирный» и « Восток». Айвазовский никогда не был в южных холодных широтах. В работе над этим произведением ему помогли рассказы М.П. Лазарева, с которым живописец был в дружеских отношениях, и рисунки П.М. Михайлова, который принимал участие в плавании. Картина была написана в 1870 году к 50-летию открытия нового материка. Размеры ее внушительны 112 на 136 сантиметров. И то, что на тот момент уже всемирно известный художник обратился к данной теме подчеркивает, какое великое открытие совершили русские моряки М.П. Лазарев и Ф.Ф. Беллинсгаузен.
Беседа с учащимися о картине.
- вопросы
1. Что изображено на картине?
2. Какие краски использует художник, изображая природу материка?
3. Что пытался подчеркнуть художник, показывая природу в мрачных тонах
3. Какие чувства вызывает эта картина?
4. На заднем плане за шлюпом изображен айсберг. Сравните их размеры. Если учесть что большая часть айсберга находится под водой.
Среди исследователей, которые впервые проникли на материк и открыли Южный полюс были норвежец Руал Амудсен и англичанин Роберт Скотт. С историей покорения Южного полюса мы познакомимся на следующем уроке.
Сегодня на Антарктиде научно- исследовательские станции из разных стран мира проводят свои наблюдения. Трудятся на Антарктиде и украинские ученые. Правительство Великобритании в 1995 году подарило нашей стране английскую станцию Фарадей. В настоящее время станция имеет название Академик Вернадский. Она расположена на одном из островов Антарктического полуострова на тихоокеанском побережье Антарктиды. Здесь ученые ведут метеорологические наблюдения и биологические исследования, наблюдают за озоновым слоем, изучают земной магматизм, материковый лед
Составление характеристики географического положения материка
Работа с контурными картами.
Подведение итогов урока
7 класс. География материков и океанов
Тема. Северная Америка. Воды суши. Основные речные системы. Великие озера и их происхождение.
Цель. Изучить основные гидрографические объекты Северной Америки. Выяснить основные черты речной и озерной системы.
Изучая данную темы, мы обязательно даем характеристику Ниагарского водопада, предлагаю следующую характеристику данного объекта с использованием картины И.К. Айвазовского «Ниагарский водопад».
Озеро Эри и озеро Онтарио соединяет небольшая река Ниагара, на которой находится один из известнейших и самых полноводных в мире водопадов – Ниагарский. Его воды падают с высоты 50 метров. «Ниагара» на языке местных индейцев означает «грохочущая вода». Действительно, шум падающей воды можно услышать на расстоянии 25 км. Остров Козий разделяет водопад на два потока. Левый, канадский имеет форму подковы, ширина около 800 м. Правая часть, принадлежащая США, имеет ширину 300м. Ниагарский водопад один из мощных в мире. Вода, протекающая за сутки через водопад, могла бы заполнить железнодорожные цистерны, образовав цепь, которая трижды опоясала бы земной шар.
Множество людей со всего мира стремятся увидеть это творение природы. В числе счастливчиков был наш соотечественник великий художник И.К. Айвазовский. Когда художнику было 75 лет, в 1892 году он отправился в Америку. В этот год континент отмечал 400-летие своего открытия. Цель своего путешествия сам он определил так: «Изучив океан, посетив Ниагару, поселиться в Вашингтоне на 4 месяца, написать коллекцию новых американских картин, и они, вероятно, будут выставлены отдельно в главных городах в январе.
Путешествую по Америке, Айвазовский побывал в Нью-Йорке, Вашингтоне, на Ниагарском водопаде. Американцы с восторгом приняли выставку картин Айвазовского в Нью-Йорке. Отмечая энергию и трудоспособность художника, газета «Вечерние новости Вашингтона писала: «Айвазовский. Несмотря на свои 70 лет, полон силы, он держится прямо, и его глаза весело светятся. Когда он говорит. Несмотря на свои медали и прочие отличия, он скромен в обиходе и предпочитает не говорить о себе. Айвазовский вернулся из Америки и в Феодосии в мастерской написал картину «Ниагарский водопад», сейчас она хранится в Феодосийской галерее, давайте рассмотрим ее. Живописец изобразил низкое небо. Мощную массу воды, падающей с почти 50-метровой высоты, пену и брызги клокочущего водопада. Потрясающее зрелище «украшено» прозрачным сиянием радуги.
8 класс
Тема: «Поверхностные воды Крыма»
Крымские реки характеризуются паводками, которые нередко бывают катастрофическими. Такой поводок изобразил И.К. Айвазовский в картине «Наводнение в Судаке». На картине изображен разлив реки во время такого паводка. Произведение «Наводнение в Судаке» навеяно впечатлениями от действительных событий. Из-за ливня в мощных потоках воды в хозяйстве Айвазовского пострадала значительная часть стада. У художника было несколько имений, доходы приносили фруктовые сады, молочные фермы, пасеки, стада овец.
Предложенный материал можно также использовать при проведении мероприятий внеклассной работы, дополнительных уроков, спецкурсов.
15