Выступление на педагогическом совете «Внеурочная деятельность — часть учебно-воспитательного процесса и одна из форм организации свободного времени учащихся»
Выступление на педагогическом совете «Внеурочная деятельность - часть учебно-воспитательного процесса и одна из форм организации свободного времени учащихся»
Из опыта работы руководителя кружка "Мастерская чудес", учителя начальных классов Тищенко О.В. (общекультурное направление)
30.03.2016г.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Я расскажу об одним из направлений внеурочной деятельности - это общекультурное направление, задачами которого является развитие эмоциональной сферы ребёнка чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенции.
Видами деятельности данного направления являются:
- проблемно-ценностное общение (беседы, диспуты, дебаты);
-художественное творчество (тематические классные часы, выставки творческих работ учащихся, социальные проекты на основе художественной деятельности и др.)
- досугово-развлекательная деятельность (выходы в театры, музеи, выставки, концертные залы, классные и школьные праздники и др.)
Я остановлюсь подробнее на одном из видов деятельности данного направления- это художественное творчество и расскажу про свой кружок "Мастерская чудес".
Рождение данного кружка началась с участия в апробации образовательного проекта СГУ имени Н.Г.Чернышевского "Растём вместе". Используя темы и задания из предложенного пособия, выполняли их на уроках окружающего мира, рисования, технологии и литературного чтения. На уроках чтения большое впечатление произвело чтение сказок о животных. Ребятам больше захотелось узнать о жизни тех животных, которые обитают в лесу. Используя разные источники дополнительной литературы, дети готовили сообщения, а на уроках технологии из ниток выполняли эскиз понравившегося животного. Получился коллективный альбом творческих работ и мини-проект "Животные леса". С данным проектом приняли участие в областном конкурсе творческих работ "Сохраним природу родного края" на базе МОУ "СОШ №60" и получили грамоту за победу в номинации "Лучшее оформление проекта"(2013-2014 учебный год). Детям очень понравился данный вид работы и мы продолжили. Следующим этапом была апробация образовательного проекта СГУ имени Н.Г.Чернышевского "Зелёный маршрут". Результатом данного проекта была завоевание 2 места сборной команды ребят нашей школы в областном конкурсе "Зелёная красавица", проходившего в нашей школе в преддверии Нового года (2014-2015 уч. год).
Готовясь к данным мероприятиям мы много работ выполняем своими руками. Видно было как ребятам трудно давались выполнения некоторых заданий из-за недостатка развития мелкой моторики руки, дети огорчались, но продолжали упорно доводить начатое дело до конца.
Учащиеся приходят на занятие с очень слабыми руками, не умеют правильно держать ножницы, но бывают и приятные исключения. В группе, как правило, лишь 6 - 7 человек владеют элементарными навыками ручной работы. Все это накладывает свой отпечаток на занятия в целом.
Любое изделие, выполненное ребенком – это его труд, в который он вкладывает много старания, усилий, терпения, времени и, главное желание сделать хорошо и красиво.
Так родился кружок "Мастерская чудес", целью которого было создать условия для усвоения ребёнком практических навыков работы с разным материалом, воспитание творческой активности, общее развитие личности.
Работа данного кружка предусматривает подготовку и проведение конкурсов, творческих работ, как коллективного характера, так и индивидуальных. Свои работы мы вклеиваем в альбом или уносим домой. Мы стараемся активно принимать участие в конкурсах не только школьного уровня. Уже есть свои результаты.
Конкурс декоративно-прикладного творчества "природа и фантазия" (школьный) 2 место Мачильский Илья 1 Е кл,
1 место Лаврентьева Вероника 1 Е кл.
Конкурс детского рисунка "Мы выбираем ЗОЖ" 3 призовых места. (школьный), и многие другие.
Районные конкурсы рисунков: "Мой родной город" - 2 место Александрина Зоя,
"Очей очарование" 2 место Прохорова Даша.
Районные конкурсы поделок: "Мастерская Деда Мороза" 3 призовых места (Мачильский И, Лаврентьева В, Белоклеец А.)
Городская грамота: Конкурс рисунков "Мифы Греции" Мачильский И. И это ещё не окончательный результат.
Психологи давно пришли к мнению, что все дети обладают самыми разнообразными творческими способностями. Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребёнок может проявить себя. Бесталанных детей нет. Задача школы состоит в том, чтобы выявить и развить эти способности в доступной и интересной деятельности. Известный педагог И.П. Волков в своё время высказал своё мнение о том, что «развить способности – это значит вооружить ребёнка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одарённости».
Это я и пытаюсь достичь в своей работе.