РОДИТЕЛЬСКАЯ СТУДИЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ (ЗПРР)
Рубцова Анна Сергеевна, педагог-психолог МБДОУ Детский сад № 69, г. Северодвинска, Архангельской области
РОДИТЕЛЬСКАЯ СТУДИЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ (ЗПРР)
Аннотация: Вопрос взаимодействия и понимания друг друга становится всё более актуальным внутри семьи по мере взросления ребёнка. Ребёнок взрослеет и меняется, также должны изменяться и развиваться детско-родительские отношения. А для этого необходимо учиться понимать, смотреть и видеть друг друга. Возникает необходимость дать папам и мамам педагогические знания, повернуть их лицом к ребенку, защитить детство последнего от неоправданных наказаний, грубости и несправедливости.
Ключевые слова: дети с задержкой психического развития, валидность, кризисные ситуации семей, родительская студия «Семья глазами ребёнка».
Главная задача педагога-психолога в работе с родителями детей, имеющих отклонения в психическом развитии, состоит в том, чтобы заинтересовать родителей перспективами нового направления развития детей. Родителей нужно постоянно держать в курсе всех дел, а поэтому заранее выбрать наиболее удачные формы взаимодействия с ними, тогда мы сможем обеспечить одно из важнейших условий развития личности ребенка - согласованную совместную работу окружающих его взрослых, это дает ребенку возможность перейти на следующую, более высокую стадию развития.
Сегодня нет практически здоровых детей, и открытие коррекционных групп детей с ЗПР становится необходимостью, а не исключением из правил.
К сожалению, арсенал методических разработок по этой проблеме по-прежнему невелик. Но зато неограниченны возможности для творчества. Если мы владеем умением подбирать методики для диагностических обследований, и помним о валидности, надежности, точности, однозначности этих методик, если мы ведем целенаправленную коррекционную работу с обычными детьми, то справимся и с проблемой ЗПР. При любой тяжести отклонений для ребенка можно создать условия, обеспечивающие положительную поступательную динамику его развития.
Актуальность темы предполагает обсуждение вопросов, касающихся содержания взаимодействия воспитателя с родителями детей ЗПР.
Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность взаимодействия с родителями детей с задержкой психического развития.
Объектом исследования являются семьи, имеющие детей ЗПР.
Предмет исследования: взаимодействие воспитателя с родителями детей с задержкой психического развития.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:
1. Охарактеризовать психофизиологические особенности детей с задержкой психического развития.
2. Выявить и проанализировать проблемы и кризисные ситуации семей имеющих детей.
3. Теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность взаимодействия воспитателя с родителями детей ЗПР.
В нашем дошкольном учреждении разработана программа взаимодействия с родителями воспитанников группы компенсирующей направленности (задержка психического и речевого развития), которая даёт нам уникальную возможность снять ощущение единственности, уникальности собственных трудностей, позволяет получить обратную связь (и от взрослых, и от детей) и взглянуть на свой педагогический опыт с иной точки зрения.
Программа включает в себя цикл встреч в студийной форме. Суть студийных занятий заключается в обучении одновременно на трёх уровнях: теоретическом, практическом, технологическом.
Во время проведения родительской студии мы создаём условия для активного включения каждого родителя в совместную деятельность по обсуждению педагогической проблемы, связанной с особенностями развития и воспитания детей. Родительская студия проводится в форме групповой дискуссии, круглого стола и т.п. с обязательным использованием рефлексивных приёмов, особенно на этапе обсуждения результатов совместной деятельности.
Родительская студия способствует переосмыслению личностно-этических взглядов родителей на проблемы развития, воспитания и социализации детей, при этом у родителей появляется возможность сравнить собственную позицию с мнением других родителей. Родительская студия носит неформальный характер общения педагогов с родителями; подразумевает равноправное положение и активность всех участников обсуждения (и родителей, и педагогов); в рамках обсуждаемой темы создаётся положительный эмоциональный фон; по итогам обсуждения обязательная рефлексия совместной деятельности.
Родительская студия «Семья глазами ребёнка»:
Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития эффективных навыков коммуникации с детьми.
Задачи:
Обеспечить осознание родителями возможности гендерного подхода к воспитанию детей дошкольного возраста.
Показать родителям, какие методы воспитания применяются в семье с точки зрения их ребёнка.
Оптимизация форм родительского взаимодействия в процесс воспитания детей.
На этапе подготовки была проведена следующая предварительная работа: диагностирование детей по Е. Когану «Кольца и стрелы»; рисование на тему «Моя семья», диагностика семейных отношений по методике «Взаимодействие родитель-ребёнок» (автор Марковская И.М.); подготовлено психолого-педагогическое издание «Исток» по теме родительской студии.
Этап проведения включает:
1. Тренинг взаимодействия родителей и детей «Учимся понимать друг друга», включающий цикл интерактивных мероприятий: «Знакомство»; «Я и мой ребёнок»; «Волшебный цветок»; «Цвет моего настроения»; «Подарок для всех».
2. Выставку семейных работ «Моя семья».
3. Стенд для родителей и педагогов «Поразмышляй».
4. Плакат «Рисунок как отражение эмоционального мира ребёнка».
5. Стенд «Что такое радость?».
Список литературы:
Ананьева Т.В. Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей «особого» ребёнка//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2007, №1, стр. 64-67
Винник М.О. Задержка психического развития у детей: методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы. – Ростов – на – Дону: 2007
Далинина Т. Современные подходы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй //Дошкольное воспитание, 2000 - №1, стр. 41-48; №2, стр. 44-49
Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: Пособие для работников ДОУ. – М.: 2002
Доронова Т.Н. О взаимодействии ДОУ с семьёй// Дошкольное воспитание, 2000 - №3, стр. 87-90
Дробинская А.О. Скоро в школу: Что нужно знать родителям. - М.: Школьная пресса, 2005