Тема Формирование связной речи у детей с ОВЗ, детей-инвалидов на уроках чтения и во взаимодействии с социальными партнёрами


Учитель МБОУ «СОШ № 2 им. А. И. Исаевой» г. Нефтеюганск Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития. Кому не известно, что дети с плохо развитой речью всегда отстают, нередко оказываются в числе неуспевающих по разным предметам. Развитие речи учащихся - одна из первостепенных и сложных задач начального обучения. До настоящего времени вопросы формирования связной речи у детей с ОВЗ и детей-инвалидов являются актуальными и сложными. Они недостаточно освещены в литературе. Лишь в отдельных трудах приводятся конкретные формы и приемы обучения связной речи школьников с ЗПР. Актуальность проблемы обусловлена в первую очередь вопросами, возникающими при обучении детей с ЗПР. Объектом исследования является коррекционная работа по формированию связной речи у младших школьников с ОВЗ и детей-инвалидов апробация эффективных методов по формированию связной речи у младших школьников с ОВЗ Субъект: учащиеся 4 класса (ОВЗ)учащийся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) разработка методики формирования связной речи младших школьников с ОВЗ, учащегося с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) на уроках чтения. если у детей с ОВЗ ограничена возможность использования связной речи в процессе учебной и игровой деятельности, то, при создании определенных коррекционных психолого-педагогических условий улучшается связь между элементами сообщения, повышается способность составления развернутых синтаксических конструкций 1. изучить и проанализировать общую и специальную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;2. провести констатирующий эксперимент по обследованию уровня развития связной речи младших школьников с ОВЗ.3. Разработать методику коррекционной работы по формированию связной речи у младших школьников с ЗПР. - теоретические – анализ литературы по проблеме, синтез результатов исследований авторов по проблематике;- эмпирические – изучение медико-педагогической документации (данные анамнеза, результаты обследования и заключения МПМПК, педагогические характеристики), выбор методов исследования, определение диагностики, статистическая обработка и интерпретация полученных данных заключается в результатах констатирующего эксперимента, которые могут быть интересны и полезны учителям- дефектологам, учителям начальных классов, родителям детей с задержкой психического развития, воспитателям, работающим с детьми с задержкой психического развития скороговорные разминки;скороговорные пятиминутки;скороговорные диктанты;скороговорные марафоны;скороговорная игротека;скороговорные выступления;скороговорные рассказы. Проводится в начале урока для настроя на положительную эмоциональную волну.Варианты обыгрывания:проговаривание в разном темпе с разной интонацией (восторженно, радостно, грустно, удивленно, озабоченно, разочарованно…);проговаривание, сопровождаемое определёнными загаданными действиями(например хлопками, взмахами руки, танцевальными движениями…);чтение скороговорок по цепочке, по номерам, по заданным словам;поиск в тексте скороговорок названий животных, имён собственных, частей речи и.т.п. Проводятся в середине или в конце урока для снятия интеллектуального напряжения, смены вида деятельности:Варианты:скороговорный круг(передаем эстафетную палочку или мячик и проговариваем скороговорку, нельзя повторяться!скороговорная лента;скороговорная корзина;скороговорный обменный пункт два обучающихся встречаются для обмена новой скороговоркой);инсценирование скороговорки;различные игры. Важно:текст должен нравиться детям, вызывать положительные эмоции;в 1 классе пишем только выученные скороговорки; во 2-3 классе детям текст должен быть знаком!должна присутствовать мотивация к такому виду деятельности(фишки, медальки, значок: «скороговорный искусник»);текст прочитывается один раз. Варианты:игра «Следы»;скороговорная «корзина»;песочные часы;игра «Чемпион- скороговорщик»;игра в «снежки» (из мягкой бумаги лепим снежки и соревнуемся, кто сколько «снежков» сможет положить в коробку, кинуть в соперника ит.д…).При проведении марафона скороговорщики должны быть на некотором расстоянии друг от друга и за ними должен наблюдать эксперт! (во время праздников экспертами могут быть родители). Фантазируем, пробуем, выдумываем!Игры с пальчиковыми куклами, мягкими игрушками, придумывание своих скороговорок.«Кто кого перескороговорит». Командная игра.«Соревнование телефонистов».(по типу испорченного телефона). Детский смех.Грачонок и галчонок громко галдели в гардеробе.Когда заглядывали их родители. Грачи и галки, грачонок и галчонок грациозно раскланивались. Закрывая крылом дверь, мудрые родители произнесли:-Играют. Радуются. –ну и хорошо! Кто хочет разговаривать,Тот должен выговаривать.Все правильно и внятно,Чтоб было всем понятно.