Технологическая карта урока истории России в 6 классе по теме Первые государства на территории Восточно-европейской равнине
Технологическая карта конструирования урока
(выполнила Балахонская Т. А., учитель истории МБОУ «СОШ №3» НГО)
Предмет
История
Класс
6
Тема урока
Первые государства на территории Восточной Европы
Тип урока
Урок «открытия» нового знания
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
Овладение целостными представлениями об историческом пути народов России как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность
Регулятивные: планировать пути достижения целей; оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы
Познавательные: осуществлять поиск информации в исторических текстах; использовать историческую карту как источник информации о территории расселения восточных славян, направлениях передвижения людей; составлять описание образа жизни различных групп населения; осуществлять сравнение и классификацию; строить логическое рассуждение
Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; отображать в речи содержание совершаемых действий; аргументировать свою точку зрения
Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена этнической группы; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов; формирование устойчивого познавательного интереса
Условия реализации урока
Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)
Учебная литература
Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии)
Оборудование
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Учебник И. Л. Андреева, И. Н. Федоро-ва. История России с древнейших времен до XVI в.;
атлас «История России с древнейших времен до XVI века»
Е. В. Симонова. Методическое пособие к учебнику И. Л. Андреева, И. Н. Федоро-ва. История России с древнейших времен до XVI в.;
Е. Н. Сорокина Поурочные разработки по истории России. С древнейших времен до конца XVI в.
Стратегическая технология: технология исследовательской деятельности; проблемное обучение.
Тактические технологии: технология критического мышления через чтение и письмо.
Видеофрагмент, карта «Восточные славяне и Византийская империя»;мультимедийная презентация; фрагмент письменного исторического источника
Основные понятия
Колонизация, союзы племен, подсечно-огневая и переложная системы земледелия, бортничество, хазары, болгары, дань, каган, иудаизм, ислам
Этап урока
(название, время, цели)
Деятельность
учителя
Задания для учащихся
Деятельность
учеников
I. Мотивационно-целевой этап
Цели:
Эмоционально, психологически подготовить учащихся к усвоению изучаемого материала
Продолжительность: 7 минут
Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися
Чертит схему на доске.
(Приложение 1)
Выделяет эти вопросы на схеме.:
1.Места проживания.
2. Занятия.
3. Соседи и отношения с ними.
- С историей каких народов мы знакомились на прошлом уроке? Какой народ является нашими далекими предками?
Древнейшая история славян еще окончательно не выявлена. Истоки исторической судьбы славян уходят в никуда. На каждую каплю твердого знания приходится по целому океану предположений и загадок. Таким образом, ранняя история славян не менее загадочна и таинственна, чем история Атлантиды. Давайте и мы попробуем себя в роли исследователей нашей далекой и загадочной истории
- Предположите, какие вопросы мы должны задать себе, чтобы составить портрет восточных славян?
- Как вы думаете, какие из перечисленных вопросов мы должны рассмотреть на уроке в первую очередь?
- Какие источники нам помогут выяснить эти вопросы?
- Как вы думаете, над какой темой нам предстоит работать на уроке?
- Откройте §3, посмотрите, верно ли мы сформулировали тему. Обратите внимание, какой основной вопрос будет стоять перед нами в процессе работы (стр. 27).
Слушают, отвечают на вопросы, высказывают предположения, записывают схему-план в тетрадь и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока.
Выдвигают предположения.
Пытаются сформулировать тему урока.
Читают тему урока и главный вопрос параграфа.
III. Процессуальный этап
Цели: формирование у учащихся умений реализации новых способов действий, расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов
Продолжительность: 30 минут
Организует самостоятельную работу с учебником и отрывком из «Повести временных лет». (Приложение 2)
Организует первичную проверку усвоения нового материала.
Использует метод мозгового штурма для выяснения занятий восточных славян.
Составляет на доске схему «Занятия восточных славян» (Приложение 4)
Организует работу с новыми терминами.
Организует анализ отрывка из «Повести временных лет», работу с
§ 3 и картой.
Организует работу с терминами.
Нацеливает на самостоятельную работу с текстом учебника.
Организует проверку таблицы.
Организует работу с проблемным вопросом урока.
Подводит итог.
С большинством народов и племен были добрососедские отношения, шло мирное проникновение на соседние территории и слияние языков. Военные конфликты не имели затяжного характера и происходили в основном с юго-восточными государствами. Это позволило в дальнейшем создать свое государство
- На основе п.1 §3 и карты на стр. 28 составьте кластер «Ветви славянства».
- Вам предстоит побыть в роли исследователей, ребята. Первоначальные сведения о расселении восточнославянских племен получены из «Повести временных лет» монаха Нестора. Они подтверждены находками археологов.
Прочтите отрывок из летописи, найдите на карте атласа места расселения перечисленных в отрывке племен и составьте таблицу (Приложение 3).
- Назовите названия восточнославянских племен и покажите на карте места их расселения.
- Ребята, почему такие названия у племен: поляне, древляне, дреговичи и т. д.?
- Предположите, какие основные занятия были у восточных славян. Ответ аргументируйте.
- А теперь предлагаю убедиться в том, насколько правильны наши предположения. Посмотрим фрагмент видеоурока «Восточные славяне в древности». Если возникнет необходимость, дополните схему.
- Объясните значение терминов: подсечно-огневое земледелие, переложная система земледелия, бортничество.
- Назовите территорию, на которой расселились восточные славяне.
- Какие народы, проживающие на Восточно-европейской равнине, упоминает Нестор в своем труде? Найдите их на карте.
- На прошлом уроке мы говорили о некоторых из этих народов. Какие отношения складывались у славян с ними? Что такое колонизация?
- Что такое государство? Какие государства существовали на Восточно-европейской равнине?
- Прочитав пункты 2-3(§3), составьте сравнительную таблицу «Соседи славян: хазары и волжские болгары» (Приложение 5)
- Кратко охарактеризуйте государства-соседи восточных славян.
- С каким государством соседствовали славяне на юго-западе?
-Что вам известно о Византийской империи?
- Давайте вернемся к основному вопросу нашего урока (§3, стр. 27): Важным ли было для восточных славян наличие соседей с разнообразным государственным и экономическим устройством и различными религиями? Попробуйте аргументировано ответить на него.
- Как вы думаете, почему с некоторыми соседями у славян складывались нелегкие отношения?
Работают с учебником и картой, преобразуют полученную информацию в знаково-символическую. Проговаривают вслух полученную информации.
Читают исторический документ, работают с картой атласа, анализируют информацию и обобщают ее в виде таблицы.
Проговаривают вслух полученную информацию, показывают на карте места расселения восточных славян. Исправляют ошибки допущенные при заполнении таблицы.
Выдвигают предположения. Аргументируют свое предположение). Фиксируют схему в тетради.
Смотрят фрагмент видеоурока, осуществляют самопроверку по заполнению схемы «Занятия восточных славян».
На основе просмотренного фрагмента объясняют значение понятий.
Перечисляют неславянские народы, показывают их расселение на карте.
Делают выводы об отношениях славян с народами Восточно-европейской равнины. Объясняют понятие «колонизация».
Объясняют термин «государство». Перечисляют и показывают на карте государства, расположенные на Восточно-европейской равнине.
Читают учебник, анализируют материал, составляя сравнительную таблицу.
Озвучивают обобщенную информацию о соседних государствах. Исправляют допущенные ошибки в таблице.
Дают характеристику Византии.
Рассуждают, отвечают на вопросы. Задают друг другу вопросы
IV. Рефлексивно-оценочный этап
Цели: закрепить результаты образовательной деятельности и сформулировать задачу на следующий урок
Продолжительность:5 минут
Проводит беседу
- Какую цель мы поставили в начале урока?
- Выполнили цель?
- Что для вас явилось новым?
- Над чем будем работать на следующем уроке?
- Кто доволен своей работой на уроке? А кто нет?
Отвечают на вопросы.
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.
V. Домашнее задание
Продолжительность: 2 минуты
Комментирует домашнее задание
§3, вопросы и задания.
По желанию: подготовить проекты на темы, предложенные в учебнике
Записывают домашнее задание
Приложение 1.
Приложение 2.
Летописец Нестор о славянах.
и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем – славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянской.
Род их держать княжение у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а другое на реке Полоте, где полочане. От этих последних произошли кривичи, сидящие в верховьях Двины, и в верховьях Днепра, их же город – Смоленск; именно там сидят кривичи. От них же происходят и северяне. А на Белоозере сидит весь, а на Ростовском озере меря, а на Ростовском озере меря, а на Клещине озере тоже меря. А по реке Оке – там, где она впадает в Волгу, - мурома, говорящая на своем языке, и черемисы, говорящие на своем языке, и мордва, говорящая на своем языке. Вот только кто говорит по-славянски на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане, прозванные так потому, что сидели на Бугу, а затем ставшие называться волынянами. А вот другие народы, дающие дань Руси: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, нарова, ливы, - эти говорят на своих языках, они от колена Иафета и живут в северных странах.
Приложение 3.
Название племени
Места расселения
Кривичи
Верховья рек Волги, Днепра, Западной Двины
Вятичи
По реке Ока
Ильменские словене
Вокруг озера Ильмень и по реке Волхов
Радимичи
По реке Сож
Древляне
По реке Припять
Дреговичи
Между реками Припять и Березина
Поляне
По западному берегу реки Днепр
Уличи и тиверцы
Юго-запад Восточно-Европейской равнины
Северяне
По среднему течению реки Днепр и по реке Десна
Приложение 4.
Занятия восточных славян (V – VIII вв.)
Приложение 5.
Соседи славян: хазары и волжские болгары.
Племена, государства
Время образования государства
Религиозные представления
Организация управления
Основные занятия
Ремесла (кузнечное, гончарное, ткацкое)
Под-сека (лес)
Пере-лог (лесо-степь)
земледелие
Промыслы (охота, рыболовство, бортничество)
скотоводство
Схема 115