ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ НА МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ ВОСПИТАТЕЛЯ на тему«Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры» Калимуллиной Ландыш Халитовны


ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ НА МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ
Ф.И.О. (ПЕДАГОГА) Калимуллина Ландыш ХалитовнаМЕСТО РАБОТЫ МБДОУ «БАТЫР»
СТАЖ РАБОТЫ 9 ЛЕТ , В ДАННОЙ ДОЛЖНОСТИ 1ГОД
ТЕМА: «Развитие сенсорных способностей  детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»
Основная цель ДОУ: «Всестороннее формирование личности ребёнка с учётом особенностей его физического, психического развития , индивидуальных возможностей и способностей»
Цель:  систематизация знаний по методике сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста, изучение учебной и научно-методической литературы, новых программ и педагогических технологий, ознакомление с опытом работы других дошкольных учреждений, педагогов.Основные задачи ДОУ:
Развитие коммуникативных способностей детей, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи ) в различных формах и видах детской деятельности.
Совершенствовать формы и методы работы по УМК обучению татарскому языку и по приобщению детей к истокам народной культуры, посредствам татарского фольклора и декоративно – прикладного творчества.
Укрепление здоровья детей и создание необходимых условий для их физического развития; внедрение в воспитательно - образовательный процесс здоровьесберегающих компонентов, направленных на снижение заболеваемости детей; формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни
Задачи: 
 1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения литературы по данной теме,  2. Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
3.Развивать умение группировать и сравнивать предметы
4.Формировать сенсорные эталоны
5.Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.)
6. Педагогическое просвещение родителей по вопросу: «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста»
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Всё более расширяющийся круг знаний и умений, которыми должно овладеть молодое поколение, готовясь к практической деятельности, ставит перед педагогической наукой задачу совершенствования процессов воспитания и обучения детей.
В дошкольной педагогике одним из вопросов требующих пристального внимания, является проблема формирования сенсорной культуры.
Сенсорная культура ребёнка — результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей).
Сенсорное развитие служит основанием успешного осуществления различных видов воспитания: умственного, эстетического, физического и даже нравственного, т. е. развития личности ребёнка в целом.
Важность сенсорного воспитания определяется тем, что познания окружающей действительности основывается, прежде всего, на ощущении и восприятии. Мы узнаём об окружающих предметах и явлениях при помощи зрения, осязания, слуха, и лишь на этой основе могут в дальнейшем возникнуть более сложные самостоятельные процессы, как память, воображение, мышление.
Развитие сенсорного восприятия в младшем возрасте влияет на мышление, речь, эстетическое восприятие окружающего мира, воображение, и как следствие творческие способности ребёнка. Ведь только чувствующий, замечающий малейшие оттенки цветов или звуков ребёнок способен по-настоящему насладиться красотой музыкального или художественного произведения, а в последствии и создать его самостоятельно.
Готовность ребёнка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования показали, что значительная часть трудностей, возникающая перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребёнок не может воспроизводить образцы движений на физкультуре.
Но дело не только в том, что низкий уровень сенсорного развития
резко снижает возможность успешного обучения ребёнка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства. Сенсорному развитию ребёнка необходимо уделять внимание на протяжении всего дошкольного детства.
В истории дошкольной педагогики на всех этапах её развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики (Я. Каменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, Е.И. Тихеева) были разработаны разнообразные дидактические игры по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.
Специально организованные дидактические игры — хорошее дополнение к обучению на занятиях.
Н.К. Крупская придавала большое значение игре, как одному из средств формирования личности детей: « Игра для дошкольников - способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения и животных».
Наблюдая за игрой детей своей группы в дидактические игры
обратила внимание, что некоторые не могут сложить такую простую игрушку, как пирамидка или матрёшка.
Сделала вывод о недостаточной сформированности сенсорной культуры у детей. В результате проведённого исследования, возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры у детей младшего возраста.
Основные направления в работе:
1. Формирование практических способов ориентировки.«поисковая », результативная проба, практическое промеривание, умение прослеживать за движением, пользоваться указательным и соотносящим жестом в ходе предметных и орудийных действий, при сравнении объектов, а также формирование системы « взор - рука».Важно формировать зрительно – тактильное восприятие, когда ребенок узнает геометрические фигуры или величину предметов первоначально на ощупь, и потом только рассматривает их.2. Формирование восприятия цвета.Для  формирования у детей представлений о цвете полезны специальные занятия аппликацией, рисованием, лепкой, развитие восприятия цвета имеет важное значение в эстетическом воспитании ребенка.Работа по развитию представлений о цвете проводится поэтапно.На первом этапе ребенка учат сличению цветов дается  инструкция: Дай такой же (по цвету) кубик, кружочек и т. д.).На втором этапе ребенок выполняет задание по словесной  инструкции.На третьем он сам называет тот или иной цвет.3. Формирование восприятия формы.Раскладывание предметов на «кучки» с учетом величины, формы. Предлагаются специальные игры. С помощью зрительного соотнесения восприятия формы ребенок учиться выполнять эти задания.Если у ребенка еще не сложились представления о форме предмета, то упражнения начинаются с различения  шара, круга и их размеров. Действия сопровождаются речью.4. Формирование восприятия величины.Различие и раскрепления понятий большой – маленький проводиться на различных играх – упражнения на конструктивную деятельность: постройки башен из кубиков, игры со сборными игрушками.В этих играх не только формируются представления о величине предметов, но и развивается манипулятивная деятельность рук, воспитывается последовательность действий, развиваются пространственные представления. Проводятся также игры с матрешками и пирамидками.5. Формирование восприятия пространственных отношений.Первые представления о пространстве тесно связаны с развитием возможности самостоятельного передвижения, восприятия расположения частей тела (схемы тела.) Следует особо подчеркнуть, что доступность и полезность для каждого вида заданий определяется не только возрастом, сколько предварительной подготовкой, которую получили дети.
Перспективное планирование работы по теме :«Развитие сенсорных способностей  детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»
Этапы Содержание работы Работа с родителями
Диагностический
2014-2015 год Цель. Изучение возможностей и потребностей детей и родителей по развитию сенсорных способностей детей в игре.
Задачи.
Анализ организованной образовательной деятельности
Изучение возможности качественной реализации развития сенсорных способностей в системе образовательного процесса.
Изучение потребностей родителей и материально-технической базы для продуктивной работы над темой
Анализ методической литературы
Разработка рабочей программы педагога
Создание материально-технических, организационных и научно-методических условий.
Оценка уровня развития сенсорных способностей детей.
Анкетирование родителей.
Ожидаемый результат. Изучена литература, проанализированы ресурсы, учтены запросы родителей, проведена оценка индивидуального развития детей, спланирована работа Консультации для родителей
2.Прогностический
2015-2016 год Цель. Введение игровых технологий в воспитательно-образовательный процесс.
Задачи.
Изучить современные педагогические технологии обучения и развития детей дошкольного возраста.
Разработать комплекс консультаций для родителей по развитию сенсорных способностей детей.
Подобрать игры для развития сенсорных способностей детей .Ожидаемый результат.
Внедрение игровых технологий в организованной образовательной и совместной деятельности. Повышение качества воспитательно-образовательного процесса, за счёт проявленного интереса у детей. Размещение информации на стенде для родителей о дидактических играх по сенсорному развитию
3.Практический
2016-2017 год Цель. Создание условий для развития сенсорныхспособностей детей.
Задачи.
Создание и поддержание условий для творческой работы с детьми.
Разработка и проведение занятий с применением игровых технологий.
Постоянный анализ развития сенсорных способностей детей.
Непрерывное пополнение предметно-пространственной развивающей среды в группе
Ожидаемый результат.
Повышение качества воспитательно-образовательного процесса, за счёт проявленного интереса у детей. Оформление предметно-развивающей среды с учетом активизации сенсорных способнстейВыставка детских работ по продуктивной деятельности для родителей.
4.Обобщающий
2017- 2018 год Цель. Обобщение результатов по теме самообразования.
Задачи.
Развивать познавательную активность дошкольников
Проведение занятий с использованием игровой деятельности.
Привлечение родителей к развитию познавательной активности у детей и оказанию помощи в проведении занятий
Анализ формирования сенсорных способностей у детей (мониторинг индивидуального развития)
Оформление результатов работы по теме самообразования.
Ожидаемый результат. Развитие интереса у детей к получению знаний, умения нестандартно мыслить. Оформления опыта работы по теме.
Оформление папки – передвижки»
«Взаимодействие детского сада и семьи по реализации основной общеобразовательной программы дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО» Проведения «Дня открытых дверей» для родителей
5.Внедренческий
2018- 2019 год Использование опыта работы в процессе дальнейшей работы.
Распространение собственного опыта путем участия в методических объединениях и в конкурсах Фото-отчёт для родителей «Вот и стали мы на год взрослее, и много чего мы умеем».

Перспективный план работы
На 2016-2017 учебный год
Месяц Тема занятий Задачи
Сентябрь Д/и «Овощи» Развивать тактильные и вкусовые ощущения
Рисование «Овощи» Развитие формы, цвета
Д/и «Спрячь мышку» Развивать цвет
Д/и «Магазин» Учить группировать предметы по общему признаку
Октябрь Д/и «Составь фигуру» Учить анализировать, сравнивать, осуществлять последовательные действия
Д/и «Матрёшкино новоселье» Развивать цвет
Д/и «Сбор фруктов» Формирование величины
Аппликация «Лебёдушка» Закрепление цвета
Ноябрь Лепка «Яблоки и груши» Формирование представлений о цвете и форме
Заварка чая с лимоном Показать и назвать действия, которые в последствии дети могут перенести в игровую ситуацию
Д/и «Чего не хватает» Формирование представлений о цвете и форме
Д/и «Чудесный мешочек» Учить на ощупь находить геометрические фигуры
Декабрь Д/и «Найди все фигуры как эта» Дать представления о цвете, форме и размере.
Д/и «Чем похоже, чем отличается» Развитие аналитических способностей, умение сравнивать предмет по цвету, форме, величине
Рассматривание меха и пальтовых тканей Познакомить детей с некоторыми свойствами меха и ткани, дать общее представление о способах превращения их в вещи
Д/и «Украсим ёлочку» Учить группировать оттенки, подбирать их по слову, обозначающему цвет
Январь Д/и Домино Познакомить детей с величиной, закрепить понятие о цвете
Д/и «Кто скорее соберёт» Учить собирать пирамидки
Д/и «Что лежит в мешочке» Упражнять в соотношении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образом.
Февраль Д/и «Придумай сам» Учить использовать предмет в качестве заменителя других предметов
Д/и «Сравнение шарика и куба» Познакомить с формой предмета
Геометрическое лото Учить сравнивать форму изображенного предмета с геометрической
Окраска воды Формировать представление о разных оттенках цвета по светлоте
Март Аппликация «Украсим салфетку» Цвет, форма, понятие середина листа, верхний угол, развивать композиционные умения, цветовое восприя иеНайди предмет такой же формы Учить детей сопоставлять формы предметов с геометрическим образом
Конструирование «Башня» Закреплять представление об относительной величине предметов
Аппликация «Узор по кругу» Учить располагать узор по краю круга, правильно чередуя фигуры по величине. Понятие вверху, внизу, слева, справа
Апрель Ознакомление с деревом и резиной Познакомить с некоторыми свойствами дерева и резины
Д/и «Орнамент» Учить воспринимать, воспроизводить взаимное расположение геометрических фигур на плоскости с учётом их цвета, формы
Д/и «Чудесный мешочек» Учить определять материал на ощупь, из которого сделаны вещи
Лепка «Миски трёх медведей» Учить лепить мисочки разного размера
Май Д/и «Цвет и форма» Закрепить представление о пяти геометрических фигурах
Д/и «Посади огород» Учить детей использовать заместители предметов и располагать предметы в пространстве в соответствии расположенных заместителей
Д/и «Составь предмет» Упражнять в соответствии силуэта из отдельных частей (цвет, форма)
Конструирование из песка Продолжать знакомить детей со свойствами песка
План работы совместной деятельности
№ п/П Виды деятельности Содержание Дата
1 Опыты с водой: Смешивание подкрашенной воды и получение разнообразных «волшебных» цветов и оттенков; сентябрь
«Цветные капельки»: капание из пипеток в баночки с водой жидкой краски различной густоты и наблюдение за «путешествием» капельки; октябрь
«Тонет – не тонет»: испытание на «плавучесть» игрушек из разного материала; ноябрь
Замораживание воды в разных формочках; декабрь
2 Опыты с мыльной водой и пеной: Пускание мыльных пузырей с помощью разных предметов январь
3 Опыты с пуговицами, шнурками и пр. С пуговицами: угадай на ощупь; найди самую большую; самую красивую пуговицу; классификация по цвету, форме; нанизывание на шнурок и т.д. февраль
Со шнурками: классификация по цвету, длине; выкладывание узоров; развязывание узелков март
4 Опыты в быту Определение вкусовых качеств. Запаха, консистенции пищи. Холодное – горячее. Сладкое – соленое. Жидкая – густая. Твердое – мягкое. И т.д. апрель
С напитками: Добавление молока в чай. Добавление варенья из ягод в молоко. Приготовление морса.
май
4 Дидактические игры: «Мы умываемся» сентябрь
«Умоем куклу Катю», октябрь
«Купание куклы». ноябрь
«Одень куклу на прогулку» Определение - цвета, формы, размера, классификация одежды по сезонам; декабрь
«Магазин одежды» январь
«Укладывание куклы спать». Определение качества постельного белья. Чистое, мягкое, сухое, отглаженное, грязное, светлое и т.д.; февраль
«Как звенят тарелки и ложки» март
«Накрой на стол» апрель
«Мы дежурим по столовой» май
6 Беседы: «Зачем мы моем руки» сентябрь
«Дары леса» «Дары огорода» « Дары сада» октябрь
«Каждой вещи свое место» январь
7 Наблюдения: «Кто лучше сложит вещи» (Соревнование) февраль
«Как правильно завязать шнурки, шарф, застегивание рубашки» март
Мультфильм «Федорино горе», «Добрая хозяюшка»; ноябрь
ВЫВОД
Повышение активности детей во время проведения организованной образовательной деятельности, желания узнавать, что-то новое самостоятельно. Вовлечение родителей в единое образовательное пространство.
Форма предоставления результатов  - отчет
                                     
4 .СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под ред. Р. Г. Казаковой. Москва 2007 г.2. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва, 2010.3. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М. : «Просвещение», 1988;4. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М. : «Мозаика-Синтез», 2003;5. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.6. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М. : Обруч, 2012г7. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст) : Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006. .
8. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. – М. : Просвещение, 1978.
9. Кирпичникова Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику // Дошкольное воспитание № 2 - 2005
10. Сольцева О. Г. “Наши помощники – органы чувств” - “Ребенок в детском саду” № 3-2007.
11.Богусловская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 1991