Организованная образовательная деятельность по математическому и сенсорному развитию детей среднего дошкольного возраста Как волк искал зайца в городе Коврове
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
детский сад № 51
г. Ковров, Владимирская облать
Непосредствено образовательная деятельность
Тема: «Как волк искал зайца в городе Коврове»
по образоватльной области познавательное развитие
возраст группа: средний дошкольный возраст
автор Жаровцева Светлана Викторовна
воспитатель высшей катигории
2016 год
Программное содержание
Воспитательная задача:
- В играх с правилами принимать игровую задачу ;
- Воспитывать интерес к результатам решенной задачи;
-Воспитывать умение сочуствовать игровому персонажу, оказывать помощь;
-Воспитывать интерес к общему замыслу и согласованию действий;
- Воспитывать любовь к родному городу
Развивающая задача:
- Развивать умение считать предметы в пределах пяти, умение соотносить количество с числом;
- Упражнять в ориентации в пространстве;
- Уточнить представления о достопримечательностях города Коврова;
- Закрепить представления о назначении дорожных знаков (автобусная остановка, пешиходный переход), сигналов пешеходного светофора. Закрепить правила дорожного движения : умение переходить через дорогу.;
-Развивать логическое мышление;
- Развивать умение различать и называть геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, круг, треугольник, овал), находить геометрические фигуры необходимой формы размера и цвета.
Обучающая задача:
-Практически осваивать и понимать порядковое назначение числа;
-Формировать умение выбирать предметы, подлежащих сравнению с силуэтом;
- Осваивать умение пользоваться схематическим изображением свойств и осмысливать их значение.
Материалы и оборудование:
- Магнитная доска;
- Проектор;
- Компьтер;
- Экран
Изменения в развивающей предметно-пространственной среде:
- до ООД:
-Внести иллюстрацию кота Тома с шариками в лапах (приложение 1);
- Альбом «Наш любимый город Ковров»;
-На стульях привязаны ленточки красные и зеленые;
-В книжном уголке поместить картинки с достопримечательностями города Коврова, пассажирского транспорта;
- У магнитной доски поместить цифры, большие и маленькие геометрические фигуры основных цветов ( квадраты, прямоугольники, кружки, треугльники, овалы );
-В уголок дорожного движения поместить разные дорожные знаки , в которые входят знак автобусная остановка, пешиходный переход, пешиходный светофор;
-На столы поместить образцы четырех домов по количеству детей с синими ленточками (приложение 3), один из которых изображен ввиде тени; картинка дома формата А4 (приложение 4).
- после ООД
Внести маски и чати костюмов мультипликационных героев волка и зайца, атрибуты (шарики, рули, форму шофера, машины , дорожные знаки, светофор ) для организации сюжетно-ролевой игры «Как волк искал зайца в городе Коврове». Перепутать карту схему составленную в процессе ООД ( приложение 5) , создание игровой ситуации «Найди изменения и исправь». Создание игровой ситуации «Придумай и нарисуй карту, где спрятался заяц».
Способ использования игровых технологий:
Использование игры как педагогической формы (игровые технологии, игровые методы и приемы обучения): проблемная ситуация «Волк хочет подарить шарики зайцу, но не знает, где он находится», дид.игра «Найди автобус на котором может доехать волк»; дид.игра «Вспомни правила перехода через дорогу»; физминутка «Сигналы светофора»; дид.игра «Найти дом зайца по тени» (прием наложения); дид.игра «Найди этаж , где прятался заяц»; дид.игра «Найди дверь за которой спрятался заяц».
Использование игровые интерактивных форм организации детей: презентация с аннимацией «Как волк искал зайца в городе Коврове»
Взаимодействие с семьями воспитанников:
- до ООД : совместный просмотр мультфильма «Ну, погоди!»; оказание помощи в создании альбома «Наш любмый город Ковров».
- после ООД : Создание детьми совместно с родителями книги «Новые приключения волка и зайца».
Ход ООД
Этапы деятельности
Содержание деятельности
время
1.Процесс вовлечения в деятельность
Воспитатель выставляет на магнитной доске иллюстрацию волка с шариками в лапах (приложение 1). Дети обращают внимание на появившиюся на магнитной доске картинку и задают вопрос педагогу: «Зачем волку шарики ?» Воспитатель интерисуются мнением ребят, что они думают об этом сами. Если никто из ребят не обратил внимание на появившиюся иллюстрацию на магнитной доске, то воспитатель может провести с дошкольниками игру «Что нового появилось на группе». И когда дети увидят иллюстрацию на магнитной доске, педагог может спросить ребят ,зачем волку шарики.
Дети могут ответить, что у волкаа какой- то праздник, или волк хочет подарить кому- то шарики.
Приход детей в ДОУ до зарядки, после завтрака
2. Процесс
целеполагания
Педагог уточняет у ребят, кому волк может подарть шарики. Дошкольники, вспомнив мультфильм «Ну, погоди!», могут предположить, что волк может подарить шарики зайцу. Воспитатель предлагает ребятам подумать и ответить, как волк может подарить шарики зайцу, если он его боится и всегда от него прячется. Дети высказывают свое мнение: волк может поискать зайца, а затем подарить ему шарики.
Воспитатель: Ребята, если волк не знает, где искать зайца. Что ему делать, как быть?
Дети предлагают оказать свою помощь волку.
1 мин.
3.Процесс проектирования и планирования
деятельности
Педагог задает ребятам вопрос: «Где мы можем узнать об укрытии зайца?» Дошкольники могут предположить, что можно узнать в интернете, или в книге.
Воспитатель: «Как вы думаете, то что мы сможем узнать из электронной книги, где и с помощью чего укажем нахождение зайца». Дети могут предложить нарисовать, или найти картинки и поместить их на магнитную доску.
1 мин.
4. Процесс
Осуществления
деятельности
Воспитатель предлагает вспомнить есть ли в книжном уголке книга, в которой рассказано, где спратался заяц. Дети обнаруживают, что такой книги у них нет. Педагог предлагает воспользоваться электронной книгой, которая есть у них в компьюторе (Презентация «Как волк искал зайца в городе Коврове» приложение 2).
Дети располагаются перед экраном , на котором с помощью проектора воспитатель демонстрирует презентацию «Как волк искал зайца в городе Коврове».
2 слайд Изображен Ковровский вокзал. Воспитатель: «Как вы думаете, что изображенно на этой иллюстрации».
Дети узнают и называют, что это вокзал в городе, в котором они живут.
Воспитатель : «Если на иллюстрации изображен вокзал нашего города, значит, в каком городе нужно искать зайца». Дети отвечают, что зайца нужно искать в городе Коврове.
Вопитатель просит одного из ребят найти в книжном уголке изображение вокзала и поместить картинку на магнитную доску.
3 слайд изображено три автобуса и внизу расположены цифры 1, 2, 3. Цифры 1 и 3 перечеркнуты.
Воспитатель: «Как вы думаете, зачем для поиска зайца могут понадобиться автобусы». Дети отвечают, что на автобусе можно поехать по городу и доехать до места, где спрятался заяц.
Воспитатель: «А на каком автобусе может поехать волк?». Если дети смогут ответить на этот вопрос, что волк должен поехать на втором автобусе. Педагог должен поинтерисоваться , почему они так думают. Ребята объясняют, что волк должен сесть на второй, так как внизу цифры 1 и 3 зачеркнуты. Если дошкольники не могут ответь на поставленный вопрос , то воспитатель обращает их внимание на цифры внизу экрана. И спрашиваету ребят : «Что означают эти цифры ( какие цифры перечеркнуты)? Почему одна цифра не зачеркнута, что это обозначает?».
Воспитатель : «Ребята, а где расположен второй автобус?». Дети отвечают, что второй автобус находится в середине, между первым и третьим.
Педагог щелкает левой кнопкой компьютерной мыши и на экране второй по счету автобус увеличивается в размерах, и цифра два перемещается на увеличенный автобус.
Воспитатель просит одного из ребят найти в книжном уголке автобус и поместить на магнитную доску, другого ребенка просит найти у магнитной доски цифру два и поместить рядом с автобусом.
4слайд изображена площадь Победы города Коврова, автобусная остановка, пешиходный переход и пешиходный светофор.
·Воспитатель: «Как вы думаете, что изображенно на этой иллюстрации».
Дети узнают и называют, что это площадь Победы.
Воспитатель : «Скажите, какой дорожный знак вы видите внизу экрана». Дети отвечают, что это знак обозначает остановку автобуса.
Воспитатель : «Если этот знак обозначает остановку автобуса, то что должен сделать волк?». Дети отвечают, что он должен выйти на остановке «Площади Победы».
Воспитатель : «Скажите, а что обозначают белые полоски в центре экрана?». Дети отвечают, что белые полоски обозначают пешиходный переход по которому нужно переходить через дорогу.
Воспитатель : «Если эти белые полоски обозначают пешиходный переход то, что должен сделать волк?». Дети отвечают, что волк должен перейти дорогу по пешиходному переходу.
Воспитатель : «Как вы думаете, волк сразу может перейти дорогу, или он должен на что-то еще обратить внимание?». Дети отвечают , что волк должен посмотреть на светофор.
Воспитатель : «Скажите, на какой сигнал светофора можно переходить через дорогу?». Ребята отвечают, что можно преходить через дорогу на зеленый сигнал светофора.
Воспитатель : «Предлагаю поиграть,
Через дорогу зашагать.
Если горит красный свет,
Мы стоим на месте,
Загорится зеленый свет,
Затопаем на месте.»
Физкультминутка «Сигналы светофора»
На экране пешиходный светофор меняет цвета с помощью компьюторной мыши, а дети выполняют задания.
Воспитатель просит одного из детей найти в книжном уголке иллюстрацию площади Победы и поместить их на магнитную доску, а другого ребенка найти в уголке дорожного движения знак остановка автобуса, пешиходный переход и пешиходный светофор и расположить их рядом с иллюстрацией площади Победы.
5слайд изображены четыре дома, один из которых изображен ввиде тени.
Воспитатель : «Какие интересные дома изображены на иллюстрации. Как вы думаете, в каком доме находится заяц, если его дом похож на эту тень. Как это можно определить». Дети высказывают свои мнения и внимательно посмотреть и сравнить дома «на глаз» , или сравнить дома способом наложения друг на друга. Воспитатель предлагает детям, у которых привязаны красные ленточки, сравнить дома «на глаз». А детям, у которых привязанны синие ленточки, подойти к столам и использовать способ наложения домов друг на друга ( на столах лежат образцы четырех домов по количеству детей с синими ленточками (приложение 3), один из которых изображен ввиде тени). Дошкольники, используя прием наложения, находит подходяший дом, и показывают его педагогу. Ребята , которые сравнивали дома «на глаз», объясняют расположение похожего дома на экране( Заяц находится в третьем доме, так как этот дом имеет такие же крыши , как на тени).
Воспитатель проверяет правильность выполнения задания, и просит ребят расположенных около столов вернуться на стулья к экрану и проверить правильность выбора дома, где спрятался заяц (с помощью щелчка мышки дом, в котором находится заяц, на экране перемещается на вверх экрана).
Педагог просит одно из ребят поместить найденный дом на магнитную доску.
6 слайд . Изображен дом. Около дома расположены три кружка. В первом кружке нарисована цифра 3, второй кружок пустой, а в третьем кружке нарисована цифра 5.
Воспитатель : «Как вы думаете, на каком этаже спрятался заяц, если внизу экрана есть подсказка? Посмотрите на цифры и скажите, какая цифра должна быть между цифрами 3 и 5 ?» Дети отвечают, что между цифрами 3 и 5 должна быть цифра 4.
Педагог щелкает левой кнопкой компьютерной мыши и на экране появляется цифра четыре между цифрами 3 и 5.
Воспитатель : «Значит, на каком этаже спрятался заяц?». Ребята отвечают, что заяц спрятался на 4 этаже.
Воспитатель показывает картинку формата А4, где нарисован дом как на экране (приложение 4) и спрашивает ребят : «Кто сможет отсчитать и показать, где находлится четвертый этаж». К картинке отсчитывать и показывать нахождение 4 этажа вызываются 3 -4 человека, затем педагог предлагает проверить правильность ответов. Он щелкает левой кнопкой компьюторной мыши и на экране на четвертом этаже окна окрашиваются в синий цвет.
Педагог просит одного из ребят поместить картинку дома (формат А4) на магнитную доску, а другого ребенка найти у магнитной доски цифру 4 и поместить ее рядом с домом.
7 слайд Изображены пять дверей , на которых нарисованы геометрические фигуры разного цвета (синий квадрат, желтый прямоугольник, синий овал, красный круг, синий треугольник). Внизу эрана нарисовано синие пятно и нецветные,перечеркнутые геометрические фигуры (квадрат, треугольник).
Воспитатель: «Посмотрите, на эти двери. Как вы думаете, за какой дверью спрятался заяц, если внизу экрана находится подсказка?». Дети высказывают свои предположения, и педагог просит их, объяснить, почему они так думают. Если дошкольники не могут найти ответ на поставленный вопрос, то воспитатель наводящими вопросами (Какого цвета должна быть геометрическая фигура, если в подсказке нарисовано пятно синего цвета? Какой формы должна быть геометрическая фигуру, если в подсказке показаны зачеркнутые фигуры квадрата и треугольника?) подводит детей к ответу (в подсказке показано , что фигура на двери должна быть синего цвета, а синего цвета нарисованы фигуры квадрат, овал и круг , но квадрат и треугольник в подсказке зачеркнуты, значит заяц спрятался за дверью на которой нарисован синий овал ).
Педагог предлагает проверить правильность ответа ребят. Воспитатель щелкает левой кнопкой компьюторной мыши и на экране дверь с нарисованым синем овалом исчезает и дети видят на экране зайца.
Воспитатель просит одного из ребят найти у магнитной доски картинку зеленого большого прямоугольника и маленького синего овала и поместить картинки на магнитную доску.
14 мин.
5.Процесс рефлексии
Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, смогли мы узнать из электронной книги, где спрятался заяц? ». Дети отвечают, что электронная книга помогла узнать, где находится заяц.
Воспитатель: «Давайте вспомним, как сможет волк найти зайца в нашем городе Коврове». Дети, глядя на выставленные картинки на магнитной доске, рассказывают последовательно, как найти зайца.
Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, что произодет, когда волк найдет и подарит зайцу шарики». Дети ответят, что мышонок обрадуется.
Воспитатель: «Как вы думаете, куда заяц пригласит волка в нашем городе Коврове?». Дети выскажут свои предположения: пригласит в кафе, на прогулку в парк, в бассейн, в спортзал и т.п.
Воспитатель: «Ребята, наши сказочные герои плохо знают город Ковров и чтобы они не заблудились им необходимо устроить экскурсию по нашему городу. А вы , знаете достопримечательности города Коврова, сможите провести экскурсию для волка и зайца».
Ребята ответят, что знают город и с удовольствием проведут экскурсию для сказочных героев.
2 мин
Используемая литература:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н.«Математика – это интересно. Игровые ситуации, диагностика освоенности математических представлений.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008г.
Приложение 1
Приложение 2
2 слайд
3 слайд
4 слайд
5 слайд
6 слайд
7 слайд
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
13 PAGE \* MERGEFORMAT 142115
Объект 25Объект 26Объект 57lђЗаголовок 1lђЗаголовок 2lђЗаголовок 3lђЗаголовок 4lђЗаголовок 5lђЗаголовок 6lђЗаголовок 7lђЗаголовок 8lђЗаголовок 915