ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: «СЕМЬ ЧУДЕС БАШКОРТОСТАНА» По направлению : «Культурное наследие Башкортостана»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ:
«СЕМЬ ЧУДЕС БАШКОРТОСТАНА»
По направлению : «Культурное наследие Башкортостана»
Выполнила: ученица 8 класса
МБОУ СОШ с. Орловка
Вострецова Елена
2013г.
Содержание
Введение. 3-4
Первое чудо: национальный музыкальный инструмент - курай. 5-6
Второе чудо: башкирский мед. ...7-8
Третье чудо: памятник Салавату Юлаеву. 9-10
Четвертое чудо: эпос «Урал-батыр». .11-12
Пятое чудо: Пещера Шульган-таш. 13-14
Шестое чудо: целебные пары горы Янган-тау. ..15
Седьмое чудо: минеральные источники Красноусольска. ..16-17
Заключение. ...18
Приложение 1. 19
Приложение 2. 20
Приложение 3. 21
Приложение 4. 22
Приложение 5. 23
Приложение 6. 24
Приложение 7. 25
Введение
Башкортостан – родной мой край.То место, где поет курай,А ветер ему подпеваетТак странно радость навивает.Все горы, все леса, все реки,Все то, что есть в родной землеМилей и краше всех на свете.Наверно, знает только ветерВсе прелести родной земли.А нам с тобой нужно беречь,Присматривать, любить, стеречь,Все то, что дал нам край родной,Ведь он и мой, и твой.Цвети, родной Башкортостан!И славься ты, на радость нам!
...Башкортостан, известный истории с античных времен, - родина и источник вдохновения для тех, кто родился здесь и живет, строит будущее своих детей. Красивая, полная достоинства, соискавшая имидж благополучия и имеющая опыт сосуществования многих национальностей и культур, наша отчизна Башкортостан издревле славится самобытной природой и культурно-историческими ценностями. А каковы же главные из них, что можно назвать приоритетным чудом республики?
Семь чудес Башкортостана – Башкирский мед, памятник Салавату Юлаеву, национальный инструмент курай, эпос «Урал-батыр», Красноусольские минеральные источники, пещера Шульганташ, лечебные пары горы Янгантау.
“Какими только дарами не наградила природа эту страну, – писал в прошлом веке писатель Ф.Д. Нефедов, – обширные и тучные пастбища, как море, без конца волнующиеся ковылем степи; дремучие леса, из края в край переполненные разными породами зверей и птиц, красавицы реки; целебные источники и озера и светлые, как утро мая, горные потоки...”
1. Первое чудо: национальный музыкальный инструмент – курай.
Курай - это национальный музыкальный инструмент. Он вобрал в себя многовековую историю народа - своего создателя. (Приложение 1.)
О древности курая говорит, например, тот факт, что башкирская народная мелодия «Звенящие журавли», исполняемая только на курае, имеет более чем 1000-летнюю историю. Об этом же свидетельствуют упоминания о курае в древних башкирских эпосах «Акбузат», «Кара Юрга», «Заятуляк и Хыухылыу», «Кунгырбуга» и в других.
О происхождении курая существуют множество башкирских народных легенд и сказок. В легенде «Курай» юноша пошел навстречу звукам и увидел, как тростниковое растение издает на ветру нежный мелодичный звук. Юноша срезал тростник, приложил его к губам и заиграл.
Традиционный курай изготавливается из полого стебелька зонтичного растения, которое также называется курай. В военно-походных условиях применялся металлический курай. С 1976 года народным мастером Вакилем Шакировичем Шугаеповым изготавливается курай из деревянного шпона. Инструмент настроен с помощью камертона на определенную тональность.
Разновидности курая:
Кыйык-курай.
Сор-курай. Изготавливается из стебля степной травы в степных районах, где не растет [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. По сравнению с кыйык-курай инструмент короче, а стенки толще. Используется преимущественно для подачи сигналов.
Сыбызгы.
Медный, серебряный курай.
Инструмент изготавливается из прямого, высушенного полого стебля зонтичного растения [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], произрастающего в степных и горных районах Южного Урала. Инструмент имеет пять отверстий, длина около метра.
Интонационный диапазон курая необычайно широк. В нем грусть и радость, сила и хрупкость, нежная лирика и эпическая возвышенность. В традиционном исполнении обязательно присутствует грудной гортанный звук, который придает напеву своеобразие. Звучание поэтичное и возвышенное, тембр мягкий, при игре часто сопровождается горловым бурдонным звуком.
Выдающиеся кураисты были и прекрасными импровизаторами, в своем роде летописцами истории народа, в то же время лучшие образцы народного творчества совершенствовались. Из поколения в поколение искусство игры на курае бережно хранилось и передавалось молодым.
Известны имена блестящих кураистов - импровизаторов - основателей различных направлений в истории искусства игры на курае - Кубагушсэсэн (XV-XVI века), Баиксэсэн (1710-1814), И. Мырзакаев (1800-1877), Г. Аргынбаев (1865-1921), Ю. Исянбаев (1891-1943), X. Ахметов (1914-1993).
Изображение курая включено в герб Республики Башкортостан.
Когда одним из семи чудес Башкортостана был объявлен курай, в поддержку национального музыкального инструмента на сцену Конгресс-холла вышло огромное количество кураистов самого разного возраста. Мелодия «Уралым» в их исполнении никого не оставила равнодушным.
2. Второе чудо: башкирский мед.
Башкирский мед - это биологически активный продукт, собираемый пчелами из нектара медоносных растений.(Приложение 2.) По своему физико-химическому составу башкирский мед снискал славу во всем мире, что объясняется уникальными природно-климатическими условиями Башкортостана. Стандартный башкирский мед состоит из воды, сахарной массы, глюкозы, фруктозы, сахарозы и белка.
Башкортостан – единственное место на Земле, где сохранилось бортевое пчеловодство (добыча дикого лесного меда). Ученые многих стран изучают состав Башкирского меда, но искусственно создать подобное лекарство пока не удается. Уникальность Башкирского меда состоит в многообразии целебных свойств. Он собирается с растений, которые являются природным лекарственным сырьем. Кроме обычных видов лекарственных растений в Башкортостане произрастают очень редкие виды.
Наш мед богат ферментами, гормонами, витаминами, в нем около 20 аминокислот, минералов, он имеет неповторимый, прекрасный аромат. Первенство по целебному качеству занимает мед липовый, собираемый из цветов уральских лип. Не менее популярен мед цветочный, гречишный. Он богат железом и белками. Биогенные стимуляторы, имеющие свойства бактерицидов, дают возможность башкирскому меду сохранить свои качества надолго, даже тогда, когда нектар густеет. За выское качество наш мед, участвовавший на международных выставках (в 1900 году в Париже, в 1961 году в Эрфруте, в 1971 году в Москве), был награжден медалями.
Особую ценность имеет башкирская пчела, разводимая во всех районах Башкортостана. А еще в наших лесах обитают дикие пчелы. Они меньше домашних по величине, легче переносят болезни и морозы, могут собирать мед и в плохую погоду. Круглый год дикие пчелы живут в одном месте, в дупле. Летом происходит роение, и рождается новая семья.
Бортничество - древнейшее ремесло башкир. Им успешно занимаются и в наши дни.
Настоящий Башкирский мед по своим целебным и вкусовым качествам, а так же уникальному составу микроэлементов не имеет аналогов в мире. За рубежом Башкирский мед подается только в самых дорогих элитных ресторанах. Даже в Швейцарии, которая славится богатой растительностью альпийских лугов, Башкирский мед является самым почитаемым, так как имеет более высокие целебные и вкусовые качества. Башкирский мед ценится своими свойствами, которые определяются природно-климатическими условиями Башкортостана, его богатой и своеобразной растительностью. Более одной трети территории Башкортостана покрывают леса, которых в таком значительном масштабе практически нет от Алтая до Карпат. Особенность башкирских лесов в том, что они сосредоточивают самые обширные в стране площади медоносной растительности.
Когда начинают говорить о различных видах меда, то обязательно отметят как самый лучший среди них - липовый. И часто вслед за этим послышится вздох печали - чистого липового мёда уже нет. Липу как основной медонос для лесных пчёл в Европе давно потеряли. В России леса с преобладанием липы составляют всего 0,4% от площади всех лесов и сосредоточены в основном на Урале в Башкортостане, преимущественно в Бурзянском районе. Они являются основными поставщиками липового мёда. Липовый мёд является лучшим для здоровья и никогда не приедается. Судьба же настоящего липового мёда находится в полной зависимости от сохранности липовых лесов.
Башкирский мед ценится своими свойствами, которые определяются природно-климатическими условиями Башкортостана, его богатой и своеобразной растительностью. Более одной трети территории Башкортостана покрывают леса, которых в таком значительном масштабе практически нет от Алтая до Карпат. Особенность башкирских лесов в том, что они сосредоточивают самые обширные в стране площади медоносной растительности.
3. Третье чудо: Памятник Салавату Юлаеву.
Восстание под руководством Салавата Юлаева - яркая страница в истории башкирского народа, интерес к ней со стороны художников, писателей, композиторов и историков не иссякает.
Большим событием в культурной жизни Башкортостана стало открытие в 1967 году в Уфе памятника Салавату Юлаеву (Приложение 3.), выполненного скульптором Северной Осетии Сосланбеком Дафаевичем Тавасиевым, воспитанником. Петербургской академии художеств. Замысел у него возник во время его пребывания в Башкортостане в 1941-1946 годах. Архитектор памятника - М .Г. Гайнутдинов.
Это конный монумент. Салават представлен верхом на вздыбленном коне, властная рука всадника остановила и сдерживает его у самого края крутого яра реки Белой. Конь весь еще в движении, оно ощущается особенно сильно, если смотреть на него спереди. И от могучего скакуна словно исходит жар - так велика его неукротимая сила. Изображение всадника, его поза, уверенная, крепкая посадка, жест руки с взметнувшейся нагайкой олицетворяют волю и целеустремленность. Упрямый наклон головы, волевой подбородок, слегка сдвинутые брови раскрывают натуру порывистую и стремительную.
Скульптору удалось создать образ народного героя, личность которого была зримо связана с историей своей родины. Салават - сын своего народа, неотделимый от его судьбы, - так воспринимается образ-изваяние.
Это самый высокий памятник в Европе. Образ памятника использован в изображении герба Республики Башкортостан.
Считается, что памятник Салавату Юлаеву стал самым лучшим творением скульптора Тавасиева, который работал над ним на протяжении 30 долгих лет. Впервые об историческом герое Сосланбек Дафаевич Тавасиев услышал в селе Стерлибашево, куда сопровождал эвакуированных из Москвы летом 1941 года семьи художников. Он собрал всю имеющуюся о герое литературу, изучил архивные материалы и народный фольклор.
С самого начала Тавасиев решил изобразить Салавата верхом на коне. А раз так, то нужно было выбрать самый ответственный период в жизни народного героя. Известно, что Салават со своим отрядом был послан на подкрепление правительственных войск, идущих на разгром Пугачева. Но Салават принял решение примкнуть к царю-атаману и поддержать народное восстание. Момент принятия этого решения и запечатлен Тавасиевым. Привстав на стременах, могучей рукой натянув поводья, всадник на высоком утесе осадил разгоряченного коня. Смелое, волевое лицо, энергичный, поднятый в призывном движении жест правой руки с плетью-камчой.
Салават как бы обращается к своим товарищем с призывом идти к Пугачеву. Модель памятника в натуральную величину из гипса была закончена к 1963 году.
Памятник Салавату Юлаеву является самой большой скульптурой всадника в Европе. Его высота достигает 9,8 метра, вес 40 тонн. Кроме того, изображение памятника Салавату Юлаеву является центральным элементом в Гербе Республики Башкортостан.
4. Четвертое чудо: эпос «Урал-батыр»
Когда люди вместе собравшись,Парами соединились;Когда сильные племенаГрабили слабые, и такое видел я;
Стихи 3924-3927.
Самое крупное и древнейшее эпическое произведение башкирского фольклора. Дошедшее до нас из глубин веков, оно воплощает в себе социально-нравственные и эстетические воззрения наших далеких предков. Мысль о бессмертии, подвиги героев, борющихся против сил зла, прославление вечно живой и обновляющейся жизни - такова гуманистическая сущность эпоса «Урал-батыр».(Приложение 4.) Красочна палитра художественных средств произведения, богата и самобытна его образная система, отражающая особенности языческого сознания древнего человека.
Эпос башкирского народа «Урал-батыр» занимает достойное место среди великих памятников эпического наследия народов мира. Неслучайно его переводили на русский, английский, французский, турецкий и другие языки.
Эпос «Урал-батыр» записал в 1910 году известный башкирский сказитель и собиратель фольклора М.Бурангулов от кураистов и знатоков башкирской старины. Тематика эпоса, несмотря на значительный элемент сказочной фантастики, героико-эпическая. Отец Янбирде и мать Янбике дали жизнь двум братьям - Уралу и Шульгену. Мальчики росли, и стало им известно, что Смерть сильнее человека. Урал с братом решают отправиться на поиски живого родника, вода которого сделает человека и природу бессмертными.
Но, пройдя через тернии и найдя родник, Урал-батыр решает, что должна быть бессмертной природа, а не человек. Главная мысль эпоса в том, что ценнее всего остального - любовь к отчизне, бессмертна только доброта во благо других. Заканчивается эпос поэтической картиной заселения Уральских гор, образованных из костей Урал-батыра, людьми, птицами и животными, появления на пастбищах табунов коней, стад коров. Хумай - птица-тотем башкир - приводит сюда стаю лебедей.
Аналога эпосу «Урал-батыр» в России нет.
Эпос «Урал-батыр» как образец мифологического мировосприятия несомненно содержит символы и имеет несколько смысловых уровней, которые доступны только внимательному взору культурологов и фольклористов. Этот эпос своеобразная энциклопедия жизни древних башкир обеспечивал восхождение их потомков от индивидуального опыта к духовно-практическому опыту народа. Читая эпос, можно наметить контуры широкой географии миграции древних предков башкир.
Предки древних башкир, видимо, мечтали о быстроходном средстве передвижения, их фантазия подсказывала о возможности оседлания льва в южных странах. Но для этого надо было иметь исполинскую силу. Их мечта осуществилась на Южном Урале, они оседлали коней, доступных каждому. Печать восторга от осуществленной мечты мы видим в описании Акбузата настоящем гимне коню. Эпос отражает историческую память народа и богат историческими фактами, например, Янбирде и Янбике имеют жилище, но еще не пользуются огнем. Этот мифический сюжет предположительно имеет реальную основу. Существует гипотеза, по которой около ста тысяч лет назад на землю упал крупный метеорит. Он летел с северо-запада на юго-восток, оплавляя камни в районе Тибета и Индокитая, и упал в Тихий океан, взметнув гигантские волны, которые окатили всю землю, породив почти у всех народов миф о всемирном потопе. Жители Южного Урала могли не ощутить обжигающий жар метеорита, но могли видеть пылающее небо. Устами бессмертного старца в эпосе излагается более позднее время реальная история развития человечества: дородовое общество, “когда каждый жил сам по себе, когда отец не знал сына, а сын не знал отца”; родовое общество:
5. Пятое чудо: пещера Шульган-таш.
Шульган-Таш государственный природный заповедник в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], имеющий федеральный статус.(Приложение 5.) Расположен в западных предгорьях [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], в горно-лесном поясе, в пределах [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Общая площадь 22 531 га, или 225 кв. км.
Название происходит от башкирских слов «Шульган» («опустилась», «провалилась», «исчезла») и «Таш» («камень»).
Восхищение, некоторое оцепенение охватывают при первой встрече с этим чудом природы. Кто автор такого могущественного сооружения? Неудержимая фантазия владела умом и сердцем Создателя, когда явил он людям сию природную махину и красоту?
Шульганташ - одна из карстовых пещер Южного Урала. Она расположена на правом берегу реки Агидель, протекающей по Бурзянскому району. Состоит пещера из трех ярусных коридоров. Общая протяженность проходов составляет более двух километров. Пещера разукрашена кальцитными стоками. Разнообразна температура залов и галерей Шульганташа. У каждого яруса свой устойчивый режим температуры. Через пещеру протекает река Шульган. Исток ее расположен в 12-ти километрах от пещеры. В двух километрах от пещеры речной поток уходит под землю и, пройдя через пещеру, вырывается наружу, образуя озеро перед входом в залы Шульганташа. Вода в нем никогда не замерзает, считается целебной. Здесь водятся редкие рыбы.
Огромный вход в нее (в виде сорокаметровой арки) поражает воображение. В 1959 году в Каповой пещере нашли уникальные наскальные рисунки, возраст которых почти 20 тысяч лет, это свидетельствует о проживании здесь древних племен. Она специально оборудована для проведения исследовательских работ. Кроме того, здесь работает Музей Каповой пещеры и скоро откроется спелеологическая лаборатория. Пещера Шульган-Таш одна из признанных «столиц» туризма, ведь там внутри очень красиво. Однако основной «специальностью» Шульгана остается прежняя – служение науке
Сведения о пещере Шульганташ появились в XVIII веке в трудах П.И. Рычкова. В 1954 году зоолог А.В. Рюмин обнаружил рисунки, относящиеся к периоду палеолита. Они выполнены охрой, растворенной в животном жире. С 1965 года Шульганташ объявлен природным заповедником России.
Заповедник является природоохранным, научно-исследовательским и эколого-просветительским учреждением. В штате около 90 человек, из них 3 кандидата наук и 2 аспиранта, 5 научных сотрудников. Библиография заповедника составляет более 900 работ, за 2008 год подготовлено 53 научные публикации. Ежегодно готовится всеобъемлющий научный отчёт «Летопись природы».
6. Шестое чудо: целебные пары горы Янган-тау.
«Давным-давно то было... Пастух, страдавший болями суставов, обнаружил: пар, исходящий из-под земли, болезнь суставов исцеляет!»
Находится Янган-тау, извергающий целебный природный пар, в Салаватском районе Башкортостана на правом берегу реки Юрюзань на высоте 413 метров над уровнем моря.(Приложение 6.) В состав природного пара входят углекислый газ, азот, радон, органические вещества. В трех километрах от горы бьет целебный источник Кургазак. Информация о целебных свойствах природного явления впервые обнаружена в трудах путешественника П.С. Палласа в 1907 году. Санаторий «Янгантау» был образован в 1944 году на базе лечебницы и в результате бальнеологических исследований. Курорт «Янгантау» сегодня занимает первое место в России по всем 15-ти номинациям.
Янган-Тау в переводе с башкирского «горящая гора». На вершине этой горы на высоте 413 метров над уровнем моря располагается уникальный курорт России – золотая здравница Башкортостана «Янган-Тау». Только там находится единственное известное в России месторождение горячих газов, выделяющихся из недр в виде сухих и паровоздушных струй.
Гора Янган-Тау известна своими неординарными термическими явлениями: из ее недр беспрерывно выделяются горячий пар и газы, хотя этот район находится на большом удалении от областей проявления современного и относительно недавнего вулканизма. Первое научное описание этого явления было сделано академиком П.С. Палласом летом 1770 г. По результатам последующих многочисленных исследований, недра горы разогреты более чем на 300 градусов и запасы тепла значительны.
7. Седьмое чудо: Минеральные источники Красноусольска.
Речка земли табынцев имела исконное башкирское название - Кугуш. Из соленой, целебной воды Кугуша самые первые русские переселенцы уже в XVI веке стали добывать нужную в быту соль, и река Кугуш была переименована в Усолку, а еще позднее поселение получило название Красноусольск.(Приложение 7.)
Воины-башкиры замечали: раны, обретенные в боях, излечиваются быстрее, если их омываешь в водах Кугуша.
Минеральные источники Усолки расположены в Гафурийском районе и берут начало на высоте 132-136 метров от уровня моря. Главная их ценность - в содержании хлоро-натриевых, сероводородных и других минералов, которые способствуют лечению опорно-двигательного аппарата, гинекологических и кожных заболеваний. С 1944 года на базе минеральных вод работает лечебница.
Известные своими целебными свойствами еще с давних времен Красноусольские минеральные источники, на которых возник знаменитый курорт «Красноусольск». Уникальность Красноусольского курорта в том, что здесь на площади всего в 15 га из недр земли выбивают около 250 родников минеральных вод. Каждый из них отличается по набору специфических микроэлементов и обладает неповторимым воздействием на организм человека.
В 5 км от села Красноусольского, в Гафурийском районе республики Башкортостан, находятся широко известные минеральные источники хлоридно-натриевых вод.
В середине 18 века русское духовенство объявило эти родники святыми. Здесь же была найдена Табынская чудотворная икона Божьей Матери и в последствии была построена Церковь Табынской Божьей Матери. Для удобства, здесь построены купальни, куда попадает вода из родников. Температура воды в которых колеблется от 12 до 16°С. Далее вода втекает в реку Усолку. Вблизи источников накапливается серносоляная грязь.Благодаря родникам, находящимся вдоль правого и левого берегов реки (всего около 250 родников), вода в Усолке соленая и зимой не замерзает.В 1925 году здесь был организован первый курорт, сейчас целебные свойства хлоридно-натриевых вод активно использует Красноусольский санаторий. Проживание и лечение в санатории дороговато. Можно остановиться в гостинице, или снять квартиру у местных жителей. Ниже по течению реки Усолки мы так же видели палаточный лагерь.Не смотря на большое количество людей берег реки очень чистый. Так же приятно удивило то, что доступ ко всем источникам совершенно бесплатный. Единственное место здесь где с нас потребовали плату в 50 руб. – автомобильная стоянка.
В Крещенье, село Красноусольск, напоминает большую парковку. Сюда съезжаются люди окунуться в целебные источники.
Перед Церковью Табынской Божьей Матери и возле грота в котором явилась сама икона, весят таблички с просьбой не заходить в святые места ненадлежащее одетыми.
Провели мы здесь около 5 часов, поочередно окунувшись во все источники, обмазавшись грязями.
После заехали на реку Белую где полностью смыли с себя соль и лечебную грязь перекусили и ближе к ночи вернулись в Уфу.
Заключение
У башкир и татар был в древности обычай: если у кого-нибудь потух огонь, он шел за ним к соседу. И выражение есть такое – сосед по огню. У кого-нибудь да сохранялся в ауле огонек, – и вот снова плясало пламя в соседских очагах, вновь оживали, угасшие было соседские окошки... Получалось, что в избах и юртах жили не только родственники люди, но и родственники огни – братья, сыновья и внуки, берущие начало от общей матери – искры.
Не все в нашей республике, в нашей стране родственники по крови, но все мы родственники по огню. По тому огню, который переходит из сердца в сердце, из души в душу и который никогда не угасает – даже тогда, когда целые поколения уходят в землю, уступая место другим поколениям. Остаются товарищи по огню, остаются дети и внуки по пламени...
... Чудес много не бывает. Их может быть только семь. Так решили античные умы. К семи можно добавить только восьмое, и то в совокупности. У каждого оно - свое. А девятого чуда, жаль, не бывает...
Приложение 1.
Курай – башкирский музыкальный инструмент.
Приложение 2.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Башкирский мед.
Приложение 3.
Памятник Салавату Юлаеву.
Приложение 4.
Башкирский эпос «Урал-батыр».
Приложение 5.
Пещера Шульган-таш.
Приложение 6.
Санаторий «Янгантау».
Приложение 7.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Красноусольский минеральный источник. Санаторий в Красноусольске.
13PAGE 15
13PAGE 14215
Заголовок 1Заголовок 215