Конспект урока по теме «Правописание букв е — и в корнях с чередованием».


Урок русского языка в 5 классе в условиях реализации ФГОС
Тема: «Правописание букв е - и в корнях с чередованием».Урок составлен в рамках технологии деятельностного метода обучения.Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности учащихся.Методы обучения: словесные (частично-поисковый, репродуктивный), словесный, практический.Организационные формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая. Используемые технологии: проблемного, развивающего обучения, ИКТ.Методическое обеспечение урока: презентация  к уроку «Буквы е - и в корнях с чередованием»; раздаточный материал; учебники, тетради.Цели урока:    Для учителя:- организовать   поисковую деятельность обучающихся и подвести их к самостоятельному открытию нового знания;-  формировать орфографические умения в определении способа выбора написания Е-И в корнях с чередованием и  умения графического обозначения изучаемой орфограммы;- воспитывать коммуникативные умения, познавательный интерес.Для обучающихся:- выяснить условия выбора букв Е-И в корнях с чередованием;- научиться применять правило при написании слов и графически выделять орфограмму. Ход урока.
  Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: Здравствуйте! Садитесь! Дарю вам, ребята, вот такое симпатичное солнышко в веснушках с большими умными глазами и желаю  всем солнечного настроения  и хорошей работоспособности. (Солнце на слайде).   Постановка учебной задачи
1. Актуализация знаний 1. Фронтальная работа.Учитель:  Мы продолжаем с вами изучать русский язык, овладевать орфографической грамотностью. Внимание на экран!СЛАЙД № 1С…деньем   г…р…да  не  берут. Под  л…жачий  кам…нь  в…да  не  т…чёт.
Учитель: Прочитаем  пословицы.Ученики  читают.Учитель:   Синонимичны ли эти пословицы?Ученики:    Да, эти пословицы синонимичны, так как  у них общий смысл.Учитель: Какой?Ученики: Если ты ничего не будешь делать, не будешь стараться, то ничего и не добьёшься.Учитель: спишите пословицы в тетрадь, вставьте пропущенные орфограммы.Ученики списывают.2. Распределительный диктант.Учитель: Ребята, давайте вспомним, на какие три группы делятся безударные гласные в корне слова?Ученики: Проверяемые, непроверяемые и чередующиеся.СЛАЙД № 2
Безударные гласные в корне словаПроверяемые Непроверяемые Чередующиеся
Сиденьемгородалежачийкаменьводане течёт Городакамень Учитель:   Распределите слова из записанных пословиц  по видам орфограмм. Орфограмму графически обозначьте. Работаем в паре. (По окончании выполнения задания).  Проверьте правильность выполненного задания. (Ученики сравнивают свою запись с записью на слайде).
Учитель: Прочитайте слова в первом столбце, докажите, что безударные гласные в них проверяемые.Ученики читают, называя к каждому слову проверочное.Учитель: Почему слово ГОРОДА оказалось сразу в двух столбцах?Ученики: В корне –ГОРОД- этого слова две гласных, одна проверяемая,  другая – непроверяемая.
2.  Выявление места и причины затрудненияУчитель: Какое слово  осталось без нашего внимания?Ученики: БЕРУТ.Учитель: Запишите его на новой строке. Выделим корень.Ученики  называют корень, подобрав однокоренные слова БЕРЁШЬ, СОБЕРУТ, ВЫБЕРЕШЬ и т.д.Учитель: Какая же гласная в корне этого слова?Ученики: Непроверяемая. А может, чередующаяся.Учитель: Оставим этот вопрос открытым. Внимание на экран. Ещё одна пословица.СЛАЙД № 3 СОБИРАЙ ПО ЯГОДКЕ, НАБЕРЁШЬ КУЗОВОК
Учитель: Какое отношение эта пословица имеет к двум предыдущим?Ученики: Прямое. Ягодка – это маленькое дело, а кузовок это большое дело, которое складывается из маленьких. То есть смысл этой пословицы похож на смысл тех пословиц: ты чего-то добьёшься, если будешь что-то делать, трудиться.Учитель: выберите из этой пословицы слова,  однокоренные к слову БЕРУТ.Ученики называют. Учитель на доске делает запись: БЕРУТ – СОБИРАЙ - НАБЕРЁШЬ.Учитель: Выделим корень. Какое фонетическое явление мы наблюдаем?Ученики: Чередование звуков Е-И.Учитель: Что такое чередование звуков?Ученики: Это замена одного звука другим.Учитель: Так в какой столбец таблицы мы должны записать слово БЕРУТ?Ученики отвечают и записывают, выделяя корень. (Возвращение к СЛАЙДУ№ 2, появление в 3-ем столбце слова БЕРУТ)Учитель (обращаясь к записи на доске): Можете ли вы объяснить условие выбора букв Е-И в корнях данных слов?Ученики: Нет,потому что мы не знаем правила, которое надо применить.
3. Построение проекта выхода из затрудненияУчитель: Так что же мы будем изучать сегодня на уроке? Какова наша цель?Ученики:  Научиться правильно писать буквы Е-И в корнях с чередованием.Учитель: Сформулируем тему урока.Ученики: Буквы Е-И в корнях с чередованием.СЛАЙД № 4
ТЕМА УРОКАБУКВЫ Е-И В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ4. Реализация построенного проекта. Создание проблемной ситуации.Учитель: Поскольку подобные темы мы изучали в этом учебном году, я предлагаю вам, ребята, самим «открыть» новые знания. Работаем с раздаточным материалом в парах.  Слова какой части речи вы видите на  зелёных карточках?Ученики: Это глаголы.Учитель: Определите их вид.Ученики: Совершенный вид, так как глаголы отвечают на вопросы  ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЛ?Учитель: Подберите  к каждому глаголу видовую пару, глагол на жёлтой карточке.По мере ответов учеников видовые пары появляются на слайде.СЛАЙД №5РАСТЕРЕТЬ -  РАСТИРАТЬРАЗБЕРУ -  РАЗБИРАТЬОТПЕРЕТЬ  - ОТПИРАТЬЗАДЕРЁТ - ЗАДИРАТЬ  ЗАМЕРЕТЬ -  ЗАМИРАТЬРАССТЕЛИТЬ -  РАССТИЛАТЬ  ВЫЖЕГ -  ВЫЖИГАТЬУчитель: Назовём и выпишем корни глаголов с чередованием.На доске (учитель)  и в тетрадях запись:-ТЕР -  -ТИР-- БЕР-  - БИР-- ПЕР - -ПИР-- ДЕР- -ДИР-- МЕР- - МИР-- СТЕЛ - - СТИЛ –- ЖЕГ -  - ЖИГ-Учитель: Работая в группах, постарайтесь найти закономерность  в написании букв Е-И. Напоминаю: вы составляли видовые пары!Ученики (после обсуждения в группах):  В глаголах  совершенного вида в корне с чередованием пишем гласную Е, а в глаголах несовершенного вида –И.Учитель: Наблюдение верное. Но ваш вывод касается только глаголов.  А как же мы будем поступать со словами других частей речи?Определите части речи. Внимание на экран.(часть речи появляется по мере ответов)
СЛАЙД № 5 (добавляются слова)
ИЗБИРАТЕЛИ  - существительное БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ  - прилагательное БЛЕСТЯЩЕУчитель: Как видите,  чередование букв Е-И  происходит в корнях разных частей речи. От чего зависит выбор букв Е или И? Обратите внимание на морфемный состав слов. Кто готов представить своё «открытие»?Ученики: Если после корня стоит суффикс А, в корне пишем И, если другой суффикс, то пишем Е.Учитель: Откроем учебник, стр. 112, ключи 1,2 и проверим, правильный ли мы сделали вывод?Ученики (читают правило): Правильный.Учитель: вернёмся к записи  «Корни с чередованием», объединим  корни с И фигурной скобкой, допишем суффикс А (учитель на доске, ученики в тетрадях).Учитель: Как же мы будем рассуждать, применяя это правило на письме? Давайте выработаем алгоритм наших действий. Работаем  в группах с раздаточным материалом. Задание «Закончи предложение».Ученики зачитывают алгоритм, шаги его появляются на слайде.СЛАЙД №61. Выделяю в слове   (корень).2. Ставлю   (знак ударения).3. Нахожу   (безударную гласную в корне)4. Вспоминаю  (корни с  чередованием Е-И)5. Проверяю, (есть ли  суффикс А после корня).6. Если  (есть суффикс  А, пишу   И), если (нет – Е)
Учитель: Как графически будем выделять орфограмму?Ученик выходит к доске, записывает слово ЗАЖИГАТЕЛЬНЫЙ, объясняет графическое выделение 5. Закрепление.1)    Слова для карточек с пропусками орфограммы на обоих столах одинаковые:  ЗАЖ_ГАЮТСЯ В НОЧИ,   СОБ_РАЮТ МЁД,   ЗАМ_РАТЬ ОТ ВОСТОРГА,  ВЫБ_РАТЬ  ПРОГРАММУ,  БЛ_СТАТЕЛЬНАЯ ПОБЕДА,  СТ_РЕТЬ С ДОСКИ,  БЛ_СТЯЩЕЕ  ПЛАТЬЕ,  УМ_РЕТЬ ОТ СТРАХА,  ВЫТ_РЛА РУКИ,  РАССТ_ЛИТЬ КОВЁР.Группа учеников встает в круг, фломастером отмечает пропуск, по цепочке, показывая своё словосочетание, объясняют выбор.  2) Учебник, стр. 113, упр. 224   Выборочное  комментированное письмо.6. Подведение итогов1.Фронтальный опрос.Учитель: Подведём итог.  С какой орфограммой мы сегодня познакомились?Ученики: Правописание Е-И в корнях с чередованием.Учитель: Перечислите корни, в которых происходит это чередование.Ученики перечисляют.Учитель: От чего же зависит правописание букв Е-И в этих корнях?Ученики: От суффикса А. Если после корня есть суффикс А, в корне пишем И, если нет,  ЕУчитель: Какую цель мы ставили перед собой?Ученики: Научиться правильно писать  буквы Е-И в корнях с чередованием.Учитель: Мы её достигли?Ученики: Да.
Домашнее задание:
Упр 226, стр. 113
 Самодиктант из слов с чередующимися гласными Е-И (20 слов)