Конспект урока по теме «Правописание букв е — и в корнях с чередованием».
Урок русского языка в 5 классе в условиях реализации ФГОС
Тема: «Правописание букв е - и в корнях с чередованием».Урок составлен в рамках технологии деятельностного метода обучения.Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности учащихся.Методы обучения: словесные (частично-поисковый, репродуктивный), словесный, практический.Организационные формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая. Используемые технологии: проблемного, развивающего обучения, ИКТ.Методическое обеспечение урока: презентация к уроку «Буквы е - и в корнях с чередованием»; раздаточный материал; учебники, тетради.Цели урока: Для учителя:- организовать поисковую деятельность обучающихся и подвести их к самостоятельному открытию нового знания;- формировать орфографические умения в определении способа выбора написания Е-И в корнях с чередованием и умения графического обозначения изучаемой орфограммы;- воспитывать коммуникативные умения, познавательный интерес.Для обучающихся:- выяснить условия выбора букв Е-И в корнях с чередованием;- научиться применять правило при написании слов и графически выделять орфограмму. Ход урока.
Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: Здравствуйте! Садитесь! Дарю вам, ребята, вот такое симпатичное солнышко в веснушках с большими умными глазами и желаю всем солнечного настроения и хорошей работоспособности. (Солнце на слайде). Постановка учебной задачи
1. Актуализация знаний 1. Фронтальная работа.Учитель: Мы продолжаем с вами изучать русский язык, овладевать орфографической грамотностью. Внимание на экран!СЛАЙД № 1С…деньем г…р…да не берут. Под л…жачий кам…нь в…да не т…чёт.
Учитель: Прочитаем пословицы.Ученики читают.Учитель: Синонимичны ли эти пословицы?Ученики: Да, эти пословицы синонимичны, так как у них общий смысл.Учитель: Какой?Ученики: Если ты ничего не будешь делать, не будешь стараться, то ничего и не добьёшься.Учитель: спишите пословицы в тетрадь, вставьте пропущенные орфограммы.Ученики списывают.2. Распределительный диктант.Учитель: Ребята, давайте вспомним, на какие три группы делятся безударные гласные в корне слова?Ученики: Проверяемые, непроверяемые и чередующиеся.СЛАЙД № 2
Безударные гласные в корне словаПроверяемые Непроверяемые Чередующиеся
Сиденьемгородалежачийкаменьводане течёт Городакамень Учитель: Распределите слова из записанных пословиц по видам орфограмм. Орфограмму графически обозначьте. Работаем в паре. (По окончании выполнения задания). Проверьте правильность выполненного задания. (Ученики сравнивают свою запись с записью на слайде).
Учитель: Прочитайте слова в первом столбце, докажите, что безударные гласные в них проверяемые.Ученики читают, называя к каждому слову проверочное.Учитель: Почему слово ГОРОДА оказалось сразу в двух столбцах?Ученики: В корне –ГОРОД- этого слова две гласных, одна проверяемая, другая – непроверяемая.
2. Выявление места и причины затрудненияУчитель: Какое слово осталось без нашего внимания?Ученики: БЕРУТ.Учитель: Запишите его на новой строке. Выделим корень.Ученики называют корень, подобрав однокоренные слова БЕРЁШЬ, СОБЕРУТ, ВЫБЕРЕШЬ и т.д.Учитель: Какая же гласная в корне этого слова?Ученики: Непроверяемая. А может, чередующаяся.Учитель: Оставим этот вопрос открытым. Внимание на экран. Ещё одна пословица.СЛАЙД № 3 СОБИРАЙ ПО ЯГОДКЕ, НАБЕРЁШЬ КУЗОВОК
Учитель: Какое отношение эта пословица имеет к двум предыдущим?Ученики: Прямое. Ягодка – это маленькое дело, а кузовок это большое дело, которое складывается из маленьких. То есть смысл этой пословицы похож на смысл тех пословиц: ты чего-то добьёшься, если будешь что-то делать, трудиться.Учитель: выберите из этой пословицы слова, однокоренные к слову БЕРУТ.Ученики называют. Учитель на доске делает запись: БЕРУТ – СОБИРАЙ - НАБЕРЁШЬ.Учитель: Выделим корень. Какое фонетическое явление мы наблюдаем?Ученики: Чередование звуков Е-И.Учитель: Что такое чередование звуков?Ученики: Это замена одного звука другим.Учитель: Так в какой столбец таблицы мы должны записать слово БЕРУТ?Ученики отвечают и записывают, выделяя корень. (Возвращение к СЛАЙДУ№ 2, появление в 3-ем столбце слова БЕРУТ)Учитель (обращаясь к записи на доске): Можете ли вы объяснить условие выбора букв Е-И в корнях данных слов?Ученики: Нет,потому что мы не знаем правила, которое надо применить.
3. Построение проекта выхода из затрудненияУчитель: Так что же мы будем изучать сегодня на уроке? Какова наша цель?Ученики: Научиться правильно писать буквы Е-И в корнях с чередованием.Учитель: Сформулируем тему урока.Ученики: Буквы Е-И в корнях с чередованием.СЛАЙД № 4
ТЕМА УРОКАБУКВЫ Е-И В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ4. Реализация построенного проекта. Создание проблемной ситуации.Учитель: Поскольку подобные темы мы изучали в этом учебном году, я предлагаю вам, ребята, самим «открыть» новые знания. Работаем с раздаточным материалом в парах. Слова какой части речи вы видите на зелёных карточках?Ученики: Это глаголы.Учитель: Определите их вид.Ученики: Совершенный вид, так как глаголы отвечают на вопросы ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЛ?Учитель: Подберите к каждому глаголу видовую пару, глагол на жёлтой карточке.По мере ответов учеников видовые пары появляются на слайде.СЛАЙД №5РАСТЕРЕТЬ - РАСТИРАТЬРАЗБЕРУ - РАЗБИРАТЬОТПЕРЕТЬ - ОТПИРАТЬЗАДЕРЁТ - ЗАДИРАТЬ ЗАМЕРЕТЬ - ЗАМИРАТЬРАССТЕЛИТЬ - РАССТИЛАТЬ ВЫЖЕГ - ВЫЖИГАТЬУчитель: Назовём и выпишем корни глаголов с чередованием.На доске (учитель) и в тетрадях запись:-ТЕР - -ТИР-- БЕР- - БИР-- ПЕР - -ПИР-- ДЕР- -ДИР-- МЕР- - МИР-- СТЕЛ - - СТИЛ –- ЖЕГ - - ЖИГ-Учитель: Работая в группах, постарайтесь найти закономерность в написании букв Е-И. Напоминаю: вы составляли видовые пары!Ученики (после обсуждения в группах): В глаголах совершенного вида в корне с чередованием пишем гласную Е, а в глаголах несовершенного вида –И.Учитель: Наблюдение верное. Но ваш вывод касается только глаголов. А как же мы будем поступать со словами других частей речи?Определите части речи. Внимание на экран.(часть речи появляется по мере ответов)
СЛАЙД № 5 (добавляются слова)
ИЗБИРАТЕЛИ - существительное БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ - прилагательное БЛЕСТЯЩЕУчитель: Как видите, чередование букв Е-И происходит в корнях разных частей речи. От чего зависит выбор букв Е или И? Обратите внимание на морфемный состав слов. Кто готов представить своё «открытие»?Ученики: Если после корня стоит суффикс А, в корне пишем И, если другой суффикс, то пишем Е.Учитель: Откроем учебник, стр. 112, ключи 1,2 и проверим, правильный ли мы сделали вывод?Ученики (читают правило): Правильный.Учитель: вернёмся к записи «Корни с чередованием», объединим корни с И фигурной скобкой, допишем суффикс А (учитель на доске, ученики в тетрадях).Учитель: Как же мы будем рассуждать, применяя это правило на письме? Давайте выработаем алгоритм наших действий. Работаем в группах с раздаточным материалом. Задание «Закончи предложение».Ученики зачитывают алгоритм, шаги его появляются на слайде.СЛАЙД №61. Выделяю в слове (корень).2. Ставлю (знак ударения).3. Нахожу (безударную гласную в корне)4. Вспоминаю (корни с чередованием Е-И)5. Проверяю, (есть ли суффикс А после корня).6. Если (есть суффикс А, пишу И), если (нет – Е)
Учитель: Как графически будем выделять орфограмму?Ученик выходит к доске, записывает слово ЗАЖИГАТЕЛЬНЫЙ, объясняет графическое выделение 5. Закрепление.1) Слова для карточек с пропусками орфограммы на обоих столах одинаковые: ЗАЖ_ГАЮТСЯ В НОЧИ, СОБ_РАЮТ МЁД, ЗАМ_РАТЬ ОТ ВОСТОРГА, ВЫБ_РАТЬ ПРОГРАММУ, БЛ_СТАТЕЛЬНАЯ ПОБЕДА, СТ_РЕТЬ С ДОСКИ, БЛ_СТЯЩЕЕ ПЛАТЬЕ, УМ_РЕТЬ ОТ СТРАХА, ВЫТ_РЛА РУКИ, РАССТ_ЛИТЬ КОВЁР.Группа учеников встает в круг, фломастером отмечает пропуск, по цепочке, показывая своё словосочетание, объясняют выбор. 2) Учебник, стр. 113, упр. 224 Выборочное комментированное письмо.6. Подведение итогов1.Фронтальный опрос.Учитель: Подведём итог. С какой орфограммой мы сегодня познакомились?Ученики: Правописание Е-И в корнях с чередованием.Учитель: Перечислите корни, в которых происходит это чередование.Ученики перечисляют.Учитель: От чего же зависит правописание букв Е-И в этих корнях?Ученики: От суффикса А. Если после корня есть суффикс А, в корне пишем И, если нет, ЕУчитель: Какую цель мы ставили перед собой?Ученики: Научиться правильно писать буквы Е-И в корнях с чередованием.Учитель: Мы её достигли?Ученики: Да.
Домашнее задание:
Упр 226, стр. 113
Самодиктант из слов с чередующимися гласными Е-И (20 слов)