педсовет Без творчества нет учителя


Педсовет «Без творчества нет учителя»

Цель: Мотивация деятельности педагогического коллектива по развитию и реализации творческих возможностей в учебно-воспитательном процессе.
Задачи:
Систематизировать теоретические знания по теме “Творчество учителя”.
Определить методы работы, влияющие на повышение творческого потенциала педагогов.
Выявить условия для реализации творческих возможностей педагогического коллектива.
Форма проведения: “философский стол”.
Метод: коллективная мыследеятельность.
Методическое обеспечение:
Презентация.
Анкеты
Этапы педагогического совета
1 этап - Психологический тест.
Перед началом педсовета всем присутствующим предлагается из набора цветных листочков разных цветов: красный, синий, зеленый, желтый, фиолетовый, черный, белый – выбрать один. Собирается цветовой веер. По преобладающим цветам определяется настроение участников до начала педсовета.
Каждый цвет соответствует определенному настроению:
красный – радостное настроение, выражает активность;
желтый – веселое настроение, вызывает желание действовать;
зеленый – спокойное настроение, выражает спокойствие, уравновешенность;
синий – спокойное настроение, выражает сентиментальность;
фиолетовый – тревожное настроение, привлекает и отталкивает одновременно;
черный – печальное настроение;
белый – утомление, ощущение усталости.

2 этап – информационный. Теория вопроса.
1. Выступление заместителя директора по УР Ереминой И.В.
Основные аспекты выступления:
дать определение понятию творчество
признаки творческой деятельности
группы творческих педагогов
результаты диагностики определения уровня сформированности опыта творческой педагогической деятельности педагогов.
Педагогический труд не творческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Если же действия человека, работающего с детьми, не учитывают этих особенностей, то его труд лежит уже за гранью того, что называется словом “педагогический”. (М.М. Поташник) (слайд 2-3)
Таким образом, педагогическая деятельность – это проявление постоянного разностороннего творчества
Творчество – это все, что нас окружает. Прежде всего, это процесс и результат творческой деятельности: культура, искусство, знание, труд, красота. Творческий учитель – “это тот, кто открывает, умудряет, и ободряет” (Н. Рерих).
С позиции философии творчество – деятельность людей, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека на основе объективных законов реальной действительности.
В психолого-педагогической науке различают как психологию, так и педагогику творчества. Под психологией творчества понимается область знаний, изучающая созидание человеком нового, оригинального, полезного в различных сферах деятельности. В центре внимания ученых - психологов находятся вопросы о структуре творчества, о путях, ведущих к открытию нового, о познавательной роли интуиции, воображения, предвидения и т.д. Педагогика творчества – наука о педагогической системе двух взаимосвязанных видов человеческой деятельности: педагогики воспитания и самовоспитания личности в различных видах деятельности и общения.
Цель педагогики творчества – формирование творческой личности, для которой характерна устойчивая, высокого уровня направленность на творчество, творческий стиль в одном или нескольких видах деятельности.
В работах теоретиков и практиков педагогики творчество рассматривается и как процесс, и как результат деятельности педагога и его воспитанников. Педагогическое творчество имеет ту особенность, что содержанием его является творение человека, который всегда неповторим, уникален.
Главными признаками творчества являются (М. Поташник)
Создание нового или существенное усовершенствование известного;
Оригинальность, неповторимость продукта деятельности, ее результатов;
Взаимосвязь творчества и самотворчества, самосозидание, то есть творческий человек постоянно работает над собой, над созданием нового.
Следовательно, творческая деятельность - это процесс создания новой информации или продукции с высокими показателями их количества и качества с наименьшей затратой времени и сил. (А.И. Кочетов).
В современных условиях все больше появляется учителей-мастеров своего дела.. Творчество и мастерство – одно и то же или нет? (Вопрос участникам педсовета)
Мастер – это работник, в совершенстве владеющий своей профессией, а мастерство, как правило, связывают с большим опытом.. Творческим может быть и молодой учитель, еще не мастер.
По уровню творчества педагогов можно разделить на несколько групп . В первую группу входят учителя, владеющие набором стандартных приемов, способные создавать новое в рамках несложной деятельности; другая группа – педагоги, стремящиеся выработать новую систему методов в условиях более сложной деятельности и, наконец, педагоги, создающие систему обучающих технологий.
Творческий учебно-воспитательный процесс требует от педагога его духовных и творческих сил, знаний характерных для творческой деятельности. (слайд 4-5)
3-й этап – “философский стол” методом коллективной мыследеятельности.
Разделимся на две команды:
1 команда – это педагоги в чьем имени одна буква «А»,
2 команда – те, у кого две буквы «А»
1. Работа творческих групп по предложенным вопросам. Оформить свои ответы на ватмане.
Первая творческая группа: Какие способности человека служат ступеньками к педагогическому творчеству? Факторы, способствующие развитию творческой активности? Источники творчества?
Способности: Умение – наблюдать, анализировать, обобщать, выделять главное, предвидеть; способности – гибкость и нестандартность мышления; комбинирование, реконструирование; видеть проблемы и противоречия.Факторы: система дидактических умений, аналитический подход к определению качества преподавания и качества ЗУН, анализ развития творческих способностей: внедрение педагогического опыта, коллективная работа над научно-методической проблемой, самообразование, система стимулирования педагогического труда.
Источники: анализ УВП, изучение опыта коллег, чтение научной литературы, картотека интересных фактов, вопросы учащихся, которые анализируются, общение с коллегами, друзьями, учащимися.
Таким образом, творческий педагог – обладает научным, психолого-педагогическим мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, определенной исследовательскою смелостью, критическим анализом и разумным использованием передового педагогического опыта.
Вторая творческая группа: Перечислить качества творческого педагога, позволяющие выявить и развить творческий потенциал ученика? Назовите формы педагогического творчества
Качества: педагогический такт, способность к сочувствию, сопереживанию, артистизм, умение ставит неожиданные вопросы, создание проблемных ситуаций, поощрение учителем детского воображения.
Формы: творческие группы: проблемные, инициативные; разработка моделей, схем рекомендаций по применению на практике.
4 этап – практическое обоснование вопросов.
1.Выступления педагогов от творческих групп. Обсуждение.
5 этап – мозговой штурм
Задания:
- Условия для творческого развития учителя? Запись ответов на доске.
Из них выделить - Конкретные условия для развития творчества в нашей школе.
Примерные условия: нравственно - психологический климат коллектива, стимулирование к нестандартным решениям, материальная база, свобода критики, проведение дискуссий, влияние личности руководителя, наличие свободного времени.
Таким образом, чтобы наш коллектив развивался творчески нужно:
точность во всем
дисциплина
порядочность
вдохновение
умение слушать критику
внимание
воля
уверенность в собственных силах
способность доводить дело до конца
высокий общий уровень развития
знание своего дела
6 этап – исследовательский микроисследования на тему «Педагогическое творчество в коллективе»
Анкета 1
«Способности педагога к творческому саморазвитию»
Вопросы:
Я стремлюсь изучать себя.
Я оставляю время для развития, как бы ни был занят работой и домашними делами.
Возникающие препятствия стимулируют мою активность.
Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.
Я анализирую свою деятельность, выделяя на это специальное время.
Я исследую свои чувства и опыт.
Я много читаю.
Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.
Я верю в свои возможности.
Я стремлюсь быть более открытым.
Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.
Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.
Я получаю удовольствие от усвоения нового.
Возрастающая ответственность не пугает меня.
Я бы отнесся положительно к моему продвижению по службе.
Оценивание:
5 баллов - данное утверждение полностью соответствует действительности;
4 балла - скорее соответствует, чем нет; 3 балла - и да, и нет; 2 балла - скорее не соответствует; 1 балл - не соответствует.Подведение итогов: 75-55 баллов. Активное саморазвитие.
54—36 баллов. Отсутствует сложившаяся система саморазвитие ориентация на развитие зависит от различных условий. 35-15 баллов. Остановившееся саморазвитие.
Анкета 2
«Свойственна ли педагогу творческая деятельность?»
Прогнозируете ли вы результаты своей деятельности?
а)да;
б)нет;
в)не задумывался об этом
Из каких источников вы черпаете информацию при подготовке к уроку с целью повышения творческой активности учащихся?
а)только учебник;
б)учебник и методическое пособие;
в)дополнительная литература;
г)ничем не пользуюсь;
д)что-то иное (записать).
Через какие формы работы проявляется ваше педагогическое творчество?
а)педагогический совет
б)методический совет;
в) заседания МО;
г) заседания кафедр;
д) ознакомление с передовым опытом коллег;
е ) самообразование; О другое (назовите).
4. Какие психологические факторы играют важную роль в творческой деятельности педагога?
а) воображение;
б) эмоции;
в) интеллект;
г) все перечисленное вместе.
5) Определите свой уровень педагогического творчества
А) высокий;
Б) средний;
В) низкий
6. Творчески ли работает коллектив нашей школы?
а)да;
б)нет;
в)не знаю.

7 этап – подведение итогов педсовета.
1. Притча.
В сарае стояли два плуга. Один был ржавый и некрасивый, а второй весь блестящий, начищенный. Ржавый плуг с завистью смотрел на то, как солнце отражается на блестящих боках соседа. Однажды он не выдержал и сказал:
- Это несправедливо! Мы с тобой одинаковые. Но ты такой красивый, весь блестишь, а я нет. Откуда у тебя это великолепие? Должно быть равноправие!Второй плуг усмехнулся и сказал:
- Должна быть справедливость! Я с раннего утра и до позднего вечера работаю, поэтому и блещу. Мне просто некогда ржаветь!
2. 7 заповедей творческой личности (Приложение 6 - 7).
3. Принятие решения педсовета:
Проект решения
Руководителю МО учителей начальных классов разработать параметры отслеживания результатов деятельности по творческому саморазвитию педагогов, спланировать работу по карте «Развитие творческого потенциала учителей коллектива»
Разработать и подготовить для методического кабинета школы подборку материалов психолого-педагогической литературы по теме педсовета - ответственный заместитель директора по УР, педагог – психолог.

Проводить ежегодно в рамках «Недели творчества» открытые мастер – классы – ответственные учителя начальных классов, учителя - предметники.
Цветовая рефлексия по окончанию педсовета.
Литература
1. Гребенкина Л.К., Анциперова Н.С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы. М., 2000.
2. Ерофеева Н.Ю., Иванченко С.Н. и др. Педсовет: идеи, методики, формы. М., 2002.
3. Паринова Г.К., Черняева Т.Н. Уровни опыта творческой деятельности учителя // Школьные технологии 2002, № 5, с.132.
4. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М., 2001.

Приложение
Первая творческая группа:
Какие способности человека служат ступеньками к педагогическому творчеству?
Факторы, способствующие развитию творческой активности?
Источники творчества?
наблюдение система дидактических умений чтение научной литературы
обобщение аналитический подход к определению качества преподавания и качества ЗУН картотека интересных фактов
анализ внедрение педагогического опыта, вопросы учащихся, которые анализируются
предвидение коллективная работа над научно-методической проблемой, общение с коллегами, друзьями, учащимися
нестандартность мышления самообразование анализ УВП
комбинирование система стимулирования педагогического труда изучение опыта коллег
умение видеть проблему
реконструирование
Вторая творческая группа:
- Перечислить качества творческого педагога, позволяющие выявить и развить творческий потенциал ученика?
- Назовите формы педагогического творчества
педагогический такт творческие группы
способность к сочувствию проблемные, инициативные группы
сопереживание разработка моделей
артистизм, схем рекомендаций по применению на практике.

умение ставит неожиданные вопросы поощрение учителем детского воображения
создание проблемных ситуаций


Определение уровня сформированности опыта творческой педагогической деятельности учителей. (ОТПД)
№ Содержание вопросов. Предлагаемые варианты ответов.
1 Можете ли вы дать определение понятия «педагогический опыт»? 1. Нет, не могу.
2. Понимаю, но затрудняюсь сформулировать.
3. Для меня это не трудно.
2 Как часто в своей педагогической практике вы обращались к педагогической теории? 1 .Эпизодически, не видел (а) в этом особой необходимости.
2.Часто, но, как правило, в рамках своего учебного предмета.
3. Постоянно, использовал (а) в своей работе последние достижения педагогической теории.
3 В своей педагогической деятельности вы: 1 .Часто допускаете теоретические и практические ошибки.
2. Редко ошибаетесь, умеете связать теорию с практикой.
3. Умело применяете полученные в процессе обучения знания.
4 Какого вида педагогическая деятельность преобладает у вас? 1 .В основном репродуктивная, воспроизводящая, использую имеющиеся у учащихся знания, умения.
2. Репродуктивная, но с элементами творчества.
3. Творческо-репродуктивная.
5 Если у вас возникла интересная педагогическая идея, то способны ли вы, предварительно теоретически её обосновав, экспериментально её проверить? 1.Мне это будет сделать сложно.
2. Не всегда.
З.Да, мне хватает теоретических знаний и способов практической деятельности.
6 Есть ли у вас потребность пополнять свой опыт творческим опытом других педагогов? 1 .Нет, считаю, что приду ко всему сам (а). 2. Смотря, какой педагог, это очень индивидуально.
3. Считаю это обязательным условием становление профессионализма педагога.
7 Встречаясь с интересным педагоги-ческим опытом, вы: 1 .Наблюдали и по возможности оценивали.
2.Наблюдали, оценивая и выделяя новое, творческое в нем.
3.Наблюдали, оценивали и анализировали новое, творческое с позиции возможности и необходимости применения в своей творческой деятельности.
8 В какой мере вы испытываете потребность в постоянном педагогическом творчестве. 1. Пока об этом говорить рано.
2. Минимальной.
3. Чувствую в нем постоянную необходимость.
9 Каковы, на ваш взгляд, роль и место повышения квалификации в формировании у вас ОТПД? 1. Формирование ОТПД происходит в период профессиональной деятельности, а не в период повышения квалификации. 2.Повышение квалификации - начальный этап формирования ОТПД.
3.Очень важную роль, но большое значение имеет самостоятельная педагогическая деятельность в этом направлении.
10 Способны ли вы, обобщив результаты своей педагогической деятельности, подготовить выступление, написать творческую работу, статью диссертацию, т.е. провести собственное педагогическое исследование? 1.Наверное, но только в виде небольшого творческого выступления, отчета.
2. Мне это интересно, смогла бы.
3. Я уже работаю в этом направлении.