Разработка урока географии на тему: Население, политическая карта Евразии


Тема: Население, политическая карта Евразии.7 класс
Цель: дать знания о населении Евразии, численности, национальном и языковом составе материка.
Задачи урока:
Сформулировать представление о населении и государствах Евразии.
Способствовать развитию умений и навыков работы с географическими картами.
Воспитать толерантность, коллективизм, ответственность и творческую активность.
Оборудование: физическая карта Евразии, карта плотности и населения, политическая карта мира, атласы.
Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.
Структура урока
Организационный Момент.
Психологический настрой
Друзья мои! Я очень рад
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений
Мы вместе проведем урок.
Пожелайте успехов глазами
И вперед за новыми знаниями!
Настройтесь работать быстро, слушать внимательно, отвечать четко, умело работать с картой.  Проверим снаряжение:
Моря есть, плавать нельзя.
Дороги есть, ехать нельзя.
Земля есть, пахать нельзя.
Луга есть, сеять нельзя. (географическая карта)
Карты в ней одна к одной сшиты в типографии,
Он теперь всегда с тобой гид по географии. ( атлас)
Шар не велик, лениться не велит,
Если знаешь предмет, то обойдешь весь свет. (глобус)
Повторим домашнее задание.
Проведем альтернативный диктант. ( отвечаем да – нет). Согласны ли вы с утверждением
Расположение природных зон тесно связано с климатом и климатическими поясами. (да)
В зоне арктических пустынь лето жаркое, продолжительное, температура достигает + 40° (нет)
Природные зоны простираются в широтном направлении, начиная с арктических островов на север до зоны тайги, а на к югу располагаются с запада на восток в виде узких полос. (да)
Во внутренних районах, где влаги много формируются зоны пустынь и полупустынь. (нет)
Тундра – природная зона с суровым климатом, на болотистых почвах произрастают мхи, лишайники и древовидная растительность. (да)
Тайга является зоной, где растут только широколиственные деревья (нет)
В природных зонах лесостепей и степей распространены очень плодородные черноземные почвы, названные « царем почв», здесь выращивают зерновые культуры ( пшеницу, рожь, гречиху, ячмень, овес). (да)
В зоне переменно- влажных лесов растут вечно зеленные деревья – магнолия, камелия, лавр, бамбук. Из животных обитают белые медведи и полярные лисицы. (нет)
Тропические пустыни занимают Аравийский полуостров и пустыню Тар в Индии. (да)
Во влажных экваториальных лесах произрастает более 40 тысяч видов растений, только пальм имеется около 300 видов. (да)
Коллективная форма работы, направленная на звуковое восприятие чужой речи и повторение домашнего задания « Найти ошибку»
Давайте посмотрим на физическую карту Евразии и послушаем, о чём я мечтаю.
Путешествие по Евразии.
Я очень люблю путешествовать. Лето. Отпуск, Я решил побывать в необычных точках материка Евразия. Сел в самолёт и полетел на запад- к Тихому океану. Первая остановка была в Париже- столице Великобритании. Этот город окружают очень красивые горы Гималаи. Их мягкие, невысокие вершинки подчёркивают красоту ландшафта. Потом я добрался до побережья Норвежского моря. Субтропические растения- пихты, ели, сосны, кедры повсюду создавали уют и комфорт. Всюду летали бабочки, а в лесу можно было встретить даже сайгаков. Следующая остановка была на севере- на острове Шри-Ланка. Это самый холодный остров в арктическом климатическом поясе. Перелетев высокий Тибет, Тянь-Шань и Уральские горы я остановился в центре добычи нефти- на Западно-Сибирской равнине, занимающей на сегодняшний день первое место в мире по добыче чёрного золота. Потом я полетел на восток, к Атлантическому океану. Там мощное течение Гольфстрим омывает берега полуострова Камчатка и создаёт там резко- континентальный климат. Побывав в знаменитой Долине гейзеров, я вернулся домой.
- Молодцы! Вы узнали, какие географические ошибки допускаю я.
- Знакомясь с характеристикой материка, мы затронули все природные компоненты. Для того, чтобы информация о материке была полной, что ещё мы должны узнать о материке?
Проблема: Почему на материке Евразия проживает более 4 млрд. человек ( Мозговой штурм).
Материк Евразия самый большой по численности населения и по количеству государств материк. И мы переходим к теме нашего сегодняшнего урока «Население и политическая карта Евразии» . Будем исследовать материк дальше.
Человек на материке Евразия живет с очень давних пор. Есть основания полагать, что некоторые районы Восточной и Южной Азии являются прародиной человеческого рода. Здесь найдены останки предков человека на разных ступенях развития.
В Евразии известны древнейшие цивилизации Земли в Индии, Китае, Месопотамии, на побережье Средиземного моря.
На материке Евразия проживает более 4 млрд. Человек, ¾ населения земного шара.
Перед вами инструктивная карточка
Население и страны Евразии.
1. Человек в Евразии живет с очень давних пор. Есть основания полагать, что некоторые районы Восточной и Южной Азии являются прародиной человеческого рода. Здесь найдены останки предков человека на разных ступенях развития.
В Евразии известны древнейшие цивилизации Земли:
- в Индии
- Китае
-Месопотамии,
- на побережьях Средиземного моря.
На территории Евразии располагаются крупные страны мира по площади: Россия, Китай, США, Канада, Австралия и мельчайшие – Люксембург, Лихтенштейн, Монако, Ватикан и др.
Работа в группах. Раздаю детям разрезанные карточки с изображением лиц представителей различных рас ( разрезается на четыре полосы- волосы, глаза, нос, рот)
Из составных частей соберите карточки. Что же у вас получилось? – правильно, портреты представителей разных раз.
Население Евразии многообразно по расовому и национальному составу. Большую часть составляют народы европеоидной расы.
Задание. По данным таблицы опишите особенности рас Евразии:
Европеоидная
Монголоидная Экваториальная
Северная Южная Центральная и Восточная Острова Южной Азии Индостана
Заселяют Северную и Северо-западную территорию материка, волосы и глаза светлые Южная Европа, Юго-Западная Азия. Темные глаза и  волосы, смуглая кожа Низкорослые, кожа желт., темные узкие глаза, широкий нос, прямые темные волосы Темнокожие, широколицые, темные волнистые волосы
1. Задание. Определить расовый и национальный состав Евразии. Какие расы проживают на территории Евразии (определение рас)?
 В результате общения народов разных рас существуют смешанные расы.
Вывод: ученые считают, что человеческие расы сформировались в результате приспособления к разным условиям окружающей среды и эти условия наложили свои отпечатки на представителей различных рас. На Земле провозглашено равенство рас. Все расы между собой равны. Доказано, что среди рас нет высших или низших. Равенство рас доказано многими учеными. Одним из них был Н.Н. Миклухо-Маклай.
Работа с картой « Народы и плотность населения мира»
Задание 1. Какие народы, их семьи и группы проживают на территории Евразии? Назовите и покажите на карте.
Задание 2. Покажите на карте наиболее заселенные части континента. Какие территории населены слабо и почему?
Религия.
На территории Евразии возникли и получили дальнейшее развитие современные мировые религии
Мировые религии  
                  Буддизм                          Христианство                    Ислам
Политическая карта мира отображает территориально- политическое деление стран.
Карта, изображающая местоположение и границы государств на земном шаре называется политической картой мира.
Государств в мире более 230, а в Евразии около 90 Независимых государств. Страны Евразии по государственному устройству делятся на  республиканские и монархические.
Республика - законодательный орган парламент, исполнительный - правительство, руководство на основе конституции осуществляет президент страны.
Монархия- форма правления, где государством правит одно лицо, и власть передается по наследству от отца к детям
Классификация стран по географическому положению.
Приморские
Полуостровные
Островные и страны- архипелаги
Внутриконтинентальные.
Задание. Назовите страны, расположенные на побережье.
Государства, не имеющие выхода к морям и океанам
Какие государства граничат с девятью другими?
Страны большие по площади Россия, Китай, Индия, Казахстан,  Саудовская  Аравия
Высокоразвитые государства – Великобритания, Италия, Франция, Германия, Япония
Низкий уровень экономического развития -  Непал, Бутан, Камбоджа, Лаос.
Нефтеэкспортирующие страны - Ливия, Саудовская Аравия, страны Персидского  залива.
« Драконы Азии»  - интенсивно развиваются Южная Корея,  Сингапур,  Гонконг, Тайвань, Индонезия.
Наш  мир многолик. Мир Евразии состоит из 101 государство мира (2010 год) крупных, средних, маленьких, Задание « Угадай объект» (определим страну по описанию)
2. Есть один полярный остров,
Он внутри, как самовар.
Там из расщелин в скалах острых
Со свистом вылетает пар
И в тот не сунется поток
Водичка словно кипяток
Столица страны льдов Рейкьявик  отапливается природной горячей водой и поэтому здесь отсутствует дым и копоть. Тепло подземных источников идет в парниковое тепличное хозяйство, где растут бананы и помидоры, дыни и виноград. Этот город считают самым чистым городом мира. О какой стране идет речь? ( Исландия)
3. В этой стране существует ежегодная традиция скашивания тюльпанов в середине мая. В этой стране установлен памятник корове. Есть музей сыра и горчицы. ( Нидерланды)
4.     На востоке есть страна
        Сакурой славится она.
        Подумай дам подсказку я
        На островах эта страна.
Страна, которую называют очень странно, страна « наоборот». И для этого есть все основания. В этой удивительной стране пальто подает женщина, руль в машине с правой стороны, кошки бесхвостые, здесь пишут сверху вниз, едят палочками, спят на полу, белый цвет является траурным. Страной восходящего Солнца назвали соседи ее. Встает из-за моря, за горы садится оно. (Япония)
5. Эта страна считается законодательницей мод. Город Пломбьер дал свое имя знаменитому мороженому пломбир. В ней есть Альен, Марсель. В ней говорят мадемуазель. В ней красота и грация. Конечно это…(Франция)
6. В Европе есть страна
  На сапог так похожа она
   Арина ответит или Алия
   Что за прекрасная страна  (Италия)
8. Две европейские страны имеют по два названия. Вспомните их. (Великобритания – Англия, Нидерланды - Голландия)
10. Какая страна оканчивается на три « Я»  (Австрия)
11. Самая большая по населению страна мира, по ее территории протекают величайшие реки мира Янцзы и Хуанхэ. Основная сельскохозяйственная культура - рис. (Китай- Пекин)
Первичное закрепление материала.
1. Подчеркните то слово, которое вы считаете лишним в каждой строчке:
Рим, Берлин, Лима
Израиль, Австрия, Алжир
Кейптаун, Пекин, Токио
Индия, Австралия, Пакистан
Астана, Алматы, Москва.
2. Подчеркните названия народов, проживающих на территории Евразии:
Арабы, русские, австралийцы, казахи, араваки, китайцы, американцы, берберы, шведы, немцы, мексиканцы, якуты.
Давайте проанализируем урок: Каков уровень поставленных целей, прокомментируйте свои впечатления, достижения, учебные умения.
Выводы:
1. Материк Евразия- самый густонаселённый материк земного шара.
2. На нём проживает более 2500 народов и народностей.
3. На материке располагается более 90 стран мира.
4. Все страны Евразии подразделяются на группы по разным критериям.
Закрепление.
Тест « Евразия»
1. Самый крупный материк земного шара
И) Северная Америка
К) Южная Америка
Л) Антарктида
М) Евразия
2. На материке Евразия проживает
Н) 1 млрд.
О) более 4 млрд.
П) 2 млрд.
Р) 3 млрд.
3. Сколько рас проживает на материке Евразия
И) 1
К) 2
Л) 3
М) 4
4. Представителями,  какой расы являются казахи
Н) Негроидной
О) Монголоидной
П) Европеоидной
Р) Смешанной
5. Самое большое государство по территории
Б) Китай
В) Индия
Г) Канада
Д) Россия
6. Самое крупное по численности населения государство мира
Е) Китай
Ж) Япония
З) Канада
И) Польша 
7. Самый многочисленный народ мира
У) монголы
Ф) поляки
Х) русские
Ц) китайцы
Выставление отметок за урок.
Рефлексия.
Напишите мини- сочинение на тему « Я хотел бы побывать в ?, потому что……»
Заключительное слово учителя:
Мы много сегодня изучили.
Материал географии повторили
Молодцы, скажу я Вам
И наставления всем дам.
Чтоб в географии преуспеть.
Надо знания, умения, желание иметь.
Надо к знаниям стремиться
На уроках не лениться
И тогда оценку 5
Каждый будет получать.
 
До скорой встречи на географических широтах!