Статья по русскому языку на тему Метод проектов на уроке русского языка: из опыта работы


Черняева М.И.
Метод проекта на уроке русского языка:
из опыта работы учителя русского языка.
Важной задачей педагога нашего времени является формирование у школьников умений ориентироваться в расширяющемся информационном пространстве, добывать и применять знания, пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, сотрудничать со сверстниками, уметь планировать свои действия и многое другое. Введение в учебный процесс методов и технологий проектной деятельности должны помочь ученикам приобрести выше перечисленные навыки.
В последнее время проектный метод активно внедряется в педагогику и является одним из требований ФГОС. Новый виток интереса к проекту как способу организации воспитательно-образовательного процесса объясняется его интегративностью, соответствием технологии развивающего обучения, обеспечением активности детей в учебном процессе. Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям ХХI века, как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире.
В практике педагогов проектный метод применяется абсолютно на всех уроках, русский язык не стал исключением. Проектирование на уроках русского языка направлено на повышение практической направленности содержания обучения. В этой работе уместно использовать активные, интерактивные, игровые методики обучения, обращаться к методике организации исследовательской деятельности, а также к различным формам творческого самовыражения обучающихся.
Русский язык как учебный предмет – плодотворная почва для проектной деятельности. Учителя часто сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю – решать вышеперечисленные проблемы.
Здесь мы бы хотели представить опыт своей работы в проектной деятельности.
«Вологодское словечко» - исследовательский мини-проект по русскому языку был реализован в 6 классе школы № 22 города Вологды в феврале 2016 года. Он позволил расширить знания детей о диалектных словах родного края, о его культуре, а также дал некоторые первичные навыки ведения исследовательской работы.
Ниже приводится паспорт проекта.
Паспорт проекта.
1. Название проекта: «Вологодское словечко»
2. Учебный предмет: русский язык
3. Тип проекта: исследовательский, групповой, краткосрочный
4.Цель проекта: познакомиться с понятием диалектная лексика, вологодская группа говоров; узнать диалектные слова Вологодской области и их значения; с помощью словарей и других источников описать собранный материал.
5. Задачи проекта: 1). В ходе бесед с родителями выяснить, какие диалектные слова они знают; 2). Найти значения этих слов в Словаре Вологодский говоров; 3).Описать значения слов; 4). Найти научную информацию о Вологодской группе говоров; 5). Научиться работать с диалектным словарём
6. Руководитель проекта: Черняева Марина Ивановна, учитель русского языка и литературы
7. Участники: 6 «а» класс
8. Аннотация проекта: данный исследовательский проект ориентирован на привлечение внимания учащихся к культуре родного края, которая проявляется в языке. Диалектология как один из разделов в лингвистике в школе часто изучается недостаточно, и порой дети не имеют чёткого представления о говорах родного края. Работая над проектом, дети познакомились со многими диалектными словами, сами провели мини-исследование.
9. Предполагаемый продукт проекта: мультимедийная презентация, мини-выставка работ учащихся
10. Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный: сообщение темы, целей и задач
2. Планирование: формирование рабочих групп (2 человека в группе, всего – 10 групп), назначение ответственных за поиск научной информации (2 человека), за составление презентации (2 человека)
3. Реализация проекта: сбор и обработка информации (предлагается узнать у родителей известные им диалектные слова и поработать над одним из них или выбрать одно слово из словаря), далее найденную информацию предоставить в печатном и электронном виде ответственным за презентацию; консультация с учителем по возникающим вопросам
4. Презентация проекта: к определённому сроку ответственные за презентацию объединяют всю информацию в одну папку и создают презентацию; каждая группа готовит выступление перед классом.
5. Осмысление и оценка проекта: групповое обсуждение результатов работы, оценка работ учителем.
11. Необходимое оборудование и ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор, словари (толковые, этимологические, диалектные), энциклопедии.Остановимся на этапе презентации проекта. На выполнение задания детям была дана одна неделя, в ходе которой они должны были найти материал и оформить его. В течение урока учащиеся в группах, в которых работали, представляли своё мини-исследование. Рассказывали о словах, над которыми они работали: где они им встречались, откуда они о них узнали, где искали материал и иллюстрацию. После отвечали на вопросы класса.
Ниже представлены фрагменты презентации, сделанной учащимися.
Го`лбец и Го`бец 1. Деревянная пристройка к русской пе­чи в виде большого шкафа с дверцей, «комнатки», внутри с лестни­цей ведущей в подполье . 2. Подполье в жилом помещении Чапары`жник и Чапалы`жник Густой, непроходимый лес. Ну и чапары′жник! Вроде тако′ва и в лёсу′-то у нас не′ было, одни′ ве′тки. Сок.
В ходе реализации мини-проекта детьми была проделана большая самостоятельная работа: это работа с информантами, со словарём, с мультимедийной презентацией. Дети открыли для себя новый вид деятельности – исследовательский, который многих увлек.
Литература
Олейник О.В., Кабанюк Л.П. Проектная деятельность: методика обучения. Проекты по русскому языку. – М.: ВАКО, 2013. – 368 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897
Якиманская, И.С. Технология личностно – ориентированного образования [Текст] // Журнал «Директор школы». – 2000. - № 7. – 145 с.