Обобщение опыта работы по созданию межпредметных проектов

Значение межпредметных проектов для обучения
и воспитания младших школьников
Одна их тенденций современного народного образования носит характер системной обработки информации, к такой организации учебно-воспитаельного процесса, позволяющей глубже и разностороннее подходить к изучаемым вопросам.
Это становится возможным при осуществлении межпредметных проектов.
При организации межпредметных проектов проводится исследовательская, поисковая, творческая и прикладная деятельность.
Структура такого проекта состоит из следующих этапов:
1 этап: подготовительный.
Подбор педагогом материала: литературы, музыки, продумывания заданий, использование оборудования и форм организации деятельности.
2 этап: накопление отдельных впечатлений в деятельности.
Педагог организует совместную работу с учителями музыки, хореографии, изобразительного искусства и театральной деятельности. В результате проведения отдельных занятий происходит накопление впечатлений от музыкальных, театральных и живописных образов.
3 этап: проведение интегрированного урока как художественного события.
Такие проекты могут осуществляться как во время уроков, так и во внеурочное время. Важно продумать его временные рамки, чтобы деятельность не была затянута, либо скомкана. Это влияет на эмоциональный настрой детей. На то, возникнет ли в процессе деятельности ощущение праздника, который запомнится надолго.
В создании межпредметных проектов могут принимать участие не только сами ученики, а также родители и педагоги – предметники. Совместная целенаправленная деятельность способствует развитию коммуникативных навыков, раскрепощает детей.
Предлагаю познакомиться с межпредметным проектом «Люблю природу русскую». Старт этому проекту даётся на первом классном часе в начале учебного года ( 3 класс, программа «Школа 2100») «Вот и осень пришла», который проходит в лесничестве, на берегу Енисея. Во время непосредственного общения с природой дети получают много впечатлений и даже признаются в любви этому времени года.
Продолжение эта тема получила в классе. Детям было предложено проследить, как воспевали русские поэты осень в своих произведениях. Каждый ученик завёл блокнот, в который записывали стихи в процессе поисково-исследовательской деятельности. Стихи, затронувшие душу, дети выучили наизусть и приняли участие в конкурсе чтецов. К этим же стихам на уроке изобразительного искусства ребята нарисовали пейзажи.
После этого этапа, класс преобразился. На стенах в рамах были помещены работы детей. Они, как экскурсоводы, показывали своё творчество всем, кто приходил в класс, комментировали, зачитывали запомнившиеся строки, а блокноты с собранными стихами украсили созданную из бумаги и веток красавицу-берёзку.
На протяжении всего времени по дороге в школу, во время прогулок детьми по заданию учителей велось наблюдение за состоянием природы. К каждому периоду осени подбирались народные пословицы, в анализе которых угадывались осенние приметы.
Совместно с учителем музыки на занятиях дети учили разные песни: «Скворушка», «Осень, милая, шурши!», слушали музыку Чайковского П.И., Вивальди А. Полученные зрительные и слуховые образы соотносились с происходящими изменениями в природе и жизни людей.
Работа над межпредметным проектом «Люблю природу русскую» продолжалась в течении полутора месяцев и завершилась проведением обобщающего художественного события, состоящего из двух частей: интегрированного урока и внеклассного мероприятия. Привожу подробный конспект интегрированного урока.

Тема: Унылая пора! Очей очарованье!»
(Образ осени в стихах, в музыки, в изобразительном искусстве)
Цель: познакомить с образом осени в стихах русских поэтов в разные её периоды, сравнить, как изображают одно и то же явление художники, композиторы, поэты; совершенствовать все виды речевой деятельности: слушание, говорение, чтение; развивать творческие способности, воображение, образную речь, память; помочь понять и почувствовать величие, значимость, красоту русской музыки, живописи, поэзии; побудить желание читать стихи о природе.

Оборудование:
Выставка сборников стихов русских поэтов об осени.
Картины мастеров пейзажной живописи (образ осени в разные периоды):
И.Левитан «Золотая осень»
А.Саврасов «Просёлок»
В. Поленов «Ранний снег»
Музыкальное произведение:
А. Вивальди «Осень»
Фонограммы песен об осени:
«Осень милая, шурши» (сл. С. Еремеева, муз. М.Еремеевой)
«Скворушка прощается» (сл. М.Ивенсен, муз. Т.Потапенко)
Карточки с названием месяцев осеннего цикла, с русскими пословицами.

Ход урока
I. Орг. момент
Уч: Рассмотрите оформление уроке класса, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?
Уч: Правильно. Сегодня мы понаблюдаем, как одно и то же явление изображают композиторы, художники и поэты.
II. Подготовка к восприятию музыкального произведения.
Уч: Природа Её рисуют художники, о ней пишут стихи поэты, её воспевают музыканты. У художников – краски, у поэтов – слова, у композиторов - только звуки. Но все они выражают своё отношение к этому времени года.
Звучит пьеса А. Вивальди «Осень»
Уч: Какая музыка по характеру? (торжественная, радостная, воспевает красоту)
Уч: Какое знакомое стихотворение об осени навеяла эта музыка?
Уч: Какой поэт воспевает краски осени?(Русский поэт Иван Бунин)
Чтение детьми стихотворения И. Бунина «Листопад»
Уч: Что общего в характере музыки и стихотворения? (Торжество, радость, свет, воспевание красоты)
Уч: Как автор относится к осени? Докажите строчками из стихотворения. ( Она ему нравится, поэт ею любуется.)
Гимн красоте осеннего леса

Уч: С каким месяцем осеннего цикла соотносится стихотворение?
сентябрь
октябрь
ноябрь

Уч: Попробуйте соотнести современные названия месяцев с названиями из народного календаря.
сентябрь
октябрь
ноябрь


хмурень, ревун
листопад, грязник, зазимник
полузимник



III. Знакомство со стихотворением А. Пушкина «Осень»
Уч: На нашем уроке последние осенние листочки. Они находятся в самых разных уголках класса. Выберите себе листочек, внимательно рассмотрите его, что заметили?
( Дети выбирают листочки, на обратной стороне читают стихотворение А.С.Пушкина «Осень»)
Уч: Одинакова ли осень у И. Бунина и А. Пушкина?
Уч: Какая осень у А. Пушкина?
Уч: В каком месяце А. Пушкин сочинил это стихотворение?
Уч: Как поэт относится к этому периоду?
Уч: Осень – итог прожитого цикла.
весна – зарождение жизни
лето – развитие
зима - отдых

Уч: Посмотрите, на репродукциях осень изображена разной: грустной и весёлой, солнечной и пасмурной, золотой и серой. Но есть картина, которую я очень люблю. Постарайтесь по моему описанию понять, что это за картина. Перед нами расстилается земля, покрытая уже побуревшей осенней травой. Багрово – золотые берёзы слева и красно – бронзовые дубы справа. Неширокая река спокойно несёт свои воды меж невысоких берегов. (Это картина Левитана «Золотая осень»)
Уч: А какая картина созвучна настроению стихотворения А.С.Пушкина «Осень»?
Уч: А какую пору осени любите вы?
Уч: Давайте наш урок закончим песней об осени. Какую из разученных на уроке музыки песен вам хочется исполнить в финале нашего урока? (Тексты песен смотри в приложении.)
IV. Итог урока:
Уч: Какой пословицей об осени вам бы хотелось завершить наш урок?
Осень дважды в году не бывает.
В осеннее ненастье семь погод на дворе.
Осень прикажет, а весна своё скажет.
Осенью и у воробья пир.
V. Домашнее задание
Уч: Стихотворение А.С. Пушкина выучить наизусть свою картину к этому стихотворен

Приложение к уроку
Скворушка прощается
сл. М. Ивенсен
муз. Т Потапенко
Осень – непогодушка,
Тополь пожелтел.
Вдруг на ветке скворушка
Песенку запел.

Припев: Ветка чуть качается.
Дождик не кончается,-
С нами старый скворушка
До весны прощается.

2. В путь – дорогу дальнюю
Скворушке лететь,
Песенку прощальную
Как ему не спеть?

Припев:

Где ты, солнце вешнее,
Ясный небосвод?
Под пустой скворечнею
Скворушка поёт.

Припев:

Осень милая, шурши
сл. С. Еремеева
муз. М. Еремеевой
Осень очень хороша, хороша, хороша!
Осень ходит не спеша, ходит не спеша.
Есть у осени наряд золотой, золотой!
Удивляет всех подряд осень красотой.

Припев: ( повторяется два раза)
Осень милая, шурши листьями вокруг
Провожать не спеши журавлей на юг.

Осень долго не грустит, не грустит, не грустит.
Даже если снег летит. Снег с дождём летит.
Мокрым стал её наряд, стал он тоньше, чем был.
Всё равно огнём горят ягоды рябин.

Припев: (повторяется два раза)

В конце проекта проходит яркое художественное событие – «Осенний бал». Дети охотно отвечали на вопросы, называли народные приметы, пословицы, играли, с удовольствием пели песни, разученные в ходе проекта.
Такая деятельность развивает коммуникативные качества, раскрепощает детей. Учащиеся из других классов свободно вливаются в коллективную деятельность и свободно участвуют в этом процессе.
Таким образом, межпредметние проекты позволяют комплексно решать образовательные и воспитательные задачи. Это сказывается на гармоническом развитии личности, стимулирует саморазвитие.
Своё отношение к осени, дети высказали в сочинениях «Разная осень», «Какая осень мне нравится?»
В осени сочетаются все времена года. Она бывает и солнечной, и снежной, и дождливой. Мне кажется, что в это время года самая чистая вода в речках, самые бодрящие запахи в природе. А такое уникальное явление как листопад, бывает только осенью. Но мне нравится, когда осень жаркая. Потому что обожаю солнышко и тепло.( Вика)
Сначала были чудесные летние деньки. Но вот пришла осень. Она раскрасила деревья, кусты и даже травы в яркие цвета. Чудесные краски, не правда ли? С деревьев – великанов падала золотая листва как монетки. на небе солнце грустно улыбалось. Однажды я проснулась, а за окном моросил дождик. По утрам уже становится холоднее. Птицы утихли до весны. Становится грустно. Но жёлтая листва веселит и поднимает настроение. Солнышко греет не так как летом. Но так легко дышится, что становится радостно на душе. (Карина)
Я очень люблю осень. Она очень богатая и щедрая. Мне она нравится золотая. Это у неё самый лучший наряд. (Вика С.)
Мне нравится, когда осень серебряная. Это самая красивая пора осени. В это время уже выпадает снег,и деревья тянут к небу свои тонкие ветки. (Света К.)
Мне нравится осень, потому что она очень красивая. Она на меня действует успокаивающе. Открываешь окно, и чувствуешь запах сырости. Он бодрит. В эту пору мы всей семьёй любим ходить на Енисей. (Настя С.)