Выступление на педсовете на тему: Мониторинг воспитательной работы классного руководителя начального звена
Мониторинг воспитательной работы классного руководителя
начального звена.
слайд 1
Подготовила Михальченко Н.В. 08.11.2013г.
Мониторинг как режим наблюдения, за каким – либо процессом с целью изучения его изменения и развития и сравнения с ожидаемым результатом, позволяет контролировать реализацию образовательной программы, постоянно изучать состояние социума, вовремя снимать возникающие проблемы.
Классные руководители: слайд 2
анализ учебно-воспитательной работы с классом;
отслеживание качества знаний и успеваемости по предмету ;изучение мотивации при выборе итоговой аттестации;
мониторинг достижений выпускников.
Расскажу как можно провести мониторинг учебно-воспитательной работы с классом на примере своего класса и покажу как можно отслеживать качества знаний и успеваемости по предмету.
слайд 3 Анализ учебно-воспитательной работы с классом начался с 1-го класса с диагностической карты психолого-педагогического собследования, проведенный психологом школы Шубиной Л.В. Целью обследования было выявление актуального уровня развития первоклассников. Были использованы 5 методик: «Продолжи узор», «Сосчитай и сравни», «Слова», «Шифровка», «Рисунок человека».
Анализ полученных данных позволил сделать следующие выводы:
из 27 учащихся
-23 человека имели 1 уровень готовности к школе ( к школе готов)
-2 человека имели 2 уровень готовности (условно готовы к школе)
-1 человек имел 3 уровень готовности (условно не готов к школе)
-1 человек имел 4 уровень готовности (условно не готов)
В классе преобладала учебная мотивация.
Были даны рекомендации родителям и классному руководителю:
Например:
-развивать у детей правильное представление о школе;
-формировать умение управлять своим поведением, анализировать отношение к самим себе и окружающим;
-укреплять у детей уверенность в себе, развивать адекватную самооценку и др.
Таким образом, учитель имел представление с чего начать воспитательный процесс.
Также с 1-го класса проводится
слайд 4 анализ уровня воспитанности по Капустину.
1А класс из 27 человек:
-2 имели высокий уровень воспитанности
-4 хороший уровень воспитанности
-12 средний уровень воспитанности
-9 низкий уровень воспитанности
Средние баллы по критериям:
Любознательность, эрудиция - 3,9
Трудолюбие, прилежание - 3,9
Отношение к природе - 4,6 (наиболее высокий критерий)
Отношение к школе, обществу - 3,7( «западающий» критерий)
Отношение к прекрасному - 4,5
Отношение к себе - 4,1
Средний балл - 4,09
По результатам проведенного мониторинга необходимо было в дальнейшей работе предусмотреть: любознательность, прилежание, отношение к школе, обществу.
3А класс из 27 человек
8 - имели высокий уровень воспитанности
16 - хороший уровень воспитанности
4 - средний уровень воспитанности
2 - низкий уровень воспитанности
Средние баллы по критериям:
Любознательность, эрудиция - 4,5
Трудолюбие , прилежание -4,4 («западающее» звено)
Отношение к природе - 4,9 (наиболее высокий балл)
Отношение к школе, обществу -4,6
Отношение к прекрасному 4,6
Отношение к себе 4,7
Средний балл 4,6
По результатам проведенного мониторинга необходимо в дальнейшей работе предусмотреть: трудолюбие, прилежание, любознательность, эрудиция.
По сравнению с прошлым годом средний бал претерпевает рост на 0,59
4 класс выпускной из начальной школы, поэтому диагностике обучающихся отводится особое место. Приведу примеры некоторых диагностик, проведённых мною.
слайд 5 (1) Диагностика нравственной самооценки
Учитель читает ученикам 10 высказываний и предлагает детям вслушаться в каждое из них. Подумать, насколько вы с ними согласны ( на сколько они про вас) и оценить свой ответ
«4» - если вы полностью согласны;
«3» - скорее да, чем нет;
«2» - скорее нет, чем да;
«1» - совсем не согласны
Типы вопросов:
Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми
Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.
Я считаю, что можно быть несдержанными с некоторыми взрослыми.
Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.
Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.
Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание.
Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.
Мне приятно делать людям радость.
Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.
Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.
Интерпретация результатов в 4А классе: слайд 5 (2)
Высокий уровень нравственной самооценки – 91, 6%
Средний уровень нравственной самооценки – 8,3%
Нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего – 0%
Низкий уровень нравственной самооценки – 0%
слайд 6 (1) Диагностика этики поведения
Учитель читает учащимся 5 незаконченных предложений. Дети должны подумать и каждое из этих предложений дописать.
Отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, хитрость, нетактичность.
Положительный результат: помощь, сочувствие, открытая позиция, тактичное высказывание своего пожелания.
Ответы учащихся 4А класса:
Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я… слайд 6 (2)
помогаю – 87,5%
сочувствую – 4,1%
не смеюсь над ним – 4,1%
пытаюсь поддержать -4,1%
Если кто-то надо мной смеётся, то я…
начинаю злиться – 4,1%
не обращаю внимания – 54,1%
ухожу в другое место – 16,6%
не разговариваю – 8,3%
должен пропустить мимо ушей – 4,1%
над ним тоже смеюсь – 4,1%
держу себя в руках – 4,1%
Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я … слайд 7 (1)
прошу взять – 87,5%
делаю все для этого – 4,1%
ну и ладно -4,1%
я стою над душой и жду – 4,1%
Когда меня постоянно перебивают, то я … слайд 7 (2)
перебиваю их - 8,3%
отойди, потом поговорим - 4,1%
выслушаю их - 4,1%
молчу – 8,3%
не буду перебивать их – 16,6%
договариваю – 8,3%
скажу, чтобы не перебивали – 33,3%
жду – 4,1%
послушаю, что мне хотят сказать – 4,1%
Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, то я … слайд 8
отвергаю их – 29,1%
не буду общаться – 33,3%
не обращаю внимания-16,6%
выслушаю -4,1%
скажу, пока – 4,1%
поговорю с другим - 4,1%
притворюсь, что ничего не слышу- 4,1%
слайд 9 (1) Диагностика отношения к жизненным ценностям.
-Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список желаний, выбрать из которых можно только 5.
Интерпретация:
5 положительных ответов – высокий уровень
4,3 – средний уровень
2- ниже среднего
низкий уровень
4А класс: слайд 9 (2)
Высокий уровень – 37,5%
Средний уровень – 54,1%
Ниже среднего – 0%
Низкий – 0%
Отрицательные желания:
-иметь много денег – 25%
иметь то, чего у других никогда не будет – 29,1%
иметь много слуг - 4,1%
иметь возможность командовать – 4,1%
иметь самый современный компьютер – 8,3%
слайд 10(1) Диагностика нравственной мотивации
Учитель читает вопрос и 3 или 4 варианта ответа, выбрать нужно только один ответ.
Если кто-то плачет, то я… слайд 10 (2)
-пытаюсь ему помочь – 91,6%
-думаю о том, что могло произойти – 4,1%
- не обращаю внимания – 4,1%
Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7 и говорит, что у него нет такой игры:
-скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру – 4,1%
-пообещаю, что он может прийти с другом и поиграть – 95,8%
Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру:
-скажу, что он размазня – 8,6%
-объясню, что нет ничего страшного – 83,3%
-скажу, что надо лучше научиться этой игре – 4,1 %
Слайд 11 Высокий уровень нравственной мотивации - 50%
Средний – 41,6%
Низкий – 4,1%
Слайд 12 (1) Анкетирование учащихся
Какие качества твоего характера нравятся родителям? Слайд 12 (2)
За что тебя хвалят, за что ругают и наказывают?
Как тебя поощряют и за что?
Как тебя наказывают и за что?
Какие качества твоего характера родителям не нравятся?
Что ты любишь делать? Твое любимое занятие?
Ответы: слайд 13
1.Доброта, щедрость, ум, помощь, порядочность, думаю своим умом
2. Оценки, добро, быстро учу уроки, мою посуду, убираюсь в доме, хорошо учусь – хвалят.
Ругают – беспорядок, невнимательность, за компьютер, злость, обман, ругаюсь, плохие отметки, бью брата, ругаюсь с сестрой, оговариваюсь, за то, что я глупый.3. Дают поиграть в компьютер, дают деньги, говорят «спасибо», вкусное покупают, «молодец», дарят подарки.
4. Ставят в угол, бьют, беседуют за семейным ужином, не дают смотреть телевизор, отключают компьютер на неделю, разговаривают со мной.
5. Обидчив, злой, обманываю, плохо встаю утром, ленив, раздражителен, невнимателен, обострённые нервы, «я- злая».
6. Танцевать, рисовать, заниматься спортом, играть с друзьями, мастерить, гулять, есть мороженое, играть в компьютер, читать журналы.слайд 14 Мониторинг занятости учащихся во внеурочное время
1 класс – 70,3%
2 класс – 78 %
3 класс - 78,5%
4 класс – 92,5%
слайд 15 (1) Методика подсчета степени обученности по предмету.
Дает возможность увидеть степень продвижения в освоении знаний по предмету класса по четвертям, по годам, по темам (по желанию педагога).
слайд 15 (2) 1 умножить на кол–во всех «5» по предмету + 0,64 умножить на кол-во всех «4» по предмету + 0,36 умножить на кол-во всех «3» по предмету + 0,16 умножить на кол-во всех «2» по предмету. Полученный результат разделить на количество учащихся в классе.
От 75% до 100% - высокий уровень слайд 16
От 45% до 75% - средний уровень
До 45% - низкий уровень
Слайд 17 Мониторинг всех сторон школьной жизни позволяет иметь объективную картину происходящего, сравнивать с предполагаемым результатом и вносить коррективы.