Конспект урока по математике Угол. Обозначение углов. Сравнение углов (5 класс)
Аннотация к уроку.
Данный урок является первым уроком в главе «Углы и многоугольники», но учащиеся с начальной школы знакомы с геометрической фигурой "угол", поэтому, при постановке целей урока, я исходила из того, что учащиеся владеют основами данной темы. В начале урока все учащиеся были привлечены к определению темы урока и постановке цели урока. Исходя из целей урока, подобрано содержание образования. Оно соответствует принципам личностно-ориентированного обучения, особенностям развития учащихся данного класса, их уровню обученности и обучаемости.
Реализация целей осуществляется в течение всего урока.
Средства обучения: интерактивная доска; слайды; рабочие листы учащихся, карточки для индивидуальной работы.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: наглядные, поисковые, частично-поисковые.
Виды контроля: индивидуальный, фронтальный.
Формы контроля: контроль со стороны учителя, самоконтроль, взаимоконтроль.
Развитие навыка работы над изучаемой темой осуществляется путем чередования разных видов деятельности учащихся. Логически продуман переход от одного вида деятельности к другому. На уроке обеспечивается активное участие каждого ученика в процессе образования.
Урок по теме «Угол. Обозначение углов. Сравнение углов».
Цель урока:
Образовательные задачи: содействовать развитию у учащихся навыков построения углов, находить их на чертеже, умения их обозначать и читать.
Развивающие задачи: развивать творческую сторону мыслительной деятельности; создавать условия для проявления познавательной деятельности учащихся; содействовать развитию математического кругозора, мышления, речи, памяти, внимания.
Воспитательные: способствовать выявлению и раскрытию способностей учащихся; воспитывать познавательную активность учащихся; прививать самостоятельность и любознательность.
Методы обучения: наглядные, поисковые, частично-поисковые.
Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная.
1.Орг. момент.
2. Актуализация опорных знаний.
Учитель: у вас на столах находятся рабочие листы. Подпишите на них свои Имя и Фамилию. На этих листах представлен план, по которому мы будем работать сегодня на уроке и ещё две графы, одна из которых – самооценка, а вторая – оценка учителя. Как вы понимаете графу самооценка?(выслушать ответы).Вы правы, в эту графу вы самостоятельно будете вписывать себе баллы в течение всего урока. Сегодня на уроке мы с вами поговорим о геометрической фигуре, хотите узнать о какой? Тогда начнем работу.
Слайд
Какие фигуры изображены на слайде? Назовите их.
Что мы знаем про отрезок, луч, прямую?
Слайд
У вас на столах находятся карточки с геометрическими фигурами. Я предлагаю вам поработать в парах и выполнить след. задание: найдите заданные фигуры и запишите их количество. На выполнения этого задания я вам даю 3 минуты.
Проверка:
- Сколько нашли отрезков? Какая пара выйдет к доске, и покажет нам эти отрезки? (на слайде выделить другим цветом). Верно определили? Ещё раз подсчитаем. (на слайде в окне показать число).
- Сколько нашли лучей? Какая пара выйдет к доске, и покажет нам эти лучи? (на слайде выделить другим цветом). Верно определили? Ещё раз подсчитаем. (на слайде в окне показать число).
- Сколько нашли прямых? Какая пара выйдет к доске, и покажет нам эти прямые? (на слайде выделить другим цветом). Верно определили? Ещё раз подсчитаем. (на слайде в окне показать число).
Учитель: На рабочем листе нашли п.1. Работа в парах. Если вы Верно определили количество всех фигур, то напротив графы «правильность выполнения задания», в графу «самооценка» поставили себе 3б, если допустили одну ошибку 2б, если допустили две ошибки 1б, если всё задание выполнили неверно 0б. Если вы выходили к доске, то в эту графу добавьте себе ещё 1б.
Если вы действительно работали в паре, т.е. выполняли задание вместе, сообща, то напротив графы «сотрудничество» поставьте себе 1б, если не получилось работать в паре, то не ставим себе балл.
Учитель: Вернёмся к нашему заданию. Есть ли тут фигуры, которые не отражены в задании? (да)
Учитель: Что это за фигуры? (Углы) Покажите их на слайде.
Учитель: Что вы помните про углы? (выслушать все ответы)
Учитель: Я вас послушала были верные ответы, но были и ошибки. Как вы думаете, вы всё знаете про углы?
Учитель :Сформулируйте тему урока. Вы правы, тема урока: «Угол. Обозначение углов. Сравнение углов». Запишите эту тему в свой рабочий лист в п.2.
Учитель: Как вы думаете, зачем мы будем изучать данную тему?
Учитель: Определим цель урока. Чему мы сегодня должны научиться? (Обозначать углы и сравнивать углы). У себя в рабочих листах от слов «научиться» проведём стрелки к теме урока, как это показано на слайде. Кто понят, чему он должен научиться сегодня, поставьте себе 1б в графу самооценка напротив слова «Цели».
3.Изучение нового материала.
Учитель: Посмотрите п.3 в своём плане и скажите мне с чего мы начнем изучение нового материала.
Учитель: Я вам предлагаю поработать в группах по 4 человека. Вам необходимо понять, что такое угол и заполнить пропуски. Для этого вам поможет информация в учебнике на стр. 97.
Проверка:
Учитель: Выслушать варианты (на слайде показать верный ответ).
Учитель: Оцените себя. Если вы верно заполнили все пропуски, то поставьте себе 3б. Если вы допустили где-то одну-две ошибки 2б, если допустили более двух ошибок – 1б. И оцените свою работу в группе. Если вы действительно работали в группе, т.е. выполняли задание вместе, сообща, то напротив графы «сотрудничество» поставьте себе 1б, если не получилось работать в группе, то не ставим себе балл.
Учитель: Вернемся к целям урока. Вспомним их. Мы их достигли? Научились обозначать и сравнивать углы? (нет) Значит, продолжаем работу дальше.
Учитель: Обратите внимание на слайд.
QUOTE
На нём изображены углы. Посмотрите п.4.в ваших рабочих листах. Как вы думаете, что от вас требуется на данном этапе. (почитать информацию в учебнике. Записать названия углов, которые изображены на слайде). Приступили к выполнению задания.
Проверка:
Учитель: Каким значком обозначаются угла?
Учитель: Как определить какая буква будет записана в середине при записи угла?
Учитель: Назовите угол под буквой а, б, в, г. Правильно определили?
Учитель: Оцените себя. Если вы выполнили верно все задания под 4 буквами, то напротив графы «Правильность выполнения задания» поставьте себе 4б, если была ошибка 3б, две ошибки 2б, три ошибки 1б.
Учитель: Вернемся к целям урока. Вспомним их. Мы их достигли? Научились обозначать и сравнивать углы? (научились обозначать, осталось научиться сравнивать) Значит, продолжаем работу дальше.
Учитель: Обратите внимание на п.5. в ваших рабочих листах. У вас на столах конверты с углами. Какова цель данного задания? (Сравнить углы) Я вам предлагаю поработать в парах и подумать, как бы вы сравнили эти углы.
Проверка:
Учитель: Как вы сравнивали углы? (выслушать ответы) Сейчас я вам предлагаю открыть учебник и найти правило сравнения углов. После чего заполнить пропуски в задании п.6.
Учитель: Как можно сравнить два угла? (наложением). Проверили (запись на слайде). Как определить какой из углов больше, а какой меньше? Проверим, получилось ли у вас сравнит углы?
Учитель: Оценили себя. Если у вас получилось сравнить углы, и вы верно определили какой из углов больший, какой меньший или какие из них равны, то поставьте себе 1-2б. Если вы смогли определить правило сравнения углов, то поставьте себе ещё 1 балл. И за активность работы в группе 1б.
4.Формирование умений и навыков.
Учитель: Вернемся к целям урока. Вспомним их. Мы их достигли? Научились обозначать и сравнивать углы? Чем будем заниматься дальше?
Учитель: Сейчас я обращаю ваше внимание на п.6. в ваших рабочих листах. Что вам необходимо сделать? (выполнить номер из учебника, №372). Откройте учебники. Прочитайте задание. Что нужно сделать? (Найти угол, равный углу А). Я вам выдаю кальку. Как вы думаете, каким образом можно найти равный угол с использованием кальки? (выслушать ответы). Вы обводите угол А, и накладываете этот угол на все остальные углы. Как определить, что углы равны? (они совпадут при наложении. Равные углы запишите в рабочий лист в п.6.
Проверка:
Учитель: Назовите углы, которые у вас записаны (выслушать варианты). На слайде после ответ.
Оцените себя. Если вы верно выполнили задание, поставьте себе 2б. Если допустили ошибку 1б.
Учитель: Вспомним цель урока. Мы достигли её? Я предлагаю вам подвести итог урока, ответив на вопросы теста.
5.Итог урока. Тест
1. Стороны угла – это:
а) отрезки;б) лучи;в) прямые.
2. На рисунке изображен угол:
а) О;б) KZO;в) ZKO.
3. На рисунке изображено:
а) 3 угла;б) 5 углов;в) 6 углов.
6.Домашнее задание.
Запишем д/з.
Методическая информация.
УМК:
Математика, 5 класс, Зубарева И.И., Мордкович А.Г.
Дидактические материалы, 5 класс, Кузнецова Л.В., Минаева С.С., Рослова Л.О., Суворова С.Б.,2016.
Интернет – источники:
http://math-prosto.ru/?page=pages/geometry_primary/angle.phphttp://elhow.ru/ucheba/geometrija/planimetrija/kakie-est-uglyhttp://gdz-matem.ru/5class/196-28-sravnenie-uglov-nalozheniem.htmlhttp://nsportal.ru/shkola/geometriya/library/2013/01/12/sravnenie-uglov-nalozheniem
Приложение 1
Приложение 2
Рабочий лист. Фамилия Имя: _________________________________________
План Самооценка Оценка учителя
1.Работа в парах
Правильность выполнения задания (1-2-3) балла Сотрудничество – 1 балл 2.Тема урока:________________________________________________________________________________________
Цели:
Научиться:
Научиться: 3.Работа в группе (получить информацию из учебника).
Угол состоит из ________________________________, которые имеют ______________ начало в ____________.
Лучи называют: _________________________________.
Точку называют: ________________________________.
Правильность выполнения задания (1-2-3) балла Сотрудничество – 1 балл 4.Самостоятельная работа (получить информацию из учебника).
Значок для обозначения угла: _______
При записи угла в середине пишут букву, обозначающую его ____________.
Запишите названия углов, которые изображены на слайде:
а)________________ б)________________ в)_________________ г)________________
Правильность выполнения задания
(1-2-3) балла 5.Работа в парах. Практическая работа: «Сравнение углов».
Сравните угол 1 и угол 2. Верный ответ подчеркните: угол 1 (больше, меньше, равен) угол 2.
Сравните угол 2 и угол 3. Верный ответ подчеркните: угол 1(больше, меньше, равен) угол 3.
Чтобы сравнить два угла, можно один угол ___________________ на другой.
Первый угол будет меньше второго угла, если он оказался ______________________________второго угла.
Если при наложении одного угла на другой они совпадут, то эти углы ______________.
Правильность выполнения задания (1-2-3)балла Самостоятельно определили правило сравнения углов – 1 балл Сотрудничество – 1 балл 6.Выполните задание из учебника.
Запишите углы, равные углу А: ______________________________________
Правильность выполнения задания (1-2-3)балла 6.Итог урока. Тест (Выберите верный ответ и обведите его).
1. Стороны угла – это:
а) отрезки;б) лучи;в) прямые.
2. На рисунке изображен угол:
а) О;б) KZO;в) ZKO.
3.Два угла равны, если:
а) их стороны равны; б) их вершины равны; в) они совпадут при наложении.
7.Домашнее задание: Итого баллов: