Выступление на педсовете Сотрудничество, сотворчество классного руководителя как ведущие методы организации воспитательной деятельности.


КОУ ВО «Бобровская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII-VIII вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
Тема выступления:
Сотрудничество, сотворчество классного руководителя как ведущие методы организации воспитательной деятельности.
Разработал: учитель технологии
Вдовин Е.А.
2016 год
Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, координация педагогического труда в едином образовательном пространстве .Классный руководитель контролирует ход целостного воспитательного процесса, процесс становления личности каждого ребенка, его нравственных качеств; анализирует характер оказываемых на него воздействий; координирует учебную деятельность каждого воспитанника и всего классного коллектива, самоопределение, самовоспитание и саморазвитие обучающегося, формирование классного коллектива, развитие творческих способностей воспитанников, взаимоотношения с другими участниками воспитательного процесса.
Классный руководитель рассматривает воспитание, прежде всего, как создание условий для развития внутреннего потенциала ребенка. Все более приоритетной становится индивидуальная работа с детьми, затрагивающая основы физического и психического развития каждого ребенка. В первую очередь внимание уделяется созданию в классе положительного психологического климата, развитию детского самоуправления, созданию условий, позволяющих каждому ребенку раскрыть себя в отношениях с окружающими, включению учащихся в систему реальных социальных отношений. Многие эти задачи решаются путем привлечения детей в различные творческие проекты.
Формирование у обучающихся гражданской ответственности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе и адаптации на рынке труда - основные задачи школьного воспитания.
В школе-интернате ключевая роль в решении этих задач возлагается на классного руководителя и воспитателя. Очень многое здесь зависит от взаимодействия, взаимопонимания и сотрудничестваэтого микро педколлектива. Именно классный руководитель и воспитатель берут на себя ответственность за то, чтобы каждый ученик класса (группы) не был унижен, узнал, каковы его возможности, состоялся как личность. В коррекционной школе-интернате, где речь идет о воспитании детей с проблемами в развитии, эта ответственность еще более возрастет.
Классный руководитель и воспитатель в школе- интернате призваны на протяжении ряда лет работать рука об руку, согласовывая и сверяя каждый свой шаг, чтобы совместными усилиями смоделировать такую внутриклассную систему воспитания, которая обеспечила бы максимальное развитие каждого конкретного ребенка с учетом его индивидуальных личностных особенностей, его физического и психического здоровья.
Классный руководитель должен уделять большое внимание развитию творческого проектирования в классе. Творческое объединение детей способствует развитию личности, ее самостоятельности и инициативы. Каждый обучающийся, как личность, имеет возможность расширения круга своих интересов, реализации своих творческих потребностей.
Наиболее творчество детей проявляется в проектной деятельности. Под методом проектов будем понимать совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи — решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде конечного продукта.
Проектная деятельность заинтересовывает воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, если они знают, что их проект будет востребован и оценен.
Одним из примеров сотрудничества классного руководителя через метод проектной деятельности является проведение в школе патриотического мероприятия «День рождения ВМФ России». В этом проекте проявляется взаимодействие классного руководителя с воспитателем, учителями–предметниками (хореограф-разработка танцев, учитель музыки -выбор музыкального сопровождения, учителем технологии -организация выставки поделок на морскую тематику, педагогом-организатором).
Так же 23 декабря 2015 года проводился социальный урок «Интернет-урок Доброты» в сотрудничестве классных руководителей разных классов. Целью которого являлось формирование толерантного отношения к инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья по слуху и зрению.
Метод проектов – один из интерактивных методов современного обучения. Практика использования этого метода показывает, что «вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее», и классным руководителям и воспитателям необходимо активнее применять метод проектной деятельности в своей работе.
Таким образом, использование проектной деятельности в обучении и во внеурочной деятельности становится все более актуальной. И не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед педагогом.