Статья Формирование ценностных ориентаций на уроках технологии в условиях ФГОС
Формирование ценностных ориентаций на уроках технологии в условиях ФГОС.
Бордадымова Т.В., учитель технологии
МБОУ СОШ №137, г. Уфа.
Приоритетное направление реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования заключается в воспитании подлинно свободной личности, развитие ее индивидуальности, творческой активности, навыка самостоятельного движения в информационных полях Системно- деятельностной подход к обучению, который положен в основу ФГОС ООО обеспечивает: формирование среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических и физических особенностей обучающихся.
Эффективной формой ведения образовательной деятельности является проектная и исследовательская деятельность. Проектный метод открывает перед каждым, даже самым трудным в интеллектуальном развитии обучающимся возможности проявить себя, выявлять свои способности, наметить будущую профессиональную деятельность. Обучающемуся предоставляется возможность самому попробовать и испытать себя в разных сферах, выявить что-то более близкое и интересное и сконцентрировать на этом свои желания, силы, способности. Это позволяет включить в учебный процесс самое важное: активность, интерес сознательную самореализацию главного участника – обучаемого.
Воспитательное значение проектного метода заключается в том, что ребенок сам способен сформировать свои личные качества (трудолюбие, бережливость, аккуратность, целеустремленность, предприимчивость, ответственность, уважительное отношение к людям разных профессий и результатам их труда, гражданские и патриотические качества личности), умения проектировать в малом и большом, что, в конечном итоге, определит его личную карьеру.
Обучающиеся выполняют практико-ориентированные, исследовательские, творческие проекты.
Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы и т.д. Обучающиеся, работая над практико-ориентированными проектами, изготавливают экспонаты выставочных стендов, демонстрированный материал к урокам технологии.
Обучающимся дается понятие исследовательского проекта, раскрываются особенности исследовательского проекта. Он включает обоснование актуальности избранной темы, формирование проблемы, гипотезы, обозначение объекта и предмета исследования. Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес, активизирует склонности ученика. Тема исследовательского проекта не должна быть «навязанная», а решение ее должно принести реальную пользу.
На сбор информации о каком-то объекте явлении с целью ее анализа, обобщении направлен информационный проект. Примеры информационных проектов: «День рождения», обучающиеся продумывают оформление помещение, меню, сервировку стола, различные конкурсы и игры.
На уроках технологии обучающимся дается понятие творческого проекта и основные этапы его выполнения. Прорабатывается структура деятельности участников творческого проекта. Обучающиеся должны знать: понятие творческого проекта; его основные этапы.
Должны уметь: выбирать и обосновывать тему проекта; подбирать необходимую информацию для реализации проекта; прорабатывать необходимую структуру совместной деятельности участников творческого проекта; оформлять результаты этой деятельности.
Перечень предлагаемых творческих заданий при работе с текстильными материалами и нитками: детская, домашняя, нарядная, деловая одежда, декоративные панно, различные виды вязанных крючком и спицами изделий, разнообразные виды вышивки, росписи по тканям и т.д. Используются интересные нетрадиционные объекты труда: аппликация, связанная на спицах и крючком, вязанные крючком или спицами на основе геометрических деталей, мягкие игрушки, вышитые работы, выполненные путем комбинаций различных техник вышивания (вышивка лентами, гладью, рококо, бисером)м.
Сроки выполнения проектов в большей степени зависят от содержания, целей и задач и могут меняться от 3-4 недель до года. При длительном выполнении проекта необходимо определить этапы с конкретными результатами работы на каждом этапе. Проект, выполняемый в течении года, позволяет создать дополнительную заинтересованность обучающихся в получении знаний, необходимых для его выполнения.
Работа, требующая больших затрат времени, может выполняться на уроках и дома, тем самым закладывается возможность для общения детей и родителей. В совместных делах рождаются взаимопонимание, уважение и доверие, чувство общности, формируются и возвращаются утраченные духовные ценности.
При выполнении проектов необходимы знания из различных областей наук: биологии, химии, физики, материаловедения, рисования, цветоведения, математики, черчения и др.
Изделие, выполненное обучающимся, должно отвечать следующим требованиям: изготовлено с учетом интереса школьника из доступных материалов, соответствовать возрастным способностям обучающегося, связано с научной организацией труда, должно быть эстетичным, функциональным и практичным, иметь определенную ценность и полезность в интересах общества или конкретной личности.
Особенность системы выполнения проектов – совместная творческая работа учителя и учеников. При этом имеется возможность расширить обозначенные в программе направления трудовой деятельности, учесть интересы обучающихся, особенности региона. Важна личная заинтересованность учителя вязанием, вышивкой, изготовлением швейных изделий, что способствует воодушевлению обучаемых. Обучающиеся становятся единомышленниками учителя, совместный труд приносит моральное удовлетворение, это позволяет всем обучаемым справляться с программой и иметь стабильно высокие результаты.
В результате проектной деятельности у обучающихся формируются представления о составляющих техносферы, современном производстве и распространенных в нем технологиях, представления о технологической культуре производства, формируется опыт самостоятельной проектно-созидательной деятельности. Происходит развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей, развитие культуры труда, овладение необходимыми и повседневной жизни базовыми (безопасными) приемами ручного и механического труда, овладение общетрудовыми и специальными умениями для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства. Проектирование способствует профессиональному самоопределению обучающихся в условиях рынка труда, формирует гуманистически и практически ориентированное мировоззрение, социально обоснованные ценностные ориентации.