Олимпиада по русскому языку для обучающихся 8 класса
Задания для школьного этапа
Всероссийской олимпиады по русскому языку
(школьный этап)
8 класс
Задание 1. Назовите форму родительного падежа множественного числа существительных женского рода 1-го склонения.
Метла, кочерга, копна, серьга, вожжа, гостья, западня.
Задание 2. Объясните значение слов:
Абонемент, аккумулятор, бюллетень, дублер, интеллигенция, комфорт, лабиринт, монолог.
Задание3. Поставьте ударение в следующих словах:
облегчить, газопровод, жалюзи, иконопись, красивее, хозяева, мельком, обеспечение, столяр, щавель.
Задание 4. В приведенном ниже тексте расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
Им..на людей часть истори.. народа. Ученые уст..новили что в им..нах отр..жаются быт вер..вания ча..ния ф..нтазия художестве(н, нн)ое творчество народов их исторические связи.
(Древне)русские им..на были своеобразными х..рактеристиками людей. Имя д..валось человеку как пр..мета по которой можно было бы выд..лить его из семьи или рода по каким(либо) внешним призн..кам или по пол..жению в семье а иногда – по роду его занятий. Им..на д..вались не только в раннем детств.. но и в зрелом возр..сте. При этом «взрослое» имя иногда жило одновреме(н,нн)о с «детским». В Древней Руси (н..)какой разн..ц.. между им..нем и прозв..щем (не)было.
Им..на пр..несе(н,нн)ые на Русь вместе с хр..стианством были заимствова(н,нн)ы из языков многих восточ(?)ных и европейских народов. В б..льшинстве своем новые слова были словами (древне)греческого языка. Так Жданы и Храбры Волки и Леб..ди Прекрасы и Несмеяны ст..новились Василиями и Кири(л,лл)ами Аннами и Евд..киями.
(По В. Волиной)
Задание 5. Замените устаревшие слова общеупотребительными синонимами:
тщетно, денница, рудомёт, граять.
Задание 6. Чем отличаются по морфемному составу слова:
Пекло (сущ.) – пекло (глаг.).
Нарядно (прилаг.) – нарядно (наречие).
Вечером (сущ.)– вечером (наречие).
Задание 7. Найдите и исправьте ошибки, прозвучавшие с телеэкранов.
Работу будут выполнять компентентные специалисты.
Это был его сыновий долг.
Сколько ему говорили: не едь на мотоцикле.
Устами младенца глаголит истина.
Локомотив сошёл с рельс.
Наступил предел терпения.
У него довольно красивый подчерк.
Не освободили пяти солдатов.
На праздник следует одеть нарядное платье.
В своё время троллейбус будет завёрнут в парк.
Задание 8. Подберите исконно русские синонимы для заимствованных слов. Вставьте в них пропущенные буквы.
гоизм, иждвенец, кл(с,сс)альный, ункальный, инекция, а(к,кк)орд.
Задание 9. Какой глагол, родственный глаголу петь, в прошедшем времени женского рода совпадает по звучанию и написанию с существительным общего рода?
Задание 10. Подберите фразеологические антонимы:
бросить якорь –
витать в облаках –
кот наплакал – .
у черта на куличках –
Задание 11. Какова ошибка в предложении? Запишите исправленный вариант.
Глядя на карту, мне вспомнился вчерашний разговор с другом Митькой.
Задание 12.
МАНУС по латыни означает «рука». Назовите слова, бытующие в русском языке, произошедшие от этого корня.
15