Доклад к педсовету. Тема: «Формирование у учащихся навыков самоанализа и самоконтроля».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Формирование у учащихся навыков самоанализа и самоконтроля
Задачей учителя начальных классов является не только развитие умственной активности у учащихся, выработка прочных и глубоких знаний, но и формирование навыка самоконтроля.
Современный урок должен обеспечить усвоение основ науки, выработку умений и навыков, специфических для каждого предмета, развивать эмоциональную восприимчивость, мотивировать на самостоятельное добывание знаний и использование их в теоретических и практических задачах.
Развитие навыка самоконтроля немыслимо без развития таких психических качеств как внимание, воображение, мышление и память. Поэтому на уроках целесообразно использовать задания по их формированию и совершенствованию.
Школьник должен овладеть приемами учебной работы, осознать себя самостоятельным в выборе способа усвоения знаний, т. е. научиться пользоваться учебной и справочной литературой, наглядными материалами, овладеть приемами, которые помогают воспринимать учебный материал (наблюдение, запоминание, создание образов, логических связей, ассоциаций).
Зачастую эти приёмы не контролируются, т. к. они происходят в уме, никак не проявляются внешне. Если учитель просит вставить пропущенные буквы и списать упражнение, выучить стихотворение и написать его по памяти, ученики с готовностью принимаются за дело, но как и почему они делают так, остается скрытым. А ведь чтобы успешно справиться с заданием, необходимо точно знать, какие операции и в каком порядке надо сделать, т. е. нужно раскрыть технологию выполнения задания. Именно поэтому можно предложить детям памятки “Как учить стихотворение”, “Как решать задачу”, “Как правильно списывать” и т. п.
Под руководством учителя ученики должны овладеть обобщенной схемой действия. При выполнении следующих упражнений и заданий, руководствуясь усвоенными алгоритмами действий, ученики уже будут способны сконцентрировать внимание на главных вопросах и смогут выбрать рациональные способы решения учебных задач, т. е. контролю подвергнется не только конечный результат, но и сам процесс выполнения задания.
В связи с этим перед школой возникает важная задача, значимость которой заключается в правильной организации учебной деятельности. Сущность обучения основана на создании условий, при которых в процессе обучения ребёнок становится её субъектом, т.е. обучения ради самоизменения. Организация такой деятельности формирует у учащихся умение самостоятельно ставить перед собой учебные задачи, планировать учебную деятельность, выбирать соответствующие учебные действия для её реализации, осуществлять контроль по ходу выполняемой работы и умение оценивать полученные результаты.
Часто из целостной структуры учебной работы выпадают именно контроль и оценка со стороны ребёнка, они изымаются и присваиваются учителем, а ученик самоосвобождается от необходимости контролировать и оценивать. В связи с этим учебная работа ребёнка постепенно лишается собственно контролирующего и оценивающего компонентов и, следовательно, внутренней мотивирующей и направляющей основы.
Наверное, именно в этом кроется причина школьной неуспеваемости учащихся, имеющих достаточный интерес к учёбе и средние интеллектуальные способности.
Каково же влияние такого важного компонента учебной деятельности, как самоконтроль, на усвоение русского языка?
Считаю, что выработка у учащихся навыков самоконтроля, позволяющего анализировать, проверять, оценивать свою деятельность, исправлять ошибки и недочёты, является важной проблемой обучения орфографии.
Выработка навыков самоконтроля при овладении орфографией способствует развитию активности и самостоятельности у учащихся, воспитанию у них интереса к изучению русского языка, желания и умения трудиться, работать со справочной литературой; повышает чувство ответственности за выполнение письменных упражнений; помогает учащемуся преодолеть пассивность в учёбе. Самостоятельное нахождение и исправление ошибок самим учеником вызывает у него удовлетворение, стремление грамотно оформлять каждую письменную работу. Всё это повышает эффективность обучения и воспитания. Методы и приёмы самоанализа и самоконтроля, которые попытаюсь расакрыть – они знакомы многим педагогам. Многие ими пользутся успешно на уроках.
Работу по выработке у учащихся навыков самоконтроля следует начинать с:
1.формирование навыков самопроверки после письма.
метод взаимной проверки письменных работ учащимися в классе.
То есть с воспитания умения проверять написанное путём сличения с текстом книги или данным на доске, карточке. Такой самоконтроль не требует от учащихся сложной аналитико-синтетической деятельности, так как основан на зрительном восприятии.
Коротко опишу работу по формированию навыков самостоятельного контроля у учащихся. Первым моментом в выработке умений находить ошибки в письменных работах было корректирование чужих записей. Мною был использован метод взаимной проверки письменных работ учащимися в классе.
После выполнения упражнения и самостоятельной проверки дети обменивались тетрадями и проверяли работы друг у друга, сличая написанное с образцом, данным на доске, карточке или в книге. Проверяющий должен объяснить правописание слова тому, кто сделал ошибку. После проверки поставить оценку карандашом, а потом уже учитель оценит работу обоих учеников.
2. Другая форма работы это:
2. Взаимоликтанты и их проверка учащимися друг у друга..
Школьники получают задания подобрать словосочетания, предложения с трудными орфограммами на изученные правила (объем 1012 слов). После предварительного выборочного просмотра и подготовки учителем задания учащиеся диктуют друг другу, затем проверяют диктант, написанный товарищем, сличая с образцом. Новый вид работы учащиеся воспринимают с большим интересом. Им нравится быть «учителями», указывать на ошибки своему товарищу. В первое время между учениками будет много споров, в которых одна сторона доказывала правильность написания слова, другая утверждала обратное. Эти споры заставляют учащихся доискиваться до истины: справляться в учебнике, в словаре, в случае сомнений обращаться за справками к учителю. Стараясь найти хотя бы одну ошибку, дети по нескольку раз сличают выполненное учеником упражнение с текстом, вглядываясь в написание каждого слова. Безусловно, такая проверка способствует paзвитию орфографической зоркости, что не может не сказаться на улучшении грамотности учащихся: даже слабоуспевающие школьники обнаруживают почти все орфограммы на изученные правила. Постепенно количество ошибок в тетрадях учащихся уменьшается , повышается интерес к работе, к выполнению письменных упражнений, к изучению русского языка в целом.
3. Проверка собственных pабот.
Работа со словариками трудных слов
Развитие навыков самоконтроля по проверке собственных работ идёт в такой последовательности. В целях развития наблюдательности, внимания школьники (в выполненной работе) проверяют каждое слово сначала под руководством учителя, затем самостоятельно. Если при взаимопроверке дети проверяют слова по слогам, то на данной ступени уделяется большее внимание проверке по морфемам. Этому способствовала работа со словариками трудных слов. Особо трудные слова на правила и слова с непроверяемыми орфограммами изучаются «персонально» и записаны в словарик. Эти слова проговариваются по морфемам. В качестве примера могу привести приём самоконтроля и самоанализа, помогающий в работе по усвоению правописания словарных слов. Приём тоже не новый. Таким приёмом пользуются многие учителя.По результатам собственной деятельности у школьников появляется возможность осуществить самодиагностику уровня письменной грамотности. В результате подобной работы у ребят вырабатываются терпение, ответственность и самостоятельность.
Смысл задания каждого упражнения заключается в том, чтобы расшифровать слова, записанные справа, путём установления соответствия со словами из левого столбика и проверить правописание каждой буквы искомого слова. В результате этой работы учащиеся должны выявить ошибки, намеренно допущенные в словах правых столбцов.
4. Сличение слов на определённые правила.
Ступени данной работы:
а) учитель называет слова, которые следует проверить;
б) вопрос о том, какие слова нужно проверить, решается коллективно;
в) учитель называет
·правило, учащиеся отыскивают слова в тексте и проверяют их.
Учащиеся переходят к сличению слов на определённые правила. Проверяется не вся работа, а только трудные слова. Какие слова в данном тексте являются трудными, выясняются вначале коллективно под руководством учителя, в дальнейшем этот вопрос дети решают самостоятельно.
Здесь наметились такие ступени: а) учитель называет слова, которые следует проверить; б) вопрос о том, какие слова нужно проверить, решается коллективно; в) учитель называет правило, учащиеся отыскивают слова в тексте и проверяют их. В этот период школьники учатся проверять слово целиком. Читая его в образце, они запоминают графическую форму слова, произносят его так, как оно было написано, затем проверяют в своей письменной работе. Наконец, учащиеся проверяют только те слова, в правописании которых сомневались.
Школьники систематически привлекаются к проверке того, что они писали. На уроке учитель должен поощрять тех детей, которые нашли и исправили все ошибки, выполнили работу грамотно. Это вызывает у остальных учащихся желание быть также отмеченными, что способствует возникновению соревнования между учащимися. Растёт чувство ответственности за выполнение работы, повышается интерес. Проверка работ входит в привычку, совершенствуется умение учащихся в проверке написанного. Незамеченных ошибок остаётся меньше.
Однако в работе есть свои трудности. Во-первых, обнаруживается индивидуальные различия в темпе проверки. Для тех, кто выполняет работу быстрее, учитель должен предусмотреть индивидуальные задания. Можно предложить составить словосочетания, подобрать слова на определенное правило, подчеркнуть, те или иные орфограммы и т. д. Во-вторых, качество проверки у разных групп учащихся было также неодинаковое. Одни школьники сразу обнаруживают все ошибки, другие после 45 сличений, третьим такого количества было недостаточно. С такими учениками необходимо организовать дополнительную работу. Можно обратиться к детям «с просьбой» помочь проверять тетради. Учащиеся с удовольствием принимают это предложение.
Проверяют сначала собственную работу, затем несколько тетрадей своих товарищей. Учитель должен поощрять тех, кто находит и исправляет все ошибки. Эта своеобразная игра вызывает у учащихся большой интерес.
5. Проверка написанного по словарю.
Потребность и привычка самостоятельно обращаться к словарям, умение ими пользоваться является составным элементом умственного труда.
Принцип сличения тот же, но проверка по словарю – это следующий шаг в развитии навыков самоконтроля у учащихся.
Потребность и привычка самостоятельно обращаться к словарям, умение ими пользоваться является составным элементом умственного труда. Первым этапом знакомства со словарями должна быть работа именно со школьным орфографическим словарем. На необходимость его использования при усвоении орфографии указывают орфографические правила: правописание безударных гласных, не проверяемых ударением, употребление ь между согласными и др.
Однако работа со словарем не становится повседневным явлением в практике каждой школы, поэтому нередко у учащихся не вырабатывается ни привычки, ни умения пользоваться различного рода словарями. Таким образом, не формируется умение работать с книгой, справочной литературой, умение, которое необходимо каждому человеку, какую профессию он бы ни избрал.
Считаю, что работа со словарем должна охватывать труднопроверяемые и непроверяемые написания. В целом ряде трудных слов с проверяемыми орфограммами учащиеся допускают «устойчивые» ошибки, например, в словах участвовать, искусство, солнце, здравствуйте и других, работа же со словарем помогает их предупреждению и искоренению.
Передо мною стоит эта задача установить, насколько быстро учащиеся умеют пользоваться словарем, то есть найти нужное слово; определить приблизительное количество упражнений, необходимых для выработки умения быстро отыскивать нужное слово; выявить трудности, встречающиеся при овладении этим умением; разработать необходимые упражнения; наконец, установить значение работы со словарем как одного из способов самоконтроля, способствующего повышению грамотности учащихся. Я приношу в класс словари, учу детей работать со словарями, но не на должном уровне.
Также хочу отметить и другие письменные упражнения, способствующие формированию у учащихся навыка самоконтроля. .
6.Комментированное письмо
Соединение момента объяснения орфограммы и её написания, соотнесение орфограммы с нужным правилом. При этом у учащихся развивается необходимое внимание к слову как звучащему, так и написанному: комментируя, ученик не должен пропустить ни одной орфограммы, а если и пропустит, то остальные учащиеся помогут комментатору её обнаружить. Для комментирования следует предлагать сначала отдельные слова, затем словосочетания и предложения, сначала одну орфограмму, затем несколько.
7. Диктант «Проверяю себя»
Запись текста под диктовку с подчеркиванием трудных орфограмм, т.е. орфограмм, в правописании которых он сомневается. По ходу работы выясняется вопрос о правильном их написании. При этом развивается умение учащихся узнавать свои слабые места, а знание учеником своих слабых мест является одним их главных условий осуществления самоконтроля в процессе письма, воспитывает у учащихся умение контролировать свое письмо.
8. Письмо наизусть
Относим к виду работ для начальных классов и редко используем в старших, недооценивая его роль. Еще Ф.И. Буслаев учил: «переписывай на бумагу выученное наизусть, без книг». Ученики заранее предупреждаются о письме наизусть. (Не только стихи , но и прозу). При этом предлагается выполнить задания по орфографии, фонетике: желательно с анализом изучаемой орфограммы - первое: укажите слова с предлогами, второе: укажите случаи оглушения и озвончения в приставках. Учащиеся пишут отрывок по памяти на домашнем задании - на следующем уроке, сами сверяют свои работы с текстом и исправляют допущенные ошибки.
9. Диктант с предварительным изучением текста, с разбором имеющихся в тексте орфограмм.
Этот вид диктанта мало практикуется, а между тем он служит прекрасным средством воспитания внимания, самоконтроля. Каждому ребенку предлагается текст будущего диктанта, разбирается каждая изученная орфограмма. Затем текст закрывается, и учащиеся пишут его под диктовку, после чего каждый ученик самостоятельно сверяет свой текст с контрольным текстом и исправляет допущенные ошибки. До проведения такого вида диктанта детям предлагается повторить правила правописания нужных орфограмм. Это повторение проводится на трех - четырех уроках и только после работы проводится диктант с предварительным изучением текста. Большая предварительная работа по анализу орфограмм текста требует времени, поэтому невозможно совместить на одном уроке подготовку к диктанту и его проведение.
Диктант и самопроверку целесообразно проводить на
следующем уроке.
10. Систематический анализ ошибок в рабочих тетрадях, а также анализ ошибок контрольных и творческих работ с объяснением и приведением примеров на это правило.
11. Самодиктант
Называется орфограмма, а дети записывают слова с этой орфограммой. Сложный для детей, но эффективный вид упражнений.
Главное в работе по выработке самоконтроля – системность, иначе навык ослабевает и даже утрачивается.
Из всего сказанного можно сделать следующие выводы. Установка на постоянную проверку написанного, отыскивание ошибок и исправление их самим учеником повышает активность и самостоятельность школьников. Постепенно растёт уверенность детей в преодолении трудностей, повышается ответственность за выполнение каждой письменной работы, вырабатывается привычка, а затем потребность в самоконтроле, то есть формируются качества человека, необходимые ему во всех сферах трудовой деятельности.
15