Формирование навыков самоконтроля и самоанализа учащихся начальной школы
Формирование навыков самоконтроля и самоанализа учащихся начальной школы.
Садуянц Н.Н.
Младший школьный возраст - период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются
С поступлением в школу изменяется весь строй жизни ребенка, меняется режим, складываются определенные отношения с окружающими людьми, прежде всего с учителем.
В этом возрасте дети с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Им хочется учиться правильно и красиво писать, читать, считать. Пока они только вбирают, впитывают знания. И этому очень способствуют восприимчивость и впечатлительность младшего школьника
Уже с первого класса дети начинают овладевать самоконтролем «учебного поведения»: как надо входить в класс; правильно сидеть и вставать из-за парты; поднимать руку, если есть вопрос; собирать портфель, не забывая все необходимое для занятий в школе. Затем требования учителя переносятся на развитие самоконтроля собственно в учебной деятельности, например, соблюдение необходимых правил правописания (выдерживание наклона и необходимого расстояния при написании букв).
Если в первом классе самоконтроль осуществляется преимущественно по образцу, то в третьем классе ученик приучается к самоконтролю уже на основе приобретенного им запаса знаний. Ученик начинает более уверенно, и главное, самостоятельно контролировать собственные действия. Ценным методическим приемом в этом плане является предоставление детям возможности упражняться в проверке работ своих одноклассников.
Одним из эффективных приемов формирования самоконтроля является взаимопроверка, так как многие учащиеся начальной школы более внимательно относятся к проверке работ своих одноклассников, чем проверке собственных.
А также вот такие на вид очень простые, элементарные задания влияют на формирование самоконтроля. Это – минутки чистописания, то есть повторное написание той же буквы. Оно дает заметное улучшение каллиграфии. Особенно важно научить детей комментировать свое письмо при выполнении упражнений. При комментировании достигается более высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание с помощью правил. Комментирование - это вид упражнения, включающий объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений.
Чаще всего учителя используют такие приемы. Например: после написания словарного диктанта дается ученикам задание проверить самостоятельно и поставить себе оценку. Это самоконтроль на основе объявленных критериев.
Также целесообразно использовать следующие задания для формирования самоконтроля: дается задание на уроке математики. После самостоятельного решения задача получает контрольную карточку с записью полного решения задачи. Проверяя себя, ученик сравнивает сове решение с образцом, предложенным в карточке. В случае, если решение не совпадает с образцом, ученик возвращается к условию задачи, еще раз внимательно анализирует его, ищет ошибку в своих рассуждениях.
Также на уроках математики учащимся, затрудняющимся в выборе арифметических действий, которыми решается задача, вместе ус условием задачи педагог дает карточки, на которых записана схема решения задачи. В схему может быть введены и другие данные.
Схематический образец решения задания на карточке помогает ученику спланировать последовательность своих действий по ходу решения задачи, способствует формированию самоконтроля. Другой пример, ученикам, сидящим за одной партой, предлагается одна карточка, на которой даны 2 задачи и 2 задания:
Решите задачи (сидящий слева 1-вую задачу, а сидящий справа решит2-ую).Проверьте решение задачи друг у друга и сделайте вывод о
правильности решения ваших задач.
Каждый ученик решает свою задачу, затем они сверяют полученный результат с ответом, предложенным учителем. Это позволяет детям убедиться в правильности выполнения заданий. В такой ситуации ученик ставит себя Я на место учителя, у него формируются ответственное отношение к выполнению контроля.
Эффективно использовать приемы формирования самоконтроля и на уроках чтения. Например, ученики прочитали текст и отвечают на вопросы. Потом учитель задает такой вопрос: «Ученики, на все вопросы ответили?» . Услышав этот вопрос ученики начинают анализировать.
На уроках русского языка для выработки навыков самоконтроля проводится диктант «Проверь себя», это самый продуктивный вид работы, который приучает школьника задумываться над грамотностью своего письма, помогает видеть трудности.
Также при выработке навыков самоконтроля важно применить такой прием - составление вопросов для самоконтроля. Учащиеся составляют для себя вопросы, а потом учитель дает задание отвечать на эти вопросы и ставить себе оценки.
« Надо приучить детей, чтобы они ставили друг другу вопросы и делали взаимную проверку всему ими усвоенному во время урока».
Что получилось хорошо?
Что не получилось и почему?
Что надо сделать, чтобы в другой раз получилась эта работа?
Какую отметку поставили тебе ребята?
Согласен ли ты с ней?
Какую отметку себе поставил сам?
Что у тебя хорошо получилось?
Что тебе надо повторить?
Над чем еще работать?
После контрольных и самостоятельных работ можно проводить такую работу – прогнозирование своей будущей оценки, то есть ученики анализируют свои работы и говорят свои будущие оценки.
Важный результат дает и анализ оценки. После урока или после контрольной работы дети сами или учитель анализирует оценки.
В осуществлении детьми самоконтроля большую роль играют опорные схемы, а также разработанные педагогом совместно с учениками алгоритм тех или иных сложных учебных действий.
Опорные схемы, которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения и оформляются они в виде таблиц, карточек, чертежа, рисунка, наборного полотна. Они должны непременно подключаться к работе. В этом случае они помогают учителю лучше учить, а детям контролировать себя.
Учителям начальных классов необходимо специально обучать ребят приемам самоконтроля. Это дает нам предупредить ошибки, разнообразить уроки, развивать самостоятельность и многие качества учащихся.
Обучение самоконтролю является одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальной школы. Как научить младшего школьника контролировать свои действия? Это вопрос задает себе каждый учитель.
Ответ прост: вычленение самоконтроля в поведении как специального действия, четкого формулирования учителем правил поведения и задания учащимся установки на самоконтроль, обеспечении детей средствами наглядной фиксации результатов контролируемых ими актов поведения и подключении детей к взаимному контролю
Эффективный контроль за работой учащихся со стороны учителя, с одной стороны, и целенаправленная работа по формированию у самих учащихся самоконтроля, а точнее, его формы — обратной связи, с другой стороны, являются важнейшими условиями успешного формирования знаний, умений и навыков учащихся, успешности всего учебно-воспитательного процесса.
приемом формирования самоконтроля являются диктанты. При проведении диктантов возможно непосредственное обучение детей самоконтролю, связанное с целенаправленной организацией, как взаимопроверки, так и самопроверки.
Дидактические игры
1. «Третий лишний».
Вычеркни лишние слова:
смешить, смешать, смешной;
лес, лестница, лесной.
2. «Назови ошибку».
Подчеркни слова, обозначающие предметы: кукла, дом, море, вышла, ученик; парта, железный, моряк, побежать.3. «Молчанка» (с сигнальными карточками).
4. «Алло, ответ верен».
На партах у детей картонные телефоны. Дети работают парами. Каждый индивидуально выполняет задания по карточкам, но ответ сообщает в трубку телефона. Правильность ответа подтверждает сосед по парте. (Данная игра используется при проверке и закреплении изученного материала).
5. «Орфографический мячик».
Эта игра позволяет включить в скучный процесс запоминания словарных слов наибольшее количество анализаторов, что делает её эффективной, даёт возможность сменить положение тела и является алгоритмом заучивания слов с непроверяемыми орфограммами.
Дети встают в круг или рядом с партами, учитель бросает мячик, произнося слово орфоэпически, а ребёнок, отбрасывая мяч, произносит слово орфографически, чётко артикулируя. Остальные ученики произносят слово шёпотом. Перед игрой детям даётся установка на запоминание. Затем они записывают слова в столбик, воспроизводя их по памяти. У учителя эти слова записаны на закрытой доске. При проверке слова проговариваются, орфограммы выделяются зелёным цветом.
6. «Корректор».
Детям предлагается исправить ошибки в словах, которые «плохо выглядят». В случае затруднения ученики обращаются к орфографическому словарю.
7. «Огоньки».
На доске предложение. Дети «зажигают» огоньки под изученными орфограммами, т.е. прикрепляют красные кружочки, а затем списывают предложение в тетрадь (коллективная работа). При индивидуальной работе ученик «зажигает» в тетради огоньки карандашом красного цвета. Производится взаимопроверка.
8. «Кто быстрее».
Дети находят слова в тексте на изученную орфограмму. Например:
- Кто быстрее найдёт слова с безударными гласными в корне слова?
9. «Составь слова».
Детям должны соединить слова правого и левого столбиков так, чтобы получить новые.
Сено овод Свет ода
Банк рот Яр вал Стол ежи Воз очки Зал глас Газ елка Гриб марка Хор он Бор яр
10. «Переставь буквы».
Надо образовать новые слова, переставляя буквы (не изменяя их количество). Слова записаны на доске или карточках.
№ 1. № 2. № 3.
ложа - ...теплица - ...коршун - ...
трепак - ...тьма - ...цоколь - ...
вобла - ...товар - ...укор - ...
пион - ...халва - ...ропот - ...
числа - ...кобура ...мазок - ...
планка - ...шпала - ... образ - ...
конус - ...кулон - ...зарница - ...
Для проверки предлагаются ключи.
Ключ № 1. Жало, паркет, обвал, пони, силач, клапан, сукно.
Ключ № 2. Петлица, мать, отвар, хвала, уборка, лапша, уклон.
Ключ № 3. Шнурок, кольцо, урок, топор, замок, забор, разница.
11. «Волшебный квадрат».
Диктанты
При проведении диктантов учитель должен четко представлять результативность некоторых видов работ:
проверка диктантов только учителем;
взаимопроверка.
Часто использую на уроках русского языка различные диктанты, которые способствуют лучшему усвоению материала, заставляют внимательно слушать, развивают познавательные процессы, учат самоконтролю. По особенностям самоконтроля можно выделить диктанты:
1. Предупредительный.
Он предполагает устное объяснение орфограмм до записи текста. При правильной организации работы это – активное упражнение: учащиеся ещё не утомлены. Не потеряли интереса к материалу, объяснение товарища слушают внимательно, стараются не допустить неправильных написаний. На этом этапе закрепления предупредительный диктант действительно предупреждает ошибки. Прибегая к нему, следует ставить чёткие цели: не допустить неверных записей, приучиться сначала проверять орфограмму, а затем писать слово или предложение.
Как только учащиеся усвоят алгоритм применения правила, образец рассуждения и записи, переходят к объяснительному диктанту.
2. Объяснительный.
Предполагает объяснение после записи. Дети проверяют орфограмму, затем записывают продиктованное, после чего контролируют правильность своего рассуждения, слушая объяснение товарища.
3. Диктант с обоснованием.
Предполагает самостоятельное объяснение орфограмм письменно. Учитель диктует слова, например, с безударной гласной, проверяемой ударением. Ученик должен записать проверочное слово, а затем то, которое диктует учитель, затем обосновать.
4. Диктант с постукиванием (не контрольный).
Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с какой-либо орфограммой. Это заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму.
5. Диктант «Проверяю себя».
Это один из вариантов письма «с дырками». Ученики пишут предложения под диктовку, а в тех словах, в написании которых сомневаются, пропускают букву. После диктанта дети спрашивают учителя, как нужно правильно писать то или иное слово. И только после этого вставляют нужную орфограмму. Первое и главное достоинство этого диктанта в том, что дети начинают нащупывать свои слабые места, учатся спрашивать и сомневаться, мы им даём возможность писать без ошибок, предупреждать их.
Этот диктант позволяет писать много и часто, а ошибок делать мало или не делать вовсе.
6. Диктант «Найди слова».
Учитель диктует несколько предложений, даёт задание: подчеркнуть те слова, которые можно проверить. Это могут быть слова с проверяемой безударной гласной и со звонкой и глухой согласной.
7. Выборочный диктант.
Предполагает выписывание из диктуемого текста только слов или предложений с изучаемой орфограммой. Желательно применение сигнальных карточек, обеспечивающих обратную связь.
8. Самодиктант.
Это вид диктанта, при котором:
- текст перед записью зрительно воспринимается детьми, их внимание фиксируется на изучаемой орфограмме, ученики объясняют условия выбора слов с данной орфограммой, по окончании подобной работы ученики диктуют себе по памяти текст, а затем сверяют свою запись с образцом;
- проводится домашняя подготовка: нахождение и выписывание в рабочую тетрадь из изучаемого на уроках чтения художественного произведения 3-5 слов с данной орфограммой. После выписывания искомых слов с орфограммой проводится графическое обозначение условий её выбора. Подбор (при необходимости) проверочных слов к данным, затем – самоподготовка и сравнение своей записи с исходной.
8. Взаимодиктант.
Проводится после подготовки, описанной для самодиктанта:
- в парах с взаимопроверкой при использовании образца;
- одним из учащихся, который диктует классу отобранные им дома из книги для чтения слова; после записи происходит комментирование записанного несколькими учениками (их число соответствует количеству записанных слов), далее работы сдаются на проверку учителем.
9. «Диктант за робота».
Детям предлагается написать диктант «за робота». Для этого лист делится на две колонки, которые озаглавливаются так:
Пишу букву, т.к. могу доказать.
Не пишу букву, т.к. не могу доказать.
лёд (ледяной)жит . ль
за горой (горы) козл . к
пятёрку (пять) за мор . м
10. Диктант-игра «Кто больше запомнит».
Как слуховой, так и зрительный он проводится в основном по методике Л. П. Федоренко. Учитель произносит один раз цепочку, например из 3 слов, или демонстрирует ее на доске или экране в течение 9—15 с (примерно по 3—5 с на одно слово) и больше не повторяет. Затем делает паузу, во время которой дети записывают, что запомнили. Читает новую цепочку из 3 слов и опять делает паузу, достаточную для того, чтобы школьники успели записать. Так происходит несколько раз, пока дети не запишут то количество слов, которое рекомендует программа по русскому языку для словарных диктантов
Вот как в третьем классе был проведен такой диктант. Диктовала по 3 слова: жёлтый, летит, берёза; аллея, ребята, двенадцать; весело, ягода, урожай; яблоко, вокруг, бежит; молоток, лесной, капуста. Затем ученики подсчитали, сколько слов удалось запомнить, и проверили, правильно ли записали слова. Проверка проходила следующим образом: заранее записала на доске все слова диктанта и закрыла эту часть доски, а во время проверки открыла ее, и ученики сравнили написанное в тетрадях с образцом на доске. Был определен победитель. Далее учащиеся расставили ударения, подчеркнули безударные гласные, назвали слова, в которых безударную гласную можно проверить и в которых этого сделать нельзя, с помощью сигнальных карточек определили части речи, составили предложения со словами жёлтый, летит, берёза, аллея, ребята и произвели синтаксический разбор этих предложений.
11. Зрительный диктант.
Необходимое количество «трудных» слов и словосочетаний написано на доске заранее. Дети прочитывают их, затем написанное закрывается, учащиеся записывают слова под диктовку. При проверке доска с записью открывается, и ученики проверяют свои работы.
12. Знаковые диктанты.
Использую данные диктанты в своей работе, т.к. они позволяют экономить время.
Например, при изучении темы «Части речи» диктую детям слова: бабочка, летать, двенадцать, красивый, быстро и т. д. У учеников в тетрадях:
С, Г, Ч, П, Н, … .
Тема «Члены предложения»: бежала, прыгал, лиса, хитрая, в лесу, любимый и т.д. В тетрадях дети чертят условные изображения членов предложения:
сказуемое, сказуемое, подлежащее и т.д .
Знаковые диктанты можно проводить письменно с самопроверкой или взаимопроверкой и устно с применением сигнальных карточек.
Словарный диктант с комментированием.
Учитель читает вслух слово. Затем вызывает нескольких учащихся, каждый из которых называет поочередно приставку, корень, суффикс, окончание, объясняя попутно их правописание. Если ученики еще не знакомы с таким разбором слова, можно попросить их назвать, сколько слогов в слове, сколько гласных букв, сколько согласных, сколько звуков. После этого учитель предлагает детям взять ручки и записать прокомментированное слово. Затем следует напоминание учащимся, чтобы они положили ручки, и начинается работа над следующим словом.
Если учащийся не может записать слово после комментариев, ему разрешается сделать прочерк. При этом детей предупреждают, что прочерк приравнивается к ошибке. Перед началом работы целесообразно показать на нескольких примерах, как надо выполнять задание.
Письмо с проговариванием.
Обеспечивает большой объём работы написанного, аккуратность, красивое письмо, практически полное отсутствие ошибок. Вначале проговаривать может учитель, затем сильные ученики, потом в работу включаются и средние, и слабые учащиеся. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок. И если ученик проговорил вдруг слово с ошибкой, то класс и учитель вовремя предотвратят беду, т.е. не дадут зафиксировать эту ошибку на письме.
Наряду с использованием определенных приемов формирования самоконтроля, развитие этого навыка требует проведения специальных упражнений, структурно отличных от обычных распространенных упражнений.
Специфика этих упражнений состоит в том, что учащимся приходится не просто выполнять задание, а, так или иначе, контролировать себя. Обратимся к некоторым из таких упражнений:
Какографические упражнения.
Упражнение в нахождении и исправлении специально допущенных ошибок, безусловно, способствует развитию самоконтроля. Младшие школьники очень охотно выполняют задания на исправление «чужих» ошибок. Но начинать следует с коллективной работы под руководством учителя. Только после того, как дети овладели данным приёмом работы, они могут самостоятельно находить и исправлять в тексте ошибки. На уроках используем карточки с напечатанными какографическими текстами.
Например:
В лису снек по колено. На ветках пушыстые подушечьки. Тонкие берёски со гнулись, а ели опустили махнатые лапы. Лижит подёлкой заиц . Ряпчик поклевал семян и нырнул вснег. Ленивые лоси брадили по снегу, а потом легли на снег. Скоро белая пороша за сыпала их спины и голавы.
Кроме карточек для индивидуальной работы использую рифмовки с элементами какографии для коллективной работы. Для этого текст рифмовки печатаю на доске, а дети с удовольствием помогают отыскивать ошибки Незнайке, Васе, Кузе. Но не надо злоупотреблять этим приёмом!
Письмо по памяти.
Это письменное упражнение применяется в двух вариантах: записываться может текст, заранее разученный с орфографической точки зрения в классе или дома, и всякий другой известный учащемся текст, который был ими когда-либо в прошлом заучен с другими целями. В первом случае учитель дает задание учащимся выучить дома определенный текст, предварительно разобрав его с орфографической точки зрения, то есть, выделив в нем слова с проходимыми или повторяемыми в данный момент орфограммами. В качестве домашнего это задание может быть осложнено, во-первых, тем, что текст переписывается школьниками в тетрадь (нужные орфограммы при этом подчеркиваются); во-вторых, повторением соответствующих правил или параграфов учебника, в-третьих, справками в орфографическом словаре и подыскиванием в последнем аналогичных случаев правописания: учитель должен указать (приблизительно), на каких страницах или в каких разделах словаря (на какую букву) ученики могут получить эти справки.
Подготовительный текст записывается учащимися на уроке по памяти. В этой записи не должно быть ни одной ошибки. Оценка за такие работы, как и за хорошо выполненные домашние задания, должны быть самыми строгими, эти работы могут оцениваться как неудовлетворительно даже при одной допущенной ошибке. Данное упражнение рассчитано не только на усвоение определенного количества орфограмм, но и на тренировку воли, внимания, памяти и дисциплины учащихся.
Кроме таких упражнений, в целях проверки слов, применяю следующий вид работы. Когда в упражнении даётся задание вставить пропущенную букву или слово, на доске пишу все слова и закрываю их листочком. Когда ученики заканчивают писать, открываю одно слово и прошу прочитать его вслух по слогам. Далее дети находят это слово у себя и проверяют его.
По теме « Непроизносимые согласные» предлагаю детям написать 5 слов по памяти с непроизносимыми согласными и обязательно подчеркнуть их. Если ученик, написав слово, пропустит непроизносимую согласную, ему нечего будет подчёркивать. Это упражнение можно продолжить. После того как дети написали 5 слов по памяти, я открываю доску, на которой написаны 10 слов на данную тему. Дети списывают те слова, которых у них нет, также подчёркивая непроизносимые согласные. Это упражнение использую при изучении любых тем.
На этапе закрепления нередко использую работу с копировальной бумагой. На доске записываю слова с пропущенными буквами, а учащимся раздаю скрепленные листы бумаги с копировальной бумагой, которые подкладываются в тетрадь под рабочую страницу. Учащиеся самостоятельно записывают слова, вставляя буквы, и сдают тетради учителю, а листы, на которых отпечатались слова, оставляют у себя. Затем учитель вставляет пропущенные буквы в слова, которые записаны на доске, и ученики проверяют себя по листам, исправляя допущенные ошибки. Ошибки анализируются, выставляются оценки.
Таким образом, данные приёмы и упражнения по формированию навыка самоконтроля усиливают ответственность у учащихся при выполнении заданий, приучают их работать без ошибок, а при выявлении - тут же их исправлять, и активизируют процесс обучения, пробуждают интерес к занятиям.