Сообщение на тему Роль ценностных ориентаций в развитии личностных качеств младших школьников на уроках иностранного языка
МБОУ «Михневская начальная общеобразовательная школа»
Роль ценностных ориентаций в развитии личностных качеств младших школьников на уроках иностранного языка
Выступление на заседании педагогического совета
учителя английского языка
Тихоновой Олеси Евгеньевны
2014 год
Роль ценностных ориентаций в развитии личностных качеств младших школьников на уроках иностранного языка
Сегодня актуальна проблема формирования личностных качеств младших школьников, их духовного мира с помощью иностранного языка. Начну с того, что иностранный язык как учебный предмет включен в программу начальной школы разработанной в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Педагогический аспект проблемы ориентации личности в окружающем мире в общем виде состоит в том, чтобы широкий спектр объективных ценностей культуры сделать предметом осознания, переживания, сделать так, чтобы объективные ценности стали значимыми, устойчивыми жизненными ориентирами личности.
Наиболее привлекательным выступает период младшего школьного возраста, когда закладываются основы формирования ценностного ядра личности, как концентрированного выражения смыслов человеческого бытия. Именно в этот период наиболее стремительно происходит развитие сущностных сил ребенка, делающих его самостоятельным человеком. Процессы самостоятельного освоения окружающей действительности особо обогащаются при встрече ребенка с явлениями, имеющими личностно - событийный характер. Таким явлением в пределах учебного процесса на раннем этапе выступает знакомство ребенка с иностранным языком как областью познания.
Привлекая ребенка необыкновенным созвучием и интонационной красотой речи, незнакомыми ранее образами и содержанием информации, не всегда доступной сверстникам, иностранный язык способствует развитию не только природных задатков, индивидуальных особенностей и психических структур ребенка, но и осознанию себя как неповторимой индивидуальности в горизонте многообразной культуры человеческого бытия. Неслучайно изучение иностранного языка на раннем этапе обучения получило в последнее время широкое распространение. В процессе раннего обучения иностранному языку наблюдается его положительное влияние на психические функции ребенка (памяти, внимания, мышления), интеллектуальные, речевые, эмоциональные способности учащихся, так и личностные качества: интересы, ориентация в общечеловеческих ценностях. Иностранный язык является действенным средством изучения культурного наследия своего народа и народов стран изучаемого языка, это способ, помогающий "ввести детей в мир другой культуры". Овладение иной культурой необычайно важно и для того, чтобы учащиеся имели возможность рассматривать свою культуру не как единственно возможный способ видения мира, а понимали бы соотношения культур разных народов и всей мировой цивилизации. Самым "желанным" результатом изучения культуры другого народа, по мнению Н. Брукса, является новое, более глубокое понимание, происходит осознание своей принадлежности к великой русской культуре.
Культуру нельзя себе представить без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни народа, наглядно демонстрирует его моральные и эстетические ценности, поэтому так велико его воспитательное значение. Дети чутко воспринимают устное народное творчство. Слушая и читая народные сказки, поговорки, пословицы, знакомясь с народной музыкой, дети приобретают новые знания о жизни – о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает как понимает красоту, получают представление о добре и зле, усваивают мудрость народа, его уважение к человеку.
Слово «сказка» у каждого человека ассоциируется с ярким, радостным миром детства, полного открытий и надежд. Сказка – наиболее доступное средство нравственного и эстетического воспитания, которое активно воздействует на разум и чувства школьника, развивает его восприимчивость, эмоциональность. Идейно-тематическое разнообразие содержания сказок с их счастливым финалом иллюстрирует непреходящую ценность таких понятий, как дружба, честность, трудолюбие, всепобеждающее добро, активная жизненная позиция. Поэтому именно сказки помогают ребенку выработать надлежащее отношение к окружающей действительности, поступкам людей, вызывают стремление подражать хорошему и противиться плохому. Передача морально-нравственного поведения происходит в них не через абстрактные теоретические концепции, а через непосредственные поступки действующих и убежденных в своей правоте сказочных героев, поведение которых целиком прозрачно и значимо для ребенка. Для осуществления воспитательных намерений по отношению к ребенку следует создать такую психологически благоприятную ситуацию, в которой ребенку будет комфортно, и он будет чувствовать себя уверенно, где он будет наслаждаться сказочными действиями, поскольку впечатления раннего детства закреплены в подсознании, что обусловливают лучшее восприятие текста. Что касается эмоционального аспекта, то изучение сказки на уроке иностранного языка, имеет ценность в том, что эмоции ребенка находят поддержку и некий отклик в группе детей. Тогда ребенок обретает смелость и желание действовать в соответствии с ролью, так сказка «будит» в ребенке эмоциональное начало, вызывает чувство радости, тревогу за судьбы героев.
Эффективность использования сказки при обучении речи зависит не только от точного определения её места в системе обучения, но и от того, насколько рационально организована структура занятия, как согласованы учебные возможности сказки с задачами обучения. В структуре занятия для обучения устной речи можно выделить четыре этапа:
1) подготовительный - этап предварительного снятия языковых и лингвострановедческих трудностей;
2) восприятие сказки при первичном прочтении- развитие умений восприятия информации;
3) контроль понимания основного содержания;
4) развитие языковых навыков и умений устной речи.
Четвертому этапу может предшествовать повторное прочтение. В качестве примера можно привести возможный вариант работы со сказкой:
Подготовительная работа.
Учащимся сообщается название сказки и предлагается догадаться, о чем будет она. Затем вводится новая лексика, которая необходимая для понимания сказки и предназначенная для активного владения. Новая лексика вводится перед прочтением каждого акта. Особое внимание уделяется фразеологизмам, проводится страноведческий комментарий.
Восприятие сказки (по частям).
Перед чтением каждой части (акта) учащиеся получают установку:
- кто главный герой;
- как мы к нему относимся;
- что он совершил;
Проверка понимания основного содержания.
Сначала учащиеся отвечают на вопросы, поставленные учителем перед прочтением. Затем можно использовать упражнения типа:
- выбери правильный ответ;
- расположи предложения в логической последовательности и другие.
Развитие навыков и умений устной речи.
Коммуникативное говорение можно стимулировать с помощью различных заданий:
- опиши главного героя;
- разыграйте диалоги между героями;
- прокомментируйте поведение героя.
Работа со сказками начинается с 3 класса. По сюжету учебника появляется новый герой, который пишет сказки. Первая сказка, которую мы читаем о двух мышах “The Town and the Mouse Country Mouse”. Работа над сказкой продолжается в течении трех уроков. И это не только чтение. Дети заканчивают предложения в соответствии с прочитанной сказкой, отвечают на вопросы к тексту. В заключении дети помогают мышке составить рассказ о себе.
В 4 классе ученики продолжают знакомство со сказками («Сказка о маленькой умной птичке», «Сказка о волке и овечке» и т.д.). Но большое внимание уделяется сказке «Король и сыр». В сказку входят 4 главы. После знакомства с новой лексикой и прочтения сказки ребята переводят фразы на родной язык, переставляют перепутанные предложения так, чтобы получилась последовательность действий, отвечают на вопросы. На следующем уроке их вниманию предоставляется отдельные части следующей главы (части перепутаны). Чтобы прочитать текст полностью, нужно восстановить последовательность этих отрывков, опираясь на подсказки (картинки). В 3 главе есть картинки, но нет текста.Опираясь на предыдущие две главы, ребята составляют рассказ. И, наконец, дочитав сказку, дети делают выводы, подобрав по смыслу пословицу.
Пословицы и поговорки имеют большое значение в языковом развитии школьников. В них заложен большой нравственный потенциал. Пословицы и поговорки – широко распространенный жанр устного народного творчества. Неизвестно время возникновения пословиц и поговорок, но неоспоримо одно: и пословицы, и поговорки возникли в отдаленной древности, с той поры сопутствуют народу на всем протяжении его истории. Заслуживают внимания те выразительные средства, с помощью которых достигается стойкость или запоминаемость пословиц и поговорок. Пословицы – крылатая мудрость народа, своеобразный учебник жизни. У каждого народа свои пословицы. И все они по своему интересны, все мудры и поучительны, только рассказаны они на своем языке. Стремление к знаниям и обогащению новыми сведениями о природе и людях рассматривается в пословицах и поговорках как нравственный долг каждого. Работая с пословицами и поговорками, учащиеся обращают внимание на то значение, которое придается активному здоровому образу жизни.
Их можно использовать как при введении нового фонетического явления, при выполнении упражнений на закрепление нового фонетического материала, так и при его повторении, во время фонетической зарядки.
На начальном этапе можно обращаться к пословицам и поговоркам для отработки произношения отдельных трудных звуков, в особенности тех, которые отсутствуют в русском языке. Вместо отдельных слов и словосочетаний, содержащих тот или иной звук, можно предложить учащимся специально отобранные пословицы и поговорки. Данный вид работы можно включить в урок на разных его этапах, он служит своеобразной разрядкой для детей.
Не меньшую роль в воспитательном процессе на уроках английского языка играют песенки, потешки, "первертыши" и другие жанры народного творчества. Они оказывают активизирующее воздействие,помогают создать объективные условия для эффективного освоения и присвоения нравственного опыта многих поколений, признавая уникальность и неповторимость личности, ценность которой, по выражению Я.А. Коменского, дороже всех сокровищ, дороже золота и серебра, приобщают детей к истокам мировой культуры.
Включение музыки в процесс обучения иноязычной звучащей речи имеет давнюю традицию, а в последнее время приобретает все большее распространение в связи дальнейшей разработкой интенсивных методов обучения. Музыка является средством эмоционально-интеллектуального общения многих поколений людей, творческого обогащения духовного опыта человека.
Через музыку дети познают эстетические и нравственные ценности (добро, красоту, гармонию…). Целесообразность использования музыкальных моментов в учебном процессе была доказана работами в области философии, эстетики, психологии и педагогики о роли искусства, его восприятия и оценки, деятельности и созидания в формировании личности, ценностных ориентаций.
Умение слушать музыку со временем перерастает в умение слышать человеческую речь, ее интонационную окрашенность, что является очень важным при обучении языкам (и родному, и иностранному). В УМК, по которому я работаю, входят песни. Ребята их с удовольствием слушают. В 3 классах я заканчиваю II четверть разговором о традициях празднования Рождества и Нового года в Великобритании, и обязательно мы слушаем и учим песню с поздравлением.
В заключении, хочется отметить, если учитель строит обучение с опорой на гуманистические традиции народов своей страны и страны изучаемого языка, он может достичь успехов в приобщении школьников к общечеловеческим ценностям.