Адаптированная рабочая программа по Музыке для детей ОВЗ 6 класс


Адаптированная рабочая программа
по предмету «Музыка» для обучающихся,
имеющих ограниченные возможности здоровья
(слабослышащие, слабовидящие, с нарушением опорно-двигательного аппарата)
6 класс
Москва 2016-2017 уч.годПояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Музыка» для 6 «З» класса структурного подразделения ШНО, в котором обучаются дети, имеющие ограниченные возможности здоровья, составлена на основе:
ФГОС ООО (Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897).
Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
Примерных программ по учебным предметам (издательство «Просвещение», 2011 г.)
Рабочей программы по предмету «Музыка» для 5-7 классов образовательных учреждений, разработанной авторами Г.П. Сергеевой и Е.Д. Критской к учебно-методическому комплексу «Музыка» издательства «Просвещение».
ООП Гимназии № 1748 «Вертикаль».
Учебного плана ГБОУ Гимназии №1748 «Вертикаль» СП «Школа надомного обучения» на 2016-2017 уч.год.
Программа ориентирована на учебники «Музыка. 6 класс», авторы Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская (изд. «Просвещение», 2011 год.). Предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: рабочие тетради, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителя под редакцией Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской.
Программа отражает содержание обучения предмету «Музыка» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, слабослышащих и слабовидящих детей.
Особые образовательные потребности у детей с НОДА задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с НОДА:
требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной традиционно развивающимся сверстникам;
необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;
индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для нормально развивающегося ребёнка;
обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды.
В структуру особых образовательных потребностей слабовидящих входят, с одной стороны, образовательные потребности, свойственные для всех обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с другой, характерные только для слабовидящих. Среди них:
целенаправленное обогащение чувственного опыта через активизацию, развитие, обогащение зрительного восприятия и всех анализаторов;
руководство зрительным восприятием;
расширение, обогащение и коррекция предметных и пространственных представлений, формирование и расширение понятий;
развитие познавательной деятельности слабовидящих как основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений, имеющихся у данной группы обучающихся;
систематическое и целенаправленное развитие логических приемов переработки учебной информации;
обеспечение доступности учебной информации для зрительного восприятия слабовидящих обучающихся;
строгий учет в организации обучения и воспитания слабовидящего обучающегося: зрительного диагноза (основного и дополнительного), возраста и времени нарушения зрения, состояния основных зрительных функций, возможности коррекции зрения с помощью оптических средств и приборов, режима зрительных и физических нагрузок;
использование индивидуальных пособий, выполненных с учетом степени и характера нарушенного зрения, клинической картины зрительного нарушения;
учет темпа учебной работы слабовидящих обучающихся;
увеличение времени на выполнение практических работ;
активное использование в учебно-познавательном процессе речи как средства компенсации нарушенных функций;
целенаправленное формирование умений и навыков зрительной ориентировки в микро и макропространстве.
В структуру особых образовательных потребностей слабослышащих обучающихся входят:
использование специальных методов, приемов и средств обучения (в том числе и специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных» путей обучения;
учет темпа учебной работы обучающихся;
увеличение времени на выполнение практических работ;
наглядно-действенный характер образования, отведение большего времени на повторение и закрепление учебного материала;
потребность в дифференцированном, «пошаговом» обучение.
Общая характеристика курса
Программа ориентирована на дальнейшее развитие эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству, систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям.
Освоение предмета «Музыка» направлено на:
приобщение школьников к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, раскрывающих духовный опыт поколений;
расширение музыкального и общего культурного кругозора школьников; воспитание их музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
развитие творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения, позволяющих проявить творческую индивидуальность в различных видах музыкальной деятельности;
развитие способности к эстетическому освоению мира, способности оценивать произведения искусства по законам гармонии и красоты;
овладение основами музыкальной грамотности в опоре на способность эмоционального восприятия музыки как живого образного искусства во взаимосвязи с жизнью, на специальную терминологию и ключевые понятия музыкального искусства, элементарную нотную грамоту.
Курс музыки в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников и результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире.
В рамках продуктивной музыкально-творческой деятельности учебный предмет «Музыка» способствует формированию у обучающихся потребности в общении с музыкой в ходе дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры.
Изучение предмета «Музыка» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Литература», «Русский язык», «Изобразительное искусство», «История», «География», «Математика» и др.
Цели и задачи курса:
Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи:
развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Реализация данной программы опирается на следующие методические принципы:
принцип художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
принцип увлечённости;
принцип интонационно-стилевого постижения музыки;
принцип триединства деятельности композитора-исполнителя-слушателя;
принцип сходства и различия;
принцип диалога культур.
Место в учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации и в соответствии учебным планом ГБОУ гимназии № 1748 «Вертикаль» для обязательного изучения музыки в 6 классе отводится 35 часов из расчёта 1 час в неделю, всего 105 часов в основной школе с 5 по 7 класс. Всего 34 урока в год при 1 уроке в неделю по базисному учебному плану. 35-й урок каждого учебного года выносится за рамки учебных часов и представляет собой заключительный урок года, интегрированный во внеурочную деятельность (урок-концерт, защита полихудожественных проектов, творческая мастерская или др.).
Результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
восприятие эстетических потребностей, ценностей и чувств, как результат освоения художественного наследия народов России и мира, как результат творческой деятельности музыкально-эстетического характера;
приобретение целостного, социально-ориентировочного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
умение самостоятельно планировать пути достижении цели;
умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
осуществлять смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
умение организовывать учебное сотрудничество в ходе реализации коллективно творческих проектов и в процессе решения различных музыкально-творческих задач;
стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Предметные результаты:
сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, самообразования, осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, а также в развитии мировой культуры;
развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
Используемые технологии в преподавании предмета «Музыка»
С целью реализации данной программы на уроках музыки используются следующие передовые технологии и методики музыкального образования и воспитания:
Технологии развития процессов восприятия и размышления о музыке.
Технологии ассоциативно-образного мышления.
Технологии формирования певческой культуры.
Технологии детского музицирования.
Технологии использования УМК.
Технологии проектно-исследовательской деятельности.
Технологии становления ассоциативно-образного мышления обучающихся.
Технологии использования учебно-методических комплектов в процессе обучения музыке.
Информационные технологии.
Технология здоровьесбережения процессов обучения, развития, воспитания.
Технологии диагностики успешности развития музыкальной культуры обучающихся.
Игровые технологии.
Авторские методики:
•«Познание музыки как воспитательная проблема» (автор – А.А. Пиличяускас);
• Методика музицирования на свирели на уроках музыки (автор – И.А. Переверзева);
• Методика развития познавательных интересов на уроках музыки (автор – И.А. Переверзева).
Использование специальных приемов организации учебно-познавательной деятельности, доступности учебной информации для зрительного восприятия слабовидящих обучающихся;
соблюдение регламента зрительных нагрузок (с учетом рекомендаций офтальмолога);
соблюдение светового режима (необходимость дополнительного источника света, уменьшение светового потока и другое);
рациональное чередование зрительной нагрузки со слуховым восприятием учебного материала;
использование приемов, направленных на снятие зрительного напряжения; использование специальных учебников и учебных принадлежностей, отвечающих особым образовательным потребностям слабовидящих;
использование индивидуальной, адаптированной с учетом зрительных возможностей слабовидящих обучающихся, текстовой и изобразительной наглядности, индивидуальных пособий, оптических, тифлотехнических и технических средств, облегчающих, учебно-познавательную деятельность слабовидящих обучающихся;
соблюдение режима физических нагрузок (с учетом противопоказаний).
Освоение школьниками курса «Музыка» поддерживается элементами дистанционного сопровождения (персональный сайт учителя музыки, электронный дневник).
Формы контроля
В процессе реализации программы применяются индивидуальные, групповые, и коллективные формы контроля. Входной, текущий, тематический и итоговый контроль осуществляется в форме экспресс-диагностики, опроса, тестов, диагностических заданий, творческих работ, мини-проектов, участия детей в концертах и музыкальных праздниках, а так же в форме стандартизованного наблюдения.
При выполнении слабовидящими обучающимися итоговых работ, необходима адаптация (в соответствии с их особыми образовательными потребностями) текстового и иллюстративного материала и увеличение времени на их выполнение: время может быть увеличено в 1,5 раза по сравнению с регламентом, установленным для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.
Содержание программы
Основное содержание курса в программе представлено следующими содержательными линиями: «Музыка, как вид искусства», «Народное музыкальное творчество», «Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв.», «Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв.», «Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.», «Современная музыкальная жизнь», «Значение музыки в жизни человека». Эти содержательные линии имеют сквозное развитие и ориентированы на сохранение преемственности внутри курса музыки в основной школе.
«Музыка как вид искусства».
Интонация как носитель образного смысла. Многообразие интонационно-образных построений. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки.
Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки.
Различные формы построения музыки (двухчастная и трехчастная, вариации, рондо, сонатно-симфонический цикл, сюита), их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические, романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие.
Многообразие связей музыки с литературой. Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Программная музыка. Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Картины природы в музыке и в изобразительном искусстве. Символика скульптуры, архитектуры, музыки.
«Народное музыкальное творчество».
Народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа. Характерные черты русской народной музыки. Основные жанры русской народной вокальной музыки. Различные исполнительские типы художественного общения (хоровое, соревновательное, сказительное). Музыкальный фольклор народов России. Знакомство с музыкальной культурой, народным музыкальным творчеством своего региона. Истоки и интонационное своеобразие, музыкального фольклора разных стран.
«Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв.».
Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа древнерусской храмовой музыки. Основные жанры профессиональной музыки эпохи Просвещения: кант, хоровой концерт, литургия. Формирование русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка). Обращение композиторов к народным истокам профессиональной музыки. Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (М.И. Глинка, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов). Роль фольклора в становлении профессионального музыкального искусства. Духовная музыка русских композиторов. Традиции русской музыкальной классики, стилевые черты русской классической музыкальной школы.
«Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв.».
Средневековая духовная музыка: григорианский хорал. Жанры зарубежной духовной и светской музыки в эпохи Возрождения и Барокко (мадригал, мотет, фуга, месса, реквием, шансон). И.С. Бах – выдающийся музыкант эпохи Барокко. Основные жанры светской музыки (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет).
«Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.».
Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов (С.С. Прокофьев, Г.В. Свиридов, А.Г. Шнитке и др.) и зарубежных композиторов ХХ столетия (К. Дебюсси, К. Орф и др.). Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке ХХ века (импрессионизм). Джаз: спиричуэл, блюз, симфоджаз – наиболее яркие композиторы и исполнители. Отечественные и зарубежные композиторы-песенники ХХ столетия. Обобщенное представление о современной музыке, ее разнообразии и характерных признаках. Авторская песня: прошлое и настоящее. Мюзикл. Электронная музыка. Современные технологии записи и воспроизведения музыки.
«Современная музыкальная жизнь».
Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом: концерты, конкурсы и фестивали (современной и классической музыки). Наследие выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей классической музыки. Современные выдающиеся, композиторы, вокальные исполнители и инструментальные коллективы. Классическая музыка в современных обработках.
«Значение музыки в жизни человека».
Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Стиль как отражение мироощущения композитора. Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. «Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов. Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Востока и Запада. Преобразующая сила музыки как вида искусства.
Структуру программы составляют разделы, определяющие концентрический принцип построения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, полугодия, года.
В программе 6 класса рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-симфонической музыки. Мир образов представлен народной, религиозной, классической и современной музыкой. Рассматривается место музыки в семье искусств.
Содержание программы «Музыка» для 5–7 классов раскрывается в учебных темах каждого полугодия. Эти темы, с одной стороны, ориентированы на изучение школьниками общих закономерностей музыкального искусства на разных этапах обучения музыке. С другой стороны они имеют обобщенный характер, что позволяет учителю на основе вариативного подхода определять ключевые моменты в формировании музыкальной культуры каждого конкретного класса и, в соответствии с этим, планировать содержание занятий.
Таким образом, темы разделов рабочей программы для 6 класса следующие: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» и «Мир образов камерной и симфонической музыки».
Каждая учебная тема программы раскрывается целым рядом художественно-педагогических идей. Соподчиненность содержательных линий программы 5–7 классов условно выявляется на двух уровнях: «горизонтальном» – освоение закономерностей музыки, музыкально-практическая и творческая деятельность школьников, и «вертикальном» – освоение духовно-нравственных ценностей музыкального искусства учащимися.
Содержание и тематика раздела «Мир образов вокальной и инструментальной музыки»
Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы.
Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки.
Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.
Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт).
Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония.
Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки).
Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.
Содержание и тематика раздела «Мир образов камерной и симфонической музыки».
Жизнь — единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве.
Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.
Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др.
Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др.
Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.
Учебно-тематический план:
№ п/п Тема урока Основные виды деятельности Кол.-во часов
Раздел 1. «Мир образов вокальной и инструментальной музыки»
Образы романсов и песен русских композиторов. слушание музыки
хоровое пение
устное коллективное размышление о музыке
инструментальное музицированиеработа с учебником
работа с электронными образовательными ресурсами 1
Портрет в музыке и живописи. слушание музыки
устное коллективное размышление о музыке
хоровое пение
инструментальное музицированиевокальные импровизации
выявление ассоциативно-образных связей музыки с изобразительным искусством
освоение элементов музыкальной грамоты
работа с учебником
работа с электронными образовательными ресурсами 2
Особенности лирического образа природы слушание музыки
устное коллективное размышление о музыке
пластические импровизации
художественные импровизации (рисунки)
работа с учебником
освоение элементов музыкальной грамоты 1
Музыкальный образ и мастерство исполнителя. слушание музыки
индивидуальное письменное размышление о музыке
хоровое пение
пластическое интонирование
художественные импровизации (рисунки) 1
Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов. слушание музыки
хоровое пение
вокальные импровизации
инструментальные импровизации
работа с учебником
освоение элементов музыкальной грамоты 1
Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения. слушание музыки
устное коллективное размышление о музыке
освоение элементов музыкальной грамоты
исполнение музыки
работа с электронными образовательными ресурсами 1
Старинной песни мир. Баллада «Лесной царь». слушание музыки
устное коллективное размышление о музыке
хоровое пение
инструментальное музицированиеосвоение элементов музыкальной грамоты
работа с электронными образовательными ресурсами 1
Образы русской народной и духовной музыки. слушание музыки
устное коллективное размышление о музыке
хоровое пение
ритмические импровизации
дирижированиеосвоение элементов музыкальной грамоты
инструментальное музицированиемузыкально-ритмические движения
работа с учебником 2
«Фрески Софии Киевской». слушание музыки
устное коллективное размышление о музыке
драматизация
освоение элементов музыкальной грамоты
выявление ассоциативно-образных связей музыки с литературой, живописью 1
«Перезвоны». Молитва. слушание музыки
устное коллективное размышление о музыке
работа с учебником
работа с электронными образовательными ресурсами 1
Образы духовной музыки Западной Европы. Образы скорби и печали. слушание музыки
устное коллективное размышление о музыке
инструментальное музицированиеработа с учебником
работа в сети Интернет
выявление ассоциативно-образных связей музыки с литературой, изобразительным искусством, архитектурой 1
Авторская песня: прошлое и настоящее. слушание музыки
устное и письменное (коллективное и индивидуальное) размышление о музыке
исполнение
ритмические и вокальные импровизации
работа с учебником
выполнение диагностических заданий 1
«Мир образов камерной и симфонической музыки
Вечные темы искусства и жизни. Образы камерной музыки. слушание музыки
устное коллективное размышление о музыке
пластическое интонирование
художественные импровизации (рисунки)
работа с учебником
художественные импровизации (рисунки)
освоение элементов музыкальной грамоты
работа с электронными образовательными ресурсами 2
Инструментальный концерт. слушание музыки
инструментальные импровизации
устное коллективное размышление о музыке
письменные размышления о музыке
музыкально-ритмические движения
драматизация
художественные импровизации (рисунки)
выявление ассоциативно-образных связей музыки с изобразительным искусством 1
Инструментальная баллада. слушание музыки
пластическое интонирование
речевые импровизации
вокальные импровизации
художественные импровизации (рисунки) 1
Ночной пейзаж. слушание музыки
хоровое пение
пластические импровизации
художественные импровизации (рисунки)
выявление ассоциативно-образных связей музыки с литературой, изобразительным искусством 1
«Космический пейзаж». слушание музыки
устное коллективное размышление о музыке
условное дирижированиемузыкально-ритмические движения
драматизация
художественные импровизации (рисунки)
выявление ассоциативно-образных связей музыки с изобразительным искусством 1
Образы симфонической музыки. слушание музыки
устное коллективное размышление о музыке
работа с учебником
освоение элементов музыкальной грамоты
выявление ассоциативно-образных связей музыки с изобразительным искусством
работа с электронными образовательными ресурсами 2
Симфоническое развитие музыкальных образов. Связь времен. слушание музыки
устное коллективное размышление о музыке
хоровое пение
инструментальное музицированиеосвоение элементов музыкальной грамоты
выявление ассоциативно-образных связей музыки с изобразительным искусством
работа в сети Интернет 2
Программная увертюра. слушание музыки
устное коллективное размышление о музыке
художественные импровизации (рисунки)
условное дирижированиеписьменные размышления о музыке
работа с учебником
исполнение музыки
выявление ассоциативно-образных связей музыки с изобразительным искусством 2
Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». слушание музыки
устное коллективное размышление о музыке
письменные размышления о музыке
условное дирижированиеисполнение музыки
работа с учебником
выявление ассоциативно-образных связей музыки с изобразительным искусством 2
Мир музыкального театра. слушание музыки
хоровое пение
драматизация
условное дирижированиеинструментальное музицированиемузыкально-ритмические движения
работа с электронными образовательными ресурсами
межпредметный исследовательский проект 3
Джаз – искусство ХХ века. слушание музыки
хоровое пение
ритмические импровизации
условное дирижированиеинструментальное музицированиевыявление ассоциативно-образных связей музыки с синтетическими жанрами
музыкально-ритмические движения
работа в сети Интернет
исполнение музыки
работа с учебником 1
Образы киномузыки. выявление ассоциативно-образных связей музыки с синтетическими жанрами
хоровое пение
сольное пение
драматизация
музыкально-ритмические движения
инструментальное музицированиеусловное дирижированиеработа с электронными образовательными ресурсами
выполнение диагностических заданий, тестирование
участие в концерте 2
Планируемые результаты освоения предмета
По итогам 6 класса обучающиеся научатся:
понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;
анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад;
определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических, романтических, эпических);
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;
различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных произведений;
различать многообразие музыкальных образов и способов их развития;
производить интонационно-образный анализ музыкального произведения;
анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов;
размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях;
понимать значение народного музыкального творчества в развитии общей культуры народа;
определять основные жанры русской народной музыки;
понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях композиторов;
понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного музыкального творчества;
узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний о стилевых направлениях;
различать жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической музыки;
называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола, ноктюрн, романс и т.п.) и крупной формы (симфония, кантата, концерт и т.п.);
узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную, вариации, рондо);
определять тембры музыкальных инструментов;
называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных, ударных, современных электронных;
определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра;
владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;
узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
определять характерные особенности музыкального языка;
эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
анализировать произведения выдающихся композиторов прошлого и современности;
анализировать единство жизненного содержания и художественной формы в различных музыкальных образах;
творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;
понимать специфику музыки, литературы и изобразительного искусства; специфику средств художественной выразительности каждого из видов искусств;
анализировать творчество исполнителей авторской песни;
выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;
сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений;
понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них;
находить ассоциативные связи между художественными образами музыки, изобразительного искусства и литературы;
понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;
называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские (сопрано, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса;
определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения: народные, академические;
владеть навыками вокально-хорового музицирования;
применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным сопровождением и без сопровождения (a cappella);
творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;
участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные формы индивидуального и группового музицирования;
передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;
проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической деятельности;
понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и общества;
осознавать роль музыки в изображении исторических событий, картин природы, разнообразных характеров, портретов людей и музыкантов;
эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях;
владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);
творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
применять современные информационно-коммуникационные технологии для записи и воспроизведения музыки;
использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки;
применять информационно-коммуникативные технологии для осуществления исследовательской деятельности художественно-эстетической направленности (создание и защита творческих, исследовательских проектов).
Обучающиеся получат возможность научиться:
понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;
понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мадригала, мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;
понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;
определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;
распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской церковной музыки;
различать формы построения музыки, понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;
участвовать в коллективной исполнительской деятельности в классе и в школе (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, клубы, концерты, конкурсы, фестивали и др.);
развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования (формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т. д.);
самостоятельно решать творческие задачи, высказывать собственные впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения;
активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.).
Учебно-методическое обеспечение
Музыка. Рабочие программы. Предметная линия Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской. 5-7 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская]. – М.: Просвещение, 2014.
Уроки музыки. Поурочные разработки. 5-6 классы / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2014.
Музыка. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2014.
Музыка. 6 класс. Творческая тетрадь: пособие для учащихся общеобразоват. организаций / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2014.
Музыка. Фонохрестоматия. 6 класс [Электронный ресурс] / сост. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. - М.: Просвещение, 2012. (CD-ROM).
Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 6 класс [Ноты]: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / сост. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. - М.: Просвещение, 2012.
Музыка. Планируемые результаты. Система заданий. 5-7 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [Л.Л. Алексеева, Е.Д. Критская; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2013. – 96 с. – (Работаем по новым стандартам).
Переверзева И.А. «Вопросы дистанционного консультирования обучаемых по предметной области «Искусство» на уровне основного общего образования» в сб. «Введение Федеральных образовательных стандартов основного общего и среднего образования»: методические рекомендации/под ред. Г.П. Сергеевой. – Наро-Фоминск: МАОУ ДПО (повышения квалификации) специалистов «Учебно-методический центр», 2014. – С.62-67.
«Д.Б. Кабалевский – композитор, учёный, педагог-исследователь» (к 110-летию дня рождения Д.Б. Кабалевского): сборник материалов региональной научно-практической конференции 19-20 декабря 2014 г. / Сост. и отв. ред. Г.П. Сергеева, Д.В. Корнев. – М.: АСОУ, 2014. – 184 с.
Персональный сайт учителя музыки Переверзевой И.А. http://muzika.vertical1748.ru/ .
Материально-техническое обеспечение
Библиотечный фонд: учебники, научно-методические пособия, нотные партитуры, хрестоматии музыкального материала, книги о музыке и музыкантах, альбомы, словари, энциклопедии.
Печатные пособия (журналы, таблицы, дидактический раздаточный материал).
Техническое оборудование: музыкальный центр, фортепиано или синтезатор компьютер, проектор, интерактивная доска или экран, аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.
Экранно-звуковые пособия (СD-диски, видеофильмы).
Шумовые инструменты.
Свирели пластмассовые для детского музицирования.
Портреты композиторов.
Электронные образовательные ресурсы:
Музыка. Фонохрестоматия. 6 класс [Электронный ресурс] / сост. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2013 – 1 электрон.-опт. диск (CD-ROM).
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов – http://collection.cross-edu.ru/catalog/Российский общеобразовательный портал – http://music.edu.ru/
Детские электронные книги и презентации – http://viki.rdf.ru/Перечень литературы,
использованной при составлении рабочей программы:
Закон Российской Федерации «Об образовании» (от 29 декабря 2012 года № 273–ФЗ).
Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015  гг. http://mon.gov.ru/press/news/8286.
ФГОС ООО (Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373), с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241).
Фундаментальное ядро содержания общего образования. / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011.
Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15). http://fgosreestr.ru/
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. – М.:Просвещение, 2011.
Программа «Музыка. 5-9 классы» / Сергеева Г.П., Критская Е.Д. - М.: Просвещение, 2014.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015/2016 учебный год.
Примерные программы внеурочной деятельности/под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015/2016 учебный год. Интернет-сайт: http://mon.gov.ru/.
Подготовка образовательных учреждений к введению Федеральных образовательных стандартов основного общего образования. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура: Методические рекомендации/под. ред. Г.П.Сергеевой, И.А. Переверзевой. – Кашира: МБОУ «Учебно – методический центр», 2012.
Переверзева И.А. Познавательные интересы школьников и их развитие в процессе общения с искусством. Искусство и образование: опыт взаимодействия. Сборник научно-методических статей / сост. и отв. ред. Г.П. Сергеева. - М.: ГОУ Педагогическая академия последипломного образования ,2009 г. – С. 42-46
Переверзева И.А. Влияние просветительской деятельности учителя на развитие познавательных интересов школьников. / Традиции просветительства в деятельности образовательных учреждений Подмосковья: сборник научно-методических статей / сост. и отв. ред. Г.П. Сергеева, И.В. Пигарева. – М.: ГОУ Педагогическая академия, 2010. – С. 52-55.
Переверзева И.А. Развитие познавательных интересов учащихся в художественно-эстетической деятельности. (Кафедральный вариативный модуль – 36 час.). / Программы дополнительного профессионального образования: предметная область «Искусство» / Сост. и отв. ред. Г.П. Сергеева – М.: ГБОУ Педагогическая академия, 2012.
Переверзева И.А. Становление личности школьников в процессе развития их познавательных интересов на музыкальных занятиях. / Воспитание подрастающего поколения в современных социокультурных условиях: проблемы и перспективы развития: материалы Международной научно-практической конференции. 22-23 октября 2013 г. – АСОУ, 2013. – 548 с. – С. 295-299.
Переверзева И.А. Проблема развития познавательных интересов школьников в процессе последипломного образования учителя. / Научно-методический журнал «Педагогическая академия», № 2, 2013. – С. 33-37.
Сергеева Г.П. Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях: Учебное пособие. / Г.П. Сергеева – М.: ГОУ педагогическая академия, 2010.
Сергеева Г.П. Освоение технологий предмета «Музыка» в последипломном образовании: моногр. / Г.П. Сергеева. – М.: Триумф, 2013.
Учебник на уроке искусства. Методические рекомендации для учителей музыки и изобразительного искусства. Вып. 1. / Сб. Под научной редакцией С.К. Семениной. – М.: ИПК и ПРНО МО. – 2002.
Интернет-ресурсы:
1. http://mon.gov.ru/ – сайт  Министерства образования и науки РФ.
2. http://standart.edu.ru – ФГОС общего образования и разработанные к ним документы.
3. http://www.informika. ru – сайт ФГУ «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций».
4. http://school-collection.edu.ru/ – каталог Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.
5. http://fcior.edu.ru – каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра.
6. http://window.edu.ru – электронные образовательные ресурсы.
7. http://katalog.iot.ru – электронные образовательные ресурсы.
8. http://www.it-n.ru/ – «Сеть творческих учителей».