Круглый стол по теме: «Формирование общих компетенций через дополнительное образование». Презентация педагогического опыта на примере мастер-класса по теме парфюмерно-косметические товары: «Ученик парфюмера…» 
Министерство образования Московской области
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области
«Государственный гуманитарно-технологический университет»
(ГГТУ)
« СОЦИАЛЬНО - ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Круглый стол по теме:
«Формирование общих компетенций через дополнительное образование».
Презентация педагогического опыта на примере мастер-класса по теме парфюмерно-косметические товары: «Ученик парфюмера…»
Автор: преподаватель Иванова Наталья Михайловна
2016 год.
Г. Орехово – Зуево.
Расскажи, и я забуду.
Покажи, и я запомню.
Дай попробовать, и я пойму.
(Древняя китайская мудрость)
Наша жизнь не стоит на месте – она стремительно развивается, набирает новые обороты, идёт вперёд, внося свои коррективы в различные жизненные процессы, в том числе – в процесс образования. 
Вместо простой передачи знаний от учителя к ученику приоритетной целью образования сегодня является формирование у обучающихся умения самостоятельно приобретать знания т.е.  умения учиться.
Сегодня каждый преподаватель стремится  решать  главную задачу современного профессионального образования – формирование компетентного выпускника, т.е.  приближение его  к заказу социума. Дисциплины профессионального цикла - стартовая  площадка  для этого в системе профессионального образования, в том числе и  для освоения общих компетенций. И каждый  преподаватель  по своему, находит здесь своё решение.
Можно напомнить известное высказывание П.Ф. Каптерева: «общее образование не есть изучение предметов, а есть развитие личности предметами…», которое  актуально и для профессионального образования. Пользуясь программным материалом,  преподаватель должен уметь  направить обучающегося не только на приобретение знаний и умений  по выбранной профессии, но и сформировать и развить его общие компетенции   как фундамент для приобретения профессиональных компетенций.
По требованиям  ФГОС, выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. 
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. 
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. 
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. 
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. 
ОК 7. Соблюдать правила реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и Правилами продажи товаров. 
ОК 8. Исполнять воинскую обязанность , в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)
Мои  обучающиеся получают профессию      « Продавец, контролёр-кассир».Какие же общие  компетенции можно сформировать в рамках урока ПМ 01.01 «Продажа непродовольственных товаров»?
Те, которые направлены на организацию деятельности, т.е. ОК 1. – ОК 7.
Как их формировать?
Путём применения современных технологий обучения и дополнительного образования.
Какую технологию предпочесть?
Это решает каждый преподаватель индивидуально в зависимости от состава и подготовленности группы, изучаемого материала, технических возможностей и т.д.
Я предпочитаю использовать в своей работе  в качестве дополнительного образования обучающихся проведение мастер-классов  по темам дополняющих или расширяющих знания и умения будущих работников торговли как одну из форм обучения  при применении  интерактивных технологий.
Почему?
Одна из причин – осознанные ответы обучающихся на вопросы в  процессе   познания:
что знал,
что узнал,
что осталось непонятным, 
что я буду с этим делать, 
т.е. формирование умения анализировать свою деятельность. Это побуждает и обучающихся заниматься самообразованием (без этого не обойтись в  высокотехнологичном, конкурентном мире).
Другая, не менее важная причина– это возможность  формирования необходимости работы с информацией, в том числе большого объёма (что актуально в современном информационном обществе), расширения кругозора обучающихся.
Кроме того, обучающимся становится интереснее учиться, растёт мотивация к изучению дисциплины. Знания, получаемые при такой форме обучения, становятся актуальными для них. Наблюдается повышение качества знаний и, самое главное, уделяется больше внимание САМОЙ ЛИЧНОСТИ обучающегося.
Что такое мастер-класс? Это известно-
одна из эффективных форм распространения и трансляции собственного  опыта и профессионализма. 
Мастер-класс – это открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы, показывающая способы преодоления консерватизма и рутины;
особый  жанр обобщения и распространения опыта;
главное средство передачи концептуальной новой идеи своей (авторской) педагогической системы;
эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.
Технология мастер-класса.
не сообщить информацию, а передать способы освоения деятельности, будь то прием, метод, методика или технология; 
показать и передать продуктивные способы работы – одна из важнейших задач  преподавателя.
Позитивный результат мастер-класса.
овладение участниками новыми творческими способами, решения какой - либо проблемы, 
в формировании мотивации к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию. 
Если использовать мастер-классы для организации и проведения занятий с обучающимися, где преподаватель помимо основных педагогических целей ставит задачу передачи своего опыта и знаний обучающимся, то можно выделить:
1.Примерный алгоритм проведения мастер-класса.
выделение проблемы; 
панель (актуализация проблемы); 
объединение в группы для решения проблемы;
работа с материалом; 
представление результатов работы; 
обсуждение и корректировка результатов работы.
2.Обязательно выделить и определить:
Позицию преподавателя.
Это, прежде всего позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения в освоении способов деятельности; 
создание атмосферы открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.
организация работы вместе со всеми, (преподаватель  равен участнику мастер-класса в поиске знаний и способов деятельности). 
Преподаватель  исключает официальное оценивание работы участников мастер-класса, но через социализацию, афиширование работ дает возможность для самооценки , самокоррекции.
3.Разработать и подготовить основные виды деятельности, которыми будут заниматься обучающиеся при проведении такого занятия. Например:
В ходе мастер-класса участники: 
•изучают материалы и разработки по теме мастер-класса; проводят необходимые наблюдения, практические работы, опыты, эксперименты;
•участвуют в обсуждении полученных результатов; 
•задают вопросы, получают консультации; 
•предлагают для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки; 
•высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем, получают дополнительные сведения и информацию
Следует обратить внимание при подготовке мастер-класса на то, что в технологии   их  проведения главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология. Передать продуктивные способы работы – одна из важнейших задач для преподавателя при формировании общих компетенций.
Мы не готовим парфюмеров, но, например,  мастер- класс по теме 
«  Ученик парфюмера…»  даёт возможность обучающимся  не только узнать дополнительную информацию по теме урока ПМ .01.01, но и попробовать создать своими руками свой авторский парфюмерный продукт-духи.
Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать. Я научу вас».
Для организации и проведения такого мастер- класса требуется большая подготовительная работа преподавателя и дополнительная  внеаудиторная работа обучающихся по поиску информации, литературы, материалов и т.п.
Мастер-класс – это конечно двусторонний процесс, и отношения «преподаватель – обучающийся» являются абсолютно необходимыми. Непрерывный контакт, практически индивидуальный подход к каждому обучающемуся – вот то, что отличает мастер-классы от всех остальных форм и методов обучения.
На подготовительно-организационном этапе мастер-класса, я ставлю перед обучающимися  цель и задачи, активизирую деятельность его участников с помощью проблемных вопросов и ситуаций , демонстрации отрывка из фильма, сообщениями по данной теме (которые готовят обучающиеся заранее в рамках внеаудиторной самостоятельной работы), и демонстрирую видео ролики . Обучающиеся встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, помогая преподавателю в организации занятия, тем самым формирую общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. 
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. 
На основном этапе мастер-класса - обучающиеся выполняют, задания в соответствии с обозначенной задачей урока  по индивидуальным заданиям   с помощью алгоритма действий создают парфюмерную композицию,  а с помощью ресурсов сети Интернет – создают,  рекламу парфюмерной композиции, которая у них получилась. На этом этапе, работая самостоятельно и в команде , они учатся работать со справочниками и дополнительной литературой, пользуются консультацией и советами преподавателя .Тем самым формируются такие общие компетенции как умение:
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. 
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. 
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. 
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. 
На заключительном этапе – афиширование –идёт представление собственных выполненных работ, защита своих проектов и их соответствие санитарным нормам и правилам, возможностью применения или реализации.
На этом этапе можно проследить,  как глубоко сформированы такие общие компетенции как умение:
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. 
ОК 7. Соблюдать правила реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и Правилами продажи товаров. 
Заключительное слово преподавателя на мастер- классе – это подробный 
анализ результатов деятельности, который можно провести  по критериям: 
каково овладение обще интеллектуальными способами деятельности; 
развита или нет способность каждого к рефлексии; 
сформировались ли элементы коммуникативной культуры. 
Особое место в формировании общих компетенций необходимо обратить на рефлексию т.е. умение обучающихся  проводить самооценку и самоанализ по поводу своей деятельности на мастер-классе.
На этом важном этапе проведения мастер-класса закладываются к формированию или закреплению следующие общие компетенции:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. 
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. 
Результатом «мастер-класса» как правило является  тот или иной продукт самостоятельной деятельности обучающихся под незаметным, тонким руководством преподавателя . Такая  модель урока (занятия), которую как-бы разработал «ученик» под руководством «учителя-Мастера» с целью применения этой модели в практике собственной деятельности,  на мой взгляд является эффективной при формировании общих и профессиональных компетенций.
Дмитрий Менделеев сказал: «Границ научному познанию предвидеть невозможно». В педагогике этих границ, пожалуй, вовсе не существует. Ведь преподаватель находится в постоянном поиске нового. Надеюсь, в опыте моей работы вы найдёте для себя что-то нужное. 
Желаю всем творческой неуспокоенности.