Круглый стол для родителей и педагогов на тему Роль семьи в формировании гражданской позиции ребенка

Королева Наталья Александровна
педагог-психолог
МБОУ СОШ № 2
г. Карпинск
Круглый стол с элементами деловой игры с участием педагогов и родителей
Тема «Роль семьи в формировании гражданской позиции ребенка».
Цель: формирование психолого-педагогической готовности родителей к формированию гражданской идентичности личности в семье.
Задачи:
- включение родителей в активные формы формирования гражданской идентичности у детей (экскурсии, походы, семейные праздники, составления семейной родословной, творческие проекты, конкурсы и др.);
- привлечение родителей к обмену опытом воспитания.
Вступительное слово директора: Что такое гражданская позиция?
Социальный педагог: социальный портрет школы, количество обучающихся состоящих на различных видах учета, краткий анализ по видам преступлений.
Завуч по ВР:
В настоящее время мы являемся свидетелями и участниками постепенного процесса переоценки ценностей, возрождение гражданских, а также патриотических взглядов и убеждений. Думается, что чувство национального самосознания и чувство любви к Отечеству должны быть воспитаны в человеке семьей и школой.
С самого раннего возраста изучать искусство патриотизма должно закладываться родителями. Особое внимание стоит уделить политической грамотности молодежи, очень важно научить ее свободно разбираться в огромном потоке существующих ныне партий и течений.
Необходима целенаправленная работа по гражданскому образованию в рамках патриотического воспитания, так как низкая политическая культура, незнание основных положений Конституции РФ, подмена понятий "Отечество" и "Государство", не могут способствовать формированию отечественной личности, подлинного патриота страны. Эстетического воспитания, а в частности формирование «чувства прекрасного», должно быть неразрывно связано с гражданскими и патриотическими основами воспитания.
Педагог-психолог:
Явление преступности среди несовершеннолетних обусловлено как личностью самого несовершеннолетнего, так и отрицательным влиянием окружающей среды в которую ребенок попадает.
Чаще всего преступления совершают так называемые «трудные» подростки. Так же отмечается, что для подростков - правонарушителей характерен низкий уровень общественных интересов. В большинстве случаев причиной формирования личности такого подростка являются отрицательные семейные условия:
- отсутствие нормальной нравственной среды в семье очень часто воспитывает в подростке эгоцентризм и другие негативные качества. Нередко такое искажение нравственной атмосферы в семье бывает связано с алкоголизмом родителей и их аморальным поведением.
Ужас испытывают дети, просыпаясь от страшных звуков драки, ударов, крика матери, видя перед собой перекошенное от злобы лицо отца. Наблюдая в детстве за избиением матери (а на территории России ежедневно 36.000 женщин избиваются мужьями или сожителями), или, испытывая насилие со стороны отца, мальчик, повзрослев, устанавливает такие же отношения в своей семье (74% мужчин - обидчиков в детстве были свидетелями агрессивного поведения отца).
К сожалению, насилие чаще всего порождает только ответное насилие. Но не всегда ребенок является только свидетелем насилия в отношении матери. Мужчина, избивающий свою жену, зачастую агрессивен и по отношению к своим детям. Так, 70% мужчин, избивающих своих жен, применяли насилие и к детям. И хотя последствия бывают самыми тяжелыми (травмы, вызывающие серьезные нарушения физического, психического здоровья, а так же отставание в развитии), большинство взрослых подобный «метод воспитания» не рассматривают как насилие над ребенком.
Насилие в семье наносит огромный ущерб нравственности, приводит к психотравмирующему воздействию на детей, что нередко способствует совершению и с их стороны антиобщественных деяний и преступлений в будущем.
Избивая детей, родители часто не осознают, что сами запускают в ход цепочку: человек, подвергшийся насилию, сам может стать преступником. Взрослый, как правило, оправдывает себя словами: «Меня лупили для моей же пользы. Теперь я понимаю. И мой сын вырастет - поймет». Дети, выросшие в атмосфере насилия, усваивают антиобщественное поведение и считают жестокость оправданной для контроля над людьми во всех сферах своей жизни.
Если признаки физического насилия легче распознать, то в отношении эмоционального насилия этого сказать нельзя. Является ли оскорбление ребенка, унижение его человеческого достоинства психологическим насилием? Является ли обвинение ребенка, угрозы, крик, запугивание эмоциональным насилием? Как влияет опыт использования так называемых подобных «методов воспитания» на чувство доверия к людям и безопасности, которые так важны для нормального развития ребенка?
Подросток испытывает огромное чувство беспомощности, не имея возможности самостоятельно защититься от насилия, вследствие зависимого положения, он бежит из дома на улицу, где, как ни странно, чувствует себя в большей безопасности.
Соответственно, одной из самых серьезных причин, обусловливающих рост детской безнадзорности и преступности несовершеннолетних, по оценкам специалистов, являются сложившиеся социально - опасные ситуации в семьях, когда родители не исполняют своих обязанностей по воспитанию детей, отрицательно влияют на их поведение, жестоко обращаются с ними. Ребенок, уходя из семьи, находит себе занятие чаще всего асоциального характера это преступления, токсикомания, алкоголь, наркотики.
А сейчас мы с вами обсудим:
Каковы же функции семьи на современном этапе общества?
Функции:
- воспитание детей,
- сохранение, развитие и передача последующим поколениям ценностей и традиций общества,
- реализация социального воспитательного потенциала,
- удовлетворение потребности всех членов семьи в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, чувстве безопасности, ощущение ценности и значимости собственного Я, эмоциональном тепле и любви,
- удовлетворение потребностей в совместном проведение досуга,
- организация совместного ведения домашнего хозяйства, разделение труда в семье, взаимопомощь,
- удовлетворение потребности членов в общении с близкими людьми,
- удовлетворение индивидуальных потребностей в отцовстве или материнстве,
- контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях,
- социальный контроль за поведением отдельных членов семьи,
- организации деятельности по финансовому обеспечению семьи,
рекреативная функция – охрана здоровья членов семьи, организация их отдыха, снятие с людей стрессовых состояний.
Всем спасибо в конце нашей встречи мы вернемся к данным ответам.
Просмотр видеосюжета:
А сейчас я предлагаю всем присутствующим разбиться на группы и представить себя в роли педагога, подростка либо родителя и, просмотрев видеосюжет, обсудив его в группе, ответьте на следующий вопрос, как бы вы поступили в данной ситуации?
Просмотр видеоролика, обсуждение в группах.
Подведение итогов:
Возвращаясь к списку функции семьи, который нами был написан в начале круглого стола, пересмотрим его, и ответим на вопрос, какую роль семья играет в формировании гражданской позиции ребенка на современном этапе?
Семья для ребёнка – это не только место его рождения, но и основная среда его обитания и развития. Каким будет воспитание – позитивным или негативным все зависит от семьи. Жизнь каждого человека, так или иначе, связана с семьей. Образ жизни семьи неразрывно связан с экономической, социальной, политической, духовной сферами жизнедеятельности общества и, в конечном счете, определяет образ жизни общества в целом.
Она как структурообразующая система общественной жизни фокусирует все кардинальные изменения, происходящие в обществе.
Семья является единственным социальным институтом, в котором происходит рождение новых поколений, благодаря чему формируются основные социально-демократические процессы, и происходит передача традиционной информации от родителей к детям.






15