Статья на тему: Роль интерактивных методов обучения в формировании учебных и личностных компетенций младших школьников.
Н.Г.Светова
учитель начальных классов
Учреждение «Авторская школа Жании Аубакировой»
город Алматы
Роль интерактивных методов обучения в формировании учебных и личностных компетенций младших школьников.
«Сегодня образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии «Казахстан – 2050» [1]. Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым была поставлена задача о вхождении республики в число 30-ти наиболее конкурентоспособных стран мира.
В программе развития образования Республики Казахстан, особый акцент был сделан на применение инновационных технологий в обучении, позволяющих воспитать высокообразованную, самодостаточную и творческую личность.
В достижении данной задачи немаловажную роль играет совершенствование форм и методов обучения и воспитания.
Современное глобализированное и информатизированно-ориентированное общество, диктует необходимость формирования все более новых компетенций, позволяющих осуществлять успешную деятельность. Уже не достаточно просто знаний, умений и навыков. Современный человек должен свободно владеть информационными технологиями, обладать креативным мышлением, ориентироваться в огромном потоке разнообразной информации, способностью оперировать полученными знаниями и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. А это означает, что необходимо системно и гибко трансформировать подходы и методы обучения.
В настоящее время, актуальной представляется проблема компетентностного подхода в системе начального образования, так как именно в начальной школе формируются основы дальнейшей успешности в обучении, воспитании, саморазвитии и деятельности.
Наибольшее значение в формировании необходимых компетенций у младших школьников, является обеспечение равного доступа всех участников образовательного процесса к лучшим инновационным образовательным ресурсам и технологиям.
Рассмотрим более подробно, каким образом, через интерактивные формы и методы обучения можно формировать необходимые компетенции у младших школьников на примере личного обобщенного педагогического опыта.
Прежде всего, хотелось бы отметить, что в нашей школе активно приветствуется и поддерживается творческое применение интерактивных форм учебной деятельности, способствующих развитию самостоятельного мышления, креативности и коммуникативной компетентности учащихся. Творческая свобода педагога, реализуясь через разнообразные формы учебной деятельности, помогает достигать образовательных целей. Например:
создание проектов, способствует развитию логических аспектов мышления, умению ориентироваться в потоке информации, четко формулировать цели и задачи деятельности;
публичные выступления, групповая работа и дискуссии развивают речь, коммуникативные навыки и прививают культуру эффективного взаимодействия;
создание проблемных ситуаций на уроках, подготовка видеофильмов и презентаций развивает творческое мышление и креативность.
применение в учебном процессе новых компьютерных и информационных технологий, электронных учебников, видеоматериалов, обеспечивает свободную поисковую деятельность учащихся.
Как мы уже обозначали ранее, образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом для последующего развития. Но развитие возможно лишь в том случае, когда присутствует достаточная, сознательная мотивация. Для этого необходимо создать такие условия, которые позволяют повысить у детей интерес к учебе, привести их к мысли о необходимости знаний, умений и навыков.
Немного об этих необходимых условиях.
На этапе начального образования, ведущая роль отводится конечно же учителю. Именно учитель определяет актуальный уровень развития и сформированности знаний, умений и навыков и с учетом этого актуального уровня может квалифицированно выработать траекторию зоны ближайшего развития своих учеников. Для этого необходимо постоянно пересмотривать подходы к методам и формам проведения уроков и контроля.
Как известно, усвоение любого материала трудно дается младшим школьникам, если они выступают в роли пассивных слушателей, и наоборот, при активной деятельности, учащиеся с большим интересом и меньшими сложностями осваивают этот же материал. Это связано с тем, что в этом возрасте ведущую роль играет наглядно-действенное мышление (вижу-повторяю-делаю).
Применение интерактивных методов на уроке, позволяет активизировать все репрезентативные системы (аудиальные, визуальные и кинестетические), а значит глубинно усвоить учебный материал. Незаменимым средством здесь может выступить интерактивная доска.
Опыт показывает, что работа учащихся с интерактивной доской вызывает значительный интерес к выполняемым заданиям по русскому языку и математике; аудио и видеоматериалы расширяют кругозор, способствуют обогащению знаний. Выполненные и представленные учащимися в интерактивной форме задания (презентации, проекты, доклады и т.д) позволяют до 95% усвоить новый материал. Кроме того, повышается мотивация к исследовательской деятельности, например, учащиеся самостоятельно проводят опыты по природоведению, снимают видеоматериал и представляют его в виде презентаций.
В 2013-2014 учебном году учащиеся первых классов работали над проектами под общей темой: «Здоровое питание». Системное применение интерактивных методов обучения на уроках позволило ученице Базарбаевой Айбике подготовить и представить проект «Вред и польза шоколада», который был признан одним из лучших среди проектов учащихся 1-х классов на общешкольном конкурсе. В 2014-2015 учебном году ученица второго класса Тлеубаева Анелия подготовила проект по теме «Тянь-Шанская ель под угрозой». Данный проект занял первое место по городу Алматы на Республиканском конкурсе научно-исследовательских работ «Зерде».
При подготовке учащимися начальных классов интерактивного задания к уроку, допускается и приветствуется участие родителей. Данный подход позволяет снять формализованное отношение к выполнению задания, создать творческую атмосферу сотрудничества, снизить уровень тревожности и у родителей и у ребенка, что немаловажно в осуществлении поставленных учебно-воспитательных задач. Большинство родителей отмечает, что применение интерактивных форм и методов обучения положительно сказывается на качестве знаний, творческой активности, мотивации к обучению и темпах личностного развития их детей.
Итак, из всего вышеизложенного, можно сделать следующий вывод: интерактивные методы и формы обучения способствуют формированию учебных и личностных компетенций, воспитывают добросовестное отношение к труду, активизируют мотивацию к приобретению знаний и саморазвитию, а значит, значительно помогают реализовать общие цели современного образования.
Использованная литература:
1. Инструктивно-методическое письмо «Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях (в том числе реализующих инклюзивное образование) Республики Казахстан в 2014-2015 учебном году» //Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2014г.
15